Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНО-РЕГУЛЯТОРНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ

Работа №188334

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Изучение функциональных состояний в психологии 9
1.1. Функциональные состояния: понятия, критерии и виды 9
1.2. Подходы к пониманию регуляторных процессов и саморегуляции в современной психологии 16
1.3. Изучение особенностей саморегуляции функциональных состояний в
профессиональной деятельности 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования функциональных состояний в профессиональной деятельности 26
2.1. Направления и результаты современных исследований функциональных состояний в профессиональной деятельности 26
2.2. Методы диагностики функциональных состояний 28
2.3. Методы регуляции функциональных состояний 33
Выводы по главе 2 38
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы 39
3.1. Программа эмпирического исследования 39
3.2. Результаты эмпирического исследования 43
3.2.1. Проверка эмпирических данных на надежность и достоверность 43
3.2.2. Результаты статистического анализа данных эмпирического исследования 47
3.3. Качественный анализ и интерпретация полученных результатов 53
3.4. Программа профилактики возникновения неблагоприятных функциональных состояний педагогов 60
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (А.Б.
Леонова) 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Шкала личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (И.А. Филенко) 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Первичные статистики по переменным психодиагностических методик
(N=42 человека) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. План занятия. Аутогенная тренировка

Актуальность исследования. Оценка и контроль функциональных состояний (ФС) человека в процессе выполнения им профессиональных задач является актуальным направлением прикладной психологии, играющим важную роль в повышении эффективности и надежности деятельности во многих отраслях человеческой практики. Состояния психического перенапряжения, монотонии, утомления, стресса, тревожности являются реальными источниками снижения показателей деятельности не только операторов сложных систем, летчиков, космонавтов, но и лиц, работающих в традиционных профессиях не экстремального профиля - в области медицины, педагогики, менеджмента и др. В большой мере данная проблема касается также административно-управленческого аппарата и лиц умственного труда, а также людей, занимающихся бизнесом. Безопасность для общества многих производств и современных технологий напрямую зависит от текущих функциональных состояний, связанных с ними работников. Об этом свидетельствуют результаты расследований аварийных ситуаций, связанных с транспортными средствами, с не надлежащей эксплуатацией сложных технических систем, а также новые проблемные ситуации, связанные с информационной, финансовой безопасностью организаций и отдельных лиц.
Оценка ФС важна на этапе проектирования современных средств управления, а также для обеспечения эргономичности рабочего места, оптимального режима работы и содержания труда. Эффективное решение проблемы диагностики ФС чрезвычайно актуально при разработке адаптивных автоматизированных систем, в которых информация о ФС человека оперативно используется для управления уровнем психической нагрузки. В таких системах нуждаются пилоты, авиадиспетчеры, водители, машинисты электропоездов, железнодорожные диспетчеры и многие другие. Однако не менее важно понимание роли позитивных и негативных ФС в контексте успешности деятельности специалистов, относящихся к группе профессий «человек-человек». Неблагоприятные ФС профессионалов данной группы могут порождать конфликтные ситуации в межличностном общении, провоцировать возникновение долговременных стрессовых состояний, нарушать качественное выполнение первоочередных профессиональных задач.
Оценка здоровья любого человека также имеет отношение к проблеме ФС. Раннее выявление состояний хронического утомления, переутомления, дистресса очень важно в профилактике болезней. Непрерывный контроль за ФС особенно актуален в процессе подготовки спортсменов для достижения ими высоких результатов без вреда для здоровья.
Также необходимо отметить, что проблематика формирования ФС, которая ранее была достаточно полно отражена в работах Н.Д. Левитова, Е.А. Милеряна, В.А. Бодрова, А.О. Прохорова, Е.П. Ильина и других исследователей в последнее время меняется. И это в первую очередь связано с факторами цифровизации и информатизации многих традиционных профессий, появление которых изменяет структуру профессиональной деятельности, ведет к возникновению новых профессиональных задач и новых факторов, негативно влияющих на человека в процессе труда, что отражается на условиях формирования ФС работников во многих профессиях. В связи с этим появляется необходимость дополнительного изучения личностных ресурсов профессионалов, связанных с преодолением негативных ФС в новых профессиях, а также в традиционных профессиях, которые реализуются в условиях использования новых технологий. К таким личностным ресурсам, по мнению ряда авторов - В.А. Бодрова, Л.Г. Дикай, А.В. Карпова, О.А. Конопкина, А.Б. Леоновой, Г.С. Никифорова, А.О. Прохорова относятся когнитивно-регуляторные и метакогнитивные ресурсы, позволяющие эффективно преодолевать неблагоприятные ФС.
Проблема исследования. В настоящее время, несмотря на огромное количество работ в данном направлении, проблемы, связанные с формированием неблагоприятных ФС в различных видах профессиональной деятельности, остаются далекими от своего решения, как в плане понимания их этиологии и механизмов, так и в плане диагностики, профилактики и коррекции.
Цель исследования - изучить особенности формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи с уровнем развития когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности.
Объект исследования - функциональные состояния учителей среднеобразовательных школ.
Предмет исследования - взаимосвязь когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности с выраженностью неблагоприятных функциональных состояний учителей среднеобразовательных школ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие функциональных состояний с позиций современной психологии.
2. Изучить современные концепции и подходы, связанные с описанием механизмов формирования и регуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
3. Разработать программу эмпирического исследования, направленную на изучение неблагоприятных функциональных состояний учителей среднеобразовательной школы.
4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать его результаты.
5. Разработать программу профилактики и коррекции неблагоприятных ФС для учителей среднеобразовательной школы.
Гипотеза исследования - специфика формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы связана с уровнем сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности, позволяющих преодолевать данные состояния.
Частные эмпирические гипотезы исследования:
Эмпирическая гипотеза 1. Когнитивно-регуляторные и метакогнитивные ресурсы регуляции негативных ФС состояний личности могут оказывать разнонаправленное влияние на различные ФС, что отражается в усиление одних ФС и в ослаблении других.
Эмпирическая гипотеза 2. Существует специфика регуляции неблагоприятных ФС, проявляющаяся в различной вовлеченности процессов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней в формирование определенных ФС.
Эмпирическая гипотеза 3. На основе процедур многомерного статистического анализа возможна классификация респондентов по параметрам когнитивно-регуляторных и метакогнитивных процессов в пределах определенного класса негативных функциональных состояний.
Методологические основания исследования. Исследование основывается на концепции деления психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности. В работе используются общепсихологические принципы психологических исследований (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), а также теоретические положения и принципы изучения ФС, представленные в работах Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена, В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновикова и др., в частности: принцип единства сознания, деятельности, личности, позволяющий целостно изучать личность профессионала в связи с ведущей для него профессионально деятельностью; принцип системности, реализуемый в психологических исследованиях, раскрывающий межуровневые взаимосвязи между различными функциональными подсистемами обеспечения профессиональной деятельности человека; принцип субъекта труда, определяющий то, что обеспечение любой деятельности осуществляется не путем локального соответствия (соизмерения) отдельно взятых психических процессов (свойств) профессиональным требованиям, а целостным способом организации на любом уровне активности; принцип развития, который позволяет понимать личностные ресурсы человека, как развивающуюся в направлении совершенствования систему на протяжении жизни.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение). Эмпирические методы - тестирование, включающее следующие методики исследования:
1. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (ДОРС) (А.Б. Леонова).
2. Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
3. Шкала личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз).
4. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (И.А. Филенко).
Методы математической статистики - анализ первичных статистик, использование критериев различия (t-критерий Стьюдента), корреляционного анализа по Пирсону, кластерного анализа, дисперсионного однофакторного анализа. Для статистической обработки использовались пакеты статистических программ: jamovi 1.6.23.0 и SPSS Statistics 26.
Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении специфических особенностей когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности в связи с формированием определенных негативных функциональных состояний у учителей среднеобразовательной школы, что открывает возможность к углубленному изучению и пониманию психологических и психофизиологических механизмов, лежащих в их основе; в определении ресурсов профессионалов, направленных на совершенствование системы саморегуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке технологии выявления аномальных результатов психодиагностического тестирования в профессиональных группах и в определении принципов оптимизации подобных исследований с целью повышения уровня надежности и достоверности полученных данных;
• в создании экспертной карты рейтинга психологических ресурсов учителей среднеобразовательных школ, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных функциональных состояний - утомления, монотонии, пресыщения, стресса, ситуативной тревожности;
• в определении алгоритма выявления группы риска среди работников организации, для которых характерны высокие уровни стресса и дефициты психологических ресурсов, связанные с преодолением стресса;
• в разработке методических рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных ФС педагогов общеобразовательных школ.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при решении задач профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний профессионалов, включенных в группу профессий «человек-человек».
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из: Введения; Главы 1. Изучение функциональных состояний в психологии, в которой описаны современные воззрения и концепции, связанные с пониманием феномена функциональных состояний, описываются регуляторные механизмы, опосредующие возникновение функциональных состояний, приводится их типология; Главы 2. Прикладные аспекты формирования функциональных состояний в профессиональной деятельности, в которой представлены результаты современных исследований, связанных с проблематикой ФС, описаны методы диагностики и регуляции ФС; Главы 3. Эмпирическое исследование функциональных состояний педагогов общеобразовательной школы, в которой представлены результаты исследования специфики формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи с уровнем развития когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности; Заключения; Списка литературных источников, содержащего 56 наименований и пяти Приложений. Работа включает 3 рисунка и 8 таблиц. Общий объем работы 83 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были полученные результаты, связанные с концептуальным анализом феномена функциональных состояний в современной психологии, а также характеризующие особенности неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи со степенью сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности.
В частности, при решении первой задачи исследования было выявлено, что функциональное состояние — это системная реакция организма и психики человека, выражающаяся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают надежное и успешное выполнение профессиональной деятельности. В настоящее время научная и прикладная разработка проблем функциональных состояний в профессиональной деятельности человека ведется на основе анализа структурных перестроек в работе функциональной системы обеспечения деятельности, вызванных воздействием разных профессиональных и организационных факторов. Такая исследовательская парадигма позволяет описать ФС человека как качественно специфичный синдром, системообразующим фактором которого выступает доминирующая в конкретных условиях мотивационная направленность субъекта труда.
В процессе решения второй задачи было определено, что функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека: степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности; уровень подготовленности к выполнению трудовых задач; величина личностных ресурсов и функциональных резервов для психологического, энергетического и информационного обеспечения деятельности, состояние здоровья; отношение к труду. Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются наличием следующих компонентов: энергетический; сенсорный; информационный; эффекторный; активационный. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам - нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов.
На этапе решения 3-й задачи нами была разработана программа эмпирического исследования, определен и обоснован психодиагностический комплекс методик для изучения неблагоприятных ФС учителей среднеобразовательной школы, включающий опросник ДОРС (А.Б. Леонова); шкалу ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин); шкалу личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз); опросник метакогнитивной регуляции в трудных жизненных ситуациях (И.А. Филенко). На данном этапе были сформулированы эмпирические гипотезы исследования, ориентирующие исследователя на выявление специфических закономерностей в изучаемом явлении.
В процессе решения 4-й задачи нами были получены следующие результаты:
• На основе использования предложенной технологии обнаружены аномалии данных по методике ситуативной тревожности, связанные с не искренними ответами небольшой группы респондентов на вопросы опросника, что объясняется восприятием ситуации психологического тестирования как нестандартной и стрессовой, в результате чего формируются не адекватные ситуации когнитивные и поведенческие реакции защитного типа. Данную проблему нужно учитывать при проведении исследований в области психологии профессиональной деятельности и тщательно формировать такие условия для психодиагностики, которые позволяют ее избежать.
• Выявлено, что психологические ресурсы одного и того же типа, относящиеся к когнитивно-регуляторному или метакогнитивному уровням, могут усиливать определенные негативные ФС, но они же вносят вклад в ослабление других ФС. Это говорит о том, что развитие каждого ФС определяется своими специфическими психологическими и психофизиологическими механизмами.
• Также обнаружена специфика регуляции неблагоприятных ФС, проявляющаяся в различной вовлеченности процессов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней в формирование определенных ФС. В частности, когнитивно-регуляторные процессы - целеполагание, планирование, рефлексия, удовлетворенность жизнью - играют большую роль в предотвращении развития состояний утомления и тревожности, чем метакогнитивные процессы, связанные с когнитивной, эмоциональной и социально-перцептивной регуляцией. В свою очередь метакогнитивная регуляция более эффективна в преодолении состояний монотонии, пресыщения и стресса.
• На основании анализа результатов исследования составлена экспертная карта, которая отражает специфическую роль определенных психологических ресурсов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней, позволяющим педагогам средней образовательной школы преодолевать неблагоприятные ФС. Данная карта может использоваться в практической работе школьным психологом для оказания помощи учителям в контексте профилактики возникновения стресса.
• Результаты кластерного и дисперсионного анализа позволили выявить группу риска в количестве 9 человек, для которой характерно формирование повышенных уровней всех типов неблагоприятных ФС. Для этой группы наиболее выраженным по сравнению с другими группами является состояние стресса.
Решение 5-й задачи исследования привело к разработке программы профилактики стрессовых состояний педагогов, направленной на развитие ресурсов саморегуляции когнитивной, метакогнитивной и эмоциональной природы. Данная программа использует в качестве мишени состояние стресса и предполагает практическую реализацию на протяжении трех месяцев цикла из 12 занятий, которые включают ознакомление слушателей с особенностями стресса, факторами его формирования, методами диагностики, а также с технологиями, направленными на развитие антистрессовых ресурсов личности: оздоровительной гимнастикой, антистрессовыми техниками дыхания, прогрессивной мышечной релаксацией, аутогенной тренировкой, технологиями развития эмоционального интеллекта, ассертивности, эффективной социальной коммуникации, метакогнитивных качеств, а также с методами, использующими цвет и музыку для преодоления стресса.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о том, что специфика формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы связана с уровнем сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности, позволяющих преодолевать данные состояния в ходе проведенного исследования была успешно подтверждена.


1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2005.
— 688 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 477 с.
3. Атаманова И.В., Богомаз С.А. Личностная готовность современной вузовской молодежи к деятельности//В Ю. П. Поваренков (ред.) Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции - Ярославль: РИО ЯГПУ. 2018. - C. 134-137.
4. Батурин Н.А., Вучетич Е.В., Костромина С.Н. и др. Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 г.)//Организационная психология. - 2015. - Т5. №.2. - С.67-138.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001.
— 511 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
8. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека.
— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. — 318 с.
9. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход//Международный журнал экспериментального образования. - 2012. — № 12. — С. 15-18.
10. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И., Боброва Ю.В. К вопросу о психометрической надежности некоторых психологических методик//Теоретическая и экспериментальная психология. - 2019. - Т. 12. № 1. - C.61-68.
11. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии). - М.; Томск: ТГУ, 2004.- 460с.
12. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005.— 412с.
13. Ильин Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологических состояний//Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М., 1978. - С. 325-347.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса.
— Москва: Академический проект, 2009. - 943 с.
16. Корытов Л.И. Физиология функциональных состояний: учебное пособие / Л.И. Корытов, О.М. Буйкова. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра нормальной физиологии, Кафедра физического воспитания. - Иркутск: ИГМУ, 2015. - 72 с.
17. Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития//Психология психических состояний: Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - Вып. 5. - С. 329— 358.
18. Кулганов В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — № 100. — С. 131-142.
19. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - Москва: Просвещение, 1964. - 344 с.
20. Левитов Н.Д. Монотонная работа. - Москва: Центр. ин-т труда, 1924. - 32 с.
21. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
22. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности//Психология психических состояний: Под ред. А.О. Прохорова. - Вып. 4. - Казань, 2002. - С. 326-344.
23. Леонова А.Б. Психологические механизмы саморегуляции функциональных состояний//Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов/ Под ред. В.И.Моросановой. - М.- Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. - С.345-370.
24. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2019. - №1. - С.13-33.
25. Линдсли Д.Б. Ретикулярная система и процесс раздельного восприятия//Ретикулярная формация мозга. - М., 1962. - С. 451-470.
26. Машин В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека//Экспериментальная психология. - 2011. - Том 4. №1. - С. 40-56.
27. Мурик С.Э. Оценка функционального состояния организма человека. В 2 ч. Ч. 1. Теоретические основы: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. - 159 с.
28. Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем//Вопросы изучения и воспитания личности: труды Гос. ин-та по изучению мозга им. акад. В. М. Бехтерева / Гос. ин-т по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. — Л., 1932. — № 3/4. — 80 с.
29. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Анализ больших данных в психологии и социогуманитарных науках: перспективные направления исследований//Психологический журнал. - 2019. - Т.40. № 6. - С. 5-17.
30. Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. — Изд. 3-е. — Пг.: Тип. П. П. Сойкина, 1917. — 283 с.
31. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - Изд-во: Академия наук СССР, 1946.
- Т. 3. - 638 с.
32. Певнева, А.Н. Психические состояния личности: практическое руководство / М- во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. - 48 с.
33. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний // Психологический журнал. - Т.30. № 2. - 2009. - С.5-18.
34. Психическое утомление: Экспериментально-психологические исследования педагогического и профессионального труда / Под ред. проф. А. П. Нечаева. - Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1929. - 178 с.
35. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю. М. Кузьмина.
- Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
36. Психодиагностика: учебное пособие для студентов специальности 050706.65 "Педагогика и психология"/Автор-сост. Т.Г. Неруш / Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2010. - 204 с.
37. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. - М.; СПб.: Нестор-История, 2020. - 472 с.
38. Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 702 с.
39. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
- 672 с.
40. Рузер Е.И. Психологические методы исследования утомления//Психофизиология труда. -Москва: Гос. изд-во, 1927. - 196 с.
41. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивные механизмы регуляции при социальной тревоге в ситуации проверки знаний//Вектор науки ТГУ. - 2012. №2(9). - C.268-271.
42. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. А.Н. Занковский, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 975 с.
43. Соколов Е.Н. Представление функциональных состояний точками в многомерном пространстве//Функциональные состояния. - М., 1978. - С. 53-54.
44. Титова М.А. Эффективность саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности в особых условиях труда // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: Материалы участников съезда. - М.: Российское психологическое общество, 2012. - Т. I. - С. 468.
45. Физиологические основы диагностики функционального состояния организма: Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии для бакалавров, магистров: Ф.Г. Ситдиков, Н.И. Зиятдинова, Т. Л. Зефиров - Казань, КФУ, 2019. - 105 с.
46. Филенко И.А. Оценка утомления оператора по температурным характеристикам БАТК // В сб. “Вестник проблем современной медицины”. - Харьков, 1994. - № 7. - С.105-107.
47. Филенко И.А. Особенности связи точности отмеривания временных интервалов и функционального состояния машинистов в процессе профессиональной деятельности // Вестник Харьковского Национального университета. Серия психология. - Харьков, 2002. - № 576. - С. 208-211.
48. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности: Учеб. пособие / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 111 с.
49. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006.
— 256 с.
50. Cody R.P. Statistical analysis of examinations to detect cheating//Journal of Medical Education. - 1985. - 60. - P. 136-137.
51. Putwain D. Examination stress and test anxiety//The Psychologist. - December 2008.
- V.21. №12. - Р. 1026-1029.
52. Putwain D.W. Deconstructing test anxiety//Emotional and Behavioural Difficulties. - 200813(2). - P. 141-155.
53. Putwain D.W. Test anxiety and GCSE performance: The effect of gender and socio-economic background//Educational Psychology in Practice. - 200824(4). - P. 319-334.
54. Roberts D.M. Limitations of the score-difference method in detecting cheating in recognition test situations//Journal of Educational Measurement. - 1987. - 24(1). - P. 77-81.
55. Wollack J.A., & Fremer J.J. (Eds.). Handbook of test security. - New York, NY: Routledge. - 2013.
56. Yusupov M.G., Prokhorov A.O., Chernov A.V. Self-regulation of Cognitive States: a Conceptual Perspective//VI International Forum on Teacher Education/Proceedings IFTE. - 2020. P. 2805-2815.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ