ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНО-РЕГУЛЯТОРНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Изучение функциональных состояний в психологии 9
1.1. Функциональные состояния: понятия, критерии и виды 9
1.2. Подходы к пониманию регуляторных процессов и саморегуляции в современной психологии 16
1.3. Изучение особенностей саморегуляции функциональных состояний в
профессиональной деятельности 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования функциональных состояний в профессиональной деятельности 26
2.1. Направления и результаты современных исследований функциональных состояний в профессиональной деятельности 26
2.2. Методы диагностики функциональных состояний 28
2.3. Методы регуляции функциональных состояний 33
Выводы по главе 2 38
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы 39
3.1. Программа эмпирического исследования 39
3.2. Результаты эмпирического исследования 43
3.2.1. Проверка эмпирических данных на надежность и достоверность 43
3.2.2. Результаты статистического анализа данных эмпирического исследования 47
3.3. Качественный анализ и интерпретация полученных результатов 53
3.4. Программа профилактики возникновения неблагоприятных функциональных состояний педагогов 60
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (А.Б.
Леонова) 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Шкала личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (И.А. Филенко) 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Первичные статистики по переменным психодиагностических методик
(N=42 человека) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. План занятия. Аутогенная тренировка
ГЛАВА 1. Изучение функциональных состояний в психологии 9
1.1. Функциональные состояния: понятия, критерии и виды 9
1.2. Подходы к пониманию регуляторных процессов и саморегуляции в современной психологии 16
1.3. Изучение особенностей саморегуляции функциональных состояний в
профессиональной деятельности 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты формирования функциональных состояний в профессиональной деятельности 26
2.1. Направления и результаты современных исследований функциональных состояний в профессиональной деятельности 26
2.2. Методы диагностики функциональных состояний 28
2.3. Методы регуляции функциональных состояний 33
Выводы по главе 2 38
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы 39
3.1. Программа эмпирического исследования 39
3.2. Результаты эмпирического исследования 43
3.2.1. Проверка эмпирических данных на надежность и достоверность 43
3.2.2. Результаты статистического анализа данных эмпирического исследования 47
3.3. Качественный анализ и интерпретация полученных результатов 53
3.4. Программа профилактики возникновения неблагоприятных функциональных состояний педагогов 60
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (А.Б.
Леонова) 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Шкала личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (И.А. Филенко) 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Первичные статистики по переменным психодиагностических методик
(N=42 человека) 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. План занятия. Аутогенная тренировка
Актуальность исследования. Оценка и контроль функциональных состояний (ФС) человека в процессе выполнения им профессиональных задач является актуальным направлением прикладной психологии, играющим важную роль в повышении эффективности и надежности деятельности во многих отраслях человеческой практики. Состояния психического перенапряжения, монотонии, утомления, стресса, тревожности являются реальными источниками снижения показателей деятельности не только операторов сложных систем, летчиков, космонавтов, но и лиц, работающих в традиционных профессиях не экстремального профиля - в области медицины, педагогики, менеджмента и др. В большой мере данная проблема касается также административно-управленческого аппарата и лиц умственного труда, а также людей, занимающихся бизнесом. Безопасность для общества многих производств и современных технологий напрямую зависит от текущих функциональных состояний, связанных с ними работников. Об этом свидетельствуют результаты расследований аварийных ситуаций, связанных с транспортными средствами, с не надлежащей эксплуатацией сложных технических систем, а также новые проблемные ситуации, связанные с информационной, финансовой безопасностью организаций и отдельных лиц.
Оценка ФС важна на этапе проектирования современных средств управления, а также для обеспечения эргономичности рабочего места, оптимального режима работы и содержания труда. Эффективное решение проблемы диагностики ФС чрезвычайно актуально при разработке адаптивных автоматизированных систем, в которых информация о ФС человека оперативно используется для управления уровнем психической нагрузки. В таких системах нуждаются пилоты, авиадиспетчеры, водители, машинисты электропоездов, железнодорожные диспетчеры и многие другие. Однако не менее важно понимание роли позитивных и негативных ФС в контексте успешности деятельности специалистов, относящихся к группе профессий «человек-человек». Неблагоприятные ФС профессионалов данной группы могут порождать конфликтные ситуации в межличностном общении, провоцировать возникновение долговременных стрессовых состояний, нарушать качественное выполнение первоочередных профессиональных задач.
Оценка здоровья любого человека также имеет отношение к проблеме ФС. Раннее выявление состояний хронического утомления, переутомления, дистресса очень важно в профилактике болезней. Непрерывный контроль за ФС особенно актуален в процессе подготовки спортсменов для достижения ими высоких результатов без вреда для здоровья.
Также необходимо отметить, что проблематика формирования ФС, которая ранее была достаточно полно отражена в работах Н.Д. Левитова, Е.А. Милеряна, В.А. Бодрова, А.О. Прохорова, Е.П. Ильина и других исследователей в последнее время меняется. И это в первую очередь связано с факторами цифровизации и информатизации многих традиционных профессий, появление которых изменяет структуру профессиональной деятельности, ведет к возникновению новых профессиональных задач и новых факторов, негативно влияющих на человека в процессе труда, что отражается на условиях формирования ФС работников во многих профессиях. В связи с этим появляется необходимость дополнительного изучения личностных ресурсов профессионалов, связанных с преодолением негативных ФС в новых профессиях, а также в традиционных профессиях, которые реализуются в условиях использования новых технологий. К таким личностным ресурсам, по мнению ряда авторов - В.А. Бодрова, Л.Г. Дикай, А.В. Карпова, О.А. Конопкина, А.Б. Леоновой, Г.С. Никифорова, А.О. Прохорова относятся когнитивно-регуляторные и метакогнитивные ресурсы, позволяющие эффективно преодолевать неблагоприятные ФС.
Проблема исследования. В настоящее время, несмотря на огромное количество работ в данном направлении, проблемы, связанные с формированием неблагоприятных ФС в различных видах профессиональной деятельности, остаются далекими от своего решения, как в плане понимания их этиологии и механизмов, так и в плане диагностики, профилактики и коррекции.
Цель исследования - изучить особенности формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи с уровнем развития когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности.
Объект исследования - функциональные состояния учителей среднеобразовательных школ.
Предмет исследования - взаимосвязь когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности с выраженностью неблагоприятных функциональных состояний учителей среднеобразовательных школ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие функциональных состояний с позиций современной психологии.
2. Изучить современные концепции и подходы, связанные с описанием механизмов формирования и регуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
3. Разработать программу эмпирического исследования, направленную на изучение неблагоприятных функциональных состояний учителей среднеобразовательной школы.
4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать его результаты.
5. Разработать программу профилактики и коррекции неблагоприятных ФС для учителей среднеобразовательной школы.
Гипотеза исследования - специфика формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы связана с уровнем сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности, позволяющих преодолевать данные состояния.
Частные эмпирические гипотезы исследования:
Эмпирическая гипотеза 1. Когнитивно-регуляторные и метакогнитивные ресурсы регуляции негативных ФС состояний личности могут оказывать разнонаправленное влияние на различные ФС, что отражается в усиление одних ФС и в ослаблении других.
Эмпирическая гипотеза 2. Существует специфика регуляции неблагоприятных ФС, проявляющаяся в различной вовлеченности процессов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней в формирование определенных ФС.
Эмпирическая гипотеза 3. На основе процедур многомерного статистического анализа возможна классификация респондентов по параметрам когнитивно-регуляторных и метакогнитивных процессов в пределах определенного класса негативных функциональных состояний.
Методологические основания исследования. Исследование основывается на концепции деления психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности. В работе используются общепсихологические принципы психологических исследований (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), а также теоретические положения и принципы изучения ФС, представленные в работах Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена, В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновикова и др., в частности: принцип единства сознания, деятельности, личности, позволяющий целостно изучать личность профессионала в связи с ведущей для него профессионально деятельностью; принцип системности, реализуемый в психологических исследованиях, раскрывающий межуровневые взаимосвязи между различными функциональными подсистемами обеспечения профессиональной деятельности человека; принцип субъекта труда, определяющий то, что обеспечение любой деятельности осуществляется не путем локального соответствия (соизмерения) отдельно взятых психических процессов (свойств) профессиональным требованиям, а целостным способом организации на любом уровне активности; принцип развития, который позволяет понимать личностные ресурсы человека, как развивающуюся в направлении совершенствования систему на протяжении жизни.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение). Эмпирические методы - тестирование, включающее следующие методики исследования:
1. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (ДОРС) (А.Б. Леонова).
2. Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
3. Шкала личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз).
4. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (И.А. Филенко).
Методы математической статистики - анализ первичных статистик, использование критериев различия (t-критерий Стьюдента), корреляционного анализа по Пирсону, кластерного анализа, дисперсионного однофакторного анализа. Для статистической обработки использовались пакеты статистических программ: jamovi 1.6.23.0 и SPSS Statistics 26.
Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении специфических особенностей когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности в связи с формированием определенных негативных функциональных состояний у учителей среднеобразовательной школы, что открывает возможность к углубленному изучению и пониманию психологических и психофизиологических механизмов, лежащих в их основе; в определении ресурсов профессионалов, направленных на совершенствование системы саморегуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке технологии выявления аномальных результатов психодиагностического тестирования в профессиональных группах и в определении принципов оптимизации подобных исследований с целью повышения уровня надежности и достоверности полученных данных;
• в создании экспертной карты рейтинга психологических ресурсов учителей среднеобразовательных школ, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных функциональных состояний - утомления, монотонии, пресыщения, стресса, ситуативной тревожности;
• в определении алгоритма выявления группы риска среди работников организации, для которых характерны высокие уровни стресса и дефициты психологических ресурсов, связанные с преодолением стресса;
• в разработке методических рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных ФС педагогов общеобразовательных школ.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при решении задач профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний профессионалов, включенных в группу профессий «человек-человек».
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из: Введения; Главы 1. Изучение функциональных состояний в психологии, в которой описаны современные воззрения и концепции, связанные с пониманием феномена функциональных состояний, описываются регуляторные механизмы, опосредующие возникновение функциональных состояний, приводится их типология; Главы 2. Прикладные аспекты формирования функциональных состояний в профессиональной деятельности, в которой представлены результаты современных исследований, связанных с проблематикой ФС, описаны методы диагностики и регуляции ФС; Главы 3. Эмпирическое исследование функциональных состояний педагогов общеобразовательной школы, в которой представлены результаты исследования специфики формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи с уровнем развития когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности; Заключения; Списка литературных источников, содержащего 56 наименований и пяти Приложений. Работа включает 3 рисунка и 8 таблиц. Общий объем работы 83 страницы.
Оценка ФС важна на этапе проектирования современных средств управления, а также для обеспечения эргономичности рабочего места, оптимального режима работы и содержания труда. Эффективное решение проблемы диагностики ФС чрезвычайно актуально при разработке адаптивных автоматизированных систем, в которых информация о ФС человека оперативно используется для управления уровнем психической нагрузки. В таких системах нуждаются пилоты, авиадиспетчеры, водители, машинисты электропоездов, железнодорожные диспетчеры и многие другие. Однако не менее важно понимание роли позитивных и негативных ФС в контексте успешности деятельности специалистов, относящихся к группе профессий «человек-человек». Неблагоприятные ФС профессионалов данной группы могут порождать конфликтные ситуации в межличностном общении, провоцировать возникновение долговременных стрессовых состояний, нарушать качественное выполнение первоочередных профессиональных задач.
Оценка здоровья любого человека также имеет отношение к проблеме ФС. Раннее выявление состояний хронического утомления, переутомления, дистресса очень важно в профилактике болезней. Непрерывный контроль за ФС особенно актуален в процессе подготовки спортсменов для достижения ими высоких результатов без вреда для здоровья.
Также необходимо отметить, что проблематика формирования ФС, которая ранее была достаточно полно отражена в работах Н.Д. Левитова, Е.А. Милеряна, В.А. Бодрова, А.О. Прохорова, Е.П. Ильина и других исследователей в последнее время меняется. И это в первую очередь связано с факторами цифровизации и информатизации многих традиционных профессий, появление которых изменяет структуру профессиональной деятельности, ведет к возникновению новых профессиональных задач и новых факторов, негативно влияющих на человека в процессе труда, что отражается на условиях формирования ФС работников во многих профессиях. В связи с этим появляется необходимость дополнительного изучения личностных ресурсов профессионалов, связанных с преодолением негативных ФС в новых профессиях, а также в традиционных профессиях, которые реализуются в условиях использования новых технологий. К таким личностным ресурсам, по мнению ряда авторов - В.А. Бодрова, Л.Г. Дикай, А.В. Карпова, О.А. Конопкина, А.Б. Леоновой, Г.С. Никифорова, А.О. Прохорова относятся когнитивно-регуляторные и метакогнитивные ресурсы, позволяющие эффективно преодолевать неблагоприятные ФС.
Проблема исследования. В настоящее время, несмотря на огромное количество работ в данном направлении, проблемы, связанные с формированием неблагоприятных ФС в различных видах профессиональной деятельности, остаются далекими от своего решения, как в плане понимания их этиологии и механизмов, так и в плане диагностики, профилактики и коррекции.
Цель исследования - изучить особенности формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи с уровнем развития когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности.
Объект исследования - функциональные состояния учителей среднеобразовательных школ.
Предмет исследования - взаимосвязь когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности с выраженностью неблагоприятных функциональных состояний учителей среднеобразовательных школ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие функциональных состояний с позиций современной психологии.
2. Изучить современные концепции и подходы, связанные с описанием механизмов формирования и регуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
3. Разработать программу эмпирического исследования, направленную на изучение неблагоприятных функциональных состояний учителей среднеобразовательной школы.
4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать его результаты.
5. Разработать программу профилактики и коррекции неблагоприятных ФС для учителей среднеобразовательной школы.
Гипотеза исследования - специфика формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы связана с уровнем сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности, позволяющих преодолевать данные состояния.
Частные эмпирические гипотезы исследования:
Эмпирическая гипотеза 1. Когнитивно-регуляторные и метакогнитивные ресурсы регуляции негативных ФС состояний личности могут оказывать разнонаправленное влияние на различные ФС, что отражается в усиление одних ФС и в ослаблении других.
Эмпирическая гипотеза 2. Существует специфика регуляции неблагоприятных ФС, проявляющаяся в различной вовлеченности процессов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней в формирование определенных ФС.
Эмпирическая гипотеза 3. На основе процедур многомерного статистического анализа возможна классификация респондентов по параметрам когнитивно-регуляторных и метакогнитивных процессов в пределах определенного класса негативных функциональных состояний.
Методологические основания исследования. Исследование основывается на концепции деления психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности. В работе используются общепсихологические принципы психологических исследований (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), а также теоретические положения и принципы изучения ФС, представленные в работах Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена, В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновикова и др., в частности: принцип единства сознания, деятельности, личности, позволяющий целостно изучать личность профессионала в связи с ведущей для него профессионально деятельностью; принцип системности, реализуемый в психологических исследованиях, раскрывающий межуровневые взаимосвязи между различными функциональными подсистемами обеспечения профессиональной деятельности человека; принцип субъекта труда, определяющий то, что обеспечение любой деятельности осуществляется не путем локального соответствия (соизмерения) отдельно взятых психических процессов (свойств) профессиональным требованиям, а целостным способом организации на любом уровне активности; принцип развития, который позволяет понимать личностные ресурсы человека, как развивающуюся в направлении совершенствования систему на протяжении жизни.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение). Эмпирические методы - тестирование, включающее следующие методики исследования:
1. Опросник «Утомление - Монотония - Пресыщение - Стресс» (ДОРС) (А.Б. Леонова).
2. Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
3. Шкала личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз).
4. Шкала метакогнитивной регуляции трудных жизненных ситуаций (И.А. Филенко).
Методы математической статистики - анализ первичных статистик, использование критериев различия (t-критерий Стьюдента), корреляционного анализа по Пирсону, кластерного анализа, дисперсионного однофакторного анализа. Для статистической обработки использовались пакеты статистических программ: jamovi 1.6.23.0 и SPSS Statistics 26.
Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении специфических особенностей когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности в связи с формированием определенных негативных функциональных состояний у учителей среднеобразовательной школы, что открывает возможность к углубленному изучению и пониманию психологических и психофизиологических механизмов, лежащих в их основе; в определении ресурсов профессионалов, направленных на совершенствование системы саморегуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке технологии выявления аномальных результатов психодиагностического тестирования в профессиональных группах и в определении принципов оптимизации подобных исследований с целью повышения уровня надежности и достоверности полученных данных;
• в создании экспертной карты рейтинга психологических ресурсов учителей среднеобразовательных школ, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных функциональных состояний - утомления, монотонии, пресыщения, стресса, ситуативной тревожности;
• в определении алгоритма выявления группы риска среди работников организации, для которых характерны высокие уровни стресса и дефициты психологических ресурсов, связанные с преодолением стресса;
• в разработке методических рекомендаций, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных ФС педагогов общеобразовательных школ.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при решении задач профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний профессионалов, включенных в группу профессий «человек-человек».
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из: Введения; Главы 1. Изучение функциональных состояний в психологии, в которой описаны современные воззрения и концепции, связанные с пониманием феномена функциональных состояний, описываются регуляторные механизмы, опосредующие возникновение функциональных состояний, приводится их типология; Главы 2. Прикладные аспекты формирования функциональных состояний в профессиональной деятельности, в которой представлены результаты современных исследований, связанных с проблематикой ФС, описаны методы диагностики и регуляции ФС; Главы 3. Эмпирическое исследование функциональных состояний педагогов общеобразовательной школы, в которой представлены результаты исследования специфики формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи с уровнем развития когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности; Заключения; Списка литературных источников, содержащего 56 наименований и пяти Приложений. Работа включает 3 рисунка и 8 таблиц. Общий объем работы 83 страницы.
В ходе проведенного исследования были полученные результаты, связанные с концептуальным анализом феномена функциональных состояний в современной психологии, а также характеризующие особенности неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднего образования в связи со степенью сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности.
В частности, при решении первой задачи исследования было выявлено, что функциональное состояние — это системная реакция организма и психики человека, выражающаяся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают надежное и успешное выполнение профессиональной деятельности. В настоящее время научная и прикладная разработка проблем функциональных состояний в профессиональной деятельности человека ведется на основе анализа структурных перестроек в работе функциональной системы обеспечения деятельности, вызванных воздействием разных профессиональных и организационных факторов. Такая исследовательская парадигма позволяет описать ФС человека как качественно специфичный синдром, системообразующим фактором которого выступает доминирующая в конкретных условиях мотивационная направленность субъекта труда.
В процессе решения второй задачи было определено, что функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека: степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности; уровень подготовленности к выполнению трудовых задач; величина личностных ресурсов и функциональных резервов для психологического, энергетического и информационного обеспечения деятельности, состояние здоровья; отношение к труду. Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются наличием следующих компонентов: энергетический; сенсорный; информационный; эффекторный; активационный. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам - нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов.
На этапе решения 3-й задачи нами была разработана программа эмпирического исследования, определен и обоснован психодиагностический комплекс методик для изучения неблагоприятных ФС учителей среднеобразовательной школы, включающий опросник ДОРС (А.Б. Леонова); шкалу ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин); шкалу личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз); опросник метакогнитивной регуляции в трудных жизненных ситуациях (И.А. Филенко). На данном этапе были сформулированы эмпирические гипотезы исследования, ориентирующие исследователя на выявление специфических закономерностей в изучаемом явлении.
В процессе решения 4-й задачи нами были получены следующие результаты:
• На основе использования предложенной технологии обнаружены аномалии данных по методике ситуативной тревожности, связанные с не искренними ответами небольшой группы респондентов на вопросы опросника, что объясняется восприятием ситуации психологического тестирования как нестандартной и стрессовой, в результате чего формируются не адекватные ситуации когнитивные и поведенческие реакции защитного типа. Данную проблему нужно учитывать при проведении исследований в области психологии профессиональной деятельности и тщательно формировать такие условия для психодиагностики, которые позволяют ее избежать.
• Выявлено, что психологические ресурсы одного и того же типа, относящиеся к когнитивно-регуляторному или метакогнитивному уровням, могут усиливать определенные негативные ФС, но они же вносят вклад в ослабление других ФС. Это говорит о том, что развитие каждого ФС определяется своими специфическими психологическими и психофизиологическими механизмами.
• Также обнаружена специфика регуляции неблагоприятных ФС, проявляющаяся в различной вовлеченности процессов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней в формирование определенных ФС. В частности, когнитивно-регуляторные процессы - целеполагание, планирование, рефлексия, удовлетворенность жизнью - играют большую роль в предотвращении развития состояний утомления и тревожности, чем метакогнитивные процессы, связанные с когнитивной, эмоциональной и социально-перцептивной регуляцией. В свою очередь метакогнитивная регуляция более эффективна в преодолении состояний монотонии, пресыщения и стресса.
• На основании анализа результатов исследования составлена экспертная карта, которая отражает специфическую роль определенных психологических ресурсов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней, позволяющим педагогам средней образовательной школы преодолевать неблагоприятные ФС. Данная карта может использоваться в практической работе школьным психологом для оказания помощи учителям в контексте профилактики возникновения стресса.
• Результаты кластерного и дисперсионного анализа позволили выявить группу риска в количестве 9 человек, для которой характерно формирование повышенных уровней всех типов неблагоприятных ФС. Для этой группы наиболее выраженным по сравнению с другими группами является состояние стресса.
Решение 5-й задачи исследования привело к разработке программы профилактики стрессовых состояний педагогов, направленной на развитие ресурсов саморегуляции когнитивной, метакогнитивной и эмоциональной природы. Данная программа использует в качестве мишени состояние стресса и предполагает практическую реализацию на протяжении трех месяцев цикла из 12 занятий, которые включают ознакомление слушателей с особенностями стресса, факторами его формирования, методами диагностики, а также с технологиями, направленными на развитие антистрессовых ресурсов личности: оздоровительной гимнастикой, антистрессовыми техниками дыхания, прогрессивной мышечной релаксацией, аутогенной тренировкой, технологиями развития эмоционального интеллекта, ассертивности, эффективной социальной коммуникации, метакогнитивных качеств, а также с методами, использующими цвет и музыку для преодоления стресса.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о том, что специфика формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы связана с уровнем сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности, позволяющих преодолевать данные состояния в ходе проведенного исследования была успешно подтверждена.
В частности, при решении первой задачи исследования было выявлено, что функциональное состояние — это системная реакция организма и психики человека, выражающаяся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают надежное и успешное выполнение профессиональной деятельности. В настоящее время научная и прикладная разработка проблем функциональных состояний в профессиональной деятельности человека ведется на основе анализа структурных перестроек в работе функциональной системы обеспечения деятельности, вызванных воздействием разных профессиональных и организационных факторов. Такая исследовательская парадигма позволяет описать ФС человека как качественно специфичный синдром, системообразующим фактором которого выступает доминирующая в конкретных условиях мотивационная направленность субъекта труда.
В процессе решения второй задачи было определено, что функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека: степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности; уровень подготовленности к выполнению трудовых задач; величина личностных ресурсов и функциональных резервов для психологического, энергетического и информационного обеспечения деятельности, состояние здоровья; отношение к труду. Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются наличием следующих компонентов: энергетический; сенсорный; информационный; эффекторный; активационный. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам - нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов.
На этапе решения 3-й задачи нами была разработана программа эмпирического исследования, определен и обоснован психодиагностический комплекс методик для изучения неблагоприятных ФС учителей среднеобразовательной школы, включающий опросник ДОРС (А.Б. Леонова); шкалу ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин); шкалу личностной готовности к деятельности (С.А. Богомаз); опросник метакогнитивной регуляции в трудных жизненных ситуациях (И.А. Филенко). На данном этапе были сформулированы эмпирические гипотезы исследования, ориентирующие исследователя на выявление специфических закономерностей в изучаемом явлении.
В процессе решения 4-й задачи нами были получены следующие результаты:
• На основе использования предложенной технологии обнаружены аномалии данных по методике ситуативной тревожности, связанные с не искренними ответами небольшой группы респондентов на вопросы опросника, что объясняется восприятием ситуации психологического тестирования как нестандартной и стрессовой, в результате чего формируются не адекватные ситуации когнитивные и поведенческие реакции защитного типа. Данную проблему нужно учитывать при проведении исследований в области психологии профессиональной деятельности и тщательно формировать такие условия для психодиагностики, которые позволяют ее избежать.
• Выявлено, что психологические ресурсы одного и того же типа, относящиеся к когнитивно-регуляторному или метакогнитивному уровням, могут усиливать определенные негативные ФС, но они же вносят вклад в ослабление других ФС. Это говорит о том, что развитие каждого ФС определяется своими специфическими психологическими и психофизиологическими механизмами.
• Также обнаружена специфика регуляции неблагоприятных ФС, проявляющаяся в различной вовлеченности процессов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней в формирование определенных ФС. В частности, когнитивно-регуляторные процессы - целеполагание, планирование, рефлексия, удовлетворенность жизнью - играют большую роль в предотвращении развития состояний утомления и тревожности, чем метакогнитивные процессы, связанные с когнитивной, эмоциональной и социально-перцептивной регуляцией. В свою очередь метакогнитивная регуляция более эффективна в преодолении состояний монотонии, пресыщения и стресса.
• На основании анализа результатов исследования составлена экспертная карта, которая отражает специфическую роль определенных психологических ресурсов когнитивно-регуляторного и метакогнитивного уровней, позволяющим педагогам средней образовательной школы преодолевать неблагоприятные ФС. Данная карта может использоваться в практической работе школьным психологом для оказания помощи учителям в контексте профилактики возникновения стресса.
• Результаты кластерного и дисперсионного анализа позволили выявить группу риска в количестве 9 человек, для которой характерно формирование повышенных уровней всех типов неблагоприятных ФС. Для этой группы наиболее выраженным по сравнению с другими группами является состояние стресса.
Решение 5-й задачи исследования привело к разработке программы профилактики стрессовых состояний педагогов, направленной на развитие ресурсов саморегуляции когнитивной, метакогнитивной и эмоциональной природы. Данная программа использует в качестве мишени состояние стресса и предполагает практическую реализацию на протяжении трех месяцев цикла из 12 занятий, которые включают ознакомление слушателей с особенностями стресса, факторами его формирования, методами диагностики, а также с технологиями, направленными на развитие антистрессовых ресурсов личности: оздоровительной гимнастикой, антистрессовыми техниками дыхания, прогрессивной мышечной релаксацией, аутогенной тренировкой, технологиями развития эмоционального интеллекта, ассертивности, эффективной социальной коммуникации, метакогнитивных качеств, а также с методами, использующими цвет и музыку для преодоления стресса.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о том, что специфика формирования неблагоприятных функциональных состояний педагогов среднеобразовательной школы связана с уровнем сформированности когнитивно-регуляторных и метакогнитивных ресурсов личности, позволяющих преодолевать данные состояния в ходе проведенного исследования была успешно подтверждена.



