ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Классификация иностранных инвестиций по назначению 10
Глава 2. Инвестиционная деятельность США в Китае 18
2.1 Формирование и развитие потока инвестиций США в Китай в исторической
ретроспективе 18
2.2 Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории
КНР 24
2.3 Отраслевая структура инвестиций США 35
Глава 3. Инвестиционная деятельность Китая в США 43
3.1 Регулирование иностранных инвестиций в США. Нормативно-правовой аспект 43
3.2 Характеристика инвестиционных потоков Китая в США 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 73
После Мао Цзэдуна новое правительство начинает проводить политику, направленную на вовлечение Китая в мировую экономику, сопровождая ее реформами во всех отраслях жизни общества. Важной частью этой политики являлось привлечение иностранных инвестиций и международное сотрудничество. Индустриальная страна, не имеющая огромных капиталов для самостоятельного развития, делает ставку на развитие путем реформ производства и активного привлечения иностранных инвестиций. В последующие 20 лет были прияты нормативно-правовые акты, которые и стали основой для политики интеграции КНР в мировую экономику. 1 июля 1979 году был принят «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» в целях расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена КНР, 11 октября 1986 года Госсовет КНР принял «положение о поощрении иностранных инвестиций», в пунктах которого обозначены меры, направленные на создание благоприятного климата для инвестиций; на более полное их усвоение; введение современных технологий; улучшение качества товаров; развитие внешнеторгового обмена и развитие национальной экономики. В 2001 году КНР вступает в Всемирную торговую организацию, тем самым начиная третий этап своей инвестиционной политики, задачей которого стали привлечение инвестиций и поиск новых партнеров.
Помимо реформирования законодательной базы для инвестиций КНР предоставил особый статус определенным территориям. Начиная с 1980 года (второй этап реформ Дэн Сяопина) в различных частях Китая начали создаваться особые административно-экономические образования с льготными режимами. Изначально были созданы 4 однотипные Специальные экономические зоны, которые были сформированы как экспериментальные для того, чтобы протестировать инновационную политику развития Китая в будущем. Эта политика будущего прежде всего опиралась на опыт иностранных государств в привлечении заграничных инвестиций и внедрение иностранных разработок и методик в китайское производство.
За последние 20 лет Китай сделал поразительный скачок в своем экономическом развитии, что доказывают занимаемые им ведущие позиции в рейтинге стран, привлекающих наибольшее количество инвестиций. Наиболее важным партнером для Китай на протяжении всего этого периода были США. Двусторонние прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стали одним из главных компонентов экономических отношений между США и Китаем. Обе страны в конце предыдущего столетия стремительно развивали двустороннее экономическое сотрудничество и в новый век вошли как два главнейших торговых партнера друг для друга. Сейчас для США Китай превратился из ведущих экономических партнеров в главного экономического конкурента и даже рассматривается администрацией как важнейшая стратегическая угроза. В дуэте США-Китай Соединенные Штаты всегда играли главную роль, однако с течением времени, когда позиции Китая начали значительно укрепляться не только в регионе, но и мире, появилась опасность потери влияния США во многих стратегических отраслях, вследствие чего начала все четче прослеживаться конфронтационная линия.
Соединенные Штаты убеждены, что таких результатов Китай добился, используя антиконкурентные методы торговли, что противоречит обязательствам, принятым им при вступлении во Всемирную торговую организацию. В список несправедливых торговых практик со стороны Китая в сторону США, Комиссия по Американо-китайским торговым отношениям относит: принуждение владельцев американских компаний, торгующих с Китаем, регистрировать свой бизнес в КНР как совместные предприятия; промышленный шпионаж против американских компаний, кибератаки в отношении американских компаний для получения информации о новых технологиях; субсидирование национальных китайских компаний, работающих в высокотехнологичных секторах экономики.
Актуальность темы исследования заключается в том, что анализ успеха экономики США и Китая производится посредством изучения влияния двусторонних инвестиционных потоков на экономику каждого из них, основываясь на утверждении о том, что инвестиции являются основным инструментом для накопления общественного капитала и расширения базы производственных возможностей.
Объектом исследования являются отношения в сфере инвестиций, механизмы влияния на изменения приоритетов в ней.
Предмет исследования - двусторонние инвестиционные отношения между США и Китаем, включающие политику обеих стран в сфере инвестиций в отношении друг друга. Хронологические рамки работы охватывают период с 1992 года, ключевым событием которого был XIV съезд КПК, провозгласивший курс на ускорение реформ и открытости и создание системы социалистической рыночной экономики, по 2018-19 годы, в которые экономическое противостояние между КНР и США достигло своего максимума.
Гипотеза - Инвестиционная деятельность США в КНР оказывает на китайскую экономику значительно большее влияние, чем инвестиционная деятельность КНР на экономику США.
Цель исследования - оценить влияние инвестиционной политики США и КНР на национальную экономику каждого из государств.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1) изучить теоретическую основу инвестирования в иностранные государства;
на основе нормативно-правовых документов;
3) установить основные составляющие механизма привлечения иностранных инвестиций в КНР и США (преференции и льготы, предоставляемые иностранным инвесторам);
4) проанализировать отраслевую направленность и географическое распределение инвестиций американских компаний в Китае и китайских компаний в США, оценить их роль в развитии промышленности в обоих государствах;
5) выявить проблемы, препятствующие большей эффективности инвестиционных потоков и определить пути решения.
Источниковую базу можно разделить на несколько групп:
1) Официальные документы, публикуемые государственными органами США. К числу данных источников относятся доклады в конгресс американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности США. Американо-китайская Комиссия по обзору вопросов экономики и безопасности является небольшой, быстро развивающейся, беспартийной, законодательной ветвью Комиссии, ответственной за мониторинг, расследование и представление Конгрессу ежегодного доклада о последствиях двусторонних торгово-экономических отношений между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой. Комиссия проводит свои исследования по следующим направлениям: наращивание военной мощи Китая, расширение регионального влияния Китая на экономику и безопасность, американо-китайские двусторонние программы, энергетика, рынки капитала США, соблюдение правил ВТО и последствия в отношении ограничений доступа к информации в Китае. Публикации данной Комиссии были полезны с точки зрения статистики. Поскольку китайское правительство ограничивает доступ ко многим базам данных, ресурсам и статистическим материалам затруднен, поэтому в исследовании, в основном, были использованы данные и сведения, полученные из материалов Американокитайской Комиссии по обзору вопросов экономики и безопасности.
2) Официальные документы и нормативные акты: Закон о китайско- иностранных совместных предприятиях; Нормы и правила «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» (№ 584) от 19 ноября 2010 г.; «Каталог-руководство для инвестирования иностранного капитала» 2007 г.; Закон КНР «О внешней торговле» от 12 мая 1994 г. (действует в редакции 2016 г.); Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 г. (в редакции от 3 сентября 2016 г.), поправка Exon-Florio от 1988г. , Закон США о модернизации анализа риска, связанного с иностранным инвестированием от 2018г.
3) Статистические данные и официальные публикации Всемирной торговой организации ; Министерства коммерции КНР , Торгового представительства США, Комитета по иностранным инвестициям США, Министерства торговли США, материалы ЮНКТАД.
В целом, согласно подсчетам Всемирного банка, ведение бизнеса в Китае становится легче: в глобальном масштабе Китай занимал 128-е место из 189 стран по легкости открытия бизнеса в 2015 году, что на 23 позиции выше рейтинга 2014 года, но расширение операций в Китае в определенных секторах становится все труднее. В разных отраслях ограничения на доступ к рынку являются основными препятствиями для способности и желания американских компаний инвестировать в Китай. Ограничения существуют и для местных китайских инвесторов, которых ограничивает правительство, стремясь предотвратить бегство капитала за границу, заставляя их вкладывать в определенные отрасли непременно на территории Китая. Китай в основном поддерживает ограничения доступа на рынки на национальном уровне через Каталог иностранных инвестиций, хотя местные органы власти часто используют региональные или отраслевые каталоги, дополнительно ограничивающие доступ. Широкий и потенциально навязчивый механизм проверки национальной безопасности, предложенный в новом проекте закона об иностранных инвестициях, также может быть использован для ограничения доступа к рынку. Чрезмерная озабоченность китайского правительства защищает местных конкурентов, что приводит к неравному отношению к иностранным инвесторам.
США считают государством, чья политика в сфере регулирования иностранных инвестиций направлена больше на привлечение и поощрение, чем на ограничения. Большинство инвестиций в США по-прежнему поступает из Канады и ее союзников в Европе, с 2015 года значительно увеличились инвестиции, поступающие из Китая. Последние годы США являются лидерами в привлечении иностранных инвестиций. За 2017 год объём только прямых иностранных инвестиций составил 277 млрд. долл., в 2018 этот показатель немного снизился (до 252 млрд. долл.), что можно связать с некоторыми изменениями в законодательной базе США, касающейся инвестиционных отношений. Именно увеличение объемов приобретения американских активов китайскими компаниями привело к росту политической озабоченности по поводу рисков для национальной безопасности, связанных с такими приобретениями. Концепция защиты национальной безопасности и ее расширение в последние годы соотносится с быстрым развитием технологий, растущей цифровизацией, более глобальной цепочкой поставок и выработкой мер для поддержания глобального лидерства, которое пошатнулось с усилением роли Китая в качестве технологического конкурента.
Американские компании продолжают инвестировать в Китай, несмотря на рост числа проблем на местах и снижение прибыльности. Меры, политика и практика китайского правительства, способствующие ухудшению климата для иностранных инвестиций, включают непоследовательное и нечеткое правовое и нормативное правоприменение, усиление китайского протекционизма и другие льготные политики, выгодные отечественным компаниям. В разных отраслях барьеры доступа к рынкам продолжают занимать первое место в списке мер правительства Китая, которые ограничивают возможности и желание американских компаний инвестировать в Китай. В качестве средства защиты своих отечественных компаний и отраслей, Китай ограничивает иностранные инвестиции в секторах, в которых Соединенные Штаты поддерживают конкурентные преимущества, в том числе в сфере исследований и новейших разработок, а также в сфере информационных услуг. Колебания ограничений на иностранные инвестиции в Китае отражают модель, в соответствии с которой правительство стимулируют прямые иностранные инвестиции в сектора, которые считаются стратегическими для развития национальной экономики Китая с целью извлечения технологий, интеллектуальной собственности и ноу-хау от иностранных фирм. Однако после того, как отечественная промышленность получает достаточное развитие в том или ином секторе, политика, стимулирующая инвестиции, постепенно отменяется, и вводится новая политика, ограничивающая инвестиции, чтобы освободить рыночное пространство для отечественных фирм и вытеснить иностранные. В совокупности ослабление административного контроля над ПИИ и открытие новых секторов для иностранных инвестиций может оказать положительное влияние на ПИИ США в Китае, особенно если последние будут постепенно расширяться и распространяться на сектора, в которых американские компании находятся в сильных конкурентных позициях.
Что касается роли инвестиций, то мнения ученых расходятся относительно чистой выгоды от инвестиций США в Китай и китайских инвестиций в США. Некоторые американские аналитики утверждают, что увеличение китайских ПИИ в США, особенно в новые проекты по производству продукции или оказанию услуг, может помочь американским компаниям получить капитал, необходимый для развития их бизнеса и найма большего количества рабочих (или сохранения рабочих мест), что приведет к расширению налоговой базы США, повышению производительности.
Существует и другая точка зрения на роль китайских инвестиции в экономике США: большинство американских ученых обеспокоено тем, что усилия китайских государственных предприятий по приобретению активов американских компаний могут быть частью стратегии центрального правительства Китая по развитию глобальных китайских фирм, которые могут поставить под угрозу экономическую жизнеспособность американских фирм.
В отличие от США, в которых инвестиции Китая играют не такую значимую роль, Китай, можно сказать, зависим от американских инвестиций. США являются для Китая одним из главнейших источников, входя в пятерку стран-доноров инвестиций. Помимо дополнительных финансовых средств, которые, в основном, идут на развитие инфраструктуры КНР, американские инвестиции являются одним из главных способов обретения технологий и новых методов управления, чего нельзя сказать о значении китайских инвестиций для экономики Штатов. К тому же, огромнейшую роль американских инвестиций для экономики Китая можно проследить проанализировав количество рабочих мест, которые являются положительным побочным эффектом от учреждения новых предприятий. Например, в 2016 году китайские компании создали примерно 50 000 рабочих мест в США, в результате чего общее количество рабочих мест в США, предоставленных китайскими компаниями, достигло всего 141 000, в то время как только одна американская компания «Coca - Cola» создала в Китае не меньше 400 000 рабочих мест.
1) Аксенов П.А. Налоговая реформа Трампа и американский бизнес. Международная торговля и торговая политика. - 2018. - № 2. - С. 91-103. - [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-2-91-103
2) Аксенов П.А. Регулирование иностранных инвестиций в США: ограничения в условиях торговой войны. Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 4. - С. 31-41.
3) Алехин Б.И. Защита инвесторов в США и Канаде. — США— Канада: экономика, политика, культура, 1999, № 9, С. 115— 134.
4) Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. - 2011. - № 8 (39). - С. 57-60.
5) Емельянов Е.В. Тенденции прямых иностранных инвестиций и их
регулирования в США и других странах Группы двадцати/ Россия и Америка в XXI веке. - 2020.- №2. - [Электронный ресурс] URL:
https://rusus.jes.su/s207054760010489-4-1/
6) Зименков Р.И. Международная инвестиционная деятельность США//США-Канада. Экономика, политика, культура. - 2002. - №2. - с. 3-17.
7) Зименков Р.И. Прямые иностранные инвестиции в экономике США // Россия-США в XXI веке. - [Электронный ресурс] URL: Ше:///С:/и8ег8/8’№1й/Ве8к1:ор/ВКР/литература%20и%20источники/по%20США /Интернет-издание%20Россия%20и%20Америка%20в%20XXI%20веке.html
8) Иностранные инвестиции: Учебное пособие / коллектив авторов под ред. А. П. Косинцева. - Москва: КНОРУС, 2017.
9) Ковалева Т.К. Иностранные инвестиции и национальная безопасность: Закон о модернизации анализа риска, связанного с иностранным инвестированием, от 13 августа 2018 г. как новый этап эволюции парадигмы обеспечения национальной безопасности США // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 1А. С. 173-188.
10) Ковалева Т.К. Критические и возникающие технологии и
национальная безопасность: новые инструменты государственного
регулирования в США// Инновации и инвестиции. - 2020. - №1. -с. 39-45.
11) Королёв Н.В. Условия успеха китайской инвестиционной модели/ Н.В. Королёв, Хань Сюемей// вестник Гос. ун-та управления. - М., - 2018. -№ 6. - с. 129-135.
12) Кудряшова Ю.М. — Законодательство о прямых иностранных инвестициях в России и США: сравнительно-правовой анализ // Право и политика. - 2020. - № 7. - С. 61 - 73. DOI: 10.7256/2454-0706.2020.7.33497 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33497
13) Лебедева Л. Ф. и др. Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающей промышленности США// Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 3. С. 52-64.
14) Манежев С. А. Иностранный капитал в экономике КНР. М.: Наука, 1990.
15) Новоселова Л.В. Современная экономическая стратегия КНР: инвестиционный фактор// Азия и Африка сегодня. - 2013. - №7. - с. 1-6...28