Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ К ОТЦОВСТВУ У МУЖЧИН В ПЕРИОД ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Работа №188242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы изучения отношения к отцовству у мужчин в период юности .... 10
1.1 Подходы к пониманию личностной идентичности в отечественной психологии 10
1.2 Подходы к пониманию личностной идентичности в зарубежной психологии 14
1.3 Проблема становления родительской идентичности 18
1.4 Особенности личностного развития в период юности 22
1.5 Общая характеристика развития теоретических представлений об отцовстве 28
Выводы по первой главе 34
2. Эмпирическое исследование отношения к отцовству и личностных особенностей у юношей, получающих высшее образование 35
2.1 Описание выборки и методов эмпирического исследования 36
2.1.1 Описание выборки 36
2.1.2 Описание использованных методик 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.2.1 Описание особенностей отношения к отцовству 43
2.2.2 Описание взаимосвязи между показателями, раскрывающими отношение к
отцовству и личностными особенностями у юношей 49
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Приложение А. Шкала отцовских установок Дж. Плека в адаптации Ю.В. Борисенко ..64
Приложение Б. Утрехтская шкала исследования процессов идентичности - Родительская
идентичность (модификация K. Пиотровски) в адаптации Ю.В. Борисенко 65
Приложение В. Методика диагностики личной зрелости (В.А. Руженков, В.В.
Руженкова, И.С. Лукьянцева) 66
Приложение Г. Методика С. Бэм «Маскулинность и Фемининность» 69
Приложение Д Опросник рефлексивности А.В. Карпова 71
Приложение Е. Социально-демографическая анкета 73


Актуальность исследования. Современные мир переживает различные общественные, политические, экономические, социокультурные трансформации, на фоне которых особое внимание привлекают психологические аспекты, предпосылки, особенности и процессы формирования родительства у нового поколения молодёжи. Проблемы выбора образовательной и профессиональной траектории являются социальной задачей в процессе становления личностной идентичности в юношеском возрасте. Эти проблемы изучаются исследователями на протяжении долгого времени. Вопросы супружеской и родительской идентичности, которые представляют собой ориентиры жизненного пути человека, остаются малоисследованными.
Родительская идентичность мужчины является малоизученной темой в области личностной идентичности. Стоит отметить, что за последнее десятилетие исследование родительской идентичности находится на этапе становления. На основе фундаментальных исследований идентичности стали выделять узкое направление в психологии — изучение родительской идентичности как самостоятельной области. На основе чего выделим следующие тенденции ее изучения:
1. Зарубежные исследователи заметили, что произошли определенные трансформации современной молодежи, связанные с тем, что молодые люди оттягивают момент принятия на себя социальной ответственности за создание семьи и воспитание детей. Им требуется больше времени для самореализации, поиска себя и социальноэкономических ресурсов для обеспечения собственных потребностей. Это связано с тем, что мы живем в эпоху инноваций, стремительного развития общества и социальных связей, коммуникаций, технологий, а также основных сфер жизнедеятельности общества (государство, образование и культура, экономика, социум). Психологическая, профессиональная и личная незрелость молодого поколения стала главной проблемой, которая позволила выделить родительскую идентичность в отдельную сферу исследования [74, 86].
2. Среди отечественных исследователей отметим Ю.В. Борисенко — кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, которая актуализировала тему отцовства в России, основываясь на выявленной проблеме западными учеными относительно вопроса зрелости современной молодежи и её готовности «стать взрослой личностью», которая способна брать на себя ответственность и создавать семью. Ю.В. Борисенко, опираясь на исследования своих зарубежных коллег, обосновала и доказала важность проблемы «отцовства» и «родительской идентичности». Она провела научные социологические, психологические исследования, разработала и адаптировала зарубежные методики родительской идентичности под российские условия среды. Собрала выборку, на основе которой проанализировала результаты исследований. В итоге, Ю.В. Борисенко выделила ещё одну тенденцию, которая показывает, что родительская идентичность — важное явление родительства, связанное с такими практиками родительства как зрелость личности, психологическое здоровье, благополучие личности и самовосприятие себя как родителя, несущего ответственность за собственный выбор, за детей и семью в целом [8-20].
Степень разработанности проблемы. Среди фундаментальных зарубежных исследований идентичности и развития личности необходимо отменить Э. Эриксона, американского психоаналитика, который разработал теорию психосоциального развития. Данная теория в рамках нашего исследования показывает, что социальное окружение, социализация, взаимодействие, выстраивание связей и коммуникаций являются базисами для развития, созревания и становления личности. Э. Эриксон в работе «Идентичность. Юность и кризис» выделил восемь стадий развития идентичности. Однако нас интересует шестая стадия (21-25 лет), на которой происходит установление дружеских и семейных связей. На данном этапе молодые люди знакомятся, проживают опыт выстраивания отношений, определяют перспективы своего будущего, вступают в брак и решают вопросы в отношении детей. В нашей работе есть отдельная часть исследования, посвященная особенностям личностного развития в период юности, где мы рассматриваем кризис и элементы идентичности.
Кроме того, важно указать таких зарубежных исследователей, как Д. Марсия, А. Ватерман, М.Д. Берзонский, С. Шварц и Дж. Котэ, которые проанализировали понятие «идентичность», стадии идентичности, определили модели статуса и стилей идентичности, а также выделили критерий личностного потенциала, являющегося основополагающим фактором в процессе формирования идентичности. Отдельно выделим модель капитала идентичности, которая была предложена Дж. Котэ. Основная идея заключается в том, что Дж. Котэ определил условия вхождения молодого человека в общество. Эти условия связаны с развитием чувства взрослости и с поиском человека собственного пути, своего «Я» и места в обществе. Молодой человек накапливает социальный опыт, что позволяет ему формироваться как зрелая и взрослая личность, которая готова в будущем перейти на стадию родительства и, соответственно, раскрывать и развивать свою родительскую идентичность. Данные положения теории согласуются с фундаментальными основами Э. Эриксона.
Среди отечественных исследователей-фундаменталистов можно выделить Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божовича и М.Р.
Гинзбурга, которые рассматривали идентичность с позиции проблемы самосознания и самоопределения. Например, И.С. Кон рассматривал идентичность в связке с такими проблемами, как «Я», «Эго» и «образ Я». Он выделил систему личности, которая описывает целостный образ человека, что в зарубежной литературе также принято называть «Я - концепция».
Соответственно, перейдем к исследованиям, посвященным проблеме родительской идентичности. Среди зарубежных учёных отметим Дж. Плека, Т. Маурера и Т. Ране, которые впервые определили родительскую идентичность как родительскую сферу. Индивид ассоциирует себя с родительской ролью. Дж. Плек указал полюсы родительской идентичности — провайдерская и воспитательно-ухаживающая родительская идентичность, характерные как для мужчин, так и для женщин. Исследователи обратили внимание на тот факт, что родительская идентичность мужчин малоизучена и представляет собой широкое поле для изучения.
Период юношеского возраста рассматривается как зарубежными, так и отечественными авторами. Мы остановимся на определении юношеского возраста как этапа развития молодого человека, формирования его зрелости, самостоятельности и системы ценностей. Э. Эриксон подчеркнул, что успешное формирование идентичности связано с тем, что человек готов к слиянию собственной идентичности с идентичностью другого человека для создания крепкой связи и союза. Это не означает, что человек теряет свою индивидуальность, уникальность, наоборот, он развивает свою личность, осознает собственную роль в обществе, самоактуализируется, что важно для людей юношеского возраста. Среди отечественных исследователей можно отметить В.И. Слободчикова, согласно которому в период юношества происходит ревизия собственных установок, взглядов на жизнь. Эти трансформации, переосмысление себя, необходимы людям юношеского возраста для формирования собственной индивидуальности и проявления своего «Я» в обществе для установления дружеских и, впоследствии, семейных отношений.
Анализом феномена отцовства занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Отцовство изучается в разных контекстах. Например, такие ученые, как В. Фтенакис, Дж. Янг и М. Марк рассматривали отцовство с позиции влияния отца на развитие ребёнка. Кроме того, существуют исследования, в которых изучаются личностные детерминанты отцовства (Дж. Бергманн, Ю.В. Борисенко, Т.В. Архиреева и Ю.В. Евсеенкова).
Цель исследования — изучить особенности отношения к отцовству как составляющей личностной идентичности в период юношеского возраста.
Объектом исследования является родительская идентичность.
Предметом исследования является отношение к отцовству в период юношеского возраста.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что существуют особенности отношения к отцовству в процессе становления личностной идентичности в период юности.
Дополнительная гипотеза: мы предполагаем, что у студентов разной
профессиональной направленности есть различия в личных качествах по отношению к отцовству.
Выделим следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические исследования и на их основе проанализировать феномены личностной идентичности, родительской идентичности и отцовства.
2. Подобрать психолого-диагностический инструментарий, соответствующий цели исследования.
3. Провести эмпирическое исследование отношения к отцовству и личностных особенностей у юношей, получающих высшее образование.
4. Изучить и описать отношение к отцовству и личностные особенности у юношей на всей выборке исследования.
5. Установить и описать взаимосвязи между показателями, раскрывающими отношение к отцовству и личностными особенностями у юношей с разным направлением профессионального обучения.
В работе мы опирались на следующие теоретические методы — анализ научных исследований, монографий, статей, учебно-методической литературы. С помощью дедуктивного метода была простроена логика всего исследования от общего фундаментального рассмотрения темы до конкретного частного вопроса, связанного с отцовством. Также применялся синтез и обобщение результатов исследования для обоснования и доказательства положений работы.
Психодиагностические методики исследования необходимы в нашей работе для определения отношения к отцовству и для изучения характеристик формирования самосознания. Соответственно, мы обращались к следующим методикам:
1. Шкала отцовских установок Дж. Плека в адаптации Ю.В. Борисенко.
2. Адаптация методики Ю.В. Борисенко утрехтской шкалы исследования процессов идентичности для исследования процессов родительской идентичности.
3. Методика диагностики личной зрелости (В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С. Лукьянцева).
4. Методика С. Бэм «Маскулинность и Фемининность».
5. Методика диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.
Для определения социально-демографических характеристик респондентов использовалась анкета.
Статистический анализ результатов исследования, в ходе которого использовались частотный анализ, сравнительный анализ, корреляционный анализ по Спирмену, проводился с помощью программы JASP.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование может
дополнить комплекс существующих современных научных работ и статей. Наша работа позволит расширить поле исследований отцовства как феномена личностного развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мы провели в рамках выпускной работы эмпирическое исследование, результаты которого показали, что методики Ю.В. Борисенко актуальны и эффективны в плане изучения отцовства и родительской идентичности. Мы проверили наши гипотезы и пришли к выводу, что существует определенное отношение к отцовству со стороны респондентов, которые в нашей выборке являлись студентами в возрасте от 18-23 лет (юношеский возраст). Кроме того, мы увидели, что формирование отношения к отцовству зависит также от направлений профессионального обучения. Проведённое нами исследование может помочь в проектировании образовательной среды и обучающих общепрофессиональных программ, которые учитывали бы информирование людей юношеского возраста и помогали бы им гармонично развивать свою идентичность и закладывать основы родительской идентичности.
Теоретико-методологические основания работы. В качестве теоретической основы родительской идентичности взяты исследования Ю.В. Борисенко; проблемы родительской идентичности с позиции отцовства — Дж. Плек, Т. Пирс, С. Трембл; становление личностной идентичности — работы Э. Эриксона; отечественные исследования самосознания А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского; психология развития человека И.С. Кона, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследуя вопрос с теоритической точки зрения, были рассмотрены основные теории отечественных и зарубежных исследователей личностной идентичности. Основывались в данном исследовании на теории идентичности Э. Эриксона.
Фокус исследования был направлен на изучение родительской идентичности, которая переживает свое становление. В зарубежной литературе изучением феномена родительской идентичности занимаются с начала XXI века. На территории России изучению данного феномена уделяется мало внимания, единственный ученный, кто активно интересуется данной проблемой - Ю.В. Борисенко. Ее работы направлены на освещение феномена отцовства, его составляющих компонентов, закономерностей формирования и становления психологической готовности к отцовству.
Особый интерес в исследовании родительской идентичности представляет юношеский возраст. В отечественной науке юность понимают как переходный период, в ходе которого у молодых людей формируется самостоятельность, самоопределение, мировоззрение, самосознание, психическая, гражданская, идейная зрелость. В периоде юности молодые люди переживают кризис идентичности и решают возрастные задачи, при этом профессиональное становление является основной социальной задачей. Задачу родительства в данном возрастном периоде не рассматривают как основную. Также в исследованиях большое значение придаётся проблеме материнства, а теме отцовства уделяется мало внимания, поэтому тема настоящего исследования является новой и актуальной, которая позволит пополнить базу знаний эмпирических исследований.
Был подобран и разработан психолого-диагностический инструментарий, соответствующий цели исследования, также проведено эмпирическое исследование отношения к отцовству и личностных особенностей у юношей, получающих высшее образование.
Исходя из результатов эмпирического исследования, можно сделать вывод, что результаты описательной статистики по шкалам всех методик на общей выбор ке, имеют средние значения, близкие к высоким. У юношей отцовские установки, относительно ценности, необходимости, возможностей и желательности вовлеченности отца в жизнь ребенка имеют высокие показатели. В результате исследования процессов родительской идентичности, респонденты имеют средние значения. Это говорит о том, что для испытуемых родительская роль имеет значение, она придает им уверенность в жизни (будущем), помогает с оптимизмом смотреть вперед, чувствовать себя более уверенным и самодостаточным. Также они размышляют и интересуются информацией о детях. Иногда, могут задумываться о том, что может быть лучше вообще не иметь детей, жизнь без детей может быть более интересной. Допускают мысль о том, что для них может лучше вообще не быть родителем. Большинство студентов-юношей отличается достаточно развитым уровнем личностной зрелости. В большинстве у студентов выражена «андрогинность», это означает, что студенты гармонично сочетают в себе фемининные и в большей степени маскулинные черты, что, по мнению автора методики, повышает их адаптивные возможности в обществе. Респонденты обладают средним уровнем рефлексивности.
В результате сравнительного анализа было установлено, что респондентам, находящимся в отношениях, в большей степени свойственно высказываться и мыслить в позитивном ключе, чем тем, кто холост. Также отношение к родительству меняется в зависимости от планирования и не планирования детей, то есть у респондентов, которые не планируют стать отцами, показатели отцовской идентичности ниже, чем у тех, кто планируют детей. Результаты сравнительного анализа показали достоверные различия между тремя группами в зависимости от направления профессионального обучения. Студенты гуманитарного направления прилагают усилия, чтобы что -то узнать о детях, также для них важно, что другие думают о детях. Респондентам естественнонаучного направления свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Они более склонны обдумывать свою деятельность в мельчайших подробностях и прогнозировать возможные последствия. Студенты-юноши технического направления берут на себя ответственность за все происходящее в их жизни, также актуализируют потребность в саморазвитии, стремятся к самосовершенствованию и самореализации.
При описании взаимосвязей между показателями, раскрывающими отношение к отцовству и личностными особенностями у юношей, были получены интересные результаты. Юноши, которые мыслят и высказываются в позитивном ключе - выше оценивают себя относительно ценности, необходимости, возможностей и желательности вовлеченности в жизнь ребенка. Также респондентам, которым свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем, легче представить себя в роли родителя, которая придает им уверенность в жизни и помогает с оптимизмом смотреть вперед. Интересно, что испытуемые, которые мыслят и высказываются в позитивном ключе, в меньшей степени задумываются о том, что может быть лучше вообще не иметь детей.
Основная гипотеза исследования о том, что существуют особенности отношения к отцовству в процессе становления личностной идентичности в период юности - подтверждена.
На последнем этапе исследования установлены и описаны взаимосвязи между показателями, раскрывающими отношение к отцовству и личностными особенностями у юношей с разным направлением профессионального обучения. У студентов-юношей гуманитарного направления обучения, была выявлена только одна взаимосвязь между позитивным мышлением и исследовательским интересом к теме родительства. У студентов естественнонаучного направления выявлена одна отрицательная взаимосвязь. Проявляя устойчивость к воздействию социальной среды и при социальных взаимодействиях, студенты естественнонаучного направления подготовки, в меньшей степени пересматривают обязательства относительно отцовства. Самое большое количество взаимосвязей отношения к отцовству с личностными особенностями выявлено у студентов технического направления обучения. Это говорит о том, что интерес к теме отцовства может быть проявлен в том случае, если возьмётся ответственность за всё происходящее в жизни, также будет проявлена устойчивость к негативному воздействию социальной среды. Тема отцовства актуализирует потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Позитивные мысли и высказывания влияют на проявление независимости, решительности и инициативы.
Наша дополнительная гипотеза о том, что у студентов разной профессиональной направленности есть различия в личных качествах по отношению к отцовству - доказана.
Результаты исследования имеют большую практическую значимость и могут быть использованы психологами в консультативной практике, также при чтении курса возрастной психологии в образовательных учреждениях.



1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. / К. А. Абульханова-Славская - М., 1980. - 290 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Изд-во Питер, 2010. - 288 с.
3. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н. В. Антонова. // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 2330.
4. Архиреева Т. В. Основные направления исследования проблемы отцовства в
психологии / Т. В. Архиреева // Психология материнства и отцовства. Телемост «Москва - Екатеринбург». - 2015. - Секция 5. - С. 549-564. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25742331_48324105.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
5. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Изд-во Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
6. Бобкова А. Г. Проблема готовности юношей к отцовству / А. Г. Бобкова, В. В. Коваль // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 4 (41). - С. 108-109.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Л. И. Божович - Москва- Воронеж, 1997. - 348 с.
8. Борисенко Ю. В. Адаптация методики The utrecht-management of identity
commitments scale-parental identity (u-mics-pi) для исследования процессов родительской идентичности / - DOI 10.14529/jpps210202. - EDN CFEIKB. // Психология.
Психофизиология. - 2021. - Т. 14, № 2. - С. 17-26. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=46305144 (дата обращения 15.03.23).
9. Борисенко Ю. В. К вопросу о личностных детерминантах родительства: отцовство и маскулинность / Ю. В. Борисенко // Вестник КемГУ. - 2015. - Т. 1, № 2 (62). - С. 112-118.
10. Борисенко Ю. В. К проблеме исследования отцовства: методика Caregiving and Breadwinning Reflected Appraisal Inventory (CBIRAI) на русском языке / Ю. В. Борисенко // Психологическая диагностика. - 2014. - № 1. - С. 3-35.
11. Борисенко Ю. В. Особенности родительской идентичности российских мужчин
и женщин / Ю. В. Борисенко. - DOI: https://doi.org/10.17759/ exppsy.2022150312 // Экспериментальная психология. - 2022. - Т. 15, № 3. - C. 178-198. - URL:
https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2022_n3/exppsy_2022_n3_Borisenko.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
12. Борисенко Ю. В. Отцовство как психологический феномен личности / Ю. В. Борисенко. - Кемерово, 2011. - 280 с.
13. Борисенко Ю. В. Отцовство как фактор развития личности / Ю. В. Борисенко, А. Г. Портнова // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 70-81.
14. Борисенко Ю. В. Процессуальные характеристики родительской идентичности
у мужчин-отцов и мужчин, не имеющих детей / - DOI: 10.17759/exppsy.2023160108 // Экспериментальная психология. - 2023. - Т. 16, № 1. - С. 136-151. - URL:
https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2023_n1/Borisenko (дата обращения: 12.09.22).
15. Борисенко Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. - М. // - ISBN 9785-91070-015-8. - Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. - 220 с. - URL:
https://www.phantastike.com/common_psychology/psych_paternity/html/ (дата обращения: 10.02.2023)....102



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ