Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №188445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Гендерная социализация как аспект социализации детей дошкольного возраста 6
1.1 Особенности социализации детей дошкольного возраста 6
1.2 Подходы и принципы организации гендерного воспитания в дошкольном
образовательном учреждении 19
2 Выявление гендерных стереотипов в условиях гендерного воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях 37
2.1 Роль гендерных стереотипов в социализации детей дошкольного возраста 37
2.2 Гендерные стереотипы в организации воспитания в детском дошкольном учреждении
— опыт практического исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программа исследования 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Гайд 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень респондентов 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Расшифровка интервью


Дошкольный возраст является основным периодом для формирования личности ребенка. Это уникальный период, ведь именно здесь происходит самоидентификация, усвоение общепринятых образцов, норм и ценностей, активное взаимодействие с социальной средой, в результате которого происходит формирование личности и самосознания. В дошкольном возрасте происходит формирование половой идентификации, которая основывается на биологическом поле ребенка. Биологический пол - это первый факт, который позволяет ребенку сформировать свою личность. «Мухина В.С. определяет, что осознание своей половой идентификации - это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса». Формирование половой идентичности происходит в процессе одной из важнейших составляющих социализации личности - гендерной социализации. «Гендерная социализация - процесс усвоения социальных норм, психологические качеств, способностей, видов деятельности, профессий представителей различных биологических полов.» Социализация происходит с помощью агентов социализации. Участие агентов социализации в воспитании у ребенка гендерной принадлежности играет особую роль в полноценном становлении личности.
В настоящее время исследования в сфере физиологии, психологии и педагогики показывают, гендерная идентификация формируется под влиянием социальных норм, содержание которых прежде всего ребенок дошкольного возраста получает от первичных агентов социализации. Как отметила Репина Т.А., «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного _ _ _ _ _ __ 4 воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста».
Таким образом, социализация, в том числе и гендерная, играет особую роль в формировании личности индивида, и происходит с помощью семьи и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Полоролевое воспитание в современном мире является одной из важнейших и актуальных тем среди научных исследований. «В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Дошкольный возраст - это тот период, который должен происходить с максимальной вовлеченностью родителей и педагогов в воспитательный процесс. А задачей педагогов является раскрыть уникальность гендерных вопросов и объяснить ребенку и родителям как действовать в той или иной ситуации.
Объект исследования: гендерное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования: гендерные стереотипы в формах организации гендерного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях
Проблема исследования: существуют ли гендерные стереотипы в формах организации гендерного воспитания используемых воспитателями дошкольных образовательных учреждений для формирования гендерной идентичности детей
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных выявить наличие или отсутствие гендерных стереотипов в формах организации гендерного воспитания детей в дошкольных учреждениях
Задачи:
1. Описать теоретические основания процесса социализации детей и выявить особенности и важность этого процесса
2. Проанализировать роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в социализации ребенка
3. Исследовать влияние гендерных стереотипов на социализацию детей и их ролевое поведение
4. Определить формы организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста и в дошкольном образовательном учреждении
5. Выявить наличие или отсутствие гендерных стереотипов в формах организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Для написания выпускной квалификационной работы мною были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, часть из которых занималась проблемами гендерного воспитания, изучением форм организации воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, проблемами социализации, в том числе и гендерной. Из зарубежных ученых представлены работы Холла Дж., Трамблей Р., Колберга Л., Берн Ш. и других. Среди отечественных исследователей использованы работы Клециной И.С., Каган В.Е., Кон И.С., Выготский Л. С. И других.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе поднималась проблема гендерных стереотипов в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Изучение темы гендерных стереотипов в гендерном воспитании в детском саду имеет высокую актуальность и важность. Гендерные стереотипы, которые формируются и поддерживаются с детства, могут оказывать отрицательное влияние на развитие и саморазвитие детей, ограничивая их выборы, интересы и возможности. Дошкольное образовательное учреждение является одной из первых социальных сред, где формируются представления детей о гендере и ролевых стереотипах. Воспитатели в этом возрасте играют важную роль в формировании гендерной идентичности и влияют на восприятие детьми гендерных ролей и обязанностей. Понимание гендерных стереотипов и их влияния на воспитательный процесс в детском саду позволяет разработать эффективные стратегии и методики, направленные на преодоление этих стереотипов и создание более равноправной среды. В целом, изучение гендерных стереотипов в гендерном воспитании в детском саду может быть полезно для детских садов, педагогических учреждений и родителей в создании более справедливого образовательного пространства для детей.
В первой главе в ходе анализа была выявлена важность процесса социализации, в том числе гендерной. Второй задачей являлось - проанализировать роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в социализации ребенка. В рамках этой задачи, на основе теоретических материалов, были описаны особенности таких агентов социализации как семья и дошкольное образовательное учреждение, а также их влияние на ребенка. В ходе работы были изучены работы отечественных и зарубежных исследователей, которые дали методологическую основу для выявления необходимых критериев оценки гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, формирования гайда исследования. Для проведения исследования был выбран метод интервьюирования, респонденты являлись воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Подводя общие итоги о практическом исследовании получились следующие выводы:
Во-первых, детские сады руководствуются схожими целями воспитания, но они могут различаться в разных учреждениях. Результаты всех интервью позволяют сделать вывод о существовании значительных совпадений в целях и ориентирах воспитательной деятельности педагогов в детских садах. Такое согласование и совпадение взглядов говорит о том, что педагоги осознают важность этих целей и стремятся реализовать их в своей работе.
Во-вторых, в дошкольных образовательных учреждениях существует разнообразие форм организации воспитания. Все респонденты упомянули схожие формы организации воспитания. К ним относятся схожие игры, схожие сказки и рассказы, схожие занятия и беседы, демонстрируются похожие мультфильмы, за исключением системы «Монтессори», где не используется демонстрация мультфильмов. Анализ полученных данных дал возможность углубиться в детали организации воспитательной деятельности.
В-третьих, наиболее распространенные сферы нахождения гендерных стереотипов, которые встречаются в детских садах, являются:
1. Профессии: Воспитатели часто упоминают стереотипы, связанные с распределением профессий по половому признаку. Детям могут передаваться представления о том, что определенные профессии или занятия являются типичными для мужчин или женщин. Например, мужские профессии могут быть связаны с инженерией, строительством, а женские - с медициной, уходом за детьми и домашними делами.
2. Семейные роли и обязанности: Воспитатели используют гендерные стереотипы, связанные с ролями и обязанностями в семье. Например, детям могут передаваться представления о том, что мамы должны заниматься домашними делами, а папы - ремонтом и заработком денег. Такие стереотипы могут ограничивать восприятие детей о разнообразии ролей и ответственностей внутри семьи.
3. Черты характера: Детям часто приписываются определенные черты характера на основе их пола. Девочкам могут быть приписаны черты, связанные с уходом за собой, опрятностью, домашними обязанностями, нежностью и эмоциональностью. В то же время мальчикам могут приписываться черты, связанные с физической силой, защитой и помощью. Эти стереотипы могут ограничивать свободу выбора и самовыражения детей в развитии своей индивидуальности.
В-четвертых, воспитатели часто сталкиваются с гендерными стереотипами в выборе игр и игрушек для детей. Детям могут быть предложены игрушки и игры, которые соотносятся с их полом, формируя или усиливая стереотипные установки. Например, девочкам могут быть предложены куклы и игры "дочки-матери", а мальчикам - машинки и игры в пожарных, полицейских, таксистов и т.д. Это может ограничивать их интересы и возможности для развития различных навыков и интересов.
В-пятых, анализируя полученные результаты было выделено, что семья играет большую роль в формировании у ребенка гендерных установок, нежели воспитатель, но, воспитатели также могут усиливать существующие гендерные установки или вносить новые гендерные нормы и ожидания. Также есть основания предполагать, что воспитатели 65
могут поддерживать гендерно-традиционные установки детей сознательно или не осознавая этого, несмотря на то, что большинство респондентов проводят нравственные беседы с детьми ориентируясь на гендерно-нейтральный подход воспитания.
В-шестых, большинство родителей выражают согласие с принципами и методами воспитания, применяемыми в дошкольных учреждениях. Однако, если возникают разногласия, родители обычно обращаются к воспитателям для обсуждения их опасений и проблем. Также наблюдается тенденция, когда многие родители передают ответственность за воспитание своих детей на воспитателей детского сада. Это может быть связано с тем, что у родителей ограниченное время и ресурсы, поэтому они полагаются на профессионалов для обеспечения качественного воспитания. Однако, данная тенденция может привести к уменьшению влияния родителей на развитие и воспитание своих детей. Кроме этого родители часто проводят воспитание дома с использованием других подходов и правил, чем воспитатели в детском саду. В результате, дети могут иметь ограниченное понимание общих правил поведения, когда они находятся дома, и быть более дисциплинироваными, когда они находятся в детском саду.
Таким образом, подводя итог практического исследования, можно сказать, что в настоящее время в детских садах наблюдается заметная тенденция перехода воспитателей от гендерно-традиционного подхода к более гендерно-нейтральному подходу. Это означает, что воспитатели стремятся сократить использование гендерных стереотипов и создать равные возможности для развития и самовыражения всех детей, независимо от их гендерной принадлежности. Однако, несмотря на эту тенденцию, некоторые гендерные стереотипы все еще существуют в воспитательной работе. Но в целом, воспитатели осознают важность создания равноправной среды, в которой дети могут свободно выбирать свои интересы и развивать свои навыки без ограничений, связанных с их гендером. Это позволяет детям расширять свои горизонты, познавать различные области и учиться сотрудничать и взаимодействовать с другими независимо от гендерных ограничений.



1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
(Зарегистрировано в Минюсте России от 14.11.2013 № 30384). Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/news/178, свободный.
2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте// Психологические основы формирования личности. М.: ВЦНИИ "Школа и педагогика" МП СССР и АПН СССР, 1986. №149-861.
3. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 2008. - 427 с
4. Алёшина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. URL - http://www.library/euro-bit/ru/
5. Атажанова, Р.Р. и Н.Р. Атаева, 2020. Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников. Scientific Journal Impact Factor, 4(1). cyberleninka.ru/article/n/rol-izobrazitelnoy-deyatelnosti-vo-vsestoronnem-razvitii- doshkolnikov/viewer.
6. Багрунов В.П. Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.
7. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004
8. В. И. Логинова, Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. М. Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Каф. дошкольной педагогики Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду Санкт-Петербург 2008
9. Васюра С. Коммуникативная активность мальчиков и девочек. Как представляют ее родители? Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2010. - 33 с.
10. Виды деятельности дошкольника: игровая, трудовая, конструирование,
восприятие сказки, изобразительная. - URL
studfile.net/preview/4189974/page:21/#:~:text=По%20словам.%20Л.С.%20Выготского%2C% 20"сказка, анимизма%2С%20всеобщего%20одушевления%2С%20антропоморфизма%2С% 20артификализма.
11. Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.
13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
14. Гендерная социализация: понятие и сущность.
superinf.ru/view_helpstud.php?id=2043.
15. Гендерное воспитание дошкольников посредством приобщения их к этикету. portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=41385....39



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ