Введение 3
1. История создания ядерного оружия в КНДР (до 2012 г.) 12
2. Отношения КНДР с Республикой Корея 24
2.1. Корейский кризис (2013 г.) 25
2.2. Реакция Республики Корея на ядерную проблему после кризиса и пути её 34
разрешения
3. Отношения КНДР с США 46
3.1. Корейский кризис (2017-2018 гг.) 46
3.2. Шаги к нормализации отношений 56
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 78
Актуальность: В последние 15-20 лет сильно возросло внимание к безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в частности к Корейскому полуострову и расположенной на ней Северной Корее. Являясь страной, в которой уже около 70 лет активно проводятся ракетно-ядерные разработки и их испытания, КНДР заставляет весь мир беспокоиться о безопасности и стабильности. Урегулирование ядерного конфликта на полуострове стало одной из целей внешней политики не только соседствующих стран. В период с 2012 г. ситуация на полуострове особенно накалилась после запуска Северной Кореей космического спутника, который некоторые учёные называли ядерной ракетой, замаскированной под спутник. С этого момента против КНДР были введены санкции ООН и началась дальнейшая эскалация конфликта.
В первую очередь под возможную угрозу поставлена Республика Корея из-за границы с КНДР по 38 параллели. Поэтому в интересах государства сближаться в отношениях со своим соседом. Особенно учитывая тот факт, что до 1948 г. на протяжении многих веков они были единой страной.
В первое время своего существования Южная Корея опиралась на американские интересы при ведении политики, она была одной из проамериканских стран. Государства связывали долгосрочные союзы, однако, это продолжалось до тех пор, пока Республика Корея не добилась независимости своей экономики и не стала одной из ведущих стран Восточной Азии в этой сфере. Однако в кризисной ситуации на полуострове у неё возросли интересы примкнуть к США и пытаться совместно решить проблему северокорейского ядерного потенциала и добиться полной денуклеаризации полуострова. Стоит отметить, что в конце 70-х гг. американское правительство достигло того, что на территории Республики Корея остановились разработки ядерного оружия - страна решила двигаться в мирном направлении развития атомной энергетики, и всё из-за угроз применения силы со стороны США. В случае с КНДР Америка предполагала поступить так же.
Соединённые Штаты Америки со своей стороны за многие годы сформировали такую дипломатию, которая может принимать участие в разрешении международных конфликтов. В связи с этим установление контроля над политическими, геополитическими и социально-экономическими процессами в регионе является стратегически важным для правительства.
Внутри США ядерное развитие КНДР воспринимается как вызов. Ядерная проблема является не только фактором нестабильности полуострова, но и связана она с риском распространением ОМУ (оружия массового уничтожения).
Актуальной в данном вопросе становится необходимость анализа стратегий Республики Корея и США по решению ядерного конфликта.
Объектом выступают международные отношения стран Корейского полуострова с США.
Предметом является комплекс внешнеполитических, внешнеэкономических и других мер, предпринимаемых США и Южной Кореей для установления диалога с Северной Кореей и поисков пути к урегулированию ядерного конфликта.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2012-2019 гг. Также в работе описывается период до 21 в., когда КНДР только встала на путь ядерного развития. Нижний порог обусловлен приходом к власти Ким Чен Ына в Северной Корее, что дало толчок к новым, более качественным и масштабным разработкам ядерного оружия. Причиной этому является угроза традиционному северокорейскому режиму, базирующемуся на диктатуре Высшего руководителя. Верхним порогом является 2019 г., настоящее время, характеризующееся относительной нормализацией отношений между тремя странами - КНДР, Южной Кореей и США, когда были достигнуты основные договорённости по денуклеаризации полуострова и проведены первые шаги к достижению этой цели.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать ключевые события
внешнеполитической деятельности каждой из стран, (КНДР, Республики Корея и США), направленные друг на друга для установления трёхстороннего диалога.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю ядерной программы КНДР и выделить основные кризисы вокруг неё;
2. Изучить современное состояние проблемы;
3. Проанализировать политику США и Республики Корея в отношении ядерной программы КНДР и вычислить её эффективность.
4. Выделить и изучить применение санкций в отношении КНДР от стран- участниц ООН.
5. Изучить основные мероприятия внешней политики КНДР в период 20122019 гг.
В процессе написания выпускной бакалаврской работы использовались следующие общенаучные методы: метод анализа, который позволил более подробно изучить отношения КНДР, Республики Корея и США друг с другом для рассмотрения ведения их внешней политики. Проблемный метод использовался для выяснения причин возникновения и установления проблемы исследования, а также для поиска путей её решения. Метод синтеза позволил собрать все факты и выводы воедино. Благодаря комплексному методу были собраны материалы для исследования из таких дисциплин как: история, международные отношения, мировая политика, регионоведение.
Были использованы также политологические методы: метод изучения документов, по которому были изучены источники информации (в данной работе - это официальные документы и СМИ) для анализа. По методу когнитивного картирования изучались выступления и речи политиков для выявления их представлений о проблемах и возможном их решении.
Из исторических методов больше всего использовался такой метод, как историкогенетический, по которому были проанализированы изменения в американоюжнокорейских, американо-северокорейских и межкорейских отношениях по ходу написания работы, что на них повлияло и как двусторонние связи отразилось на третьей стране. Был использован аналитический метод, применяемый к формулировке основных выводов событий и в целом работы.
Литературная составляющая, благодаря которой была выстроена теоретическая часть данной работы, представлена в виде резолюций ООН, по которым определены санкции в отношении КНДР и выявлено, на какие сферы они направлены. Также
присутствуют соглашения сотрудничают или будут сотрудничать страны. Кроме того, был изучен устав МАГАТЭ , по которому определились те правила, которые нарушила КНДР на пути создания ядерного оружия. Декларация, подписанная Республикой Корея и КНДР в 2018 г. в ходе первой за 11 лет встречи двух лидеров, послужила стабилизации ситуации на полуострове.
Кроме того, в работе был представлен график по количеству запусков баллистических ракет КНДР, составленный с помощью организаций Nuclear Treat Initiative и Center for Nonproliferation Studies (Приложение 1 «Число ракетных запусков КНДР»).
Ко второй группе источников относятся научные статьи и электронные СМИ, по которым была выстроена практическая часть работы, на основе которой были сформированы основные итоги развития отношений между США, КНДР и РК.
Провести исследование того, как развивалась ядерная программа на территории КНДР и какие события этому способствовали, помогли такие работы отечественных авторов, как «История международных отношений 1945-2008» Богатуров А.Д. и Аверков В.В; «Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995)» Богатуров А.Д.; Белоус В.С. «США: ядерные когти ястребов»; Булычёв Г., Воронцов А. «У ядерного порога: уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения»; Лукьянов Ф. "Конфликт, итог которого непредсказуем..."; Мизарян Г. "Млечный путь утонул", Лари Никш «North Korea’s Nuclear Weapons Program» и др . О внутриполитической деятельности КНДР писал С.О. Курбанов в «Курсе лекций по истории Кореи: с древности до конца XX века», где он описал такое явление как «чучхе» (самобытность) и как оно отразилось на ранних этапах разработок ядерного оружия. Общеизвестно, что СССР предоставлял не только гуманитарную помощь, но и военную, в том числе некоторые ресурсы и объекты для развития ядерного потенциала КНДР. Детальная информация этого процесса была взята из работы А.А. Жебина «Political History of Soviet-North Korean Nuclear Cooperation».
Значительная часть информации для данной работы была представлена такими авторами как А.Н. Ланьков и О.В. Кирьянов. Они описывали внешнеполитическую деятельность КНДР, направленную на Южную Корею и США, схему «вымогательства» недостающих населению и стране ресурсов, сферы сотрудничества США с Республикой Корея и рассуждали о ядерном статусе Северной Кореи, об отношении к нему правительства США, мерах, которые принимали американские политики для решения конфликта и о встречах лидеров.
Ежегодные речи Ким Чен Ына к согражданам представлены в таких источниках, как The New York Times, а также национальным комитетом КНДР.
Политика США, направленная на КНДР рассматривается в работах Ким Джан Хо и Ким Дон Су «The Second Term Obama Administration’s Policy towards the Korean Peninsula», Хилари Клинтон в статье «America’s Pacific Century», в твиттере Д. Трампа и др. Ким Дон Су также исследовал влияние внутренней политики Северной Кореи на внешнюю в работе «The Impact of Domestic Politics on North Korea’s Foreign Policy», а детально про наличие ядерного оружия в стране писал Чон Кю Джин.
Большая часть информации об отношениях между Северной и Южной Кореями представлена в работе российского востоковеда Г.Д. Толорая «У восточного порога России. Эскизы корейской политики начала XXI века», профессором института исследований мира и объединения Пак Мин Гю «Survey on Unification Conception in 2014» и Ким Фило в работе «Social Conflict and Identity Crisis in Unified Korea».
Характеристика встреч глав трёх государств описаны в статье М. Стайлса и Н. Бирмана «North and South Korean leaders hold surprise meeting in DMZ to get U.S. summit back on track» ....
В последние годы сдерживание ядерного потенциала КНДР стало одной из приоритетных задач многих государств. И, несмотря на то, что в 2018 г. Ким Чен Ын официально заявил об отказе от ядерной программы и запусков баллистических ракет, остаётся под сомнением, будет ли ликвидировано всё оружие. За 7 лет с 2012 г. по 2019 г. было проведено много мероприятий в попытках денуклеаризации Корейского полуострова, но только в последнее время наметился прогресс. Среди них санкции ООН, размещение ПРО THAAD в регионе, гуманитарная помощь в обмен на уступки и попытки сближения двух корейских государств.
Наличие ядерного оружия для Северной Кореи является гарантом своего существования в том неизменном виде и с такой же политикой «чучхе», как в самом начале провозглашения Корейской Народно-Демократической Республики в 1948 г. Как было выяснено, начало ядерной программы приходится на период Корейской войны, когда американские военные угрожали КНДР применением своего ЯО. С тех пор США - это опасность для всего северокорейского народа, которая требует смены режима. Но американская внешняя политика включает в себя ограничения любого вида угроз миру и стабильности на планете, поэтому в её интересах создание бесопасной обстановки на полуострове.
За весь период с 2012 по 2019 гг. было проведено множество переговоров между представителями США и КНДР, но успехами они не отличались. В основном Северная Корея откладывала испытание ядерного оружия в обмен на гуманитарную помощь. Как было выяснено в ходе работы, население страны страдает от нехватки продовольствия, т.к. весь бюджет государства идёт на создание вооружения.
В последнее время, как мы проследили в работе, можно наблюдать, что диалог между КНДР и США застопорился. Северная Корея, прежде чем отказываться от ядерного оружия, требует от США сначала уступок в каких-либо вопросах, а те наоборот, прежде чем разрешить КНДР что-либо сделать, требуют начать разоружаться. Так происходит сейчас, например, с экономическими санкциями. И всё это ставит страны в тупик.
Северная Корея много раз угрожала применением силы, называла каждую из стран врагом из-за ежегодных военных учений между Республикой Корея и США, наложения
против неё санкций и даже просто из-за того, что её считают опасной, как в случае с Японией.
Что касается межкорейских отношений, то до начала 21 в. не было никаких особо примечательных шагов к примирению, за исключением старта политики «солнечного тепла» в 1998 г., проводимой Ким Дэ Чжуном, которая позволила двум государствам сплотиться. Однако после объявления Северной Кореи о том, что у неё есть ядерное оружие, сближение это прекратилось, а отношения даже ухудшились.
Оба южнокорейских президента - Пак Кын Хе с 2013 г. и Мун Дже Ин с 2017 г. - в своей президентской компании собирались улучшать отношения с северным соседом. Пак Кын Хе представила программу развития диалога и обменов между КНДР и Республикой Корея, и это давало большие надежды всему корейскому народу. Однако, в 2016 г. межкорейский диалог был прерван из-за очередного запуска ракеты северокорейской стороной и проведением ядерного испытания. Политика Мун Чже Ина в данной сфере была более успешной. Его дипломатия добилась проведения нескольких мирных переговоров с Северной Кореей, а также между главами США и КНДР по урегулированию ядерной проблемы. В 2018 г. произошла первая за 11 лет историческая встреча лидеров двух стран в Пханмунджоме, а главным достижением этой встречи стало подписание Совместной Декларации мира, процветания и объединения Корейского полуострова. Данная декларация послужила стабилизации мира и безопасности на территории двух стран.
Но и сам Ким Чен Ын со своей стороны хотел сближаться с РК. В своей ежегодной речи в 2017 г. он сказал, что должны быть приняты позитивные меры для улучшения межкорейских отношений.
Характерной особенностью развития политического диалога и отношений Севера и Юга остается их «волновая» нестабильность - подверженность подъемам и резким спадам, что вплоть до 2018 г. прямо пропорционально зависело от развития ядерной энергии на Севере. Так, КНДР несколько раз обещала стереть Южную Корею с лица земли с помощью ОМП, а затем страны договаривались об общем мире без войны. В 2018 г. Республика Корея официально заявила, что не будет настаивать на отказе Севера от ядерного оружия.
30 июня 2019 г. состоялась первая в истории встреча лидеров КНДР, Южной Кореи и США вместе в демилитаризованной зоне. На переговорах не удалось достичь каких-то прорывных соглашений, однако, Д. Трамп и Ким Чен Ын договорились о решении спорных моментов мирными способами. Встреча дала надежду на то, что ситуация в скором времени улучшится, отношения между странами нормализуются, а угроза ядерной войны сойдёт на нет.
Урегулирование ядерной проблемы стало одной из приоритетных задач не только для соседних с КНДР государств, но и для стран всего мира, т.к. если произойдёт ядерная война, то ни одна страна не останется не затронутой.
В связи с чем, при первых угрозах ядерным оружием миру и стабильности, страны ООН накладывали экономические запреты на КНДР. Так произошло с обоими корейскими кризисами (2013 и 2017 гг.). Первый - при запуске ракеты-спутника Ынха-3; второй - при запуске межконтинентальной баллистической ракеты и испытании водородной бомбы.
Что касается санкций, которые были проанализированы в третьей главе данной работы, то на данный момент они всё ещё не отменены, и не будут до тех пор, пока в стране не ликвидируют ядерное оружие. Сейчас санкции включают в себя запреты на импорт в КНДР из государств — членов ООН нефти и нефтепродуктов, экспорт северокорейского текстиля, газового конденсата, жидкостей, угля, железа, свинца, золота, ванадия, титана, редких и редкоземельных металлов и морепродуктов в государства — члены ООН, запрет на создание совместных предприятий с участием северокорейского капитала. Запрещено северокорейским гражданам работать за рубежом. Блокирование финансовых операций и массовых денежных переводов в поддержку незаконной деятельности; усиление полномочий США проверять подозрительные грузы; все государства обязаны не допускать въезда на их территорию или транзита через нее включенных в перечень физических лиц. Кроме того, санкции включают в себя права государств — членов ООН досматривать любые суда, идущие в КНДР и уничтожать любой груз на их борту, который может быть использован для ядерных разработок.
К экономическим итогам деятельности Северной Кореи можно отнести то, что санкции ООН не остались незамеченными для страны. В 2017 г, после введения ограничительных мер ООН, сильно упали показатели импорта относительно экспорта в стране (на 1160 М.$). Также как и после кризиса на полуострове в 2013 г. показатели торгового баланса упали на 405 М.$. Сейчас они всё ещё продолжают снижаться.
Проанализировав статистику запусков ракет КНДР, были сделаны выводы, что технологии Северной Кореи в сфере ядерного оружия стали быстро развиваться с 2013 г. в период первого кризиса на полуострове. Количество ядерных ракет, запущенных в воздух в 2014 г. увеличилось больше, чем в 3 раза (19) по сравнению с 2013 г. Самое большое количество запусков произошло в 2016 г. (24), после которых было введено много санкций в отношении страны. В 2018 г. не произошло ни одного запуска ракет.
Подводя общий итог проделанной работе, можно утверждать, что Северная Корея не может полностью и безвозвратно отказаться от ядерного оружия, преимущественно потому что технологии изучались в течение многих лет (с 50-х гг 20 в.). Более того, нет никаких гарантий того, что в стране сохранится идеологическая, традиционная культура под названием чучхе (т*И) после разоружения, что останавливает КНДР осуществлять шаги к ликвидации своего ядерного оружия. Исходя из этого, вопрос «полной» денуклеаризации должен быть отложен до тех пор, пока в АТР и во всём мире не будет создан общий механизм безопасности. Южная Корея уже смирилась с тем, что её северный сосед проводит ракетно-ядерные испытания, и в ближайшем будущем страны не смогут снова объединиться в одно государство. Американское правительство в свою очередь готово к долгосрочному решению конфликта на полуострове из -за возможной эскалации конфликта.
В целом до сих пор не ясно, как поведёт себя КНДР в ближайшем будущем: откажется она от ядерного оружия под жестокими санкциями, или будет продолжать угрожать миру. Но одно известно точно - США не оставят этот вопрос не решённым и будут подталкивать КНДР менять положение дел в регионе в лучшую или худшую сторону.
1. "Американо-северокорейские отношения". Voice of America, 9.11.2004. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-a-2004-11-09-4- 1/654338.html https://ria.ru/20130306/926037601.html
2. "Бывший министр обороны КНДР назначен главой генштаба армии". Коммерсантъ, 22.05.2013 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2194467
3. "Власти КНДР отвергли резолюцию СБ ООН с новыми санкциями". РИА- Новости, 9.03.2013 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20130309/926488084.html
4. "История отношений между США и КНДР". ТАСС, 26.02.2019. - [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/info/6161298
5. "Ким Чен Ын изложил на партийном форуме основные направления политики КНДР". РИА Новости, 8.05.2016 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3266433
6. "КНДР и Южная Корея начали переговоры на границе". RBC, 9.06.2013. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.rbc.ru/politics/09/06/2013/57040a199a7947fcbd449e02
7. "КНДР: угрозы за провокации". Интерфакс, 16.04.2013 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.interfax.ru/world/301789
8. Новый корейско-русский и русско-корейский словарь. - М.: Дом Славянской книги, 2015. - 960 с.
9. "Расплата за ядерное оружие: ЕС расширил санкции против КНДР". 24tv, 10.10.2017. - [Электронный ресурс] - URL:
https://24tv.ua/ru/rasplata za jadernoe oruzhie es rasshiril sankcii protiv kndr n874955
10. "Северокорейская газета рассказала, зачем КНДР устраивает демонстрацию сил". - РИА Новости, 31.07.2017 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20170731/1499443470.html
11. "Сеул одобрил предоставление очередной партии гуманитарной помощи КНДР". РИА-Новости, 19.09.2014 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20140919/1024713115.html
12. "Совет Безопасности ООН осудил запуск ракеты КНДР". Росбалт, 13.12.2012 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.rosbalt.ru/main/2012/12/13/1070871.html
13. "США и Южная Корея решили отложить военные учения". РИА-Новости, 17.11.2019 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20191117/1561033245.html
14. "США смогут вмешиваться в небольшие конфликты между КНДР и Южной Кореей". РИА Новости, 25.03.2013 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20130325/928856834.html
15. "Трамп пообещал «огненный» ответ КНДР". Лнта.ру, 9.08.2017. - [Электронный ресурс] - URL: https://lenta.ru/news/2017/08/09/opasno/...122