Введение 7
1. Критическое мышление в образовательном процессе 11
1.1 Определение понятия «критическое мышление» 11
1.2 Факторы, влияющие на развитие критического мышления в образовательном
процессе 15
1.3 Анализ программ по развитию критического мышления в образовательном
процессе 34
2. Организация условий, направленных на диагностику и развитие критического
мышления в образовательном процессе 42
2.1 Диагностический инструментарий оценивания критического мышления 42
2.2. Разработка и апробация образовательного курса, направленного на развитие критического мышления студентов 56
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Представления студентов о критическом мышлении 75
Приложение Б Описательные статистики по утверждениям шкалы «Ценность критического мышления» 81
Приложение В Описательные статистики по утверждениям шкалы «Полезность» 83
Приложение Г Описательные статистики по утверждениям шкалы «Рефлексия» 85
Приложение Д Описательные статистики по утверждениям шкалы «Вовлеченность»
Развитие современного образования в условиях изменяющейся социальной, экономической и политической обстановки предполагает, что студентам следует иметь собственные взгляды и убеждения, а так же конструктивные аргументы для поддержания своей позиции. Современному студенту необходимо ориентироваться в информационном пространстве, уметь критически оценивать ситуации, а также противостоять манипуляциям [8]. Стоит отметить, что современный мир и темп жизни побуждает людей иметь не только профессиональные специальные знания и навыки, но и осваивать так называемые «soft skills», которые позволят быть конкурентоспособными в социально-экономической и технологической реальности. Перед образованием возникает необходимость формирования и развития как личностных, так и профессиональных качеств: умения анализировать и критически переосмысливать информационный массив знаний, предлагаемых образовательными программами университета, которые формируют универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые будут в определённой степени обеспечивать успех будущей практической деятельности выпускника.
Данная тенденция в образовании отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) [14]. Так, согласно ФГОС по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодёжью, выделяется группа универсальных компетенций «Системное и критическое мышление». Согласно данной группе, выпускник должен быть «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» (УК-1). Следовательно, от педагогов высшей школы требуется применение новых методических подходов, а также системного анализа, направленного на то, чтобы помочь освоить специфику новых учебных курсов, например, таких как критическое мышление.
Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах П. Фациона [42, С. 65]: критическое мышление - саморегулирующееся мышление и суждение о процессах, теориях, доказательствах и суждениях, которые помогают генерировать знания, а также оценку этих знаний. Помимо определения, П. Фацион выделил навыки критического мышления: интерпретация, анализ, умозаключение, оценка, объяснение и саморегулирование. Необходимо отметить, что в понимании природы критического мышления наиболее известные ученые и педагоги, работавшие в разных странах в разных культурных и исторических контекстах очень близки. Так, согласно новому методическому словарю терминов и понятий Э. Г. Азимова, критическое мышление - это сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающийся принятием решения [2].
В настоящее время многочисленные исследования демонстрируют и подчеркивают важность критического мышления в образовании [26; 36; 87]. Несмотря на общую заинтересованность преподавателей и ученых в поиске условий развития критического мышления студентов, создание условий для целенаправленного освоения студентами навыков критического мышления всё еще не широко распространено в образовательном процессе из-за различных факторов. К таким факторам можно отнести: большое количество учащихся в группе, насыщенная содержанием образовательная программа, недостаточное использование информационных технологий и недостаточная информированность педагогов касательно критического мышления. Именно определение условий развития критического мышления в образовательном процессе является одной из важных задач и рамках внедрения критического мышления в образование. Необходимо отметить, что помимо изучения условий развития критического мышления, важным является разработка диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень критического мышления у студентов и эффективность предлагаемых программ по его развитию.
Таким образом, объектом выпускной квалификационной работы является развитие критического мышления студентов. Предметом исследования - организация условий, способствующих развитию критического мышления студентов в образовательном процессе.
Целью нашего исследования является конкретизация условий, способствующих развитию критического мышления студентов, обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников с целью конкретизации рабочего понятия «критическое мышление»;
2. Анализ факторов, влияющих на развитие критического мышления студентов в образовательном процессе;
3. Анализ опыта реализации программ по развитию критического мышления студентов в образовательном процессе;
4. Адаптация и апробация диагностических инструментов, направленных на выявление представлений студентов о критическом мышлении;
5. Разработка и апробация серии занятий (образовательный курс в Moodle), направленных на организацию условий развития критического мышления студентов в университете.
Гипотеза исследования: организация условий развития критического мышления студентов в образовательном процессе предполагает:
1) анализ представлений студентов о критическом мышлении;
2) выявление и учет образовательных дефицитов обучающихся в плане развития критического мышления;
3) реализацию образовательного курса, направленного на развитие критического мышления студентов, особенностями которого являются:
• рефлексивные вопросы блока «Обратная связь», предполагающие самооценку критического мышления студентов на каждом занятии;
• задания, направленные на отработку конкретных навыков критического мышления (интерпретация, объяснение, саморегуляция, анализ, умозаключение, оценка);
• включение интерактивных модулей (Wiki, лекция) в структуру курса в Moodle;
• акцент на темы профессиональной подготовки студентов специальности «Организация работы с молодёжью» (молодёжная политика, тьюторское сопровождение и т.д.) в содержании заданий.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, проблемологический анализ, апробация зарубежных опросников критического мышления студентов, методы статистического и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость работы: на основании анализа научных работ российских и зарубежных исследователей конкретизировано понятие «Критическое мышление»; выявлены условия развития критического мышления в университете: описаны «общий», «вводный», «с погружением», «смешанный» подходы к внедрению критического мышления в образовательный процесс, выявлена наиболее эффективная продолжительность программ по развитию критического мышления; описаны техники по развитию критического мышления: «Шесть шляп мышления», «Карты аргументов», «Фишбоун», дебаты, «ПОПС-формула», скаффолдинг, групповая работа; описаны диагностические инструменты, направленные на выявление уровня критического мышления студентов; проанализированы и описаны современные зарубежные и отечественные программы по развитию критического мышления студентов.
Практическая значимость работы:
1) На основе четырёх зарубежных опросников, разработан и апробирован опросник, позволяющий выявлять представления студентов о критическом мышлении;
2) На основе анализа представлений студентов о критическом мышлении и научных публикаций разработан и апробирован курс «Критическое мышление» на платформе Moodle, включающий в себя интерактивные задания с акцентом на темы профессиональной подготовки студентов, направленные на развитие навыков критического мышления;
3) Получена и проанализирована обратная связь от студентов по курсу «Критическое мышление» и предложения по улучшению курса.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Объем работы составляет 74 страницу и 14 страниц приложения. При ее написании использовалось 87 источников литературы (в том числе, 69 на английском языке).
Одной из задач современного образования является создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся сознательно размышляют над процессом обучения, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи или мнения об окружающем мире. Развитие современного образования требует новых подходов к обучению и связано с развитием как личностных, так и профессиональных качеств: умения анализировать и критически переосмысливать информационный массив знаний, иметь собственные взгляды и убеждения, а так же конструктивные аргументы для поддержания своей позиции.
Теоретическая значимость работы заключается в конкретизации понятия «Критическое мышление». Под критическим мышлением в данной работе понимается мышление, как совокупность знаний и навыков, позволяющих рационально анализировать и оценивать информацию для аргументированного принятия решений. Кроме того, в теоретической части выпускной квалификационной работы обобщены и систематизированы современные подходы к условиям развития критического мышления в университете и программы по развитию критического мышления студентов. Анализ научных литературных источников и опыта организации образовательных практик, развивающих критическое мышление, позволил отнести к условиям развития критического мышления следующие: прямое обучение навыкам критического мышления с использованием «вводного» и/или «общего» подхода; программа по развитию критического мышления должна быть длительностью от 3-х недель; моделирование образовательного процесса, стимулирующего студентов принимать аргументированные решения и иметь обоснованную позицию в отношении предмета изучения; использование интерактивных видов образовательной деятельности, способствующих развитию критического мышления (дебаты, «Шесть шляп мышления», «Карта аргументов», групповая работа, фишбоун).
В процессе решения задач выпускной квалификационной работы составлен и апробирован пакет диагностических методик, в которые вошли следующие опросники: опросник «Развитие критического мышления: измерение студенческих взглядов и представлений о критическом мышлении» авторов Э. Стаппл и др.; опросник «Измерение уровня рефлексивного мышления» авторов Д. Кембер и др.; опросник «Вовлеченность, когнитивная зрелость, инновационность критического мышления» автора Д. Рикеттс; опросник «Оценка мотивации к критическому мышлению» авторов Д. Валенсуэла и др. Кроме того, составлены открытые вопросы для выявления представлений студентов о критическом мышлении.
Анализ ответов студентов на открытые вопросы о критическом мышлении позволил сделать следующие выводы:
- понимание студентами критического мышления не имеет единой теоретической базы и отражает индивидуальный опыт студента в контексте решения задач в образовательном процессе;
- на основании анализа представлений студентов о критическом мышлении могут быть разработаны программы и курсы, направленные на развитие критического мышления студентов;
- развитие критического мышления в рамках образовательного процесса может носить как индивидуальный характер (работа с литературой, подготовка докладов, эссе и курсовых работ), так и групповой (дебаты, тренинги, мозговой штурм, деловая игра) с практико-ориентированным подходом.
Кроме того, анализ и интерпретация ответов, полученных на вопросы со шкалой Лайкерта, позволили обозначить такие дефициты как: отсутствие однозначного определения критического мышления у студентов; наличие личностных и академических барьеров в развитии критического мышления студентов. Обозначенные дефициты определили следующие образовательные задачи для курса:
1) включить в курс задания, направленные на отработку конкретных навыков критического мышления;
2) наполнить занятия темами, характерными для профессиональной подготовки студентов специальности «Организация работы с молодёжью»;
3) организовать условия для развития рефлексивной позиции учащихся в отношении понимания собственных дефицитов в развитии критического мышления;
4) включить интерактивные модули в структуру электронного курса для наибольшей включенности студентов в постановку и решение развивающих задач.
Таким образом, организация условий развития критического мышления студентов в образовательном процессе позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что организация условий развития критического мышления студентов в образовательном процессе предполагает:
1) анализ представлений студентов о критическом мышлении;
2) выявление и учет образовательных дефицитов обучающихся в плане развития критического мышления;
3) реализацию образовательного курса, направленного на развитие
критического мышления студентов, особенностями которого являются:
рефлексивные вопросы блока «Обратная связь», предполагающие
самооценку критического мышления студентов на каждом занятии;
• задания, направленные на отработку конкретных навыков критического мышления (интерпретация, объяснение, саморегуляция, анализ, умозаключение, оценка);
• включение интерактивных модулей (Wiki, лекция) в структуру курса в Moodle;
• акцент на темы профессиональной подготовки студентов специальности «Организация работы с молодёжью» (молодёжная политика, тьюторское сопровождение и т.д.) в содержании заданий.
Перспектива данного исследования заключается в доработке материалов курса, реализации курса «Критическое мышление» и дальнейшая апробация опросника «Критическое мышление в университете» с участием студентов других курсов направления подготовки «Организация работы с молодёжью».
Таким образом, гипотеза исследования получила эмпирическое подтверждение, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Авдеева С.М., Гасс П.В., Карданова Е.Ю., Корешникова Ю.Н., Куликова А.А., Орел Е.А., Пащенко Т.В., Сорокин П.С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования // Современная аналитика образования. - 2021. - №3. - С. 4-35.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - 1 изд. - Москва: ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Ашимова Н.С. Использование метода кейс-стади для формирования навыков критического мышления у учеников // Scientific collection «INTERCONF». - Brighton : A.C.M. Webb Publishing Co Ltd, 2022. - С. 177-188.
4. Назарбаева А.С. Критическое мышление глазами студентов // Проблемы поэтики и стиховедения. - Алматы: 2021. - С. 286-289.
5. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика. - 2015. - №3. - С. 5-23.
6. Глухова И.В. Приемы и факторы развития навыков критического мышления // Образование и наука. - 2015. - №1. - С. 114-122.
7. Гущин Ю.Ф. Вводная статья для раздела "Тесты оценки критического мышления" [Электронный ресурс] / Психология и методология образования. - URL: https://psyhoinfo.ru/razrabotka-sredstv-ocenki-socializacii-i-vospitaniya-uchashchihsya/testy- ocenki-kriticheskogo-myshleniya-km/vvodnaya-statya-dlya-razdela-testi-otsenki-kriticheskogo- mishleniya(дата обращения: 02.06.2022).
8. Забнина Т.Н Развитие критического мышления студентов // Матрица научного познания. - 2022. - №1. - С. 78-84.
9. Калачева И.Е. визуализация информации как один из способов развития критического мышления в образовательном пространстве школы и вуза. Использование технологии фишбоун при изучении литературы // Новая наука. - 2020. - №3. - С. 63-71.
10. Кобзарева И.И. Развитие критического мышления студентов посредством оценки продуктов современной медиакультуры // Психология. - 2021. - №2. - С. 438-441.
11. Комлева И.А. Проектирование учебных заданий по математике и информатике, направленных на развитие критического мышления учащихся // Инновационная наука.- 2021. - №3. - С. 32-36.
12. Корешникова Ю.Н. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в Российских вузах // Педагогика. - 2020. - №9. - С. 45-54.
13. Корешникова Ю.Н. Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет? // Мониторинг общественного мнения: - Экономические и социальные перемены. - 2019.- № 6.- С. 91—110.
14. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный
ресурс] / Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-39-03-03-organizaciya-raboty-s-molodezhyu-77 (Дата
обращения 02.06.2022).
15. Саргсян М.Р. Влияние активного метода «ПОПС»-ы на повышение
вовлеченности студентов // Научные вести. - 2020. - №2. - С. 77-84.
16. Шуман А.Н. Современная логика: теория и практика / А.Н. Шуман. - Мн.:Экономпресс, 2004. - 416 с.
17. Юсупова Л. Н., Татарина Т. М., Юдин Н. В. Развитие критического мышления в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности на примере курса “Медиаграмотность” // Перспективы Науки и Образования. - 2020. - №6. - С. 180-191.
18. Abrami P. C., Bernard R. M., Borokhovski E., Wade A., Surkes M. A., Tamim R. Instructional Interventions Affecting Critical Thinking Skills and Dispositions: A Stage 1 Meta-Analysis // Review of Educational Research. — 2008. — №78. — P.1102-1134.
19. Abrami P. C., Bernard R. M., Borokhovski E., Waddington D. I., Wade C. A. Strategies for Teaching Students to Think Critically // Review of Educational Research. — 2015. —№ 8. —P. 275-314.
20. Abyan M. The influence of collaborative learning method in developing critical thinking students in reading class // Educational Psychology Review. — 2020.
21. Aithal P. S. Ideal Analysis for Decision Making in Critical Situations through Six Thinking Hats Method // International Journal of Applied Engineering and Management. — 2017. — №1. — P. 1-9.
22. Akyuz H. A., Samsa-Yetik S., Keser H. Effects of metacognitive guidance on critical thinking disposition // Pegem Egitim ve Ogretim Dergisi. — 2015. — №5 (2). — P. 133-148.
23. Al-Fadhli S., Khalfan A. Developing critical thinking in e-learning environment: Kuwait University as a case study // Assessment & Evaluation in Higher Education. — 2009. — №34 (5). — P. 529-536.
24. Al-Khataybeh M., Al-Tarawneh N. The Effect of Using the Six Thinking Hats Method on the Development of EFL Female Eleventh Grade Students' Writing Skill in Southern Al-Mazar Directorate of Education // International Journal of Arts and Humanities. — 2015. — №1 (4). — P. 14-37.
25. Alwehaibi, H. Novel program to promote critical thinking among higher education students: Empirical study from Saudi Arabia // Asian Social Science. — 2012. — №8 (11). — P. 193-204.
26. Barseghyan L. On the importance of teaching critical thinking // Foreign languages in higher education. — 2021. — №1 (30). — P. 118-130.
27. Bellaera L., Weinstein-Jones Y., Baker S. Critical thinking in practice: The priorities and practices of instructors teaching in higher education // Thinking Skills and Creativity .¬2021. - №4. - P. 20-36.
28. Bensley D. A., Spero R. A. Improving critical thinking skills and metacognitive monitoring through direct infusion // Thinking Skills and Creativity. — 2014. — №12. — P. 55-68.
29. Bhushan R. Fostering Writing and Critical Thinking through Dialogue Journal // International Journal of English Language & Translation Studies. — 2014. — №2. — P. 71-78.
30. Boumediene H., Hamadi N., Fatiha B. Classroom Debate to Enhance Critical Thinking Skills // Revue Elbahith Des Sciences Sportif Et Sociales. — 2021. — №4 (7). — P. 441-457.
31. Browne L., Hough M. Schwab K. Scaffolding: A Promising Approach to Fostering Critical Thinking // SCHOLE: A Journal of Leisure Studies and Recreation Education. — 2009.
— №24 (1). — P. 114-119.
32. Butler H.A., Pentoney C., Bong M.P. Predicting Real-World Outcomes: Critical Thinking Ability is a Better Predictor of Life Decisions than Intelligence // Thinking Skills and Creativity. - 2017. - №4. - P. 20-36.
33. Chen L. Understanding critical thinking in Chinese sociocultural contexts: A case study in a Chinese college // Thinking Skills and Creativity. — 2017. — №24. — P. 140-151.
34. Chien C. A case study of the use of the Six Thinking Hats to enhance the reflective practice of student teachers in Taiwan // International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. — 2020. — №13 (3). — P. 24-37.
35. Cloete M. The impact of an integrated assessment on the critical thinking skills of first-year university students // Accounting Education. — 2018. — №14 (2). — P. 104-120.
36. Davidson N., Major C. H., Michaelsen L. K. Small-group learning in higher education— cooperative, collaborative, problem-based, and team-based learning: An introduction by the guest editors // Journal on Excellence in College Teaching. — 2014. — №25.
— P. 1-6.
35. Davies M. Critical thinking and the disciplines reconsidered // Higher Education Research & Development. — 2013. — № 32.— P. 529-544.
36. Djumanova B. Enhancing critical thinking of students in curriculum // Academic research in educational sciences. - 2021. - №2. - P. 1007-1011.
37. Duro E., Elander J., Maratos F. A., Stupple E. J. N. In Search of Critical Thinking in Psychology: An Exploration of Student and Lecturer Understandings in Higher Education // Psychology Learning & Teaching. — 2013. — №12. — P. 275-281.
38. Ekahitanond V. Adopting the Six Thinking Hats to Develop Critical Thinking Abilities through LINE // Australian Educational Computing. - 2018. - №33. - P. 31-47.
39. Ennis R. H. Critical Thinking Across the Curriculum: A Vision // Topoi. — 2016. — №37. — P. 165-184.
40. Erstad W. Critical thinking skills and how you can improve them // Kwelanga training. — 2018.
41. Esfandiari M., Rezvani E., Hadian B. Impact of Critical Thinking Instruction through Argument Mapping Techniques on Iranian Male and Female EFL Learners’ Critical Thinking Ability and Reading Skill // Research in English Language Pedagogy. — 2020. — №9 (1). — P. 70-89.
42. Facione P. A., Facione N. C., Giancarlo C. A. The Disposition Toward Critical Thinking: Its Character, Measurement, and Relationship to Critical Thinking Skill // Informal Logic. — 2000. — №20 (1). — P. 61-84.
43. Fettahlioglu P., Kaleci D. Online Argumentation Implementation in the Development of Critical Thinking Disposition // Journal of Education and Training Studies. — 2018. — №6. —P.127-135.
44. Forbes K. Exploring first year undergraduate students’ conceptualisations of critical thinking skills // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. — 2018. — №30. — P. 433-442.
45. Freeley A. Critical Thinking for Reasoned Decision Making // Argumentation and Debate. - 2013. - №12. - P. 214-235.
46. Fung D., Leung, K. The influence of collaborative group work on students’ development of critical thinking: the teacher’s role in facilitating group discussions // Pedagogies: An International Journal. — 2016. — №11. — P. 146-166.
47. Ghanizadeh A. The interplay between reflective thinking, critical thinking, self-monitoring, and academic achievement in higher education // High Educ. - 2016. - №5. - P. 114-128.
48. Hitchcock, D. The Effectiveness of Instruction in Critical Thinking // Argumentation Library. — 2017. — P. 449-510.
49. Isnawati I. The effect of collaborative based science learning model on enhancing students’ critical thinking skills and responsibility // Journal of Physics: Conference Series. — 2020. — №4 (6). — P. 158-168.
50. Jackson M. Debate: A neglected teaching tool // Peabody Journal of Education- 2009. - №2. -P. 36-42.
51. Kaur M. Six thinking hats: an instructional strategy for developing creative thinking // International Journal of Research in Social Sciences. — 2017. — №7 (10). — P. 520-528.
52. Kember D., Leung D. Y., Jones A., Loke A. Y., McKay J., Sinclair K., Tse H. Development of a Questionnaire to Measure the Level of Reflective Thinking // Assessment & Evaluation in Higher Education. — 2013. — №25 (4). — P. 381-395.
53. Kettler T. A Differentiated Approach to Critical Thinking in Curriculum Design // Critical Thinking .-2020. - №1. - P. 20-39.
54. Koes H. Integration conceptual scaffolding in the group investigation: its influence on students’ critical thinking skills // Journal of Physics: Conference Series. — 2020. — №4 (7). — P. 147-156.
55. Kokkidou M. Critical Thinking and School Music Education: Literature Review, Research Findings, and Perspectives // Journal for Learning through the Arts: A Research Journal on Arts Integration in Schools and Communities. — 2013. — №9. — P. 203-225.
56. Kuek T., Choul M. Developing critical thinking skills through integrative teaching of reading and writing in the L2 writing classroom // Newcastle University. —2010.
57. Lee S. Examining the relationships between metacognition, self-regulation and critical thinking in online socratic seminars for high school social studies students // The University of Texas, Austin. — 2009.
58. Lorencova H., Jarosova E., Avgitidou S. Critical thinking practices in teacher education programmes: a systematic review // Studies in Higher Education. — 2019. — №44. — P. 844-859.
59. Moore T. J. Critical thinking and disciplinary thinking: a continuing debate // Higher Education Research & Development. — 2011. — №30. — P. 261-274.
60. Morais F., Silva H., Cruz G., Pedrosa D., Payan-Carreira R., Dominguez C. Perceptions of Portuguese University Teachers About Critical Thinking Educational Practices // Communications in Computer and Information Science. — 2019. — P. 223-239.
61. Nada J. A. Teaching Critical Thinking Skills: Literature Review //TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. — 2020. — №19 (1). — P. 101-120.
62. Nesbit J. C., Adesope O. O. Learning With Concept and Knowledge Maps: A Meta-Analysis // Review of Educational Research. — 2006. — №76. — P. 413-448.
63. Niu L., Behar-Horenstein L. S. Garvan C. W. Do instructional interventions influence college students’ critical thinking skills? A meta-analysis // Educational Research Review. — 2013. — №9. — P. 114-128.
64. Papp K. K., Huang G. C., Lauzon Clabo L. M., Delva D., Fischer M., Konopasek L. Milestones of Critical Thinking // Academic Medicine. — 2014. — №89. — P. 715-720.
65. Paul R. W. Critical thinking in North America: A new theory of knowledge, learning, and literacy // Argumentation. — 1989. — №3. — P. 197-235.
66. Pearl A. O., Rayner G. M., Larson I., Orlando L. Thinking about critical thinking: An industry perspective // Industry and Higher Education. — 2018. — №33. — P. 116-126.
67. Petress K. Critical thinking: an extended definition // Critical Thinking. -2004. - №2.
- P. 47-56.
68. Priyadi A., Suyanto S. The Effectiveness of Problem Based Learning in Biology with Fishbone Diagram on Critical Thinking Skill of Senior High School Students // Journal of Physics: Conference Series. - 2019. - №1. - P. 20-29.
69. Quitadamo I. J., Kurtz M. J. Learning to Improve: Using Writing to Increase Critical Thinking Performance in General Education Biology // CBE—Life Sciences Education. — 2007.
— №6 (2). — P. 140-154.
70. Rashid S. Role Play: A Productive Teaching Strategy to Promote Critical Thinking // Bulletin of Education and Research. — 2017. — №39. — P. 197-213.
71. Ricketts J. C., Rudd R. D. Critical thinking skills of selected youth leaders: the efficacy of critical thinking dispositions, leadership, and academic performance // Journal of Agricultural Education. — 2005. — №46 (1). — P. 32-43.
72. Rodger D., Stewart-Lord A. Students’ perceptions of debating as a learning strategy: A qualitative study // Nurse Education in Practice. — 2019.
73. Seibert S. A. Problem-based learning: A strategy to foster generation Z’s critical thinking and perseverance // Teaching and Learning in Nursing. — 2020. — P. 4-8.
74. Selezneva I.P. Constructing a quasi-professional educational environment as a condition of future teachers’ professional and communicative competence formation // EDP Sciences. - 2021. - №3. - P. 40-47.
75. Southworth J. Bridging critical thinking and transformative learning: The role of perspective-taking // Theory and Research in Education. - 2022. -№1. - P. 54-74.
76. Stedman N. L., Andenoro C. Identification of relationships between emotional intelligence and critical thinking dispositions in undergraduate leadership students // Journal of Leadership Education. — 2007. — №6 (1). — P. 190-208.
77. Stupple E. J., Maratos F. A., Elander J., Hunt T. E., Cheung K. Y., Aubeeluck A. V. Development of the Critical Thinking Toolkit (CriTT): A measure of student attitudes and beliefs about critical thinking // Thinking Skills and Creativity. — 2017. — №23. — P. 91-100.
78. Sufen M. Using “Fishbone Diagram” to Teach Writing Discussion Text to Senior High School Students // Journal of English Language Teaching. - 2018. - №7. - P. 548-555.
79. Szabo S., Schwartz J. Learning methods for teacher education: the use of online discussions to improve critical thinking // Technology, Pedagogy and Education. —2011. — №20 (1). — P. 79-94.
80. Thayer-Bacon B. Caring and its relationship to critical thinking // Educational theory.
- 1993. - №41. - P. 323-340.
81. Tiruneh D., Ellen J. Designing Learning Environments for Critical Thinking: Examining Effective Instructional Approaches // Springer. — 2018. — №16. — P. 1065-1089.
82. Tunjungsari H. Understanding Critical Thinking Practice in Everyday Life Through Stages of Critical Thinking Skills and Disposition // Mind, brain, and education. - 2021. - №15.
- P.104-111.
83. Valenzuela J., Nieto A., Saiz C. Critical Thinking Motivational Scale: a contribution to the study of relationship between critical thinking and motivation // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. — 2011. — №9 (2). — P. 823-848.
84. Vincent-Lancrin S., Gonzalez-Sancho C., Bouckaert M., de Luca F., Fernandez- Barrerra M. Fostering Students’ Creativity and Critical Thinking // Educational Research and Innovation. — 2019. — P. 65-76.
85. Wang S., Seepho S. Facilitating Chinese EFL Learners’ Critical Thinking Skills: The Contributions of Teaching Strategies // SAGE Open. — 2017. — №7 (3). — P. 42-51.
86. Wechsler S. M., Saiz C., Rivas S. F., Vendramini C. M. M., Almeida L. S., Mundim M. C., Franco A. Creative and critical thinking: Independent or overlapping components? // Thinking Skills and Creativity. — 2018. — №27. — P. 114-122.
87. Willingham D. How to Teach Critical Thinking // Education: future frontiers. - 2019. - №10. - P. 100-117.