Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОМ-ПСИХОЛОГОМ КОНСУЛЬТАЦИИ С КЛИЕНТОМ, СГЕНЕРИРОВАННЫМ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

Работа №188346

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2025
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы восприятия психологической консультации с клиентом, сгенерированным искусственным интеллектом 8
1.1 Восприятие как психологический феномен 8
1.2 Понятие искусственного интеллекта, а также ИИ в образовании и
психологии 14
1.3 Психологический аспект восприятия искусственного интеллекта 21
1.4 Прогноз особенностей восприятия ИИ-клиента на основе
теоретических данных 24
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование восприятия студентом-психологом консультации с клиентом, сгенерированным искусственным интеллектом.... 30
2.1 Программа исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования особенностей восприятия
студентом-психологом консультации с клиентом, сгенерированным ИИ.. 35
2.3 Интерпретация особенностей восприятия студентом-психологом
консультации с клиентом, сгенерированным ИИ 45
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63

Использование искусственного интеллекта (далее ИИ) в повседневной жизни растёт. Однако, несмотря на его возможности, широкая интеграция этой технологии во все аспекты жизни также несет риск возникновения непредвиденных психологических трудностей для человечества. Изучение ИИ включает в себя различные направления: от технических работ, описывающих процесс развития и внедрения цифровых технологий, до философских этический дискуссий и допустимости этих процессов, их роли в жизни людей.
В настоящее время в России интенсивно развиваются технологии искусственного интеллекта. Президентом РФ в 2019 году был подписан указ о развитии ИИ в Российской Федерации [17], «основными задачами которого являются: ускорение развития искусственного интеллекта, повышение информированности о работе с ним, а также поддержка научных исследований и разработок в целях развития ИИ». Тогда же указом утверждена национальная программа развития искусственного интеллекта до 2030 года, а также меры по его использованию для обеспечения национальных интересов и реализации стратегических государственных приоритетов в России [18].
Одним из показателей, характеризующих достижение цели данного указа, является «уровень доверия граждан к технологиям искусственного интеллекта в 2030 году не менее чем 80 процентов по сравнению с 55 процентами в 2022 году» [18]. Чтобы понять, как повысить уровень доверия, а также повысить информированность о работе с ИИ, нам особенно актуально узнать, как именно человек воспринимает искусственный интеллект.
Актуальность. Искусственный интеллект проникает во все сферы жизни, включая профессиональную деятельность, где он находит применение в различных областях, таких как медицина, финансы и психология. В частности, в последние годы наблюдается значительный рост числа приложений, предлагающих психологическую помощь. Более 50% пользователей мобильных приложений для здоровья обращаются к программам, связанным с психическим здоровьем [36]. Психологические чат-боты и виртуальные ассистенты становятся все более популярными, предоставляя доступ к поддержке и консультациям в любое время и в любом месте. Например, такие приложения, как Woebot и Wysa, используют когнитивно-поведенческую терапию для оказания помощи пользователям в управлении стрессом и тревожностью. С увеличением числа таких технологий возникает необходимость интеграции ИИ в образовательные программы для подготовки будущих психологов. Одной из идей является создание тренировочного комплекса, позволяющего имитировать процесс консультации между психологом и клиентом. Такой комплекс мог бы включать сценарии взаимодействия с ИИ, что позволило бы студентам практиковать навыки консультирования и диагностики в безопасной среде. Исследования показывают, что симуляции могут значительно улучшить подготовку специалистов, так как они позволяют отрабатывать навыки в условиях, близких к реальным [36].
Однако внедрение ИИ в психологическую практику и образование также ставит перед нами ряд вопросов, связанных с психолого-этическими аспектами. Одним из ключевых вопросов является изменение восприятия клиента в условиях, когда ИИ становится все более активным участником процесса консультирования. Как это повлияет на отношения между психологом и клиентом? Эти вопросы требуют глубокого осмысления и дальнейших исследований.
Тем не менее, область применения ИИ в психологии остается новой и требует систематического исследования. На сегодняшний день нет аналогов клиента, сгенерированного искусственным интеллектом. В связи с этим необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы понять, как интеграция ИИ изменяет динамику взаимодействия между специалистами и клиентами, а также как это повлияет на подготовку будущих психологов.
Проблема исследования. В рамках учебного процесса студенты-психологи проходят практику преподавания, практику решения организационных проблем, практику научной деятельности, однако отсутствует практика консультирования непосредственно с людьми, которая невозможна из-за отсутствия разрешения на ведение консультаций без оконченного образования и невозможность студенту полностью брать ответственность за последствия консультирования клиента. Таким образом, поскольку данная область исследования является новой, проблема исследования заключается в отсутствии эмпирических данных об особенностях восприятия студентами-психологами клиента, сгенерированного искусственным интеллектом, то есть понимание особенностей восприятия клиента, сгенерированного ИИ, поможет в закрытии дефицита данного вида практики, как для студентов-психологов, так и для психологов-новичков для оттачивания навыков и увеличения профессиональной уверенности в последующих сессиях с реальными человеком.
Объект исследования: восприятие как психологический феномен.
Предмет исследования: психологические особенности восприятия студентом-психологом консультации с клиентом, сгенерированным искусственным интеллектом.
Цель: определение психологических особенностей восприятия студентом-психологом консультации с клиентом, сгенерированным искусственным интеллектом, в рамках задачи отработки профессиональных навыков.
Задачи:
1. Провести систематический обзор существующей научной литературы, посвященной восприятию, искусственному интеллекту, взаимодействию психологов с искусственным интеллектом с целью выявления ключевых характеристик и особенностей;
2. Разработать и провести эксперимент, направленный на моделирование ситуации взаимодействия студента-психолога с клиентом, сгенерированным искусственным интеллектом для отработки профессиональных навыков;
3. Определить и описать особенности восприятия психологом консультации с клиентом, сгенерированным искусственным интеллектом;
4. Проанализировать готовность студентов-психологов к взаимодействию с технологиями искусственного интеллекта в рамках задачи отработки профессиональных навыков.
Гипотеза: существуют особенности восприятия
студентами-психологами консультации с клиентом, сгенерированным ИИ как эффективного инструмента для отработки профессиональных навыков, что проявляется в трудностях восприятия эмоциональных реакций клиента и ощущении реальности происходящего.
Теоретико-методологическое обоснование исследования. В данной работе рассматривались авторы, рассматривающие в своих работах процесс восприятия (Барабанщиков В.А., Рубинштейн С.Л., И. Гербарт, Г. Спенсер, В. Вундт, У Джеймс, А. Бергсон, Э. Титченер, Сеченов И. М.); а также исследующие искусственный интеллект, в том числе в психологии и образовании (Шкодыров В.П., Баганова З.А. и Магомедова П.О., D.A. Mindell, Т. Davenport, М. Ryan, A.M. Turing, B.A. Alazzam, N. Carr, D. Ferrucci, K.K. Fitzpatrick).
Практическая значимость исследования. Исследование восприятия ИИ поможет в дальнейшем разработать систему взаимодействия ИИ-клиента и студентов-психологов в качестве практики консультирования. Также результаты исследования могут помочь в разработке проекта по повышению доверия и информированности людей о ИИ в соответствии с задачей Указа Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" [17].
Методы исследования: исследование с использованием ИИ, анкетирование, последующий количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования. Общая выборка составила 20 человек, среди которых 80% - женщины, все являются студентами ТГУ: специальности “Психология” и “Клиническая психология” на уровнях бакалавриат, специалитет и магистратура.
Этапы исследования:
1. Анализ научно-исследовательской литературы в рамках изучаемой проблемы;
2. Планирование исследования, определение цели и задач;
3. Создание анкеты и разработка эксперимента;
4. Рекрутинг респондентов и проведение процедуры эксперимента;
5. Анализ и интерпретация полученных результатов;
6. Формулирование выводов.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы: первая содержит четыре параграфа, а вторая - три параграфа; заключение, а также список использованных источников и литературы и приложение. Основной объем работы без списка использованных источников и литературы и приложений составляет 55 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Восприятие играет центральную роль в том, как человек ориентируется в мире: оно помогает справляться с разнообразными ситуациями, соединяя опыт и формируя целостную картину реальности. По мере того как технологии всё глубже проникают в повседневную жизнь, меняется и характер взаимодействия человека с цифровыми системами. Искусственный интеллект всё активнее применяется в психологической практике, открывая новые горизонты для диагностики, мониторинга и оказания поддержки. Однако вместе с возможностями возрастает и ответственность: использование ИИ сопровождается важными этическими и практическими вопросами — от надёжности алгоритмов до правомерности вмешательства в сферу человеческого сознания и частной жизни.
В этой связи особенно важно не только оценивать технический прогресс, но и сохранять гуманистическую направленность психологической науки и практики. Это требует междисциплинарного подхода и тщательного анализа того, как новые технологии воздействуют на фундаментальные ценности и принципы, лежащие в основе психологической помощи.
Современные ИИ-системы способны обрабатывать огромные массивы данных, выявлять сложные поведенческие паттерны и даже частично моделировать когнитивные процессы. Такие возможности позволяют не только оптимизировать психодиагностику, но и углубить понимание эмоциональных и ментальных состояний человека. Анализ эмоций, речевых паттернов и реакций на стимулы становится мощным инструментом как в научных исследованиях, так и в практике психологического консультирования. Алгоритмы позволяют достаточно точно оценивать эмоциональный фон, выявлять признаки ухудшения психического состояния и выявлять возможные расстройства.
Восприятие ИИ характеризуется широким спектром психологических реакций: от страха утраты контроля и рабочих мест до восхищения технологическим прогрессом. Внешний облик и интерактивность ИИ существенно влияют на восприятие, порой провоцируя феномен «зловещей долины». Возникают важные вопросы доверия, ответственности и защиты персональных данных. Восприятие зависит от пола и возраста: женщины больше обеспокоены безопасностью, мужчины — выгодами технологий; молодые поколения открыты новшествам, старшее поколение адаптируется медленнее. Работа психологов с клиентами, созданными ИИ, порождает этические дилеммы и профессиональные трудности, касающиеся конфиденциальности, эмоционального сопереживания и терапевтической эффективности. Ограниченность ИИ в проявлениях глубоких эмоций требует изменений образовательных подходов, нацеленных на подготовку специалистов к взаимодействию с виртуальными пациентами.
Исследование выявило две главные составляющие восприятия студентами-психологами клиента, созданного искусственным интеллектом: субъективную оценку взаимодействия и уровень профессиональной самооценки. Большинство респондентов положительно отнеслись к работе с ИИ-клиентом, но отметили и некоторые негативные моменты, связанные с искусственностью поведения. Качественный анализ еще раз подчеркнул важность реалистичного поведения клиентов для развития у студентов чувства ответственности за процесс консультирования..
Участники также высоко оценили модель удаленной работы, посчитав ее удобной и практичной. А проблемы в основном возникали в области технических вопросов и личного профессионального развития, что позволяет нам сформулировать рекомендации по совершенствованию инструментов ИИ в психологическом консультировании. Несмотря на трудности, многие респонденты выразили желание повторить данный опыт, что подтверждает готовность респондентов попробовать использовать ИИ в практике консультирования.
Формирование образа ИИ-клиента является ключевым фактором, определяющим эффективность виртуальных клиентов. Мы выявили последовательные этапы создания полного образа клиента, включая эмоциональную реакцию, интерпретацию потребностей и реагирование на нестандартные ситуации. Каждый этап влияет на восприятие и успешность последующего взаимодействия.
Несмотря на положительные эффекты, такие как снижение тревоги и повышение уверенности начинающими специалистами, существует ряд проблем, связанных с ограниченными возможностями информационного обмена и недостатком непосредственного контакта. Это требует разработки новых подходов и навыков для успешной работы с виртуальными ассистентами.
Использование ИИ-клиентов в обучении открывает широкие перспективы для психологической практики, предоставляя безопасную среду для освоения практических навыков и повышения квалификации. Исследование подчеркивает важность дальнейших исследований в данной теме для последующего совершенствования технологий сочетания традиционной психологической деятельности с одной стороны и искусственного


1. Баганова З.А. Искусственный интеллект в образовании / З.А. Баганова, П.О. Магомедова // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — No 4. — С. 352-356.
2. Барабанщиков, В.А. Восприятие и событие / В.А. Барабанщиков. — СПб. : Алетейя, 2002. — 512 с.
3. Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. — М. : Наука, 1990. — 240 с.
4. Барабанщиков, В.А. Общая психология: Психология восприятия. Учебник для вузов / В.А. Барабанщиков. — 2-е издание. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 184 с.
5. Барабанщиков, В.А. Окуломоторные структуры восприятия / В.А. Барабанщиков. — М. : Институт психологии РАН, 1997. — 384 с.
6. Барабанщиков, В.А. Системность. Восприятие. Общение / В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко. — М. : Институт психологии РАН, 2004. — 480 с.
7. Бергсон, А. Материя и память / А. Бергсон // Собрание сочинений. — Том 3. — Санкт-Петербург, 1913. — 391 с.
8. Вундт, В. Основания физиологической психологии / В. Вундт. — Москва : издательство Н.А. Абрикосова, 1880. — 1038 с.
9. Гаврилова, Э.Д. Психологические аспекты моделирования искусственного интеллекта / Э.Д. Гаврилова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2023. — № 87. — C. 100-102.
10. Гербарт, И.Ф. Психология / И.Ф. Гербарт. — Санкт-Петербург : типография А.Ф. Шольценбурга, 1895. — 273 с.
11. Джеймс, У Научные основы психологии / У Джеймс. — Санкт-Петербург : С.-Петербург, Электропечатня, 1902. — 234 с.
12.Зиньковская А.В., Оломская Н.Н. Манипуляция человеческим сознанием посредством искусственного интеллекта как гуманитарная проблема XXI века // Вестник Кубанского государственного университета. — № 1. — 2024. — С. 258-276.
13. Корж, Е.М. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии / Е.М. Корж, А.В. Громова // Системная психология и социология. — 2023. — № 2 (46). — С. 60-70.
14. Лебедев, А.Н. Искусственный интеллект и психология / А.Н. Лебедев // Учёные записки Института психологии РАН. — 2023. — Т. 3. — № 2 (28). — С. 6-22.
15. Мобильные приложения психологической самопомощи iCognito. — [Б. м.], 2022. — URL: https://icognito.app/ (дата обращения: 20.02.2025).
..44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ