ВВЕДЕНИЕ 7
1. Обзор состояния вопроса 9
1.1 Два основных типа коробок переключения передач легковых
автомобилей 9
1.1.1 Механическая коробка переключения передач 9
1.1.2 Автоматическая коробка переключения передач 15
1.2 Преселективная коробка передач эволюция и конструктивные различия 34
1.3 Существующие неисправности элементов коробок передач DSG 39
1.4 Научные исследования. Анализ публикаций 42
2. Теоретические предпосылки повышения ресурса КПП DSG-7 (DL501) в
эксплуатации 46
2.1 Механизмы и особенности видов изнашивания 46
2.1.1 Механические виды изнашивания 47
2.1.2 Три стадии изнашивания трущихся тел 50
2.2 Метод определения оптимальной периодичности ТО по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния 56
2.2 Влияние продуктов износа двойной фрикционной муфты на элементы
КПП DSG-7 (DL-501) 58
2.2.1 Износ фрикционных накладок 58
2.2.2 Влияние абразивных частиц на гидроблок КПП 62
2.2.3 Влияние абразивных частиц на рабочую жидкость КПП 65
3 Экспериментальные исследования 67
3.1 Общая методика исследования 67
3.2 Обоснование выбора элемента КПП для исследования 67
3.2.1 Исследование механизмов КПП DSG-7 68
3.3 Методика планирования эксперимента 72
3.4 Исследование частиц износа с помощью микроскопа 73
4.1 Пути замедления износа элементов КПП DSG-7 77
4.1.1 Определение момента рациональной периодичности замены рабочей
жидкости КПП DSG 7 по параметру технического состояния 77
4.1.2 Прогноз состояния рабочей жидкости на основе её оценки 78
4.1.3 Реализация системы мониторинга состояния трансмиссии DSG-7.80
4.2 Стенд для проверки работоспособности микроконтроллера и для
диагностирования состояния КПП DSG-7 81
4.3 Модель изменения периодичности ТО по параметру технического
состояния рабочей жидкости 83
4.3.1 Существующая модель замены трансмиссионной жидкости для автомобилей Audi RS5 и RS 4 Avant 83
4.3.2 Предупредительная модель замены жидкости ATF для автомобилей
оснащённых КПП DSG-7 (DL-501) 88
4.4 Определение момента рациональной периодичности обслуживания КПП DSG-7 по параметру технического состояния 90
4.4.1 Вторая предлагаемая стратегия по поддержанию работоспособности КПП DSG-7 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
Безусловно, автомобили сейчас занимают в повседневной жизни человека достаточно важное место. Когда-то автомобиль был роскошью, сейчас же он стал необходимым инструментом решения задач как личностных, так и рабочих. При помощи автомобиля человечество научилось не только быстро и с комфортом преодолевать большие расстояния, но и чествовать себя более свободным и независимым от жизненных обстоятельств.
Автомобиль во многом упрощает жизнь человека. Без автомобиля человек не будет успевать за тем ритмом, в котором развивается современная жизнь. Особенно необходим автомобиль в крупном и густонаселённом городе. Благодаря личному транспорту, человек может планировать свою жизнь в соответствии с динамичным скоростным ритмом больших городов.
Насколько разными бывают владельцы машин, настолько же непохожим бывает и отношение к ним. Для одних автомобиль — это средство показать свой статус, зарекомендовать себя в обществе, для других он остается верным помощником, реализующим поставленные перед ним цели.
Несмотря на некоторый спад автомобильного производства, который сейчас наблюдается в мире, менее популярным этот вид транспорта не стал. Международные автосалоны по-прежнему стараются удивить своих потенциальных покупателей, делая свои агрегаты все более умными и самодостаточными.
Сегодня много начинающих водителей, да и автолюбители с опытом, выбирают для себя автомобиль с автоматической коробкой передач. Начинающие, как правило, часто пугаются самой необходимости переключать передачи при движении, ну а опытные водители просто оценили для себя возможности спокойного и размеренного движения на автомобиле, оснащенной АКПП.
Уровень автомобилизации очень высок по сравнению с другими городами и составляет в Красноярске 393 автомобиля на 1000 жителей.
Целью настоящей работы является повышение эффективности эксплуатации преселективных трансмиссий DSG 7 за счет разработки методов оценки их технического состояния.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Исследовать основные неисправности DSG 7.
Проанализировать основные причины неисправностей элементов КПП DSG 7.
Провести исследования характера и видов износа рабочей поверхностей DSG 7.
Выявить способы снижения износа элементов КПП DSG 7.
Предложить стратегию поддержания работоспособности КПП DSG 7, за счет советующей системы по фактическому состоянию рабочей жидкости.
Спрос на автомобили c данными КПП в РФ растет, и как следствие растет актуальность вопросов эксплуатации и обслуживания этих систем.
Сложившийся подход к обслуживанию КПП DSG-7 не всегда эффективен, так как режимы эксплуатации данных трансмиссий в России существенно отличается от Европейских. Существующие регламентные работы завода изготовителя по замене рабочей жидкости являются недостаточными в наших условиях, зачастую отказы проявляются до наступления регламентных работ. Также в этом направлении проводится недостаточно много исследований, эти трансмиссии до сих пор сложны в ремонте и до конца не ясны все причины ранних отказов.
Выявлены закономерности износа с помощью исследования на электронном микроскопе, которые выявили зависимость повреждений рабочей поверхности двойной фрикционной муфты от несоответствия температурных режимов условий её эксплуатации.
На основе выявленной закономерности износа с помощью метода определения параметра технического состояния рабочей жидкости, предложены рациональные профилактические воздействия.
В рамках диссертационного исследование были определены две стратегии поддержания работоспособности данных трансмиссий:
1) Стратегия поддержания работоспособности КПП DSG 7, заключающаяся в установке дополнительного контроллера, который будет следить за состоянием рабочей жидкости и не допускать н критического износа элементов трансмиссии.
2) Стратегия подразумевает за собой профилактические работы до возникновения неисправности или прекращения работы и позволит продлить данных ресурс данных трансмиссий путем введения комплекса профилактических работ.
1. СТО 4.2-07-2014. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности / разраб. Т.В. Сильченко, Л.В. Белошапко, М.И. Губанова. Красноярск: ИПК СФУ, 2014. 47 с.
2. О механических КПП [Электронный ресурс]
https: //rn.wikipedia. org/wiki
3. О автоматических КПП [Электронный ресурс] https: //ru.wikipedia. org/wiki
4. В.Н. Катаргин, Н.В. Моисеенко, М.В. Сюбарь «КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ ПРЕСЕЛЕКТИВНЫХ ТРАНСМИССИЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАРКИ AUDI.»
5. В.Н. Катаргин, М.В Сюбарь, Н.А. Морозова, П.А. Рожнов «ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕСЕЛЕКТИВНЫХ
ТРАНСМИССИЙ»
6. Разговоров К.И «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»
7. Габалов Г.М., Ханустранов М.Д Курамагомедов З.К., «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ АКПП В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ»
8. Г.А. Гурьянов «КОМБИНИРОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЧИСТКИ РАБОЧИХ ЖИДКОСТЕЙ ГИДРОСИСТЕМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ»
9. О.Г. Вершинина «Устройство для бесстендового диагностирования технического состояния фрикционов гидромеханических передач»
10. И.А. Серебряков, Н.Г. Серебрякова, «РАЗРАБОТКА СТЕНДА И СПОСОБА ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОБОТИЗИРОВАННЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ DSG»
11. Н.В.Бышов; С.Н.Борычев; В.В.Акимов; Г.К.Рембалович; М.Ю.Коостенко «ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОСИСТЕМЫ»
12. О.А. Чокубаев, О.В. Ляпина, Ю.А. Власов, «ДИАГНОСТИКА ГИДРОСИСТЕМ КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ ПО ПАРАМЕТРАМ РАБОТАЮЩЕГО МАСЛА»
13. Основы триботехники: учеб, пособие / Ю.М. Лужнов, В.Д. Алек¬сандров; под ред. Ю.М. Лужнова. - М.: МАДИ, 2013. - 136 с.
14. Е.А. Коняев, М. Л.Немчиков «ХИММОТОТОЛОГИЯ АВИАЦИОННЫХ МАСЕЛ И ГИДРАВЛИЧЕСКИХЖИДКОСТЕЙ»
15. Справочная информация по ремонту АКПП, DSG и вариаторов. [Электронный ресурс] II URL : http://transakpp.ru/232/main/info-audi/dsg-02e. — Дата обращения 10.03.2018.
16. Справочная информация по ремонту АКПП. [Электронный ресурс] // URL : http://www.tciauto.com/tc/trans-life-expectancy/
17. Справочная информация по ремонту АКПП. [Электронный ресурс] //
URL : https://www.sonnax.com/
18. Пособие по программе самообразования 308. Service Training. Volkswagen AG, Вольсбург. — 63 с.
19. Пособие по программе самообразования 308. Service Training. Volkswagen AG, Вольсбург. — 63 с.
20. Программа самообучения 429. Service Training. Audi AG. — 47 с.
21. Рябов С.И. Основы технической эксплуатации: учеб. Пособие. / С.И. Рябов, О.В. Пономарев ; под общ. ред. Издательство Томского государственного архитектурно - строительного университета, Томск , 2006 — 73 с.
22. Хадеев Н.Т. Трение и износ машин. Учебно-методический комплекс студента / Н.Т. Худеев, Н.Т. Сурашов, Н.К. Булатов - Алматы 2011 - 87 с.
23. С.П. Ереско, А.С. Марченко, С.Ю. Марченко «ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ГИДРОФИЦИРОВАННЫХ МАШИН В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ»
24. В.Я. Тимошенко, А.В. Новиков, Д.А. Жданко Т.М. «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ ГИДРООБОРУДОВАНИЯ ТЕХНИКИ»
25. Попков О.Н «Устройство, обслуживание, диагностика и ремонт автоматических трансмиссий» Учебно методическое пособие 2003г. 330 стр