ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы словарно-орфографической работы на уроках
русского языка в начальной школе 8
1.1 Основные понятия орфографии. Принципы русской
орфографии 8
1.2 Содержание понятия«словарно-орфографическая работа»в
методике русского языка 16
2 Методика организации словарно-орфографической работы на
уроках русского языка во втором классе 21
2.1Методы и приемы словарно-орфографической работы во 2 классе 21
2.2 Содержание словарно-орфографической работы во 2 классе по
УМК "Гармония" 26
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы по совершенствованию словарно-орфографических умений во 2 31
классе
Заключение 49
Список использованных источников 51
Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Письмо, грамотное в орфографическом отношении, не только выполняет социальную функцию, но и является составной частью языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, поэтому программа предъявляет достаточно высокие требования к навыкам грамотного письма.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что обучающиеся учат правила, а учителя применяют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность, поскольку основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. К сожалению, данный приём малоэффективен, поскольку не активизирует мыслительную деятельность учащихся, которые совершают ошибки в «трудных» словах и в начальной, и в средней школе.
Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, поэтому А.В. Текучее отмечал, что словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка [45]. Исходя из этого, одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы (Баранов М.Т. [5], Ладыженская Т.А. [24]), выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужны такие педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в выявлении эффективных методов словарно-орфографической работы на уроках русского языка во 2 классе.
Объект исследования - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка во 2 классе.
Предмет исследования - методы словарно-орфографической работы на уроках русского языка во 2 классе.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если при организации и проведении словарно-орфографической работы на уроке будут применятся метод этимологического анализа слова и метод ассоциативного запоминания слов, то это повысит орфографическую грамотность обучающихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе;
2. Изучить теоретические основы словарно-орфографической работы на уроках русского языка;
3. Рассмотреть содержание и организацию словарно-орфографической работы на уроках русского языка во втором классе;
4. На основе проведения констатирующего среза выявить уровень сформированности словарно-орфографических умений;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языкаво втором классе;
6. Разработать и апробировать задания, направленные на формирование словарно-орфографических умений.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, периодических изданий, которые посвящены проблеме исследования;
- наблюдение за деятельностью учителей и обучающихся в процессе обучения;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу работы составили лингвометодические концепции применения элементов этимологического анализа в школе вообще (К.Д. Ушинский, Н.М. Шанский, И.В. Пронина, Е.И. Никитина) и в начальной школе в частности (А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякина, О.Н.Лёвушкина).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ СОШ №7 г.Енисейска. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 22 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап - проведение экспериментальной работы в образовательной организации.
Третий этап - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется при проведении словарно-орфографической работы в курсе русского языка начальной школы, апробирован прием закрепления словарно-орфографической работы. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (46 наименований), приложений.
Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что проведение словарно-орфографической работы в начальной школе является одной из важных тем начального курса русского
языка.
Эта работа очень актуальна для современной школы в связи с отсутствием единого орфографического словаря для каждого класса, разноголосицей терминов, которые описывают данный аспект методики орфографии, несистематизированностью методов и приемов, которые используются в практической деятельности.
Система словарно-орфографической работы, кроме формирования орфографических умений обучающихся, способствует также формированию лингвистического мировоззрения, лингвистического мышления, развитию устной и письменной речи обучающихся, что, безусловно, служит их личностному развитию.
Методика организации словарно-орфографической работы, изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями основывается на комплексе приемов обучения, которые опираются на разные виды памяти, мышления обучающихся.
Методические пособия предлагают различные виды упражнений, которые можно применять для словарно-орфографической работы в начальных классах:
1. Упражнения, направленные на интеллектуальное развитие обучающихся начальных классов при работе над словами с непроверяемым написанием.
2. Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.
3. Словарно-орфографическая работа на основе метода ярких ассоциаций.
4. Лексико-этимологический анализ слов;
5. Словарные диктанты.
Основными педагогическими условиями, которые способствуют развитию орфографической зоркости в ходе словарно-орфографической работы на основе подбора ассоциативных образов являются: систематичность; использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, которые направлены на усвоение и углубление знаний обучающихся по лексическому значению и составу слова; использование разных видов упражнений, которые обеспечивают речевое развитие детей; систематическое использование опорных таблиц, которые составлены на основе вариантов ассоциативных образов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБУ СОШ №7г.Енисейска. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса - 2А - экспериментальный класс и 2 Б - контрольный класс. Целью работы являлось исследование эффективности этимологического метода и метода ассоциаций при словарно-орфографической работе.
Полученные результаты проведенного исследования: общее количество ошибок обучающихся экспериментального класса уменьшилось в 2 раза, - подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, использование методаэтимологического анализа слова и метода ассоциативного запоминания слов, на уроках русского языка во втором классе будет способствовать повышению орфографической грамотности.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция 2016 г.).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказа от 31 декабря 2015 г. № 1576).
3. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
4. Антонова, Е.А. Методика обучения русскому языку: Современное состояние и проблемы: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «050100 - Педагогическое образование ( русский язык и литература )» / Е.А. Антонова. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. - С.60-67.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитов, Т.А. Ладыженская. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
6. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учрежденийвысш. образования / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под. ред. С.П. Баранова. - Москва: Академия, 2015. - 464 с.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии/ Д.Н. Богоявленский. - М.: Просвещение, 2012. - 540 с.
8. Гафитулин, М. Т. Слово о словарном слове [Электронный ресурс] / М.Т. Гафитулин, Т. В. Попова // Материалы конференций, сборники. - 2015. - Режим доступа: http:// www.trizminsk.org/e/23203.
9. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. - 1999. - С.23-26
10. Гордеев, Э.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка/ Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк. - Тула, 2012. - 345 с.
11. Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку/ Н.И. Демидова: учеб. Пособие для студ. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
12. Ераткина, В.В. Работа с непроверяемыми написаниями / В.В. Ераткина // Начальная школа. 1994. № 1. - С. 35.
13. Иванов, П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе/ П.П. Иванов. - М.: 2015. - 345 с.
14. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения/ Е.В. Карпова. -Ярославль, 2014. - 255 с.
15. Комиассарова, Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка / Л.Ю. Комиссарова// Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 6. - С. 84¬88.
16. Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку: Дис... канд. пед. наук. - М., 2006. - 290 с.
17. Кулакова, Н.В. Словарная работа на уроках русского языка / Н.В. Кулакова, Л.И. Автушко, М.В. Веккессер, С.В. Мамаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 53-53.
18. Ланге, Н.Н. Психологические исследования / Н.Н. Ланге. - Одесса, 1893. - 126 с.
19. Левушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах/ О.Н. Левушкина. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 345 с.
20. Львов, М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка/ М.Р. Львов. - М.: Высшая школа: Academia, 1999. - 215 с.
21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г.
Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
22. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. - 464 с.
23. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 468 с.
24. Никитина, Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе / Е.И. Никитина // Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1974
25. Новые педагогические технологии и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. -М.,2000.
26. Погодина, А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций / А. Погодина// Начальная школа. 2010. № 13. - С. 43-44.
27. Подласый, И.П. Педагогика в 2-х томах. Т.1. Теоретическая педагогика. В 2 кн. Кн. 1: учебник для академического бакалавриата / И.П. Подласый. - Москва, 2015. - 404 с.
28. Подласый, И.П. Педагогика в 2-х томах. Т.2. Теоретическая педагогика. В 2 кн. Кн. 1: учебник для академического бакалавриата / И.П. Подласый. - 2-е изд.перераб. и доп.- Москва, 2015. - 491 с.
29. Подшибякина, Н.А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4 - 6 классов к урокам русского языка: Дис... канд. пед. наук. -Волгоград, 1985
30. Пономаренко, О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка / О.В. Пономаренко // Начальная школа. - №5.- 2001. - с.18-20
31. Пронина, И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа/ И.В. Пронина. - М.: Просвещение, 1964
32. Рамзаева, Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 (1 - 3) и 4 (1 - 4) классах начальной школы / Т.Г. Рамзаева. -СПб., 1994
33. Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н.С. Рождественский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960
34. Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2002. № 7. - С.39 - 47.
35. Соловейчик, М.С. К тайнам русского языка: метод. рекомендации / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; изд. -10-е.,- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. - 160 с.
36. Соловейчик, М.С. Русский язык: учеб. пособие / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; изд. - 6-е., перераб. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 344 с.
37. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И.И. Срезневский. - М., 1986.
38. Тафитуллин, М. Слово о словарном слове / М. Тафитуллин, Т. Попова // Начальная школа. 2011. № 1. - С. 32.
39. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. -М., 1980.
40. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 1996. - 190 с.
41. Трубайчук, Л.В. Применениеинформационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости младших школьников / Л.В.Трубайчук, И.А. Кулиш // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 6. - С. 80-84.
42. Ульянова, Н.С., Русский язык. 2 класс. Дидактические материалы / Н.С.Ульянова. - М: изд. «Вако»- С. 2016.
43. Ушаков, М.В. Изучение слов, не проверяемых правилами / Н.С. Ушаков. - М.: 2013. - 235 с.
44. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для учащихся / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т.6. - М. - Л.: Изд-во АПН, 2011. - 455 с.
45. Чуракова, Р. Г. Технологический и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р. Г. Чуракова. - М. Академкнига/ Учебник, 2011. - 112 с.
46. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г.К. -М., 2006. - 816с.