Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опыт интеграции иммигрантов в Канаде в контексте мультикультурализма (1982-2010 гг.)

Работа №188469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Мультикультурализм и проблема интеграции иммигрантов 11
1.1 Понятие мультикультурализма и подходы к его изучению 11
1.2 Концепции интеграции иммигрантов в мультикультурном обществе 17
2 Социально-экономическая интеграция иммигрантов в Канаде в контексте политики
мультикультурализма 25
2.1 Идеология и политика мультикультурализма в канадском обществе 25
2.2 Иммиграционная политика канадских властей и формирование трудового рынка
иммигрантов в 1982-2010 гг 31
2.3 Эволюция канадской интеграционной политики в отношении иммигрантов 41
2.4 Социально-экономическая интеграция иммигрантов в канадском обществе: опыт
реализации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56


Актуальность. Современный мир неразрывно связан с феноменом глобализации, которая выявляет и обостряет проблемы внутри государств, связанные с вопросами социально-экономической и культурной интеграции мигрантов. В связи с этим, страны- реципиенты вырабатывают собственные механизмы для проведения успешной иммиграционной политики: создают институты, разрабатывают программы для успешной интеграции иммигрантов. Миграционные процессы являются важнейшей общественной чертой современного государства. Население в развитых странах становится все более гетерогенным, что усложняет процесс взаимодействия между гражданами и иммигрантами, которые прибывают в их страну. Кроме того, представители меньшинств играют немаловажную роль в политических, экономических, культурных процессах, так как происходит непосредственная интеграция мигранта в другую среду. Тема идентификации общества берет свое начало в Канаде, когда происходит осознание неприемлемости использования понятия бинациональное государство, в связи с появлением дифференцированного общества и роста мигрантов неевропейских культур, тогда появляется термин «мультикультурализм».
Особый интерес вызывает проблема социально-экономической интеграции, обусловленная растущей разницей в доходах между гражданами Канады и иммигрантами. В течение десятилетий после Второй мировой войны иммигрантам, как правило, удавалось вписаться в Канадский рынок труда без особых препятствий. Даже, когда они были плохо образованы, у них получалось находить рабочие места во вторичном секторе, особенно в обрабатывающей промышленности. Кроме того, если первоначально им платили меньше, чем гражданам Канады, то примерно через пятнадцать лет, их уровень доходов был равен. Однако в начале 1980-х гг., когда тридцатилетний послевоенный бум сменился периодом реструктуризации производственной промышленности, последовавшее за этим мощное расширение третичного сектора привело к уменьшению числа подходящих рабочих мест для иммигрантов. В ответ на это Канадское и Квебекское правительства ввели политику, направленную на отбор иммигрантов на основе характеристик человеческого капитала. Эта политика продолжается и по сей день, потому что в настоящее время рынок труда переживает новый этап трансформации, связанный с развитием экономики знаний.
Объектом исследования в работе выступает интеграционный процесс в контексте мультикультурализма. Предметом исследования является опыт формирования и реализации государственных программ социально-экономической интеграции иммигрантов в Канаде.
Цель исследования — выявить характерные черты канадского опыта интеграции иммигрантов в контексте мультикультурализма (1982-2010 гг.). В соответствии с
поставленной целью были выделены следующие задачи:
1) Охарактеризовать теоретические основы мультикультурализма и его основные формы;
2) Выявить подходы к интеграции иммигрантов и представить их классификацию;
3) Проследить эволюцию иммиграционной политики и трудового рынка иммигрантов в Канаде в 1982-2010 гг.;
4) Представить характеристику концепций и программ интеграции иммигрантов в канадском обществе в контексте мультикультурализма;
5) Выявить успехи и неудачи канадского опыта социально-экономической интеграции иммигрантов.
Теоретические основы исследования. Основу дипломной работы составил ряд исследований теоретического характера. Для выделения типологизации и форм понятия «мультикультурализм» использовалась работа М. В. Тлостановой «Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века» и труд Н. Глейзера «Мы все теперь сторонники культурного плюрализма» . Важную роль в изучении
мультикультурализма, с социальной точки зрения, сыграла работа Е. Т. Литвиненко «Современный билингвизм как доминанта мультикультуральной модели социализации» . При группировке подходов к изучению понятия «мультикультурализм» была необходима монография С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова, В. В. Платошина «Американский мультикультурализм» . Работа В. А. Тишкова «Единство в многообразии» позволяет выделить предпосылки для формирования мультикультурной политики.
При определении понятия «интеграция иммигрантов» использовалась монография В. С. Малахова «Интеграция мигрантов: концепции и практики» . Так же необходимо было выделить существующие концепции интеграции, для этого использовалась работа Ч. Кукатаса «Теоретические основы мультикультурализма» . Так же в дипломном исследовании использовались концепции интеграции, сформулированные российскими исследователями. Т. С Кондратьева, И. С. Новоженова, в свою очередь, выделяют три концепции для интеграции в работе «Иммигранты в Европе: модели интеграции» . А. И. Куропятник в своем труде «Мультикультурализм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ» выявляет разницу в подходах интеграции иммигрантов.
Использование этих работ позволило изучить подходы к формированию понятия «мультикультурализм», а также выявить теоретические основания для концепции интеграции иммигрантов.
Методы исследования. В процессе написания работы использовался историко-генетический метод , суть которого состоит в изучении генезиса, использование этого метода позволило проследить эволюцию иммиграционной политики на заданном периоде, выявить особенности формирования иммиграционного законодательства. Политико¬описательный метод , содержание которого сводится к реферированию
законодательных актов, использовался для описания иммиграционной политики, интеграционных институтов, интеграционных в Канаде программ на современном этапе. Анализ и синтез, суть которых заключается в расчленении явления на части и воссоединения целого из частей . Использовались для оценки подходов к интеграции и результатов реализации интеграционной политики.
Хронологические рамки можно обозначить в 1982-2010 гг. Начало данного периода обосновывается закреплением мультикультурного подхода в политике Канаде в конституционном акте 1982 г., премьер-министром П. Трюдо. Верхняя граница обозначена крахом политики мультикультурализма в Европе, и появлением в канадском обществе дискуссий, направленных на осмысление и оценку результатов мультикультурного подхода в интеграции иммигрантов.
Источниковую базу работы можно разделить на три группы. В первую группу стоит отнести источники нормативно-законодательного характера. В эту группу входит: Акт о Британской Северной Америке 1867 г. ; Акт о получении гражданства 1947 г. ; Правительственная Белая книга об иммиграции 1966 г. ; Закон о принятии мультикультурализма 1971 г. ; Закон об иммиграции 1976 г. ; Акт гражданства 1977 г. ; Принятие Хартии прав и свобод 1982 г. ; Закон о мультикультурализме 1988 ; Закон об иммиграции 2001г. . Благодаря данным законодательным актам удалось выявить условия, в которых возникает успешная реализация мультикультурализма в Канаде, направленная на интеграцию иммигрантов.
Во вторую группу источников стоит отнести официальные документы по иммиграционной и интеграционной политике, представленные на государственных сайтах Канады: сайт министерства по делам иммиграции, беженцев и гражданства Канады ; Канадское национальное статистическое агентство . Также в эту группу стоит отнести программы для интеграции иммигрантов. Данные об этих программах можно найти на правительственных сайтах .
В третью группу источников можно отнести новостные сводки, результаты опросов общественного мнения. Результаты гражданского форма о будущем Канады, который проводился в целях изучения общественного мнения по вопросам иммигрантам и
взаимодействия с ними в 1991 г. . Также в исследовании было важно выявить отношение к мигрантам среди местного населения, в этом помогли данные газеты «The Globe and Mail» . Кроме того, в работе задействованы результаты исследования общественного мнения в области нелегальной иммиграции и иммиграционного контроля. MIPEX (migration integration policy index) - платформа для более широких сравнительных знаний об интеграции, доклад которой впервые был опубликован в 2004 г. Эта платформа необходима для оценки степени интеграции иммигрантов .
Характеристика использованной литературы. Тема мультикультурализма и опыта интеграции иммигрантов нашла свое отражение в российских и зарубежных трудах. Исходя из этого, использованную литературу можно разделить по принципу участия в решении задач в дипломной работе.
В первую группу входят исследовательские работы и аналитические статьи, направленные на изучение феномена «мультикультурализм». Использовались работы российских исследователей. В. А. Тишков приходит к такому выводу, что политика мультикультурализма не обязательно должна быть закреплена официально. Более того, государства могут придерживаться политики единой нации. Тем не менее, они имеют возможность частично осуществлять принципы мультикультурализма, через общественные институты, правовую базу и жизнь общества . Подход С. И. Некрасова, Н. А. Некрасова, В. В. Платошина , И. Л. Бабич, О. В. Родионова также основан на всестороннем изучении мультикультурализма. А. И. Куропятник выделяет и описывает уровни мультикультурализма и дает его определение .
М. В. Тлостанова связывает зарождение политики мультикультурализма с удовлетворением требований, касающихся гражданских прав . В свою очередь, Р. Э. Бараш, М. Б. Погребинский, А. К. Толпыго дополняют М. В. Тлостанову, уделяя внимание вопросам критики мультикультурализма .
Также, в эту группу входят зарубежные работы таких исследователей, как Р. Бернштайн, Дж. Ролз, С Хантингтон. Т. Аммар, Н. Глейзер, К. Цюрхер, Б. Парех, А. Анвар. Зарубежные авторы в основном делают акцент на подробном анализе и критике теории мультикультурализма.
Тема мультикультурализма является дискуссионной, имеется обширное количество литературы как на русском, так и на иностранном языке. Использование этих работ позволило определить понятие «мультикультурализм», а также выявить его особенности.
Во вторую группу входят работы, позволяющие выявить и классифицировать подходы к интеграции иммигранта. Из отечественной литературы использованы следующие работы. В. С. Малахов, выделяет структурные части при определении интеграции. В аналитических статьях В. А. Ионцева , Л. А. Ляпиной формируются представления об итоге интеграции. В. И. Мукомель выделяет особенности двустороннего взаимодействия между государством и иммигрантом для успешного взаимодействия и интеграции .
Американский исследователь Ч. Кукатас выделяет четыре возможные концепции интеграции иммигрантов: изоляционизм, ассимиляторство, мягкий мультикультурализм, жесткий мультикультурализм. Российские исследователи Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова выделяют три концепции интеграции, основанные на изучении опыта западноевропейских стран: этническая; политическая; мультикультурная . Д. Коулман , Л. Мартин Филипп определяют трансформацию интеграционной политики, обусловленной внедрением балльной системы. Работа Л. Карачугиной поддерживает и дополняет политическую концепцию интеграции . А. И. Куропятник сравнивает концепции зарубежных и российских коллег, выявляя исторические аспекты в формировании концепций .
В третью группу входят работы, помогающие решить задачи, связанные с изучением эволюции иммиграционной политики Канады в контексте мультикультурализма. Во многих работах исследуется процесс институционализации мультикультурализма на государственном уровне. В частности, помогли работы И. Корогодова , Р. Коэн , в которых изучается процесс перехода от ассимиляции к практике позитивного отношения к культурным различиям и толерантности. С точки зрения анализа законодательной составляющей политики мультикультурализма, помогли работы Ю. Г. Акимова , К. В. Зайки , В. А. Коленко .
В четвертую группу стоит отнести исследования, связанные с характеристикой концепций и программ интеграции иммигрантов. В работе Ф. Ореополуса были выделены факторы, влияющие на неудовлетворительное положение иммигрантов, в частности, дискриминация на рынке труда и отсутствие признания квалификации . Также, для изучения уровня доходов иммигрантов и граждан была полезной работа канадских авторов Бегин Карин, Чанталь Гойете, Уилльям Крейг, которая направлена на сравнение доходов до и после принятия нового законодательства (Immigration and Refugee Protection Act). Выяснилось, что доходы «новых» иммигрантов выросли до 40% в сравнении со «старыми» . Была выявлена зависимость места проживания иммигранта и уровня дохода в работе Дж. Фремпонга. Иммигранты, живущие в агломерации крупных городов, получают на 20% больше, чем те, кто живут в малых городах .
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, формулируется предмет и объект исследования, определяются хронологические рамки, ставится цель, определяются задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические основы мультикультурализма и концепции интеграции иммигрантов.
Во второй главе рассмотрена иммиграционная и интеграционная политика Канады, канадский опыт реализации социально-экономической интеграции иммигрантов в контексте мультикультурализма.
В заключении сформулированы основные выводы исследования в соответствии с поставленными задачами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существует множество подходов к определению и изучению феномена мультикультурализма. Концепция мультикультурализма строится вокруг равенства прав, сохранения культурных традиций, интеграции в общество. Мультикультурализм предлагает интеграцию без ассимиляции. В качестве типов мультикультурализма по политическому признаку выделяют либеральный, леворадикальный и консервативный мультикультурализм. Существуют различные формы и уровни понятия «мультикультурализм». С точки зрения уровней выделяют дескриптивный, идеологический и политический. По формам он может быть добавочным, трансформативным или афроцентричным. Для унификации использования слова «мультикультурализм» в данной работе, было сформулировано авторское определение. В рамках мультикультурализма со стороны государства отсутствует установка доминирующих культурных ценностей, так как признается, что все ценности равны. В данной работе мультикультурализм обозначается, как политика, направленная на взаимное существование автономных объединений этнокультурных меньшинств, основанное, на взаимной толерантности, предполагается обязательная интеграция мигранта в систему социальных-экономических связей.
Реализуемая в Канаде модель мультикультурализма является ярким примером успешной иммиграционной политики. Это уникальный опыт принятия иммигрантов, сформированный посредством комплексного развития законодательства. Появление государственных иммиграционных органов позволило выстроить цели и задачи иммиграционной политики. Так, появившийся департамент гражданства и иммиграции позволил управлять сетью центров и распределять задачи отделам - центрам приема дел, офисам, центрам поддержки. Помимо этого, появляется совет по делам иммиграции и беженцев Канады, который внутренне состоит из отделов по иммиграции, апелляции, защите въезжающих лиц. Кроме иммиграционных органов в Канаде представлено большое количество программ для иммиграции. Основным законом, регулирующий иммиграцию в рассматриваемый период является «Закон об иммиграции и защите беженцев» 2002 г., заменяющий предыдущий «Акт об иммиграции» 1976г. Новый закон был направлен на решение проблемы массовой иммиграции, которая была направлена на достижение краткосрочных целей. Также устанавливается порог приема иммигрантов - 1% от всего населения страны. Кроме того, в канадском обществе происходит популяризация идей мультикультурализма. Так, если в результате форма в 1990 г.
большее число участников считало мультикультурализм труднореализуемой задачей, то в 2006 г. 75% считают, что иммигранты вносят положительный вклад в развитие страны.
В рассматриваемый в работе период исследования происходит появление иммиграционных программ, основанных на системе баллов. Потенциальные иммигранты проходили оценку по большому списку критериев. Образование, возраст, профессия, знание языка, опыт работы и самое главное - уникальность профессии. С помощью данного подхода происходил отбор высококвалифицированных кадров. В качестве примеров таких программ, стоит упомянуть, Federal Skill Workers - FSW, Canadian Experience Class - CEC, Federal Skill Trades - FST. Таким образом, происходит переход в приоритезации характеристик человеческого капитала. Такой переход предполагает выстраивание целей на долгосрочное экономическое развитие страны. Причинами перехода к балльной системе можно выделить: во-первых, трудность интеграции массовой иммиграции, которая была до построения целей на долгосрочные цели; во- вторых, нехватка квалифицированной рабочей силы в регионах. С другой стороны, отбор по принципу человеческого капитала происходил в ущерб программам, направленным на помощь беженцев. Федеративное устройство Канады позволяет выстраивать отношения центр-провинция. Что позволяет провинциям участвовать в реализации иммиграционных программ, например, создавать собственные.
Процесс иммиграции неразрывно связан с интеграцией. Процесс интеграции в мультикультурном обществе является двусторонним. Это означает, что с принимающей стороны необходимо наличие программ интеграции, нормативно-правовая база, отсутствие дискриминации. Со стороны иммигранта необходимо изучить традиции и нормы общества, в которое он переселяется, знание языков, сохранение собственной культуры. В связи с этим существуют концепции для интеграции - изоляционизм, ассимиляторство, мягкий мультикультурализм, жесткий мультикультурализм. Степень интегрированности иммигранта в общество определяется благодаря отчетам Европейской комиссии или ресурсом MIPEX. Migration integration policy index - инструмент позволяет узнать уровень интеграции в баллах. Данные собираются посредством 167 вопросов, оценке нормативной базы, индексам здравоохранения и образования, а также учитывается уровень мобильности иммигранта.
Важным элементом политики мультикультурализма в Канаде является реализация программ для интеграции иммигрантов. В 1990 г. появляется федеральная стратегия интеграции two-way street. Этот подход обуславливается наличием программ на провинциальном и муниципальном уровне. В рассматриваемый период происходит увеличение количества программ интеграции. Это связано с появлением соглашений 54
между центром и провинциями. В качестве примера стоит привести соглашение Канада- Онтарио, благодаря которому появляется программа муниципального иммиграционного комитета. Следующим шагом в эволюции интеграционной политики является программа библиотечного интеграционного партнерства. Эта программа позволяет проводить интеграцию при участии библиотек. В 1992 г. появляется языковой инструктаж для иммигрантов в Канаду. В рамках данной программы происходит обучение иммигранта французскому или английскому языку. Также важным условием для успешной интеграции иммигранта является всестороннее информирование. Canadian Immigrant Integration Program позволяет подготовить иммигранта к первому времени пребывания в новой стране. Кроме того, интеграция в Канаде может проводиться на уровне одного человека. В рамках программы Host Program привлекаются волонтеры, которые хорошо знакомы с канадскими обычаями, традициями. Волонтеры помогут разобраться в доступных услугах, улучшить разговорный английский или французский язык.
Опыт реализации социально-экономических программ по интеграции позволяет выделить успехи и неудачи в реализации программ. Из достоинств стоит выделить, что в Канаде представлен широкий спектр программ. Из-за наличия соглашений по иммиграции между центром и провинциями появляется большое количество программ, которые будут актуальны для определенной территории. Из недостатков можно выделить, что сохраняется разница в доходах между иммигрантами и коренными жителями. Разница в доходах зависит от места проживания, длительности нахождения в стране, знание языка. Следующим негативным фактором можно выделить существование неравномерной заселенности провинций. Это связано с различием в интеграционных программах. Например, программа интеграции в провинцию Новая Шотландия будет менее привлекательной, в отличии от интеграции в Онтарио.



1. Benchmarking in immigrant integration // European Website on Integration. - URL: https://ec.europa.eu/migrant-integration/library-document/benchmarking-immigrant- integration en(gama обращения: 02.06.2022).
2. British North America Act of 1867 // The official home of UK legislation. - URL:
http://www.justice.gc.ca/eng/rp-pr/csj-sjc/constitution/lawreg-loireg/p1t11.html (дата
обращения: 20.12.2021).
3. Canada-Qubbec Accord relating to Immigration and Temporary Admission of Aliens // Government of Canada. - URL: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees- citizenship/corporate/mandate/policies-operational-instructions-agreements/agreements/federal- provincial-territorial/quebec/canada-quebec-accord-relating-immigration-temporary-admission- aliens.html (дата обращения: 20.05.2022).
4. Canadian Experience Class (CEC) // Government of Canada. - URL: http://www.cic.gc.ca/english/resources/tools/perm/econ/cec (дата обращения: 01.05.2022).
5. Canadian Multiculturalism Policy, 1971 // Canadian Museum of Immigration at Pier 21. - URL: https://pier21.ca/research/immigration-history/canadian-multiculturalism- policy-1971 (дата обращения: 30.04.2022).
6. Citizens' Forum on Canada's Future // Communications Research Centre,
Ottawa. - URL:
http://www.solon.org/Constitutions/Canada/English/Committees/Spicer/spicer_2.html (дата
обращения: 30.04.2022).
7. Citizenship Act of 1977 // Consolidated Acts. - URL:
http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/C-29/page-1.html (дата обращения: 30.04.2022).
8. Employment Equity Act // Consolidated Acts. - URL: https ://laws-
lois.justice.gc.ca/eng/acts/e-5.401/ (дата обращения: 13.06.2022).
9. Evaluation of the Immigrant Settlement and Adaptation Program (ISAP) // Government of Canada. - URL: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees- citizenship/corporate/reports-statistics/evaluations/immigrant-settlement-adaptation-program- 2011/section-2.html (дата обращения: 13.06.2022).
10. Host Program // Government of Canada. - URL:
https://cicscanada.com/fr/content/63/host- services#:~:text=The%20Host%20Program%20is%20a,are%20familiar%20with%20Canadian% 20ways. (дата обращения: 20.05.2022).
11. How the Provincial Nominee Program (PNP) works // Government of Canada. - URL: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/services/immigrate- canada/provincial-nominees/works.html (дата обращения: 05.05.2022).
12. Immigration Act of 1976 // Canadian Museum of Immigration at Pier 21. - URL: http://www.pier21.ca/research/immigration-history/immigration-act-1976 (дата обращения: 30.04.2022).
13. Immigration and Refugee Board of Canada // Government of Canada. - URL: https://irb.gc.ca/en/Pages/index.aspx (дата обращения: 30.04.2022).
14. Immigration and Refugee Protection Act of 2001 // Consolidated Acts. - URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/i-2.5/ (дата обращения: 26.04.2022).
15. Immigration programs for skilled workers // Government of Quebec. - URL: https://www.quebec.ca/en/immigration/immigration-programs (дата обращения: 20.05.2022)...91



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ