Аннотация
Введение 3
1 Вводная глава 5
1.1 Семантика образов еды в культуре и в словесном искусстве 5
1.2 Культурологические варианты семантики еды 12
1.3 Значение образов и ситуаций еды в художественном мире словесного
произведения 15
1.4 Творчество Ф. Горенштейна в контексте русской литературы 1960-1970-х годов 16
2 Мотивы еды как способ познания телесно-духовной природы человека в повести
«Искупление» 22
2.1 Голод как проверка социальных связей людей 22
2.2 Витальная сила (еда и эрос) в сюжетах персонажей: Август и Сашенька 26
2.3 Еда как трапеза 32
2.4 Еда как дарение 33
2.5. Тема болезни по контрасту с темой еды 35
3 Ситуация поиска утоления голода и роль образов еды в сюжетах романа «Псалом» 37
3.1 Сюжет скитаний детей в поисках пищи и дома - выявление природы человека (телесной/духовной) 38
3.2. Семантика еды как национальных архетипов 50
3.3 Голод в разных выражениях как «казнь Господня» 59
3.4. Голод по духу и поиск духовной пищи 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность исследовательской работы определяется кризисом классической культуры в конце ХХ - начале XXI веков и распространением массовой культуры, релятивной и горизонтально ориентированной. Важно и то, что еда занимает всё большее место в системе ценностей. Вместе с тем реализм Ф. Горенштейна направлен на выявление социальной этики, возможность обеспечить каждого человека фундаментальной потребностью в пище и обеспеченности телесной жизни. В прозе Горенштейна, где образы еды представляют важнейшую составляющую поэтики автора, принципы «отражения» реалий и познания земной действительности соединяются с принципами миромоделирования.
Цель исследования - выявление семантики образов еды и сюжетных мотивов, связанных с едой (приготовление и поедание пищи); определение их функций (этологической, характерологической, антропологической и культурологической) в произведениях Горенштейна.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать семантику образов еды в культуре и показать развитие использования еды авторами в отечественной литературе;
2) рассмотреть литературоведческие работы, давшие трактовку художественного мира Горенштейна;
3) исследовать образы еды в повести «Искупление» в контексте авторской концепции телесно-духовной природы человека;
4) интерпретировать образы еды в романе «Псалом» как элементов
миромоделирования.
Объект исследования - проза зрелого периода творчества Ф. Горенштейна, материалом работы выступают повесть «Искупление» (1967) и «Псалом» (1975), в которых образы еды (голода) выходят за границы отражения социальных условий в Советской России и становятся метафорами познания природы человека и элементами миромоделирования.
Предмет исследования - а) сюжетная роль еды в раскрытии психологической и телесной сущности человека; б) образы еды и тема еды в изображении социальноисторических ситуаций; в) мифологическая и культурная семантика образов еды для создания универсального мирообраза (языческие и иудаистские генетические корни).
Методы исследования - семиотический (знаковый характер образной системы), сюжетно-композиционный (содержательность фабул, соединение миметического и символического в сюжетах персонажей), нарратологический (сферы сознания нарратора и автора), интертекстуальный (выявление культурных аллюзий и архетипов).
Научная новизна работы заключается в изучении образов еды как важной части поэтики произведений автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и литературы.
В ходе работы были рассмотрены концепции еды в культуре и отечественном словесном искусстве, дана характеристика творчеству Ф. Горенштейна с опорой на историко-критические и литературоведческие работы. Повесть «Искупление» и роман «Псалом», рассматриваемые в работе, являются зрелым продуктом творчества автора; они могут быть встроены в контекст русской экзистенциальной литературы 1960-1970-х годов. Обращение к двум художественным произведениям достаточно для того, чтобы наметить эволюцию концепции человека и социальной истории от 1960-х к 1970-м годам. Мы определили, что автор в «Искуплении» и «Псалме» ставит акцент на проблему природы человека, обусловленной природной, телесной основой, но одновременно сакральная основа духовности проявляется в поиске человеческих, нравственных отношений между людьми. Образы еды встраиваются в социально-антропологический аспект как размышление о проявлении связей между людьми. Горенштейн использует тему еды в событиях социальной и личной жизни.
В повести «Искупление» образы еды присутствуют в контексте социальноконкретном и не имеют мифологической символики. Еда - это витальная сила (наряду с эросом), телесное начало, которое может быть ценностью для человека, не привязанного к материальному. Еда вводится как метафора для введения проблематики отношений между людьми в сценах дарения. Человек может кормить другого не только из-за искреннего желания помочь, но и в целях обретения власти, получения выгоды.
Автор показывает, что люди не становятся отзывчивыми после преодоления исторических катастроф. Сашенька не способна преодолеть свой эгоизм, она не может простить матери ее счастье. Она может готовить еду для любимого человека, заботиться о своем ребенке, но ей недоступно духовное преображение.
В романе «Псалом» образы еды входят в жизненные ситуации и обретают функцию культурного знака. На переднем плане оказывается тема голода, физического и духовного, как проявление телесных потребностей. Даже в детях уже проявляется грешная природа, по Горенштейну. В ситуации добычи еды нравственные отношения между людьми рушатся, и человек совершает нечестивые поступки. Лишь немногие способны проявить душевное сострадание.
Образы еды вводятся автором в русле национальных традиций. Образы еды проявляют авторскую концепцию телесной стихии в человеке и вместе с тем архаических стремлений человека космизировать реальную жизнь. Горенштейн вводит архаические мифологемы для семантизации сюжета. Человек поддается хаосу временных вожделений, в нем сильна интенция к наслаждению.
Сюжет романа обрамляют казни Господни: человек должен осознать свое несовершенство и вернуться к божественным заповедям, но заменяет духовный голод на утоление едой, физическую сытость. Автор не считает пищу порочной, и жизнь, данную Богом, необходимо поддерживать; однако нельзя служить лишь телесному.
Итак, тема еды в прозе Ф. Горенштейна играет важную роль. Образы еды вводятся для семантизации персонажей, раскрывают природу человека; становятся частью художественного миромоделирования.
1. Горенштейн Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 2: Искупление: Повести. Рассказы. Пьеса / М.: СП «Слово», 1991. С. 149-282.
2. Горенштейн Ф. Псалом / Ф. Н. Горенштейн // Страна и мир. Мюнхен. 1986. 456 с.
3. Горенштейн Ф. Фридрих Горенштейн: Интервью Джону Глэду // Д. Глэд. Беседы в изгнании. - М.: Книжная палата, 1991.- С. 221-231.
4. Горенштейн Ф. Это из Библии взгляд: Интервью Юрия Векслера // Иерусалимский журнал. - 2008. - №29. - С. 262-264.
Культурологические и литературоведческие работы
5. Анненкова Е.И. Телесное и духовное в традиционной народной культуре и в прозе Н. В. Гоголя (Семантика и функции еды) // Н.В. Гоголь и народная культура. Седьмые Гоголевские чтения / Е. И. Анненкова; ред. В. П. Викулова. М.: ЧеРо, 2008. С. 163-174.
6. Аннинский Л. Горенштейн: миры, кумиры, химеры // Вопросы литературы. - 1993. - №1. - С. 62-90.
7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья. М. : Эксмо, 2015. 640 с.
8. Бельская Ю.В. Гастрономические образы в художественной картине мира Ф. Горенштейна // Журнал фундаментальных и прикладных исследований. Гуманитарные исследования. 2011. № 3 (39). С. 121-124.
9. Бойченко А.Г. Репрезентация концепта «Питие» в русской языковой картине мира: автореф. дисс. ... канд. филол. н. : 10.02.12 / Бойченко Анна Григорьевна. Абакан, 2009. 22 с.
10. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003.
11. Быков Д. Символика еды в мировой литературе [Электронный ресурс] // Лекторий «Прямая речь». URL: https://lit.wikireading.ru/hSpiYd3K19 (дата обращения: 22.05.2023).
12. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1994. 303 с.
13. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики / Г. А. Гуковский. - М.: Худож. лит., 1965. - 365 с.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2001. Т. I. С.
846.
15. Женетт Ж. Фигуры. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с...54