Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИИ В УСЛОВИЯХ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

Работа №188424

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 6
1 Религия и наука 9
1.1 Критика атеизма в современной религиозной философии 10
1.2 Религиозное обращение в научном сообществе 15
1.3 Религия и современность 23
2 Что такое религия 29
2.1 Что такое религия 29
2.2 Нейробиологический аспект 34
2.3 Содержательный аспект 39
3 Религия и секуляризация 43
3.1 (Не)секуляризированная современность 44
3.2 Десекуляризация и религиозная деприватизация 47
3.3 Религия продолжает жить?? 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57


Исторически процесс секуляризации начался в Европе с эпохи Ренессанса и Просвещения, когда образованное общество начало ставить под сомнение авторитет религиозных институтов. Великие мыслители, такие как Джон Локк, Дэвид Юм и Вольтер, выступали за рациональность, индивидуальные права и научное знание, противопоставляя их догматической религиозной вере. Впоследствии Французская революция и другие политические события содействовали ослаблению власти церкви и укреплению светских институтов, что было лишь началом длительного пути религиозной трансформации в условиях все большей секуляризации общества. Макс Вебер, один из пионеров социологии, связывал ее с процессом рационализации, утверждая, что модернизация и научный прогресс способствуют уменьшению влияния религиозных воззрений на общественную жизнь. Вебер отмечал, что рациональность и бюрократизация ведут к «расколдовыванию мира», где магические и религиозные объяснения уступают место научным и рациональным подходам.
Сегодня секуляризация проявляется в различных формах в зависимости от культурного и исторического контекста. В ряде государств наблюдается значительное снижение посещаемости церквей, уменьшение влияния религиозных организаций на политику и образование, а также рост светских мировоззрений. Все это, на первый взгляд, может свидетельствовать об упадке религии и постепенном полном исчезновении ее влияния на общество. А то, что основной движущей силой секуляризации сегодня является рост научных знаний и прогресс человечества во многих аспектах, дает основание атеистическому сообществу убедительно объявлять религию пережитком прошлого, который не способен выдерживать конкуренцию рационализма, поскольку, в отличие от него, является мировоззренческой установкой, имеющей выдуманные основания и вводящей своего носителя в глубокое заблуждение своими иллюзиями. Религия, по мнению Дэниела Деннета, Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и многих других известный представителей атеизма, является вредной для человеческого прогресса, противоречащей научному познанию, и обреченной на неизбежную гибель в любом разумном обществе. Таким образом, в обществе набирает популярность представление о религии как некоей болезни, от которой общество в процессе секуляризации успешно вылечивается.
Однако множество фактов могут пошатнуть веру в такое убеждение. Критики атеизма и натурализма защитниками религии, многочисленное религиозно-научное сообщество, а так же последние исследования в области философии, социологии и даже нейробиологии - 6
все это указывает на то, что религия не просто является «здоровым» явлением, способным непротиворечиво сочетаться с научным познанием и человеческим прогрессом, но и никуда не исчезающее в процессе секуляризации, несмотря на видимо ослабление роли и влияния в обществе.
В данной работе я планирую подробно изучить актуальные исследования религии и секуляризации в разных областях знания и сделать вывод о том, является ли религия угрозой человеческому прогрессу, и действительно ли современный мир демонстрирует нам ее упадок.
Достижение этой цели неразрывно связано с тремя основными задачами:
1. Доказать, что религия в её классическом варианте - нормальное для современности явление, непротиворечиво сочетающееся с научным прогрессом
2. Исследовать и описать религию как таковую посредством рассмотрения ее философского, социологического и нейробиологического аспектов, чтобы понять, откуда она берет свое начало и каким образом встроена в субъективную и общественную жизнь.
3. Исследовать феномен секуляризации в современном мире и понять, каким именно образом она воздействует на религию.
Таким образом, объектом данной работы является религия в целом, а предметом - ее трансформация в условиях секуляризации.
Актуальность данного исследования заключается сразу в нескольких причинах. Во - первых, активная деятельность атеистического сообщества в современном мире вместе с другими вызовами религии создают для многих людей проблему неопределенности статуса религии и уместности религиозного мировоззрения. Это не только провоцирует множество споров и конфликтов, но и является серьезным вызовом для людей, вера и традиции которых могут от этого страдать. Ошибочное понимание соотношения религии и науки является причиной неверного определения роли и функции обеих (и наоборот), что может привести либо к претензии на исследование физического мира посредством религиозной методологии, либо мира трансцендентного посредством методологии научной, хотя они для этого изначально не предназначены.
Во-вторых, данное исследование позволяет взглянуть на религию с нового ракурса, поскольку исследует, главным образом, ее универсальные источники и структуры, уделяя меньше внимания их содержательной надстройке, являющейся лишь их интерпретацией.
Наконец, главная ценность исследования заключается в попытке исследовать устойчивость религии к изменениям социокультурного контекста, в котором она существует. Критика секуляризации как идеи о том, что религия в условиях научно - технического прогресса полностью исчезает из публичного, а зачастую и личного пространства, позволяет проследить сохранение ее существования и влияния на общество там, где ранее оно считалось угасшим. Все это ведет к новому пониманию феномена религии и ее роли в жизни индивида и общества.
Методология исследования включает в себя:
1. Историко-философский анализ: Рассмотрение эволюции философских идей и концепций религии и секуляризации, включая анализ работ классических и современных философов, таких как Питер Бергер и Роберт Вутноу.
2. Герменевтический метод: Интерпретация текстов и смыслов, связанных с религиозными верованиями и секуляризацией, с целью понимания глубинных значений и контекстов.
3. Сравнительный анализ: Сопоставление различных философских подходов к религии и секуляризации, а также сравнение религиозных и светских мировоззрений.
4. Критический анализ: Критическое рассмотрение аргументов и позиций, как религиозных, так и атеистических мыслителей, таких как Даниэль Деннет, Ричард Докинз и Кристофер Хитченс.
5. Концептуальный анализ: Исследование ключевых понятий и терминов, таких как "секуляризация", "десекуляризация", "приватизация религии" и "священное", для выявления их философских оснований и смыслов.
6. Феноменологический метод: Изучение религиозного опыта и переживаний с целью выявления их сущности и значимости для человеческого сознания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследования в целом, можно сказать, что его цель достигнута. Результатом работы является аргументированная позиция относительно места религии в современном мире.
Первый этап исследования показал, что религиозное мировоззрение, при верном разделении функций науки и религии, может непротиворечиво сочетаться с научным познанием, никак не тормозя человеческий прогресс, как утверждает значительная часть атеистического сообщества. Религиозная вера, не обременённая проявлениями религиозного фанатизма и догматической интерпретацией положений священного писания, является для любого исследователя своеобразной интерпретационной установкой, отталкиваясь от которой он изучает окружающий его мир. Атеист познаёт произвольно образовавшийся и развивающийся мир, религиозный человек исследует божественное творение, но в обоих случаях объектом исследования становятся одни и те же явления, процессы, законы. Споры о допустимости религии в современности касаются противостояния не между наукой и религией, а между совершенно философскими позициями относительно устройства мира. В то время, когда одни отказываются от религии в пользу научных фактов, эти же сами факты обоснованно становятся фундаментом религиозной веры других людей - в том числе, ученых.
Отказываться от религии, обвиняя ее в иллюзорности и возможности заместить ее чем-либо так же бессмысленно. Исследование ее истории, механизмов функционирования и нейробиологических основ указывает на то, что она тесно переплетена и коррелирует со всеми остальными сферами жизни, а религиозные переживания, исходя из исследований функционирования головного мозга, реальны не в меньшей мере, чем любые другие переживания.
Естественное исчезновение религии так же не предвидится в ближайшем будущем. Условия, которые создает секуляризация, вопреки, видимому ослабеванию роли и влияния религии на функционирование общества, способствуют не только ее сохранению, но, в некоторых случаях, и усилению. В секулярном мире религия действительно претерпевает значительные изменения, уходя в сферу индивидуализированных мировоззрений. Однако ослабление доминирования одних религий лишь усиливает конкурентность других. Всё это, в совокупности с облегченной формой накопления и передачи информации в 55
современном мире, открывает для индивидуализированных религиозных форм возможность почти беспрепятственного возвращения в публичное пространство.
Не стоит забывать и о том, что частные религии через своих носителей могут влиять на общество не меньше, чем религии публичные, определяя их решения и действия, отражающиеся на жизни других субъектов.
Таким образом, в современном мире мы наблюдаем религию не ослабевающую, а трансформирующуюся и усложняющуюся в ответ на изменения социокультурных условий, в которых она находится. Вне зависимости от времени и места, в обществе существуют публичные и частные системы мировоззрений, основанные на переживаниях и убеждениях, связанных с сакральным, что, в сущности, и составляет религиозную основу. Этот вывод вновь актуализирует изучение религии, особенно, в тех формах, с которыми человечество ранее еще не имело дела. Ее устойчивость к исчезновению, неразрывная связь с человеческим прогрессом, а так же близкая родственность с тем, что традиционно относится к светскому, бросает вызов представлению о религиозном как обособленном и подлежащем исчезновению в силу сознательного усилия или естественных причин.
Какими будут религии будущего, с учетом бурного развития технологий, роста научного знания и глобализации? Как изменится общество в условиях десекуляризации и деприватизаци? Какие новые функции и новые роли может обрести религия в ближайшее время? Вот вопросы, которые становятся особенно актуальными в свете выводов проделанного здесь исследования.



1. Аквинский, Фома. Сумма теологий / Перевод: Еремеев С.И., Юдин A.A. Киев, Эльга, Ника-Центр, Москва, Элькор-МК, 2002.
2. Белла Роберт. Религия в человеческой эволюции: от палеолита до осевого времени / Перевод Васильева А. ББИ, Москва, 2019.
3. Библия // Евангелие от Матфея. Москва. 2009. 1337 с.
4. Докинз Ричард. Слепой часовщик / Перевод с англ. Гопко А. CORPUS, 2015.
5. Дюркгейм Эмиль. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Перевод. В. Земсковой. Москва, 2018.
6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. В. Г. Малахиевой- Мирович и М. В. Шик. Наука, 1993. 411 с.
7. Конфуций. Аналекты Конфуция // LibreBook URL:
https://librebook.me/analects/vol1/15.
8. Смит Хьюстон. Мировые религии. Индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, христианство, ислам, примитивные религии / Перевод Сапцина У.В. Эскимо, 2022.
9. Хадисы пророка Мухаммада // ISNAD URL: https://isnad.link/book/sahih-al- buhari/2-kniga-imana-hadisy-8-58.
10. Хаксли Олдос. Вечная философия / Перевод Бондаренко Е. Эскимо, 2004.
11. Хокинг, Стивен. Краткая история времени: От Большого Взрыва до черных дыр / Перевод Н. Смородинской. Амфора. Санкт-Петербург, 2015.
12. Berger Peter. The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 1999.
13. Berger Peter. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Anchor, 1990, 240 p.
14. Berger, Peter. A rumor of angels: modern society and the rediscovery of the supernatural. Doubleday Garden city. 1970, 103 p.
15. Casanova Jose. Public Religions in the Modern World. University of Chicago Press, 1994, 330 p....31



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ