Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Работа №188473

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
1. Понятие государственного сектора экономики и его роль в экономике 6
1.1 Понятие и состав государственного сектора экономики 6
1.2 Роль государственного сектора экономики в регулировании национальной
экономики 10
1.3 Управление государственным сектором экономики в зарубежных странах и его
финансирование 20
2. Особенности финансирования деятельности организаций государственного сектора
экономики 29
2.1 Финансирование деятельности организаций государственного сектора экономики
России 29
2.2 Доля государственного сектора в российской экономике 33
2.3 Анализ финансирования организаций государственного сектора экономики Томской
области 46
2.4 Особенности финансирования национальных исследовательских университетов, на
примере НИ ТГУ 52
3. Проблемы и перспективы финансирования деятельности организаций государственного
сектора экономики 58
3.1 Проблемы и перспективы деятельности бюджетных учреждений в свете современных
реформ 58
3.2 Финансовые проблемы деятельности организаций государственного сектора
экономики и пути их решения 61
Заключение 66
Литература 69
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 75
Приложение Г 77


Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современной экономике государственный сектор продолжает играть важную роль. Рынок, свободный от государственного вмешательства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая действительность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений и его значимость возрастает в условиях трансформации экономических систем.
При переходе от одного типа экономической системы к другой государственное регулирование, его направления, формы, методы и механизмы реализации не остаются неизменными. Вместе с развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходит развитие, обогащение, уточнение функций государства и государственного сектора.
Роль государства качественно отличается на этапах становления, трансформирования экономики и в условиях функционирования сложившейся и отрегулированной экономики. Самоорганизация, на которой базируется рынок, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в переходный период. Отсутствие отлаженного механизма государственного регулирования в период трансформации ведет к неизбежному нарастанию дестабилизационных процессов. Деятельность государственного сектора и направлена на сглаживание этих процессов, усиливаясь в периоды кризисов.
Исследование особенностей финансирования деятельности организаций государственного сектора экономики имеет важное теоретико-методологическое значение для формирования и развития современной экономической теории. Без него невозможно создание единой, внутренне не противоречивой концепции, объясняющей закономерности функционирования российской экономики в условиях трансформации экономических систем.
Термин «финансирование» является экономическим и взаимосвязан со словом «финансы», которое имеет различное значение и происхождение.
Специфика финансирования учреждения определяется в зависимости от субъекта финансирования. Таким образом, к бюджетному финансированию относятся государственные или муниципальные учреждения.
В экономическом словаре дается определение бюджетного финансирования как предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.
Без бюджетного финансирования такие сферы как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо.
Теоретической основой выполнения выпускной квалификационной работы послужили научные труды таких авторов как Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э., Бабич А.М., Павлова Л.Н., Безденежных М.М., Качанова Е.А., Крутик А.Б., Подъяблонская Л.М., Стиглиц Дж.Ю., Якобсон Л.И., Колосницына М.Г. и другие ученые.
Однако в теории финансирования деятельности организаций государственного сектора экономики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. В процессе финансирования организаций госсектора возникают его новые субъекты и формы, имеющие важное значение для функционирования национальной экономики.
Следует иметь в виду, что по-разному трактуется даже само понятие «государственный сектор», его соотношение с категориями «госсобственность» и «госрегулирование». Особенно острыми являются дискуссии о месте госсектора в системе госрегулирования, о его целях и формах, его значении в проводимых хозяйственных реформах.
Самостоятельными проблемами являются критерии определения границ финансирования организаций государственного сектора, показателей эффективности деятельности госструктур, анализ новейших форм развития госсектора в Российской Федерации.
Все это в совокупности определяет актуальность и необходимость исследования теории и практики финансирования организаций государственного сектора.
Цель работы состоит в исследовании особенностей финансирования деятельности организаций государственного сектора экономики.
В соответствии с поставленной целью в этой работе были выделены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и состав государственного сектора экономики;
- выявить роль государственного сектора экономики в регулировании национальной экономики;
- охарактеризовать особенности управления государственным сектором экономики в зарубежных странах и его финансирование;
- изучить основные теоретические аспекты финансирования деятельности организаций государственного сектора экономики России;
- провести анализ доли государственного сектора в российской экономике;
- проанализировать финансирование организаций государственного сектора экономики Томской области;
- выявить особенности финансирования национальных исследовательских университетов, на примере НИ ТГУ;
- рассмотреть проблемы и перспективы финансирования деятельности организаций государственного сектора экономики.
Предметом работы объективные социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе финансирования организаций государственного сектора экономики.
Объектом исследования в работе является государственный сектор российской экономики.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, анализ и синтез, абстрактно-теоретический и конкретноэкономический, системный метод, экономико-статистический методы.
Теоретическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по экономической теории, проблемам государственного регулирования, развития госсобственности в условиях рыночной экономики, теории и практики предпринимательства, а также законодательные и нормативные материалы.
Информационной базой исследования являются данные Госкомстата РФ, фактологический материал, представленный в периодических специализированных изданиях, данные региональной печати, а также материалы, взятые из сети Internet.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данное исследование позволяет глубже понять необходимость государственного сектора как обязательного атрибута современной экономики, уяснить его экономическое содержание, место в системе государственного регулирования, основные формы развития госсектора в России. Выдвинутые новые теоретические положения позволяют сформулировать направления развития финансирования организаций государственного сектора, что особенно ценно для разработки и реализации адекватной экономической политики.
Полученные результаты могут использоваться в процессе дальнейшей разработки политэкономических проблем государственного регулирования, развития госсектора и регионального хозяйствования, а также при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития РФ, в совершенствовании курса экономической теории в учебных заведениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важнейших звеньев смешанной экономики, ее неотъемлемой составной частью является государственный сектор.
Под государственным сектором экономики понимается комплекс объектов собственности, принадлежащих государству (предприятий, организаций, учреждений). Вместе с тем в научных публикациях встречается и расширительная трактовка.
В состав его структурных элементов, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики.
В этом случае функции государственного сектора экономики отождествляются государственными функциями регулирования экономики.
Итак, государственный сектор экономики — многокомпонентный,
многоуровневый и многофункциональный комплекс.
В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в составе государственного сектора экономики можно выделить три основных блока.
Во-первых, государственные предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и д.р.), государственные коммерческие торговые и представляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, «Рособоронэкспорт», «Российский кинопрокат»).
Во-вторых, государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, гражданской защиты, охраны природы, обеспечения экологической и государственной безопасности и т.п.
В-третьих, государственная федеральная и субъектов федерации
собственность сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше два блока. Сюда можно отнести землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, других юридических лиц или муниципалитетов, а также иные средства, составляющие государственную казну.
Строго говоря, государственный сектор вполне правомерно можно называть общественным сектором, если включить в него как самостоятельный еще муниципальный блок, муниципальную собственность, т.е. предприятия, организации, принадлежащие органам местного самоуправления.
Таким образом, государственный сектор экономики — это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных казенных имущественных объектов, находящихся в собственности федерации и ее субъектов.
Государственный сектор в экономике России занимает существенный объем. Из 100 крупнейших компаний, представленных в рейтинге Эксперт РА в 2015 году (составленного по данным 2014 года), 28 компаний являются компаниями с государственным участием. В этих 28 госкомпаниях работают 6,1% всех занятых в российской экономике, а их выручка составляет 2,8% ВВП России в 2014 году.
В 2014 году 51% выручки крупнейших российских компаний были получены компаниями с государственным участием, а среди компаний, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, эта доля достигала 49%. Доля капитализации компаний с государственным участием в капитализации крупнейших российских компаний в 2014 году составила 50%, но уже в 2015 году упала до 45%.
Одной из форм участия государства в экономике являются закупки госкомпаний. По итогам 2015 года, объем опубликованных извещений по 44-ФЗ и по 223-ФЗ достиг почти 30 трлн. руб., что составляет 37% годового ВВП России за тот же год в текущих ценах.
Существенная доля закупок для государственных и муниципальных нужд - от 35 до 50% - осуществляется у подконтрольных государственным структурам компаний. При этом крупнейшие контракты государственные организации получают также довольно часто: сумма крупнейших контрактов на 24%-51% достаются государственным
организациям. Даже в той сфере, где частный сектор в значительной степени развит - в сфере строительных услуг - доля крупнейших контрактов, заключенных с государственными компаниями, составила порядка 19% за 2012-2015 годы. В целом явно выраженной тенденции роста или сокращения доли компаний с государственным участием среди крупнейших поставщиков не наблюдается. Доля в большей степени зависит от структуры закупок.
На основании исследования, можно выделить следующие важнейшие цели реформы бюджетного сектора:
1) создание условий для развития экономической самостоятельности государственных учреждений (здесь уместна аналогия с хозрасчетом советских государственных предприятий, принципом функционирования которых было «государство не отвечает по долгам предприятий, предприятия не отвечают по долгам государства»);
2) переход значительной части государственных и муниципальных учреждений от сметного финансирования, являющегося низкоэффективным, высокозатратным методом финансирования, к бюджетированию, ориентированному на конечные результаты;
3) создание официального прозрачного механизма финансирования и софинансирования населением социально значимых услуг, способного предотвратить теневые сделки, носящие характер взяток работникам бюджетных учреждений;
4) резкое увеличение прозрачности внебюджетной деятельности, введение порядка публичного раскрытия финансовой информации по всем источникам доходов и расходам государственных учреждений;
5) установление эффективного общественного контроля над деятельностью бюджетных организаций.
Перечисленные принципы финансирования, естественно, могут быть применены во многих случаях, но не повсеместно. Маловероятно, чтобы на конкурентные формы финансирования могли быть переведены музеи, библиотеки, органы государственного управления, учреждения охраны правопорядка, а также те учреждения образования и здравоохранения, которые являются единственными на определенной территории.
Подводя краткие итоги проведенного исследования, можно сказать, что в современном социально-экономическом положении России наметился ряд серьезных проблем в сфере финансирования государственных учреждений. В этом аспекте решительную роль сыграют действия Правительства Российской Федерации. Введенные новые направления в финансировании государственных предприятий должны стать отправной точкой в реформировании данной системы. Однако не стоит забывать о том, что экономический рост и стабильность отдельно взятого
учреждения во многом зависит и от самого предприятия. Совершенно очевидно, что введение новых мер по решению проблем финансирования государственных
предприятий только в комплексе способны повлиять на социально-экономическое развитие. Именно поэтому основной выход в решении финансовых проблем мы находим также и в планировании целей и задач использования бюджета организации.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: (ред. от 15 февраля 2016 г., с изм. от 30 марта 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: (ред. от 31 января 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: (ред. от 15 февраля 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: федер. закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ: (ред. от 29 дек. 2015 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
5. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
7. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ: (ред. от 30 марта 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
8. Аникина Е. А. Экономическая теория: учебник / Е. А. Аникина, Л. И. Гавриленко. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 413 с.
9. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. / пер с англ. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 837 с.
10. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 703 с.
11. Балакина А. П. Финансы: учеб. для бакалавров / под ред. А. П. Балакиной, И. И. Бабленковой. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 с.
12. Балтина А. Финансы общественного сектора экономики: учеб. пособие Оренбург: ОГУ, 2014 - 164 с.
13. Безденежных М. М. Экономика общественного сектора: учеб. пособие / М. М. Безденежных, Н. Б. Севастьянова. — М.: КНОРУС, 2016. — 206 с.
14. Благодатин А. А. Финансовый словарь / А. А. Благодатин, Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2013 г. - 576 с.
15. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012. - 212 с....62



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ