Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Обзор конструктора виртуальных экспериментов «Живая физика» 4
2. Методика и технология использования конструкторов виртуальных 9
экспериментов в преподавании физики в учебном процессе 9
2.1. Задача 1.1 11
2.2. Задача 1.2 14
2.3. Задача 2 20
2.4. Задача 3 27
3. Разработка лекционных демонстрационных экспериментов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
В преподавание физики незаменимую роль играет демонстрационный эксперимент. В связи с этим актуальной проблемой является разработка новых лекционных демонстраций как по новым, так и традиционным разделам физики. Компьютерное моделирование прочно вошло в технический арсенал многих профессий, в том числе и физика. Выбор оптимального программного обеспечения для моделирования часто бывает трудным, так как непросто найти программу, в которой был бы весь необходимый функционал. Из всего набора программного обеспечения, существующего на рынке, наиболее удобный для наших задач является конструктор виртуальных экспериментов по физике. Конструктор используется для того, чтобы произвести тестирование натурной модели, а также изготовить прототип лабораторной установки.
Целью данной работы является разработка натурных и виртуальных экспериментов по законам сохранения в механике. В ходе работы были подготовлены компьютерные интерактивные модели, являющиеся развитием демонстрационных экспериментов: «Маятник Галилея», шарик с полусферической выемкой и шарик с полусферой.
Лекционные демонстрации играют важную роль в учебном процессе. Необходимо разрабатывать демонстрации для наглядного сопровождения лекций, а также электронных курсов. Законы сохранения в механике являются одними из более наглядных, которые можно продемонстрировать в процессе лекции. Поэтому за основу создания лекционных демонстраций были выбраны законы сохранения энергии и импульса, а также эксперименты, которые являются развитием тех лекционных демонстраций, которые уже существуют в базе физического кабинета.
Результатом проделанной работы является три демонстрационных эксперимента: «Маятник Галилея», шарик отрывающийся от сферы, качение шарика внутри выемки. Интерактивные демонстрационные эксперименты могут быть использованы в качестве дополнительного материала в системе открытого дистанционного обучения на платформе MOODLE или COORSERA. Натурные лекционные демонстрации изготовлены на базе физического кабинета ТГУ и могут быть использованы при чтении лекций по общему курсу физики.
1. Жаворонкова Е. Ю. «Виртуальные и натурные демонстрационные работы по законам сохранения в механике». Сборник тезисов, материалы Двадцать четвертой Всероссийской научной конференции студентов-физиков и молодых учёных (ВНКСФ-24, Томск): материалы конференции, тезисы докладов: В 1 т.Т.1. Екатеринбург - Томск. АСФ России. - 2018. - с. 572.
2. А. А. Воронцов, Е. Ю. Жаворонкова, В. В. Ларионов, В. В. Пак.
«Комплексное использование виртуального и натурного эксперимента в процессе обучения». Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам: материалы Всероссийской научнопрактической конференции, 1-2 апреля 2019 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. Т. Н. Шамало. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - 180 с.
3. Павленко Ю.Г. Физика. Избранные задачи. Книга 1 - М.: Экзамен. - 2008. - 544 с.
4. Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике - М.: Высш. школа.
- 1982 - 351 с.
5. Иродов И. Е. Задачи по общей физике. 9-е изд., М.: Бином. ЛЗ. - 2012. - 432 с.
6. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение. - 2017. - 208с.
7. Белолипецкий С.Н., Еркович О.С. Задачник по физике. М.: Физматлит. - 2005.
- 368 с.
8. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Учебное пособие для подготовительных отделений вузов. 10-е изд., М.: Физматлит. - 2005. - 344с.
9. Демкин В.П., Вымятнин В.М., Можаева Г.В., Тарунина Г.А. Дистанционное обучение и мультимедиа. Высшее образование в России 1998. №4. - с. 121-124.
10. М. А. Грабовский, А. Б. Млодзеевский, Р. В. Телеснин, М. П. Шаскольская, И. А. Яковлев; Под ред. проф. В. И. Ивероновой. Лекционные демонстрации по физике, М.: Наука. - 1972. - 640 с.
11. Водопьян Г.М., Филиппова И.Я. "Использование информационных технологий на уроках физики". Газета "Физика" издательского дома "1 сентября". - 2003, №22, с. 2225.
12. Филиппова И.Я. "Информационные технологии на уроках физики в средней школе". Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург. - 2005, с. 623-625.
13. Чирцов А. С. «Информационные технологии в обучении физике». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования. - 1999. - с. 3 - 12.
14. В. Семенов, А. А. Якута, Механика. Лекционный эксперимент. Москва: Физ. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2012. - 352 с.
15. О. В. Клименко. ВКР: «Разработка и сопровождение облачного сервиса «Конструктор виртуальных экспериментов по физике»». - 2016 - 39 с....18