Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА ЛИДЕРА» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВЫБОР СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Работа №188361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
1 Феномен «лидерства» в контексте социономических профессий 9
1.1 Сущность понятия лидерство и краткий обзор основных лидерских моделей 9
1.2 Определение профессионально значимых для представителей 20 социономических профессий лидерских качеств и соответствующей им модели лидерства
2 Разработка и реализация образовательного проекта «Школа лидера» 29
2.1 Описание образовательного проекта 29
2.2 Оценка успешности реализации образовательного проекта 42
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А План-сетка выездной смены образовательного проекта «Школа 63 лидера»
Приложение Б Навигатор лидерских возможностей 64
Приложение В Блокнот участника образовательного проекта «Школа лидера» 66 Приложение Г Карта фиксации образовательных результатов 71


В настоящее время изучение проблем развития лидерских качеств все чаще становится предметом индивидуальных исследований в связи с тем, что государство нуждается в молодых людях, способных самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их осуществление, грамотно определять цели своей деятельности и прогнозировать варианты их достижения. Стоит отметить, что ключевыми целями государственной молодежной политики является «совершенствование условий для успешной самореализации молодежи, направленных на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны, в том числе, через реализацию лидерского потенциала молодежи» [24].
Молодежь является стратегическим ресурсом государства, способным, в свою очередь, воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы. Поэтому растет заинтересованность всех государственных структур в том, чтобы молодежь могла наиболее полно реализовать свой потенциал [51].
Однако не все молодые люди способны сделать это самостоятельно. Многие из них испытывают трудности с самоопределением, выстраиванием траектории своего развития и обладают недостаточно высоким уровнем внутренней мотивации к достижению целей. Таким образом, появляется запрос на подготовку специалистов, способных оказывать помощь и формирующую поддержку молодым людям в преодолении обозначенных проблем. В современном обществе эту позицию все чаще занимают представители социономических профессий. Стоит обратить внимание на то, что специалисты, которые способны осуществлять такую деятельность, и сами должны обладать соответствующими личностными качествами и лидерским потенциалам.
Поэтому сегодня не только возникает потребность в поиске различных форм развития лидерского потенциала у молодежи, ориентированной на выбор социономических профессий, но и появляется возможность решать эту задачу гибко, принимая во внимание индивидуальные особенности и предпочтения человека, но при этом также учитывая специфику тех задач, которые ему предстоит решать при осуществлении своей профессиональной деятельности .
В настоящее время достаточно много исследователей, изучающих вопросы лидерства, выявили закономерности в особенностях поведения и наборе личностных качеств, которыми обладают лидеры, на основании чего были предложены различные модели лидерства (Б.М. Басс, Б.Дж. Аволио, Д.В. Ольшанский, Дж. Хоманс, Дж. Хемфилд, Е.Г. Ксенофонтова, Е.В. Петрушихина, С.Дж Платц, К. Бёрнс). Среди всего этого многообразия лидерских моделей, можно выбрать именно ту, которая будет наиболее эффективна для решения задач, связанных 5
с развитием компетенций, которые позволят будущим профессионалам обеспечивать сопровождение молодых людей в их профессиональном самоопределении, самореализации и раскрытии потенциала в процессе осуществления профессиональной деятельности. Однако, вопрос о том, какая из предлагаемых исследователями моделей лидерства будет наиболее адекватно отвечать обозначенной выше задаче остается открытым.
Анализ практики подготовки специалистов социономических профессий показал, что акцент делается на развитие их профессиональных компетенций, либо ограничивается только теоретическими курсами по проблемам лидерства, что не может обеспечить им соответствующий уровень развития лидерских качеств. В связи с этим, особую актуальность приобретает разработка новых форм взаимодействия с молодыми людьми, направленными на развитие лидерских качеств. Так как возможность развития лидерских качеств у этих профессионалов связана в большей мере не с изучением теоретического материала, а с осуществлением определенных профессиональных проб, то при разработке новых форм работы необходимо учитывать эту особенность.
Также стоит обратить внимание на то, что подготовка таких специалистов будет более эффективностей, если начинать проводить работу с молодыми людьми, ориентированными на выбор социономических профессий, с подросткового возраста. Это обусловлено тем, что подростковый возраст является сензитивным, в это время создаются максимально благоприятные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и моделей поведения; это возраст, в котором происходит самоопределение подростка и поиск конструктивных форм реализации своего лидерского потенциала. Поэтому целесообразно начинать работу в этот период, чтобы помочь подростку сделать выбор в пользу наиболее конструктивных, а не деструктивных лидерских моделей. Таким образом, востребованность поиска эффективных форм работы по развитию лидерских качеств подростков, ориентированных на выбор социономических профессий, определяет актуальность данной выпускной квалификационной работы и ее цель.
Цель исследования: разработка образовательной программы по развитию лидерских качеств у подростков, ориентированных на выбор социономических профессий.
Объект исследования: лидерские качества подростков, ориентированных на выбор социономических профессий.
Предмет исследования: формы работы по развитию лидерских качеств подростков, ориентированных на выбор социономических профессий.
Гипотеза исследования: подготовка специалистов социономических профессий будет наиболее соответствовать запросам современного общества, если:
- работа с молодыми людьми, ориентированными на выбор таких профессий, будет организована с подросткового возраста;
- изучение лидерских моделей будет проходить не только в теоретическом формате, но и в процессе вовлечения подростков в участие в социально-преобразующей деятельности;
- при организации обучения будет применен личностно-ориентированный подход, обеспечивающий вариативность освоения программы и способствующий успешной самореализации подростков и раскрытию их лидерского потенциала.
Задачи исследования:
1. анализ научных информационных источников с целью выявления наиболее конструктивных моделей лидерства;
2. определение профессионально значимых для представителей социономических профессий лидерских качеств и обоснование наиболее эффективной для них лидерской модели;
3. описание образовательного проекта по развитию лидерских качеств у подростков, ориентированных на выбор социономических профессий;
4. обоснование эффективности реализации образовательного проекта «Школа лидера» по развитию лидерских качеств подростков, ориентированных на выбор социономических профессий.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, проблемологический анализ, категориальный анализ, методы корректной аргументации, проектирование социогуманитарной технологии, ретроспективный анализ собственной деятельности, включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ рефлексивных текстов.
Теоретическая значимость работы: проведен анализ научных работ российских и зарубежных исследователей, на основании которого обобщены и систематизированы современные подходы к пониманию лидерства и основные современные модели лидерства; выявлены и проанализированы наиболее значимые лидерские качества для специалистов социономических профессий, определена и обоснована наиболее эффективная для них лидерская модель.
Практическая значимость работы: разработан и апробирован образовательный проект, направленный на развитие лидерских качеств подростков, ориентированных на выбор социономических профессий, показана эффективность выбранных форм и методов работы в решении образовательных задач с необходимостью определения конструктивной лидерской модели для будущих специалистов помогающих профессий в подростковом возрасте, а также включением в процесс подготовки не только теоретического, но и практического блока по развитию лидерских качеств.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Объем работы составляет 62 страницы и 9 страниц приложения. При ее написании использовалось 62 источника литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сделать вывод, что проблема формирования лидерской позиции у будущих представителей социономических профессий с подросткового возраста, затрагиваемая в выпускной квалификационной работе, действительно является актуальной для современного общества и нуждается в разработке новых социально-гуманитарных технологий для ее решения. В этом и заключалась цель данной выпускной квалификационной работы: разработка образовательной программы по развитию лидерских качеств у подростков, ориентированных на выбор социономических профессий.
В начале работы нами было поставлено несколько задач, которые были успешно выполнены.
Во-первых, на основании анализа работ по тематике нашего исследования нами было раскрыто понятие лидерства и изучены основные модели лидерства, наиболее используемые в настоящее время. Кроме того, изучение этих моделей в контексте применимости в профессиональной сфере представителей социономических профессий позволил нам определить модель трансформационного лидерства как одну из наиболее эффективных моделей для данной группы специалистов.
Во-вторых, проанализировав профессиограммы, профстандарты и общие образовательные программы этих профессий мы выделили ряд личностных качеств, необходимых этих специалистам и пришли к выводу, что представители данных профессий должны обладать не только обязательным набором профессиональных качеств, но и определенными личными качествами, развитию которых нужно уделить особое внимание, так как объектом их деятельности являются другие люди. При этом, мы выявили соответствие между личностными качествами, определяемыми исследователями как значимые для современного лидера, и профессионально значимыми качествами представителей социономических профессий. Таким образом, мы сделали вывод о том, что две группы этих качеств во многом совпадают, что доказывает необходимость развития лидерских качеств у таких специалистов. В этом случае представитель социономической профессии будет выступать как преобразующий или лидер или лидер -трансформатор, мотивирующий последователей через повышение уровня их сознательности к достижению поставленной цели, а также создающий условия для совмещения его последователями своих личных интересов с общей целью. Другими важными функциями такого лидера являются создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.
В-третьих, на основании аналитической работы по поиску эффективных форм работы с подростками по развитию их лидерских качеств был разработан образовательный проект «Школа лидера», который был реализован на базе Коммунального государственного 56
учреждения «Школа-лицей №1» города Риддер. В нем приняли участие подростки 7-11 классов, ориентированные на выбор социономических профессий. Данный проект включал в себя несколько направлений работы. Так, деятельность школьного коллектива на протяжении учебного года была организована на основе принципов трансформационного лидерства; несколько раз проводились образовательные выездные смены по 4-5 дней в каникулярное время в течение года, а также на протяжении всей работы происходило сопровождение индивидуального образовательного маршрута подростков, способствующее их участию во внешних образовательных и общественных проектах.
В-четвертых, был проведен анализ результативности описанной и аппробировнной технологии. Разработанные диагностических материалов позволила отслеживать эффективность проводимой работы на протяжении всего периода реализации проекта, также оценить уровень достижения планируемых результатов образовательного проекта. Анализ и обработка этих документов позволяет нам сделать вывод о том, что данная технологии работы с детьми, ориентированными на выбор социономических профессий является эффективной и может быть адаптирована для работы с другими группами молодежи.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования подтверждена. Организация работы с молодыми людьми, ориентированными на выбор социономических профессий с подросткового возраста через их вовлечение в участие в социально- преобразующей деятельности с применением личностно-ориентированный подхода дает положительный результат в виде развития у подростков качеств соответствующих трансформационной модели лидерства.



1 Авдеев Н. Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы / Н. Ф. Авдеев - М. : Изд-во Мос. ун-та, 2006 - 380 с.
2 Аминов Н. А. Ресурсная модель специальных способностей к социономическим профессиям / Н. А. Аминов, Л. Н. Блохина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева «Творчество: наука, искусство, жизнь», декабрь 2015 / Отв. ред. : С. С. Белова, А. А. Григорьев, А. Л. Журавлев, Е. А. Лаптева, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная. - М., 2015. - С. 23-27.
3 Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 416 с.
4 Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
5 Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : монография / В. В. Болучевская. - Волгоград: Изд-во Вол. гос. мед. ун-та, 2016. - 264 с.
6 Виханский О. С. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумова. - М. : Гардарики, 2006. - 519 с.
7 Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики) : монография / А. В. Волохов. - Ярославль: Изд-во Яросл. гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 1999. - 270 с.
8 Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 7. - С. 10-37.
9 Гришина И. В. Трансформационное лидерство в управлении организационными изменениями // Вестник Дон. нац ун-та. Сер. В, Экономика и право. - 2016. - № 3. - С. 28-34.
10 Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности, май 2015 / Отв. ред. : А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. - СПб, 2015. - С. 143-156.
11 Гуцыкова С. В. Двухуровневая модель рабочих характеристик специалистов в социономических профессиях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2017. - № 9. - С. 56-60.
12 Демина М. С. Помогающие профессии: как не сгореть на работе [Электронный ресурс] // Сайт консультации по психологии. - Электрон. дан. - Хабаровск, 2015. - URL: https://www.b17.ru/article/pomogaiushchie_professii_kak_ne_sgoret (дата обращения 10.04.2019).
13 Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессиональноориентированного обучения [Электронный ресурс] // КОРНИ: Критика. Онтология. Рациональность. Наука. Инженерия. - Электрон. Дан. - М., 2019. - URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.htmlsgoret (дата обращения 22.11.2019).
14 Друкер П. Ф. Лидерство : лучшие статьи о лидерстве от авторов Harvard Business Reviews / П. Ф. Друкер. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 228 с.
15 Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О. В. Евтихов. - СПб. : Речь, 2007. - 238 с...62



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ