Введение 3
1 Теоретические аспекты финансирования образовательных учреждений в РФ 5
1.1 Сущность образовательной системы и её роль 5
1.2 Особенности финансирования рынка образования в России 10
1.3 Основные проблемы финансирования образовательных учреждений 17
2 Особенности многоканального финансирования в условиях модернизации российской системы образования
2.1 Механизм многоканального финансирования 23
2.2 Источники финансирования образовательных учреждений 28
2.3 Расходы бюджетных образовательных учреждений 35
3 Анализ финансирования образовательных учреждений на муниципальном уровне на примере МБОУ «Парабельская гимназия»
3.1 Характеристика муниципального образовательного учреждения МБОУ 44 «Парабельская гимназия»
3.2 Анализ сметы доходов и расходов муниципального образовательного учреждения МБОУ «Парабельская гимназия»
3.3 Проблемы и предложения по улучшению финансирования муниципальных образовательных учреждений
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 66
Приложение А 70
Приложение Б 71
Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений, и организаций.
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения.
В современном мире трансформация роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал существенно меняет роль системы образования в структуре общественной жизни.
Главной проблемой российской экономики, связанной с развитием системы образования, является проблема обеспечения стабильного и обоснованного финансирования образовательных учреждений.
Финансирование - это безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности.
Актуальным является то, что в России на систему образования распределяется и расходуется основная часть государственных финансовых средств. Финансирование из бюджета представляет собой часть общего расходования государственных денежных средств, осуществляемое на основе единых принципов: безвозвратности, целенаправленности, финансирования в меру выполнения работ или услуг, соблюдения финансовой дисциплины.
Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть и проанализировать финансирование образовательных учреждений в условиях модернизации российской системы образования и разработать предложения по улучшению финансирования муниципальных образовательных учреждений.
Цель определила решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность образовательной системы и её роль;
2) выявить особенности финансирования рынка образования в России и основные проблемы финансирования образовательных учреждений;
3) определить механизм многоканального финансирования;
4) проанализировать источники финансирования образовательных учреждений;
5) оценить расходы бюджетных образовательных учреждений;
6) рассмотреть проблемы и пути улучшения финансирования муниципальных образовательных учреждений.
Объектом рассмотрения являются российские образовательные учреждения, входящие в единую систему образования.
Предметом исследования являются источники финансирования образовательных учреждений.
Методической базой явились: изучение и синтез литературы; современный метод многоканального финансирования; метод группировки, метод абсолютных и относительных разниц, графический.
Теоретическая база представлена научной и учебной литературой современных авторов в области бюджетного финансирования, как: В.Н. Аверкин, Р.Н. Бунеев, А.Н. Джуринский, Д.Л. Комягин, Т.Д. Лавриненко, О.Е. Лебедев, Д.А. Новиков, Г.Б. Поляк, О.А. Свиридов и др.
При написании выпускной квалификационной работы использовались современные статьи и публикации, выражающие мнения ученых и практических специалистов в области бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений, таких как: Н.П. Брагин «Современное состояние образования»; В.И. Глазков «Нормативно-подушевое финансирование»; О.В. Гурьев «Финансирование учреждений образования»; Д.Ц. Дашиева «Модернизация финансового механизма»; И.В. Каверин «Методика финансирования образовательной отрасли»; В. Лившиц «Реструктуризация бюджетного сектора и реформирование экономических отношений в системе образования»; В. Превезенцев «Привлечение и использование внебюджетных средств в системе образования»; А.С. Чулков «Проблемы финансирования учреждений образования и науки и пути их решения» и др.
Информационно-эмпирической базой исследования являются данные Росстата РФ, Министерства финансов РФ, Министерства образования Российской Федерации, Информационно-аналитический бюллетень о состоянии российского образования Правительства РФ.
Поставленная цель, сформулированные задачи, объект и предмет исследования определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения; трех основных глав; заключения; списка использованных источников и приложений
Цель выпускной квалификационной работы, финансирование образовательных учреждений в условиях модернизации российской системы образования, достигнута путем решения поставленных задач. Отразим наиболее значимые выводы работы.
1. Образовательные системы представляют собой совокупность образовательных учреждений и осуществляемых ими образовательных программ.
Сущность образовательных систем заключается в упорядочивании разнообразных элементов, установления между ними связей, иерархии и структурирования.
Образовательные системы выполняют важную роль - являются инструментом управления динамикой развития социума в целом и влияют на процессы, происходящие в обществе.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства образовательные системы должны обеспечить эффективное использование имеющихся и предоставленных ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
2. Особенности финансирования рынка образования в России заключаются в поиске наиболее приемлемых методик, способных максимально обеспечить финансирование учреждений образования.
3. Основные проблемы финансирования системы образования видятся:
В не совершенной методике расчета объемов финансирования системы образования при современной экономической ситуации.
В постоянном недофинансирование образовательных учреждений.
В недоработке и внедрении подушевого финансирования.
В понимании связей между государственным заданием, образовательной услугой и нормативом финансирования услуги.
4. В настоящее время среди учреждений образования применяется многоканальное финансирование, при котором кроме разного уровня бюджетных средств, финансирование формируется за счет дополнительных внебюджетных источников, которые учреждения образования могут использовать в своей деятельности.
5. Проанализировав расходы бюджетных образовательных учреждений, приходим к выводу, что основная нагрузка по обеспечению финансовыми средствами образовательных учреждений России ложится на муниципальный и региональный бюджеты.
Образовательные учреждения в период с 2013 г. по 2015 г. имели недостаток финансирования их всех бюджетных уровней. Наибольшие проблемы в финансировании образовательных учреждений имел муниципальный бюджет.
6. Проблемы финансирования образовательных учреждений:
- несовершенство нормативно-правовой базы в части финансирования затрат образовательных учреждений;
- несовершенство налогового и бюджетного законодательства;
- не оптимальная структура расходов;
- все виды образования финансируются точечно в рамках бюджетной поддержки регионов и муниципалитетов;
- недостаточный объем финансирования;
- не эффективное распределение средств между уровнями образования и образовательными учреждениями;
- проблема повышения эффективности расходов в условиях ограниченности бюджетных средств;
- проблемы структуры финансовых органов, содержащей большое количество промежуточных звеньев.
Улучшение финансирования образовательных учреждений может быть решено путем бюджетных взаимоотношений между федеральным центром и регионами РФ, посредством:
- регулирования механизма межбюджетного выравнивания;
- стимулирования соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования;
- перехода к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
- программного целевого финансирования;
- участия в финансовом обеспечении частными организациями, заинтересованные в приобретении высококвалифицированных кадров для своей деятельности;
- освобождение образовательных учреждений (дошкольного, общего образования) от уплаты налогов с бюджетных средств, в т.ч. от осуществления коммерческой деятельности с использованием государственного имущества, переданного в оперативное управление.
Таким образом, проблемы финансирования образовательных учреждений касаются множества круга проблем, требующих определенного подхода к их решению, методологии решения. Механизм финансирования должен быть эффективен для всех образовательных учреждений.
1. Бюджетный кодекс [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07Л998 № 145-ФЗ: (в ред. от 03.07.2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 28.01.2017).
2. Комментарии к Бюджетному кодексу [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 28.01.2017).
3. Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ: (действ, ред., 2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 25.01.2017).
4. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Парабельская гимназия». Утвержден муниципальным казенным учреждением Администрация Парабельского района приказ № 86 от 28.04.2015г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт МБОУ «Парабельская гимназия». - URL: раг-pargimnaziya.edu.tomsk.ru(дата обращения 03.05.2017г.)
5. Аверкин В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: дисс. док.экон.наук / В.Н. Аверкин. - Великий Новгород. - 2012. - 419 с.
6. Беляков С. А. Финансирование системы образования / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс. - 2015. - 304 с.
7. Борисов А.С. Финансирование системы образования на основе подушевого финансирования / А.С. Борисов // Инновации в образовании. - 2013. - №10.
8. Брагин Н.И. Современное состояние образования / Н.И. Брагин // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2013. - № 3. - С. 19-23.
9. Бунеев Р.Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: автореферат дисс. док.пед.наук/Р.Н. Бунеев. - М.: Наука. -2011. -45 с.
10. Быстряков А. Я. Государственные и муниципальные финансы / А.Я. Быстряков. - М. -2009.-716 с.
11. Бычкова В.С. Источники финансирования государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждений / В.С. Бычкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - №3-7. - С. 77-79.
12. Бюджетная система Российской Федерации / Учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. / под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - 4-е изд. - СПб.: Питер. -2014.-564 с.
13. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / Учебник. - 2-е изд./ П.И. Вахрин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - 2015. - 335 с.
14. Владимиров П.С. Новые тенденции в сфере образования / П.С. Владимиров // Финансирование и совершенствование системы образования РФ. -2014. - № 78. - С. 74-90.
15. Глазков В.Н. Нормативно-подушевое финансирование / В.Н. Глазков // Вестник образования России. - 2014. - № 3. - С. 5-8.
16. Горшков М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ. - 2010. - 352 с.
17. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 28.01.2017).
18. Гурьев О.В. Финансирование учреждений образования / О.В. Гурьев // Финансирование и совершенствование системы образования РФ. -2014. - № 91. - С. 44-62.
19. Данные об исполнении местных бюджетов РФ [Электронный ресурс] / Министерство
финансов РФ: официальный сайт. - М., - 2016. - URL:
http://minfm.ru/ru/perfomance/regions/operational/municipalities/(дата обращения 03.05.2017).
20. Дашиева Д.Ц. Модернизация финансового механизма / Д.Ц. Дашиева // Система финансирования общего образования. - 2015. - № 4. - С. 411-414.
21. Закирова Э.И. Управление образовательными системами и использованием мультиагентных технологий / Э.И. Закирова // Наука и образование. - 2013. - № 9. - С. 373-390.
22. Каверин И.В. Методика финансирования образовательной отрасли / И.В. Каверин // Советник в сфере образования. - 2014. - № 2. - С. 18-23.
23. Лавриненко Т.Д. Как можно управлять образовательной системой / Учебное пособие / Т.Д. Лавриненко , Н.Ю. Стоюшко. -М.: КноРус. - 2015. -239 с.
24. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика / Учебно-методическое пособие. / О.Е. Лебедев. - СПб.: НИУ ВШЭю - Санкт-Петербург. - 201Е - 108 с.
25. Лившиц В. Реструктуризация бюджетного сектора и реформирование экономических отношений в системе образования / В. Лившиц // Управление школой. - 2014. - № 32. [Электронный ресурс] / Центральная научная библиотека: официальный сайт. - М., 2016. - URL: http://upr.lseptember.ru/(дата обращения 01.05.2017).
26. МБОУ «Парабельская гимназия» [Электронный ресурс] / Официальный сайт - Электрон, дан. - Томск, 2017 - URL: par-pargimnaziya.edu.tomsk.ru(дата обращения 03.05.2017г.)
27. Министерство образования РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт - Электрон, дан. - Москва, 2017. - URL: http://mil.ru(дата обращения 20.04.2017).
28. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования / В.Л. Назаров. - М.: Монография. - 2015. - 256 с.
29. Новиков А.М. Методология образования /А.М. Новиков. - М.: Эгвес. - 2013г. - 488 с.
30. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами / Д.А. Новиков. - М.: Народное образование. - 2012. - 452 с.
31.0 положительных эффектах и возможных проблемах реализации постановления Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический бюллетень о состоянии российского образования. - М., 2016. - URL: http://ac.gov.rU/files/publication/a/4413.pdf (дата обращения 02.05.2017).
32. Осовцев В.Г. Тенденции в системе высшего образования России и прогнозирование их последствий / В.Г. Осовцев // РИСК. - 2016. - №1. - С. 77-78.
33. По данным Росстата [Электронный ресурс] / Росстат РФ: официальный сайт. - М., 2016. - URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения 02.05.2017).
34. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ: учеб, для бакалавров / Г.Б. Поляк. - М.: КноРус, 2013.-387 с.
35. Превезенцев В. Привлечение и использование внебюджетных средств в системе образования / В. Превезенцев // Учительская газета. - 2016. - № 52. - С. 10-13.
36. Проблемы финансового обеспечения сферы образования [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический бюллетень о состоянии российского образования. - М., 2016. - URL: http://ac.gov.rU/files/publication/a/10333.pdf(дата обращения 03.05.2017).
37. Расходы по разделам и подразделам [Электронный ресурс] / Федеральное
казначейство РФ: официальный сайт. - М., - 2016. - URL:
http://datamarts.roskazna.ru/razdelv/rashodv/rashodv-DO-razdelam-Dodrazdelam/rashodv-po-razdelam-i-podrazdelam/?paramPeriod=2016(дата обращения 01.05.2017).
38. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб. [Электронный ресурс] / Росстат: официальный сайт. - М., 2016. - URL:http://gks.ru(дата обращения 01.05.2017).
39. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем: дисс. док.экон.наук / О.А. Свиридов. - М.: Наука .- 2013. - 363 с.
40. Старовойтова Т. А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России / Т.А. Старовойтова // Инновация и рынок. - 2014. - № 2. - С. 51-55.
41. Сухов О.Н. Проблемы финансирования высшего образования в современной России / О.Н. Сухов // Инвестиции в России. - 2013. - №5. - С. 3-14.
42. Федорова И.Ю. Совершенствование механизма финансирования образования / И.Ю. Федорова, Е.Ю. Елистратова // Финансовый журнал. - 2012. - №1. - С. 153.
43. Чернявский А.В. Проблемы сбалансированности региональных бюджетов / А.В. Чернявский // Финансы. -2014. - № 8. - С. 21-26.
44. Чечель И.Д. Образовательная система: многообразие значений, особенности функционирования / И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина // Современные исследования социальных проблем». - 2012. - № 2 (10). - С. 1-15.
45. Чулков А.С. Проблемы финансирования учреждений образования и науки и пути их решения / А.С. Чулков // Финансы и кредит. - 2016. - № 7. - С. 52-60.
46. Янкевич К.А. О разграничении понятий «образовательная система» и «система образования» / К.А. Янкевич // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2007. - № 8. - С. 130-132. [Электронный ресурс] / Центральная научная библиотека: официальный сайт. - Электрон, дан. - М., 2016. - URL: http://www.0ck.ru/ (дата обращения 01.05.2017).