НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР В СИТУАЦИИ ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА: ПОВЕСТЬА. ПРИСТАВКИНА «НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ...» И РОМАН А. ГЕЛАСИМОВА«СТЕПНЫЕ БОГИ»
|
АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
Глав первая. Теоретические и историко-литературные аспекты исследования 9
1. 1 Теоретический раздел 9
1.2 Историко-литературный контекст повести А. Приставкина и романа А.
Г еласимова 21
1.3 Рецепция творчества А. Приставкина и А. Геласимова критиками и литературоведами 27
Глава вторая. Сюжет познания противоречий мира и духовное становление ребёнка в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...» 36
2.1 Противоречия взрослого мира: расширение знания героев о «своём» мире 36
2.1.1 Истории взрослых как проявление социальных обстоятельств предвоенного и военного времени 43
2.2 Мотив бегства и помощи как показатель становления личного
нравственного сознания в повести 49
2.3 Встреча с чужим миром - реальное и таинственное 61
2.4 Соотношение героя и автора в наррации 68
Глава третья. Русский мир в восприятии ребёнка и носителя
инокультурного сознания в романе А. Геласимова «Степные боги» 72
3.1. Образ народной жизни: в следы предвоенных и военных лет в изображении сибирской станицы 72
3.2 Судьба ребёнка: от положения изгоя к роли спасителя 82
3.3 Русский мир глазами японца и японцы в восприятии русских 89
3.4 Структура повествования и сопоставление в романе двух
национальных этик 97
3.5 Мифологические мотивы в сюжете романа 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
ВВЕДЕНИЕ 7
Глав первая. Теоретические и историко-литературные аспекты исследования 9
1. 1 Теоретический раздел 9
1.2 Историко-литературный контекст повести А. Приставкина и романа А.
Г еласимова 21
1.3 Рецепция творчества А. Приставкина и А. Геласимова критиками и литературоведами 27
Глава вторая. Сюжет познания противоречий мира и духовное становление ребёнка в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...» 36
2.1 Противоречия взрослого мира: расширение знания героев о «своём» мире 36
2.1.1 Истории взрослых как проявление социальных обстоятельств предвоенного и военного времени 43
2.2 Мотив бегства и помощи как показатель становления личного
нравственного сознания в повести 49
2.3 Встреча с чужим миром - реальное и таинственное 61
2.4 Соотношение героя и автора в наррации 68
Глава третья. Русский мир в восприятии ребёнка и носителя
инокультурного сознания в романе А. Геласимова «Степные боги» 72
3.1. Образ народной жизни: в следы предвоенных и военных лет в изображении сибирской станицы 72
3.2 Судьба ребёнка: от положения изгоя к роли спасителя 82
3.3 Русский мир глазами японца и японцы в восприятии русских 89
3.4 Структура повествования и сопоставление в романе двух
национальных этик 97
3.5 Мифологические мотивы в сюжете романа 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
Актуальность работы определяется актуальностью проблематики повести А. Приставкина и романа А. Геласимова: национальные
столкновения и проблемой существования ребёнка в обществе с неидеальным социальным устройством. Повесть «Ночевала тучка золотая» и роман «Степные боги» были прочитаны как отражение Великой отечественной войны и противоречий советского государства. Противоречия XXI века в мире и в новой России требуют нового прочтения.
Цель исследования - выявление восприятия своего и чужого национальных миров детским сознанием в ситуации конфронтации миров (войны). Разные аспекты исследования: особенности сознания ребёнка в литературном изображении (ребёнок - объект и субъект изображения); образы русского и инонационального (чеченского и японского) миров в прозе писателей разного поколения (автобиографическая основа у Приставкина и реконструкция поколения отцов у Геласимова).
Объектом исследования является повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...» (1981) и роман А. Геласимова «Степные боги» (2008).
Задачи исследования:
1. Определить теоретическую базу исследования, уточнить понятия «национальный мир», «стереотип», «миф», «сюжетостроение», «композиция персонажей» и др.
2. Рассмотреть творчество А. Геласимова и А. Приставкина в контексте русской литературы второй половины XX - начала XXI вв.
3. Исследовать сюжет познания противоречий мира и духовное становление ребёнка в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая.».
4. Изучить русский мир в восприятии ребёнка и носителя инокультурного сознания в романе А. Геласимова «Степные боги».
5. Сопоставить две авторские концепции.
Достоверность результатов должна быть подтверждена анализом текстовой и образной системы; выявлением разных вариантов судьбы центральных персонажей; анализом субъектной организации текстов (монологизм повести и диалогизм романа); введением романа и повести в контекст социокультурных ситуаций ХХ века; использованием историкокритических работ, дающих трактовку прозы о войне, о детстве и об образах национальных миров; опорой на теоретические литературоведческие работы, дающие методологию анализа художественного текста.
Метод исследования - сюжетно-композиционный (соотношение фабул, нарраторов. системы персонажей) и культурологический (выявление национальных мирообразов).
Практическая значимость работы: наблюдения и выводы работы могут быть использованы в будущих научных исследованиях творчества А. Приставкина и А. Г еласимова.
столкновения и проблемой существования ребёнка в обществе с неидеальным социальным устройством. Повесть «Ночевала тучка золотая» и роман «Степные боги» были прочитаны как отражение Великой отечественной войны и противоречий советского государства. Противоречия XXI века в мире и в новой России требуют нового прочтения.
Цель исследования - выявление восприятия своего и чужого национальных миров детским сознанием в ситуации конфронтации миров (войны). Разные аспекты исследования: особенности сознания ребёнка в литературном изображении (ребёнок - объект и субъект изображения); образы русского и инонационального (чеченского и японского) миров в прозе писателей разного поколения (автобиографическая основа у Приставкина и реконструкция поколения отцов у Геласимова).
Объектом исследования является повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая...» (1981) и роман А. Геласимова «Степные боги» (2008).
Задачи исследования:
1. Определить теоретическую базу исследования, уточнить понятия «национальный мир», «стереотип», «миф», «сюжетостроение», «композиция персонажей» и др.
2. Рассмотреть творчество А. Геласимова и А. Приставкина в контексте русской литературы второй половины XX - начала XXI вв.
3. Исследовать сюжет познания противоречий мира и духовное становление ребёнка в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая.».
4. Изучить русский мир в восприятии ребёнка и носителя инокультурного сознания в романе А. Геласимова «Степные боги».
5. Сопоставить две авторские концепции.
Достоверность результатов должна быть подтверждена анализом текстовой и образной системы; выявлением разных вариантов судьбы центральных персонажей; анализом субъектной организации текстов (монологизм повести и диалогизм романа); введением романа и повести в контекст социокультурных ситуаций ХХ века; использованием историкокритических работ, дающих трактовку прозы о войне, о детстве и об образах национальных миров; опорой на теоретические литературоведческие работы, дающие методологию анализа художественного текста.
Метод исследования - сюжетно-композиционный (соотношение фабул, нарраторов. системы персонажей) и культурологический (выявление национальных мирообразов).
Практическая значимость работы: наблюдения и выводы работы могут быть использованы в будущих научных исследованиях творчества А. Приставкина и А. Г еласимова.
Сопоставление двух романов имело целью вывить как схождение писателей в изображении исторической реальности, так и различие, обусловленное не только разностью индивидуального мировосприятия, но и разностью исторического опыта писателей, формировавшихся в разные периоды социальной истории. Сопоставим, прежде всего, принцип изображения социальной реальности глазами ребёнка; во-вторых, обращение к национальной русской (советской) реальности в момент испытания нации войной; в-третьих, обращение к проблеме межнационального диалога (проверка своего «мира» и инонационального мира); в-четвёртых, в обоих романах писателям важен аспект формирования личности в период взросления.
Глазами ребенка представлен как национальный мир, так и чужой мир, как мир взрослых, так и мир сверстников. Проблема сиротства в обоих романах показана как беспризорность, вызванная социальными
потрясениями (война и коллективизация предвоенного десятилетия). Поколенческие расхождения (и в романе Геласимова, где у ребёнка есть семья, и в романе Приставкина, где опыт равнодушия взрослых не оправдывается тяжёлыми обстоятельствами). Писатели открывают не соединение человека с социумом, а экзистенциальное одиночество человека, поэтому в центре романов - испытание и инициация ребёнка, учащегося выбирать личную нравственную позицию в нравственном неблагополучии социума.
Дети у Г еласимова и Приставкина намного милосерднее взрослых, они жертвует собой ради спасения и защиты «другого». В этикопсихологическом аспекте показано значение личной ориентации индивида в социуме и в частных отношениях между людьми. Мотивы бегства и спасения интерпретируются как инициация героя. У Геласимова и Приставкина показан процесс духовного взросления - от положения изгоя и «самозащиты» до спасения «другого».
В социальном аспекте романы акцентирую социальную несправедливость, присущую как русскому миру, так и инонациональному миру (японскому у Геласимова и чеченскому у Приставкина). Однако очевидно различное место инонациональной картины мира в романах. У Приставкина кавказский мир не выписан, он дан глазами ребёнка, он губителен для ребёнка и потому мифологизирован как страшный мир. У Г еласимова в романе сделана попытка изображения японского мира глазами носителя японской культуры (в дневниках Хиротаро). Возникает сопоставление двух различных по мировосприятию культур, при сходстве подавления индивидуального человека социальными законами (социалистическое государство и самурайская традиция).
Приставкин и Геласимов вводят в сюжет вставные истории взрослых, что выводит романы из детского чтения. Это литература для взрослых.
В изображении инонационального мира Приставкин следует традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого. Приставкин говорит о трагических последствиях вторжения государства в естественное развитие народной жизни. В повести происходит поэтапное разрушение мифа о Кавказе посредством введения двух точек зрения (детской и взрослой) на инонациональный мир, в восприятии ребенка враг-горец мифологизирован, в восприятии взрослого реален. У Геласимова встреча героя с «чужим» миром происходит за счет средств массовой коммуникации, при сближении с военным миром за пределами села, при знакомстве с представителем иной культуры. Но если герой Приставкина не находит защиты у взрослых в «чужом» мире, то у Геласимова военный мир не враждебен, а наоборот, настроен дружелюбно к мальчику.
Писатели акцентируют внимание на проблеме отсутствия диалога между культурами. «Чужой» мир (социальный и природный) показан глазами ребенка, который не понимает причин войны и вражды между народами. В повести Приставкина и в романе Геласимова звучит мысль о возможности сближения носителей разных национальных миров вопреки ситуации вражды. Отсутствие диалога преодолевается у Приставкина, герой берет под защиту другого одинокого. В этом и проявляется этика братства. У Геласимова происходит сопоставление двух национальных этик. Оба герои изгои, но наделены этикой спасения ближнего, которая проявляется в ситуациях спасения. Но в романе не происходит полного (родственного или дружеского) сближения (как в повести «Ночевала тучка золотая»), в финале романа звучит мысль о невозможности такой связи между русским мальчиком и пленным японцем.
В романах разная функция природы в изображении социальной реальности. У Приставкина природа прекрасна и равнодушна к людям, одновременно красота гор контрастирует с неидеальностью социальной жизни. У Геласимова природа грозна и гибельна для человека, усугубляет жизнь людей (урановые залежи смертоносны). Поэтому писатель нового поколения, в отличие от Приставкина, усиливает социальный трагизм онтологическим трагизмом.
Глазами ребенка представлен как национальный мир, так и чужой мир, как мир взрослых, так и мир сверстников. Проблема сиротства в обоих романах показана как беспризорность, вызванная социальными
потрясениями (война и коллективизация предвоенного десятилетия). Поколенческие расхождения (и в романе Геласимова, где у ребёнка есть семья, и в романе Приставкина, где опыт равнодушия взрослых не оправдывается тяжёлыми обстоятельствами). Писатели открывают не соединение человека с социумом, а экзистенциальное одиночество человека, поэтому в центре романов - испытание и инициация ребёнка, учащегося выбирать личную нравственную позицию в нравственном неблагополучии социума.
Дети у Г еласимова и Приставкина намного милосерднее взрослых, они жертвует собой ради спасения и защиты «другого». В этикопсихологическом аспекте показано значение личной ориентации индивида в социуме и в частных отношениях между людьми. Мотивы бегства и спасения интерпретируются как инициация героя. У Геласимова и Приставкина показан процесс духовного взросления - от положения изгоя и «самозащиты» до спасения «другого».
В социальном аспекте романы акцентирую социальную несправедливость, присущую как русскому миру, так и инонациональному миру (японскому у Геласимова и чеченскому у Приставкина). Однако очевидно различное место инонациональной картины мира в романах. У Приставкина кавказский мир не выписан, он дан глазами ребёнка, он губителен для ребёнка и потому мифологизирован как страшный мир. У Г еласимова в романе сделана попытка изображения японского мира глазами носителя японской культуры (в дневниках Хиротаро). Возникает сопоставление двух различных по мировосприятию культур, при сходстве подавления индивидуального человека социальными законами (социалистическое государство и самурайская традиция).
Приставкин и Геласимов вводят в сюжет вставные истории взрослых, что выводит романы из детского чтения. Это литература для взрослых.
В изображении инонационального мира Приставкин следует традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого. Приставкин говорит о трагических последствиях вторжения государства в естественное развитие народной жизни. В повести происходит поэтапное разрушение мифа о Кавказе посредством введения двух точек зрения (детской и взрослой) на инонациональный мир, в восприятии ребенка враг-горец мифологизирован, в восприятии взрослого реален. У Геласимова встреча героя с «чужим» миром происходит за счет средств массовой коммуникации, при сближении с военным миром за пределами села, при знакомстве с представителем иной культуры. Но если герой Приставкина не находит защиты у взрослых в «чужом» мире, то у Геласимова военный мир не враждебен, а наоборот, настроен дружелюбно к мальчику.
Писатели акцентируют внимание на проблеме отсутствия диалога между культурами. «Чужой» мир (социальный и природный) показан глазами ребенка, который не понимает причин войны и вражды между народами. В повести Приставкина и в романе Геласимова звучит мысль о возможности сближения носителей разных национальных миров вопреки ситуации вражды. Отсутствие диалога преодолевается у Приставкина, герой берет под защиту другого одинокого. В этом и проявляется этика братства. У Геласимова происходит сопоставление двух национальных этик. Оба герои изгои, но наделены этикой спасения ближнего, которая проявляется в ситуациях спасения. Но в романе не происходит полного (родственного или дружеского) сближения (как в повести «Ночевала тучка золотая»), в финале романа звучит мысль о невозможности такой связи между русским мальчиком и пленным японцем.
В романах разная функция природы в изображении социальной реальности. У Приставкина природа прекрасна и равнодушна к людям, одновременно красота гор контрастирует с неидеальностью социальной жизни. У Геласимова природа грозна и гибельна для человека, усугубляет жизнь людей (урановые залежи смертоносны). Поэтому писатель нового поколения, в отличие от Приставкина, усиливает социальный трагизм онтологическим трагизмом.





