Дата изготовления: сентябрь 2025 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Место прохождения практики: ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» .
Есть приложение.
Введение 3
1.Задачи деятельности ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» 5
2. Порядок работы с обращениями и заявлениями граждан, в том числе с заявлениями о совершенном или готовящемся преступлении 8
3. Особенности производства по уголовным делам в ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» 14
4. Особенности производства предварительного следствия 16
5. Анализ уголовных дел и оценка полноты их рассмотрения 19
6.Постановление о привлечении в качестве обвиняемого и избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде 22
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение 1. Форма ответа на обращение граждан 28
Я, ФИО студента, в период с 03 июня 2025 г. по 01 июля 2025 г. проходил учебную практику в должности стажера юриста ОП-10 МУ МВД России «Иркутское», основным видом деятельности которого является защита здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в пределах установленных действующим законодательством.
ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» по адресу г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 9, преследует следующие цели в своей работе:
защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
производство по уголовным делам, розыск лиц, совершивших преступления;
исполнение административных наказаний;
обеспечение правопорядка в общественных местах;
обеспечение безопасности дорожного движения;
обеспечение защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также других правоохранительных и контролирующих органов и участие в их деятельности.
В процессе прохождения учебной практики я ознакомился с организацией работы органов внутренних дел Российской Федерации. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также международных договоров Российской Федерации. В целях обеспечения правопорядка органы внутренних дел взаимодействуют с правоохранительными и иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Целью отчета по практике является изучение практических особенностей функционирования ОП-10 МУ МВД России «Иркутское».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующий ряд задач:
1. охарактеризовать задачи деятельности ОП-10 МУ МВД РОССИИ «Иркутское»;
2. изучить порядок работы с обращениями и заявлениями граждан, в том числе с заявлениями о совершенном или готовящемся преступлении;
3. изучить особенности производства по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и по которым его проведение обязательно.
4. ознакомиться с производством предварительного следствия;
5. изучить два-три уголовных дела, оценить всесторонность, полноту и объективность расследования;
6. составить проект постановления следователя или дознавателя о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения.
В процессе прохождения учебной практики в ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» и подготовки отчёта были реализованы все поставленные задачи, что позволило не только закрепить теоретические знания, но и приобрести практические навыки анализа деятельности органов внутренних дел.
Исследование задач деятельности ОП-10 продемонстрировало, что данное подразделение выполняет широкий комплекс функций, включающий охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение и раскрытие преступлений, а также реализацию административно-правовых мер. Установлено, что эти направления взаимосвязаны и образуют единую систему обеспечения правопорядка, направленную на защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Далее, анализ порядка работы с обращениями и заявлениями граждан показал, что деятельность по их приёму, регистрации, рассмотрению и разрешению организована в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и ведомственных нормативных актов. Система реагирования на обращения выступает важнейшим инструментом взаимодействия органов полиции с населением и способствует формированию доверия граждан к деятельности МВД.
Особое внимание было уделено исследованию особенностей производства по уголовным делам в подразделении. Установлено, что в практике используются две формы предварительного расследования – дознание и следствие. Каждая из них обладает специфическими характеристиками: дознание обеспечивает оперативность и упрощённый порядок производства, в то время как предварительное следствие предполагает проведение широкого комплекса процессуальных действий, направленных на достижение полноты и объективности расследования. Такой подход позволяет оптимально распределять нагрузку и обеспечивать результативность уголовного судопроизводства.
Изучение особенностей предварительного следствия позволило сделать вывод о том, что данный процесс имеет комплексный и строго регламентированный характер. Его реализация предполагает использование широкого спектра следственных действий, активное взаимодействие с экспертными и оперативными подразделениями, а также обеспечение процессуальных гарантий участников уголовного процесса. Всё это способствует установлению объективной истины по делу и реализации принципа неотвратимости наказания.
Немаловажное значение имел анализ конкретных уголовных дел и материалов судебной практики, что позволило выявить неоднородность качества расследований. В частности, по делам о тяжких преступлениях (например, уголовное дело № 38RS0031-01-2022-000415-43 по ч. 2 ст. 228 УК РФ) деятельность следственных органов отличалась полнотой, объективностью и высокой доказательной базой. Вместе с тем анализ доследственных проверок (например, материалы дела № 2-2360/2021) выявил определённые пробелы, связанные с недостаточной фиксацией доказательств и формальным подходом к отдельным процессуальным действиям. Это позволяет заключить, что уровень качества расследования прямо коррелирует с категорией дел и степенью процессуальной ответственности должностных лиц.
В заключение необходимо подчеркнуть, что прохождение практики в ОП-10 МУ МВД России «Иркутское» позволило всесторонне изучить специфику деятельности органов внутренних дел, выявить сильные стороны их работы, а также обозначить существующие проблемы, требующие дальнейшего совершенствования. Практика показала значимость комплексного подхода к обеспечению правопорядка, необходимость строгого соблюдения процессуальных норм и важность открытого взаимодействия с гражданами как основы формирования доверия к деятельности правоохранительных органов.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6–ФКЗ, от 30.12.2008 №7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ, от 21.07.2014 №11–ФКЗ, от 14.03.2020 №1–ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: : текст с изменениями и дополнениями на 27.11.2023: [принят Государственной думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года ]// Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст.2459
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями от 31.07.2025 : [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изменениями и дополнениями 31.07.2025 : [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
7. Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
8. Постановление Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 августа 2022 г. по делу № 5-967/2022 // Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://reputation.su/sudrf/253335227
9. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 сентября 2021 г. по делу № 33-7140/2021 (№ 33-7140/2021) // Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://actofact.ru/case-38OS0000-33-7140-2021-2021-08-18-0-1/
10. Приговор Иркутского районного суда Иркутской области от 4 марта 2022 г. по делу № 1-190-/2022 // Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://actofact.ru/case-38RS0031-1-190-2022-2022-01-26-2-0/
11. Иркутское районное муниципальное образование: официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.irkraion.ru/airmo/126-uchrezhdeniya/otdel-ministerstva-vnutrennikh-del