ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТГУ В КОРПОРАТИВНОМ ДИСКУРСЕ 10
1.1 Медиадискурс как особый тип дискурса 13
1.2 Интернет-дискурс как тип коммуникации. Дискурс соцсетей в контексте медиа- и интернет-дискурсов 15
1.3 Корпоративный дискурс в контексте медиадискурса 19
1.4 Речевые жанры в системе дискурса 22
1.5 Новостной анонс как тип речевого жанра 25
1.6 Взаимодействие корпоративного, медийного, и интернет- дискурсов как фактор формирования виртуального образа ТГУ 25
Выводы к главе 1 27
Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТГУ В НОВОСТНЫХ ПОСТАХ СОЦСЕТИ «ВКОНТАКТЕ» (2017) И ДОРОЖНОЙ КАРТЕ ТГУ 28
2.1. Дорожная карта как жанр корпоративного и образовательного дискурсов 28
2.2. Моделирование образа ТГУ в Дорожной карте 30
2.3. Способы языкового моделирования образа ТГУ в социальных сетях в 2017 г 32
2.4. Сопоставительный анализ образа университета, смоделированного в Дорожной карте ТГУ и в социальных сетях в 2017 г 36
Выводы к главе 2 43
Глава 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТГУ В НОВОСТНЫХ ПОСТАХ СОЦСЕТИ «ВКОНТАКТЕ» (2018) И ДОРОЖНОЙ КАРТЕ ТГУ И СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗА ИССЛЕДУЕМЫЕ ПЕРИОДЫ 44
3.1. Механизмы языкового моделирования образа ТГУ в социальных сетях в 2018 г 44
3.2. Сопоставительный анализ образа университета, смоделированного в Дорожной карте ТГУ и в социальных сетях в 2018 г 48
Выводы к главе 3 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Коммуникативное поведение современного человека определяется корпоративными ценностями. Моделирование этих ценностей происходит посредством медиа. При этом языковые механизмы формирования ценностей остаются малоизученными, что определяет актуальность настоящего исследования. Также актуальность исследования обусловлена обращением к корпоративному образовательному дискурсу, который формируется на пересечении нескольких институциональных дискурсов (дискурса социальных сетей, образовательного дискурса, интернет-дискурса, корпоративного дискурса) и отражает их ценности, и новому, еще не описанному речевому жанру «Дорожная карта».
Установление корреляции ценностей, представленных в Дорожной карте, с ценностями, отраженными в соцсети «ВКонтакте», позволит определить эффективные механизмы моделирования образа ВУЗа в современном образовательном и медийном дискурсе.
Цель исследования заключается в определении механизмов моделирования образа ТГУ в текстах новостей социальной сети «ВКонтакте».
Объектом исследования является корпоративный образовательный интернет- дискурс.
Предметом данного исследования стали языковые приёмы моделирования образа ТГУ в социальной сети «ВКонтакте» и отражение базовых ценностей ТГУ, представленных в Дорожной карте ТГУ, в новостных текстах, размещенных в официальной группе ТГУ в соцсети «ВКонтакте» (в 2017-2018гг).
Задачи:
1. Выявление и анализ базовых ценностей, репрезентированных в Дорожной карте ТГУ.
2. Выборка новостей, опубликованных в официальной группе ТГУ от имени группы, за определённый период (с 20 по 27 сентября 2017 и с 20 по 27 ноября 2017, т.к. Дорожная карта была защищена 27 октября 2017; затем с 19 по 26 сентября 2018 и с 19 по 26 ноября 2018, т.к. Дорожная карта была защищена 26 октября 2018).
3. Сопоставление базовых ценностей ТГУ, отражённых в выбранных новостных текстах, с ценностями, репрезентированными в Дорожной карте ТГУ.
4. Выявление языковых механизмов моделирования виртуального образа ТГУ в новостных текстах за 2017 и за 2018 годы.
5. Классификация языковых приёмов моделирования виртуального образа ТГУ в Дорожной карте и новостной группы ТГУ в социальной сети «ВКонтакте».
6. Сопоставительный анализ образов ТГУ в новостной группе ТГУ в социальной сети «ВКонтакте» в 2017 и в 2018 гг. и Дорожной карте ТГУ.
Материалом для исследования послужили новостные статьи группы «Томский государственный университет | ТГУ» в социальной сети «ВКонтакте», написанные от лица группы (репосты других групп не учитывались). Всего было отобрано 60 статей за 2017 год (27 в течение недели за месяц до защиты карты и 33 в течение недели через месяц после), а также 70 статей за 2018 год (40 в течение недели за месяц до защиты карты и 30 в течение недели через месяц после). В качестве материала для исследования рассматривался также текст Дорожной карты ТГУ, защищённой в 2014 году.
В ходе исследования была использована комплексная методология дискурсивного анализа, включающая в себя методы интроспекции и сплошной выборки для отбора текстов из социальной сети «ВКонтакте», а также собственно лингвистические методы (контекстуальный анализ, лингвостилистический анализ) и междисциплинарные методы (сравнительно-сопоставительный анализ, метод концептологического моделирования, социолингвистический метод) для анализа рассматриваемых текстов.
История вопроса
Анализ корпоративного дискурса в различных его аспектах — актуальная тема в отечественной и зарубежной лингвистике. Ее значимость объясняется, прежде всего, тем, что речь идет о новом типе дискурса, который активно проявляет себя в социальной среде. Лингвисты относят корпоративный дискурс к группе доминирующих дискурсов современности. М.Г. Шилина [Шилина, 2009] отмечает, что корпорации — это «доминирующие социальные институты нашего времени», они «все больше включаются в общественные процессы». Дискурсологи Н. Фэрклоу (Фэрклоу, 2009) и Р. Водак (Водак, 2011) напрямую связывают общую тенденцию маркетизации дискурсов с влиянием дискурса корпораций. Исследователи отмечают, что с развитием рыночных отношений и корпораций ключевым фактором при определении качества произведенного «товара» и, следовательно, его прибыльности, становится язык, используемый в процессе «доставки» услуг. Этим объясняется пристальное внимание корпораций к языковому «дизайну», оформлению речи своих работников. В целом возросшая роль языка в жизни корпораций приводит к повышению уровня сознательного вмешательства этих организаций в языковые практики персонала с помощью особых технологий [Ромашова, 2015]. Данный процесс Н. Фэрклоу обозначил термином «технологизация дискурса», включая в это понятие исследование дискурсивных практик, проводимое корпорациями [Фэрклоу, 2009].
Дефиниция «корпоративный» впервые начала употребляться в социолингвистике, где «корпоративными» именовались языки любых социальных групп: возрастных,
профессиональных или выделяемых по иным параметрам (см. работы Е. Д. Поливанова (1929), Б. А. Ларина (1977), М. Н. Петерсона (1952), Д. С. Лихачева (1987) и др.). Чаще всего дефиниция «корпоративный» связывалась с термином «жаргон», при этом термины «профессиональный язык», «жаргон», «профессиональный корпоративный жаргон» использовались и до сих нор применяются как синонимы, иногда без четкой дифференциации этих понятий.
Само терминологическое сочетание «корпоративный дискурс» возникло в лингвистике на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в связи с развитием новой дискурсивной парадигмы. В зарубежной лингвистике дискурс корпораций стал изучаться с конца 80-х гг. прошлого века. Сам термин «корпоративный дискурс» в этих работах не используется, вместо него применяется выражение «организационный дискурс». Подробный анализ изучения организационного дискурса в зарубежной лингвистике представлен в докторской диссертации Ю. В. Данюшиной (2011), в статье Э. Джонс, Б. Ватсон, Дж. Гарднера «Организационная коммуникация» (2004), в монографии Андреаса П. Мюллера и А. Кизера «Организационная коммуникация» (2005). Исследователи отмечают, что в работах, где объектом изучения является организационный дискурс, анализируются общие характеристики жанров делового или бизнес-дискурса.
На сегодняшний день в науке широко представлены исследования отдельных жанров корпоративных коммуникаций: презентация (Мартьянова, 2009). корпоративная
поздравительная открытка (Немчинова 2010), миссии и корпоративные кодексы (Тесакова, 2003), социальные отчеты компаний (Кочетова, 2010), корпоративные сайты и блоги (Бурас, Кронгауз, 2007), интернет-порталы (Грабельников, 2010). Дотаточно подробно — в основном с точки зрения журналистики и PR — изучены корпоративные издания российских компаний (Чемякин (2006), Мурзин (2004), Горчева (2008) и др.), которые, как следует заметить, не включаются исследователями в систему жанров корпоративного дискурса [Ромашова, 2015].
Новизна: процесс изучения корпоративного дискурса только начинает набирать популярность, а Дорожная карта является новым, но получившим широкое распространение речевым жанром корпоративного дискурса в современном образовательном пространстве. Данный жанр не был описан с лингвистической точки зрения. Проведенное исследование позволит не только описать базовые параметры Дорожной карты как речевого жанра, но также позволит определить наиболее эффективные механизмы моделирования образа ТГУ в социальных сетях в соответствии с положениями, указанными в Дорожной карте
Таким образом, виртуальный образ ТГУ формируется в процессе взаимодействия и взаимовлияния корпоративного, медийного и интернет- дискурсов.
Корпоративный дискурс - это дискурс корпорации, т.е. институциональный вид дискурса, обеспечивающий самоидентификацию группы (компании) в сознании адресата. В современном мире корпоративный дискурс интегрирован в другие виды дискурса, в числе которых медиадискурс или дискурс СМИ, т.е. совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия. В данном исследовании взаимодействие корпоративного и медийного дискурсов происходит посредством их пересечения в текстовом пространстве новостной группы корпорации в социальной сети (а точнее - официальной группы ТГУ в соцсети «ВКонтакте»).
Каждому дискурсу присущ свой набор речевых жанров - письменных и устных тематически и ситуативно обусловленных «типов высказываний». В медиадискурсе, а точнее в дискурсе соцсетей, в речевом жанре новостной анонс (пост) в наибольшей степени наблюдается взаимодействие корпоративного и мейдийного дискурсов.
Корпоративный и медийный дискурсы находятся в процессе постоянного взаимовлияния, так как корпорации в настоящее время стремятся информировать массового читателя о своих планах, достижениях, текущих событиях и т.п. Это взаимодействие создаёт виртуальный образ корпорации, то есть образ, который складывается из всего, что написано о данной корпорации в интернете (на сайте, в соцсетях и пр.), в газетах, говорится по телевидению и т.д. Иными словами, происходит постоянное взаимодействие корпоративного дискурса, к которому относится ТГУ как корпорация, и медийного, к которому помимо социальных сетей относится также реклама университета и массовое представление любой информации об университете посредством интернета.
Одним из жанров корпоративного дискурса, неописанных ранее, но ключевых для данного исследования, является Дорожная карта - план мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности учреждения. Как жанр Дорожная карта является информативно-императивной, авторское начало в ней устранено, а установка идёт на «внешних» адресатов - ещё не вступивших во взаимодействие с учреждением и «внутренних» - сотрудников учреждения.
В Дорожной карте ТГУ выделяются базовые ценности университета - классичность, фундаментальность, открытость, которые определённым образом отражаются в новостных постах официальной группы ТГУ в социальной сети «ВКонтакте», моделируя его виртуальный образ.
Исследование проводилось в 2 этапа - в 2017 и 2018 гг. Затем результаты сравнивались, выявлялись общие закономерности.
При сравнении лингвистических и нелингвистических средств, использованных авторами новостных постов для формирования образа ТГУ в соцсети «ВКонтакте», было выявлено различие в их наборе, количестве и частоте употребления. В 2018 году в новостных текстах не были обнаружены восклицательные конструкции и предложения, а также глаголы в безличной форме (в отличие от 2017 г.), но вместо них были найдены предложения, выражающие субъективное мнение в виде факта, обобщения, вводные конструкции, а также конструкции, выражающие пожелания и предугадывающие мысли читателя. Снизилась частота употребления знаков эмотикона (всего в 60 постах за 2017 год знаки эмотикона были применены 115 раз, а в 70 постах за 2018 год - 79 раз). Количество хештегов увеличилось (за все 60 постов в 2017 году было найдено лишь 2 хештега, которые в сумме использовались 9 раз, а за 70 постов в 2018 году было найдено 17 хештегов, которые в сумме использовались 70 раз, т.е. в каждом посте). Таким образом, в 2018 году в новостных текстах официальной группы ТГУ в соцсети «ВКонтакте» была отмечена тенденция к снижению частотности использования знаков эмотикона и повышению частотности использования хештегов по сравнению с 2017 годом. Также было отмечено небольшое изменение стиля повествования, выражающееся в изменении набора лингвистических средств, используемых при написании новостных текстов. Предположительно, это может быть связано с пересмотром стиля написания постов авторами или же изменением авторского состава.
Список устойчивых моделей, на основании которых выстраивается виртуальный образ ТГУ, остался практически неизменным в 2018 г. по сравнению с 2017 г. В 2018 г. добавилась лишь одна новая модель - ТГУ - в центре внимания. Неизменность классификации моделей говорит о том, что в официальной группе ТГУ в соцсети «ВКонтакте» сформирован определённый алгоритм написания новостных постов, который позволяет создавать виртуальный образ университета без изменений в течение нескольких лет.
Процентное соотношение новостных постов, содержащих отражение 1 или 2 базовых ценностей в период до защиты Дорожной карты, существенно изменилось. В 2017 году этот показатель составлял 63 % от общего числа, к 2018 году он уменьшился до 42,5%. Таким образом, к 2018 году увеличилось количество рекламных постов, новостных дайджестов, напоминаний студентам о профилактории, стипендиальных картах и пр., а процент постов, содержащих отражение базовых ценностей ТГУ (классичность, фундаментальность и открытость) значительно снизился.
Процентное соотношение новостных постов, содержащих отражение одной или двух базовых ценностей университета в период после защиты Дорожной карты, практически не изменилось. В 2017 году этот показатель составлял 45,5 %, а в 2018 незначительно снизился до 43,4 %.
Посты, отражающие все три базовые ценности, не были найдены в ходе исследования, что говорит о недостатке внимания со стороны авторов новостных текстов при формировании виртуального образа университета в официальной группе ТГУ в соцсети «ВКонтакте».
Процентное соотношение постов, содержащих отражение одной или двух базовых ценностей за оба периода в 2017 году, составляло 53,4%, а в 2018 году этот показатель снизился до 42,9%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что к 2018 году увеличилось количество развлекательного и информационного контента в официальной группе ТГУ в соцсети «ВКонтакте», что привело к уменьшению количества постов, отражающих базовые ценности и формирующих образ ТГУ, продиктованный текстом Дорожной карты.
Таким образом можно сделать вывод, что в сознании читателей новостных постов в официальной группе ТГУ создаётся образ инновационного, дружелюбного, современного университета, в котором все студенты и сотрудники являются одной большой семьёй, и семья эта заботится обо всех, кто в ней состоит, и стремится им помочь, а также проявляет внимание к другим организациям города, которым требуется помощь или поддержка. Кроме того, с помощью ТГУ можно выйти на всероссийский и международный уровень, будучи работником или студентом лучшего университета, который находится в центре внимания.
1. Chrystal, D. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2004.
2. Gee J. P. An introduction to discourse analysis. Theory and practice. Routledge, 2005.
3. Jones, E. Organizational Communication: Challenges for the New Century / E. Jones, B. Watson, J. Gardner // Journal of Communication. December 2004. P. 722-750
4. Азнаурьян Б.Э. Когнитивно-прагматические особенности делового дискурса: На материале документооборота табачной промышленности: Дисс. ... канд. Филол. наук. Краснодарский гос. университет, Краснодар, 2005.
5. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.
7. Бирина Т.И. Диалог vs дискурс / Т.И. Бирина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. №3. С.162-170.
8. Бурас М.М., Кронгауз М. А. Язык корпоративных сайтов: игра, пародия, провокация // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды международной конференции «Диалог 2007» (Бекасово, 30 мая 3 июня 2007 г.). М.: Изд-во РГГУ, 2007.
9. Водак Р. Критическая лингвистика и критический анализ дискурса. Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. № 4 (38). С. 286-291
10. Гайфуллина А.Н. Гендерные особенности вербализации концепта «мужчина» в интернет- дискурсе: автореферат / А.Н. Гайфуллина. Казань, 2010. С. 24.
11. Галичкина Е.Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 10. С. 55-59.
12. Горошко Е.И. Языковое сознание - опыт ассоциативного анализа / Е.И. Горошко // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: тез. XIV межд.симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29 - 31мая 2003 г. Москва, 2003.
13. Глоссарий интернет-маркетинга [Электронный ресурс] // URL: https://www.glossary- internet.ru/terms(дата обращения: 15.05.2019).
14. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. М.: Вест-Консалтинг, 2008.
15. Грабельников В.А. Интернет-портал как новое корпоративное средство массовой информации // Вестник РУДН, 2010, №1.
16. Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса / Ю.В. Данюшина : Автореф. дис. ... д-ра филолог. наук. Москва, 2011. С. 49.
17. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Москва, 1989.
18. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Москва, 2008.
19. Дорожная карта ТГУ. Томск, 2014.
20. Зеленовская А.В. Понятия «компьютерный дискурс», «интернет-дискурс», «виртуальный дискурс» / А.В. Зеленовская // Язык и культура. 2014. №12. С. 17-21.
21. Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000.
22. Клушина Н. И. От стиля к дискурсу: новый поворот в лингвистике / Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 9. - Воронеж, 2011. - С. 25-33
23. Ковальчук М.А. Новостной анонс в сети Интернет как речевой жанр дискурса СМИ. Ижевск, 2009.
24. Колобова А. А. Социопрагматика корпоративного дискурса (на примере текстов корпоративных кодексов американских компаний): дис. ... канд. филолог. наук / А. А. Колобова. Владивосток, 2007.
25. Костяшина Е. А. Дискурсивное взаимодействие в текстовом пространстве научно - популярного медицинского журнала : диссертация ... кандидата филологических наук. ТГУ, Томск, 2009.
26. Кочетова B.C. Корпоративный социальный отчет как фактор повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса на международном уровне // Материалы, докладов XVI Международной: конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И:А. Алешковский, П.Н.Костылев, А.И: Андреев. [Электронный ресурс] M.: Издательство МГУ, 2009.
27. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. Москва, 2001. С. 200 - 201.
28. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. Москва, 1977;
29. Лингвистический энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1990.
30. Лихачёв Д.С. Литературоведение и лингвостилистика. Киев, 1987.
31. Малычева Н.В. Текст и сложное синтаксическое целое: системно-функциональный анализ. Ростов-на-Дону, 2003.
32. Мартьянова С.С. Корпоративный дискурс как вид институциональной коммуникации (на материале презентации). М: Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2009.
33. Мельникова О.К. К вопросу об определении термина «интернет-дискурс». Казань, 2018.
34. Мурзин Д.А. Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2004. № 3.
35. Мюллер А.П. Организационная коммуникация / А. П. Мюллер, А. Кизер. Харьков : Гуманитарный Центр, 2005. С. 438.
36. Немчинова Н.В. Когнитивно-дискурсивное исследование текста корпоративной поздравительной открытки: автореферат / Н.В. Немчинова Барнаул, 2010.
37. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина, 2001.
38. Петерсон М.Н. Введение в языкознание. Москва, 1952;
39. Поливанов Е.Д. Круг современных проблем современной лингвистики // Русский язык в советской школе. Москва, 1929. № 1. С. 57—62.
40. Попова Д.А. Способы репрезентации субъектности цифровой личности в жанре интернет-комментария. Улан-Удэ, 2017.
41. Ромашова И.П. К определению термина «корпоративный дискурс» в современной лингвистике. Омск, 2015.
42. Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-Дискурс: Теоретико-Методологический Анализ.
Екатеринбург, 2008.
43. Русанов Е.К. Интернет-дискурс в дискурсивной парадигме / Е.К. Русанов // Гуманитарные юридические исследования. 2016. - №1. С.214-217.
44. Сапунов Д.О. Корпоративный дискурс в современном коммуникативном пространстве . Пятигорск, 2015.
45. Сигал К.Я. Сочинительные конструкции и дискурс / К.Я. Сигал // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2001.
46. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. СПб. Изд-во Михайлова В. А., 2002. С. 461.
47. Тесакова Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс. М.:РИП-холдинг, 2003.
48. Ускова, О. А. Становление метаязыка бизнеса в русском языковом пространстве : автореф...дис. ... д-ра филолог. наук / О. А. Ускова. Москва, 2008. С. 38.
49. Фэрклоу Н. Диалектика дискурса / Н. Фэрклоу // Современный дискурс-анализ. Методология: концептуальные обоснования [Электронный журнал]. 2009. Вып. 1. Т. 1 // Режим доступа: http://www.discourseanalysis.org(дата обращения: 21.11.2011).
50. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург: Дискурс Пи, 2006.
51. Шарикова Л.А. Основы теории дискурса: словарный дискурс / Л.А. Шарикова // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2-1. С. 212-214.
52. Шилина М.Г. Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей: структура, содержание, особенности : диссертация ... кандидата филологических наук / М. Г. Шилина. Владивосток, 2007. С. 277.
53. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. С. 88 - 98.
54. Юртаева Е.С. Характеристики виртуальной языковой личности в коммуникативном пространстве Интернет-дискурса // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2016. С.307-312.