Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №18825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы работы по реализации регионального
компонента в преподавании русского языка 10
1.1 Региональный компонент в преподавании русского языка в школе в
свете Федерального государственного образовательного стандарта 10
1.2 Метод проектов как средство реализации регионального компонента
в преподавании русского языка 21
2 Методическая работа по реализации регионального компонента в
преподавании русского языка 30
2.1 Использование метода проектов в преподавании русского языка в
школе 30
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по реализации регионального компонента в преподавании русского
языка 41
Заключение 59
Список использованных источников 61



Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском результативных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. В последнее время в обществе значительно возрос интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. По мнению многих педагогов, эффективность образовательного процесса значительно повысится, если будет создана парадигма, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, развитие общей культуры школьников, удовлетворение их личностных и познавательных интересов происходит путём изучения особенностей своего региона. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
Важность такой проблемы отражена в целом ряде документов:
- в Законе Российской Федерации «Об образовании» (один из
целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций) [80];
- в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены основные задачи, среди которых достаточно значимыми являются следующие:
- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью;
- формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений [44].
В настоящей работе предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, на примере Пировского района Красноярского края, который позволяет изучать особенности своего региона, традиции своего народа, культурное и литературное наследие родного края, что является первостепенной задачей реформирования современного образования. Именно такой подход к организации процесса обучения русскому языку способствует воспитанию не только патриотов России, но и патриотов малой родины.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают этот компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, который бы мог отражать специфику того или иного региона России, а именно Пировского района.
Пировский район имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные и языковые особенности. Это необходимо учитывать при изучении русского языка в школе. Такой подход в преподавании русского языка является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на становление личности обучающихся.
Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, то есть использовать региональную лексику, например, топонимы, антропонимы, а также краеведческие материалы (факты истории, гидронимы Пировского района).
Цель дипломной работы: разработать методику внедрения регионального компонента при изучении русского языка в школе на основе проектного метода.
Объект исследования: региональный компонент в преподавании русского языка.
Предмет исследования: реализация регионального компонента в ходе преподавания русского языка в школе на основе проектного метода.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) рассмотреть региональный компонент в преподавании русского языка в свете Федерального образовательного стандарта;
2) проанализировать метод проектов как средство реализации регионального компонента в преподавании русского языка;
3) разработать методику внедрения регионального компонента при изучении русского языка в школе на основе проектного метода;
4) внедрить метод проектов как средство реализации регионального компонента в преподавании русского языка.
Методологической основой исследования являются работы отечественных методистов В. Ф. Кропочевой [26], Л. К. Лыжовой [30], Л. Ф. Гриханкиной [16], С. А. Болотовой [5], О. Ю. Стреловой [67] и других по проблеме внедрения регионального компонента на уроках русского языка в школе.
Для реализации задач исследования использовались следующие методы:
1) анализ научной и методической литературы;
2) создание проекта;
3) сравнение и обобщение.
Этапы исследования.
1 этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего среза.
2 этап (январь 2017 - апрель 2017) - разработка метода проектов и их внедрение, направленных на реализацию регионального компонента в преподавании русского языка в школе.
3 этап (март 2017 - май 2017) - подведение итогов проектной работы.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Солоухинская основная школа» Пировского района (количество участников 12 человек).
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться в качестве практической основы для создания рефератов, курсовых и выпускных работах по русскому языку, а также при подготовке к занятиям студентами в ходе педагогической практики.
Апробация работы. На протяжении трех лет (2013-2016г.) велась работа над темой «Культура этнических татар Пировского района Красноярского края: традиции и инновации». Материалы исследования были представлены на конференциях международного, всероссийского уровня (г. Иркутск), а также в региональных конференциях в г. Лесосибирске («Малютинские чтения») и г. Енисейске («Кытмановские чтения»). Материалы дипломного проекта были опубликованы в виде статьи «Региональный компонент в преподавании русского языка в школе в свете Федерального государственного образовательного стандарта» в сборнике Международной научно-практической конференции «Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований» в городе Казань, 2017 г. (дистанционная форма участия). Материалы были апробированы в ходе выступления с докладом «Изучение регионального компонента на уроках русского языка» на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (17-21 апреля 2017 г.).
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованной литературы (81 источник) и двух приложений.
Результаты работы представлены в четырех таблицах; в двух приложениях содержатся материалы проектной работы. Общий объем выпускного исследования - 92 печатный лист.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - реализация регионального компонента в ходе преподавания русского языка в школе.
Проанализировав теоретические подходы отечественных методистов (работы В. Ф. Кропочева, Л. К. Лыжовой, Л. Ф. Гриханкиной, С. А. Болотовой, О. Ю. Стреловой и других) по проблеме формирования регионального компонента на уроках русского языка в школе, мы выяснили, что педагогический потенциал региональной среды может быть наиболее полно реализован в школе, если он актуализируется как в учебном, так и в воспитательном процессе на основе проектного метода. Нам необходимо обучать школьников таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
В нашем проекте представлены мероприятия как урочной, так и внеурочной деятельности, поскольку, по мнению многих педагогов, наиболее эффективным способом реализации культуроведческого аспекта в образовательной практике посредством введения регионального компонента является их интеграция.
Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе мы выделили лишь некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, изучение топонимов Пировского района, антропонимов с. Солоуха Пировского района, а также достопримечательностей данного района.
Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
Настоящий проект позволяет реализовывать системно-деятельностный подход, являющийся основным требованием к организации процесса обучения и воспитания в условиях ФГОС ООО: мероприятия, отражённые в нём, разработаны с учётом организации активной интересной для 5-9- классов деятельности, направленной на развитие личности, чувства патриотизма, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и т.д.
Таким образом, мы отмечаем, что у обучающихся появился интерес к филологическим дисциплинам; повысился уровень владения регионально ориентированным материалом; появилась мотивация обучающихся к изучению русского языка на культуроведческой основе, интерес к участию во внеурочной деятельности творческого характера, направленной на изучение общекультурных и национально значимых ценностей родного края; повысился уровень патриотического сознания учащихся по отношению к своей малой родине.


1. Агаева, Р. А. Происхождение имен рек и озер / Р. А. Агаева. - Москва, 1985. - 558 с.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. - 2-е изд. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - Москва : Дрофа, 2008. - 256 с.
3. Баранов, М. Т. Русский язык. 7 класс. Учебник. / Баранов, М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. - Москва : Просвещение, 2013. - 223 с.
4. Благова, Н. Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) / Н. Г. Благова, Л. А. Коренева, О. Д. Родченко // Русский язык в школе.
- 1993. - № 4. - С. 16-19.
5. Болотова, С. А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО. / С. А. Болотова. - Смоленск : СГПУ, 2014. -172 с.
6. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В. Н. Ярцева. Москва : Науч. изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», 2000. - 685 с.
7. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика. / В. Д. Бондалетов. - Москва : Просвещение, 1983. -224 с.
8. Бусыгина, И. М. Политическая регионалистика: учеб. пособие / И. М. Бусыгина. - Москва : МГИМО (У); РОССПЭН, 2006. - 279 с.
9. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе. / А. В. Бычков. - Москва, 2000. - 47 с.
10. Ведина, Т. Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения / Т. Ф. Ведина. - Москва : АСТ, 2008. - 1066 с.
11. Выготский, Л. С. Антология гуманной педагогики / Л. С. Выготский.
- Москва : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.
12. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - Москва : Просвещение, 2008. - 160 с.
13. Галлиулина, Г.Р. Личные имена татар в XX веке / Г.Р. Галлиулина. - Казань : Матбугатйорты, 2000. - 112 с.
14. Ганжина, И. М. Словарь современных русских фамилий / И. М. Ганжина. - Москва: Астрель: ACT, 2001. - 672 с.
15. Горбачевич, К. С. Почему так названы? / К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. - Санкт-Петербург : Норинт, 2002. - 353 с.
16. Гриханкина, Л. Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования / Л. Ф. Гриханкина // Педагогика. 1999. №8. С. 30-35; 97, 99.
17. Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова / Ю. В. Громыко // Изв. Рос. акад. Образования. - 2000. - № 2. - C. 36-43.
18. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах / В.И. Даль. - Москва : Славянский Дм Книги, 2014. - 3696 с.
19. Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонсонс. - Москва : 1986. - 326с.
20. Журналистика в поисках моделей развития : IV Всероссийская научно¬практическая конференция (Томск, 27-30 октября, 2011г.) / Отв. ред. П. П. Каминский, Н. В. Жилякова. - Томск : НТЛ, 2011. - 236 с.
21. Жучкевич, В. А. Общая топонимика : учебник / В. А. Жучкевич. - Беларусия : Вышэйшая школа, 1989. - 432 с.
22. Значение и происхождение фамилий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://names.neolove.ru/last_names/15/pi/pirovskikh.html
23. Иванищев, С. И. К разграничению понятий «региональное
образование» и «региональный компонент образования» / С. И. Иванищев // Педагог. - Москва, 1999. - № 1. - С. 44.
24. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : Для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Академия, 2005. - 176 с.
25. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. Москва, 1998. С. 425-468.
26. Кропочева, В. Ф. Региональный компонент в образовании филолога / В. Ф. Кропочева // Региональный аспект художественной культуры: методология, методика преподавания, художественная практика : сборник материалов второй краевой научно-практической конференции, 20-21 апреля 2001 г. / науч. ред. В. И. Жуковский. - Красноярск : Красноярский государственный университет, 2001. - 135 с.
27. Ладыженская, Т. А. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - Москва : Просвещение, 2015. - 303 с.
28. Ладыженская, Т. А. Русский язык : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - Москва : Просвещение, 2015. - 285 с.
29. Ладыженская, Т. А. Русский язык : учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - Москва : Просвещение, 2015. - 265 с.
30. Лыжова, Л. К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л. К. Лыжова // Русский язык в школе. - Москва : Просвещение, 1994. - № 4. - С. 11-14.
31. Львова, С. И. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию / С. И. Львова, С.Н. Ляпина // Русская словесность. - 1999. - № 2. - С. 43-46.
32. Львова, С. И. Русский язык : учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. - Москва : Мнемозина, 2012. - 285 с.
33. Львова, С. И. Русский язык : учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, В 2 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В. В. Львов. - Москва : Мнемозина, 2012. - 195 с.
34. Львова, С. И. Русский язык : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. - Москва : Мнемозина, 2012. - 336 с.
35. Майорова, Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе / Т. М. Майорова // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. - С. 43-47.
36. Малиновская, С. М. Антропонимика в этнокультурном воспитании (на материале нарымских селькупов) : монография / С. М. Малиновская. - Томск : Томский государственный педагогический университет, 2007.
- 147 с.
37. Малиновская, С. М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве / под науч. рек. В. А. Дмитриенко. - Томск : Томский государственный педагогический университет, 2007.
- 216 с.
38. Мельхеев, М. Н. Географические названия Приенисейской Сибири : учебник / М. Н. Мельхеев. - Иркутск : Иркутский университет, 1986. - 144 с.
39. Методика преподавания русского языка : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова, Н. А. Ипполитовой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова. - Москва : Академия, 2001. - 368 с.
40. Мурзаев, Э. М. Очерки топонимики : [учебное пособие] / Э. М. Мурзаев. - Москва : Мысль, 1974. - 382 с.
41. Мусульманские имена. Словарь-справочник. - Санкт-Петербург : «ДИЛЯ», 2009. - 448 с.
42. Мухлынина, Т. В. Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования // Инновационные педагогические технологии: материалы
III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 111-113.
43. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Дисс.д-ра псих. наук. Брянск, 2000. - 385 с.
44. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04.10.2000).
45. Национально-региональный компонент в школьном и вузовском образовании : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева «Национально-региональный компонент в школьном и вузовском образовании», Всероссийская научно-практическая конференция. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - 270 с.
46. Никонов, В. А. Введение в топонимику : учебник / В. А. Никонов - Москва : ЛКИ, 2011. - 184 с.
47. Никонов, В. А. География фамилий / В. А. Никонов — Москва: Просвещение, 1988. - 192 с.
48. Новые требования к образовательным результатам [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// /novye-trebovaniya-k-obrazovatelnym- rezultatam-dostizhenie.
49. Пахнова, Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова. // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. - С. 3-11.
50. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии : учебник / Н. В. Подольская. - Москва : Наука, 1988. - 192 с.
51. Полат, Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. - Москва : ВЛАДОС, 2000.
52. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике : учебник / В. М. Полонский. - Москва : Высшая школа, 2004. - 512 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ