Аннотация
Введение 6
1 Религия и наука 9
1.1 Критика атеизма в современной религиозной философии 10
1.2 Религиозное обращение в научном сообществе 15
1.3 Религия и современность 23
2 Что такое религия 29
2.1 Что такое религия 29
2.2 Нейробиологический аспект 34
2.3 Содержательный аспект 39
3 Религия и секуляризация 43
3.1 (Не)секуляризированная современность 44
3.2 Десекуляризация и религиозная деприватизация 47
3.3 Религия продолжает жить?? 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Исторически процесс секуляризации начался в Европе с эпохи Ренессанса и Просвещения, когда образованное общество начало ставить под сомнение авторитет религиозных институтов. Великие мыслители, такие как Джон Локк, Дэвид Юм и Вольтер, выступали за рациональность, индивидуальные права и научное знание, противопоставляя их догматической религиозной вере. Впоследствии Французская революция и другие политические события содействовали ослаблению власти церкви и укреплению светских институтов, что было лишь началом длительного пути религиозной трансформации в условиях все большей секуляризации общества. Макс Вебер, один из пионеров социологии, связывал ее с процессом рационализации, утверждая, что модернизация и научный прогресс способствуют уменьшению влияния религиозных воззрений на общественную жизнь. Вебер отмечал, что рациональность и бюрократизация ведут к «расколдовыванию мира», где магические и религиозные объяснения уступают место научным и рациональным подходам.
Сегодня секуляризация проявляется в различных формах в зависимости от культурного и исторического контекста. В ряде государств наблюдается значительное снижение посещаемости церквей, уменьшение влияния религиозных организаций на политику и образование, а также рост светских мировоззрений. Все это, на первый взгляд, может свидетельствовать об упадке религии и постепенном полном исчезновении ее влияния на общество. А то, что основной движущей силой секуляризации сегодня является рост научных знаний и прогресс человечества во многих аспектах, дает основание атеистическому сообществу убедительно объявлять религию пережитком прошлого, который не способен выдерживать конкуренцию рационализма, поскольку, в отличие от него, является мировоззренческой установкой, имеющей выдуманные основания и вводящей своего носителя в глубокое заблуждение своими иллюзиями. Религия, по мнению Дэниела Деннета, Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и многих других известный представителей атеизма, является вредной для человеческого прогресса, противоречащей научному познанию, и обреченной на неизбежную гибель в любом разумном обществе. Таким образом, в обществе набирает популярность представление о религии как некоей болезни, от которой общество в процессе секуляризации успешно вылечивается.
Однако множество фактов могут пошатнуть веру в такое убеждение. Критики атеизма и натурализма защитниками религии, многочисленное религиозно-научное сообщество, а так же последние исследования в области философии, социологии и даже нейробиологии - 6
все это указывает на то, что религия не просто является «здоровым» явлением, способным непротиворечиво сочетаться с научным познанием и человеческим прогрессом, но и никуда не исчезающее в процессе секуляризации, несмотря на видимо ослабление роли и влияния в обществе.
В данной работе я планирую подробно изучить актуальные исследования религии и секуляризации в разных областях знания и сделать вывод о том, является ли религия угрозой человеческому прогрессу, и действительно ли современный мир демонстрирует нам ее упадок.
Достижение этой цели неразрывно связано с тремя основными задачами:
1. Доказать, что религия в её классическом варианте - нормальное для современности явление, непротиворечиво сочетающееся с научным прогрессом
2. Исследовать и описать религию как таковую посредством рассмотрения ее философского, социологического и нейробиологического аспектов, чтобы понять, откуда она берет свое начало и каким образом встроена в субъективную и общественную жизнь.
3. Исследовать феномен секуляризации в современном мире и понять, каким именно образом она воздействует на религию.
Таким образом, объектом данной работы является религия в целом, а предметом - ее трансформация в условиях секуляризации.
Актуальность данного исследования заключается сразу в нескольких причинах. Во - первых, активная деятельность атеистического сообщества в современном мире вместе с другими вызовами религии создают для многих людей проблему неопределенности статуса религии и уместности религиозного мировоззрения. Это не только провоцирует множество споров и конфликтов, но и является серьезным вызовом для людей, вера и традиции которых могут от этого страдать. Ошибочное понимание соотношения религии и науки является причиной неверного определения роли и функции обеих (и наоборот), что может привести либо к претензии на исследование физического мира посредством религиозной методологии, либо мира трансцендентного посредством методологии научной, хотя они для этого изначально не предназначены.
Во-вторых, данное исследование позволяет взглянуть на религию с нового ракурса, поскольку исследует, главным образом, ее универсальные источники и структуры, уделяя меньше внимания их содержательной надстройке, являющейся лишь их интерпретацией.
Наконец, главная ценность исследования заключается в попытке исследовать устойчивость религии к изменениям социокультурного контекста, в котором она существует. Критика секуляризации как идеи о том, что религия в условиях научно - технического прогресса полностью исчезает из публичного, а зачастую и личного пространства, позволяет проследить сохранение ее существования и влияния на общество там, где ранее оно считалось угасшим. Все это ведет к новому пониманию феномена религии и ее роли в жизни индивида и общества.
Методология исследования включает в себя:
1. Историко-философский анализ: Рассмотрение эволюции философских идей и концепций религии и секуляризации, включая анализ работ классических и современных философов, таких как Питер Бергер и Роберт Вутноу.
2. Герменевтический метод: Интерпретация текстов и смыслов, связанных с религиозными верованиями и секуляризацией, с целью понимания глубинных значений и контекстов.
3. Сравнительный анализ: Сопоставление различных философских подходов к религии и секуляризации, а также сравнение религиозных и светских мировоззрений.
4. Критический анализ: Критическое рассмотрение аргументов и позиций, как религиозных, так и атеистических мыслителей, таких как Даниэль Деннет, Ричард Докинз и Кристофер Хитченс.
5. Концептуальный анализ: Исследование ключевых понятий и терминов, таких как "секуляризация", "десекуляризация", "приватизация религии" и "священное", для выявления их философских оснований и смыслов.
6. Феноменологический метод: Изучение религиозного опыта и переживаний с целью выявления их сущности и значимости для человеческого сознания.
Подводя итог исследования в целом, можно сказать, что его цель достигнута. Результатом работы является аргументированная позиция относительно места религии в современном мире.
Первый этап исследования показал, что религиозное мировоззрение, при верном разделении функций науки и религии, может непротиворечиво сочетаться с научным познанием, никак не тормозя человеческий прогресс, как утверждает значительная часть атеистического сообщества. Религиозная вера, не обременённая проявлениями религиозного фанатизма и догматической интерпретацией положений священного писания, является для любого исследователя своеобразной интерпретационной установкой, отталкиваясь от которой он изучает окружающий его мир. Атеист познаёт произвольно образовавшийся и развивающийся мир, религиозный человек исследует божественное творение, но в обоих случаях объектом исследования становятся одни и те же явления, процессы, законы. Споры о допустимости религии в современности касаются противостояния не между наукой и религией, а между совершенно философскими позициями относительно устройства мира. В то время, когда одни отказываются от религии в пользу научных фактов, эти же сами факты обоснованно становятся фундаментом религиозной веры других людей - в том числе, ученых.
Отказываться от религии, обвиняя ее в иллюзорности и возможности заместить ее чем-либо так же бессмысленно. Исследование ее истории, механизмов функционирования и нейробиологических основ указывает на то, что она тесно переплетена и коррелирует со всеми остальными сферами жизни, а религиозные переживания, исходя из исследований функционирования головного мозга, реальны не в меньшей мере, чем любые другие переживания.
Естественное исчезновение религии так же не предвидится в ближайшем будущем. Условия, которые создает секуляризация, вопреки, видимому ослабеванию роли и влияния религии на функционирование общества, способствуют не только ее сохранению, но, в некоторых случаях, и усилению. В секулярном мире религия действительно претерпевает значительные изменения, уходя в сферу индивидуализированных мировоззрений. Однако ослабление доминирования одних религий лишь усиливает конкурентность других. Всё это, в совокупности с облегченной формой накопления и передачи информации в 55
современном мире, открывает для индивидуализированных религиозных форм возможность почти беспрепятственного возвращения в публичное пространство.
Не стоит забывать и о том, что частные религии через своих носителей могут влиять на общество не меньше, чем религии публичные, определяя их решения и действия, отражающиеся на жизни других субъектов.
Таким образом, в современном мире мы наблюдаем религию не ослабевающую, а трансформирующуюся и усложняющуюся в ответ на изменения социокультурных условий, в которых она находится. Вне зависимости от времени и места, в обществе существуют публичные и частные системы мировоззрений, основанные на переживаниях и убеждениях, связанных с сакральным, что, в сущности, и составляет религиозную основу. Этот вывод вновь актуализирует изучение религии, особенно, в тех формах, с которыми человечество ранее еще не имело дела. Ее устойчивость к исчезновению, неразрывная связь с человеческим прогрессом, а так же близкая родственность с тем, что традиционно относится к светскому, бросает вызов представлению о религиозном как обособленном и подлежащем исчезновению в силу сознательного усилия или естественных причин.
Какими будут религии будущего, с учетом бурного развития технологий, роста научного знания и глобализации? Как изменится общество в условиях десекуляризации и деприватизаци? Какие новые функции и новые роли может обрести религия в ближайшее время? Вот вопросы, которые становятся особенно актуальными в свете выводов проделанного здесь исследования.
1. Аквинский, Фома. Сумма теологий / Перевод: Еремеев С.И., Юдин A.A. Киев, Эльга, Ника-Центр, Москва, Элькор-МК, 2002.
2. Белла Роберт. Религия в человеческой эволюции: от палеолита до осевого времени / Перевод Васильева А. ББИ, Москва, 2019.
3. Библия // Евангелие от Матфея. Москва. 2009. 1337 с.
4. Докинз Ричард. Слепой часовщик / Перевод с англ. Гопко А. CORPUS, 2015.
5. Дюркгейм Эмиль. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Перевод. В. Земсковой. Москва, 2018.
6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. В. Г. Малахиевой- Мирович и М. В. Шик. Наука, 1993. 411 с.
7. Конфуций. Аналекты Конфуция // LibreBook URL:
https://librebook.me/analects/vol1/15.
8. Смит Хьюстон. Мировые религии. Индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, христианство, ислам, примитивные религии / Перевод Сапцина У.В. Эскимо, 2022.
9. Хадисы пророка Мухаммада // ISNAD URL: https://isnad.link/book/sahih-al- buhari/2-kniga-imana-hadisy-8-58.
10. Хаксли Олдос. Вечная философия / Перевод Бондаренко Е. Эскимо, 2004.
11. Хокинг, Стивен. Краткая история времени: От Большого Взрыва до черных дыр / Перевод Н. Смородинской. Амфора. Санкт-Петербург, 2015.
12. Berger Peter. The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 1999.
13. Berger Peter. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Anchor, 1990, 240 p.
14. Berger, Peter. A rumor of angels: modern society and the rediscovery of the supernatural. Doubleday Garden city. 1970, 103 p.
15. Casanova Jose. Public Religions in the Modern World. University of Chicago Press, 1994, 330 p....31