Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения отношения студентов к контенту университетского телевидения 8
1.1 Структура и характеристики контента университетского телевидения:
современное состояние проблемы 8
1.2 Специфика социологического изучения отношения студентов к
контенту университетского телевидения: обоснование выдвинутой гипотезы 17
Глава 2. Социологическое исследование отношения студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения 27
2.1 Методическое обоснование исследования 27
2.2 Результаты социологического исследования 35
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложение
Актуальность и значимость данного исследования сопряжена с тем, что продуктивность и высокая производительность человеческой деятельности во многих аспектах неразрывно связана с особенностями внимания и восприятия информации. Исследователи в таких научных областях, как психология, социология, культурология не обходят данную тематику стороной.
Безусловно, социокультурная среда вуза оказывает свое влияние на студентов и их деятельность. В данной среде человек не только получает необходимые знания и навыки, но и приобретает новые личностные качества, корректирует уже имеющиеся и формирует новые ценностные ориентации. Социокультурная среда - это сфера жизнедеятельности, которая объединяет все важнейшие детали повседневной жизни, такие как общение с коллегами и сокурсниками, участие в важных мероприятиях, не только для конкретного индивида, но и для университета в целом. Данная среда отображает сложную и многообразную структуру взаимодействий человека в системе. Задачей вуза является создание таких условий, которые бы способствовали наиболее полной самореализации учащихся в вузе.
Университетское телевидение живет, развивается и отличается от других средств массовой информации внутри университета. Сегодня университетское телевидение - это не просто визитная карточка высшего учебного заведения, но и показатель его высокой информационной, инновационной и технологической активности, социальной и культурной деятельности и т.д. Университетское телевидение включает в себя контент образовательного, научного, новостного, культурно-просветительского характера. Немаловажной задачей университетского телевидения является создание своеобразного «центра» студенческой активности, т.к. студенты являются неким генератором креативных и полезных идей, активной социальной группой, а так же они являются наиболее подготовленной и образованной частью молодежи, что безусловно, выдвигает её в число ведущих групп среди всей молодежи.
Прямое назначение СМИ заключается в удовлетворении потребностей людей, государства и общества в целом. Благодаря СМИ повышается уровень социальной мобильности, рост использования информационных компьютерных технологий, а так же нескончаемый и идущий поток информации, которую человек должен пропускать через определенные фильтры. СМИ способны мгновенно передавать информацию, что обеспечивает довольно высокий уровень доверия со стороны зрительской аудитории. С помощью видеоконтента обеспечивается доступность восприятия телевизионных образов для аудитории. Таким образом, видеоконтент позволяет моментально создать тесную эмоциональную связь со зрителями, как положительного, так и отрицательного характера.
Иными словами, назначение университетского телевидения заключается в удовлетворении важнейших социальных и психологических потребностей студентов. Университетское телевидение должно вносить в повседневную жизнь студентов разнообразие, интерес и комфорт [4, с. 167].
Поэтому, в данном контексте возрастает необходимость рассмотрения университетского телевидения, т.к. появляется отличная возможность увидеть оказываемое действие на людей, взаимодействующих с вузом. Непосредственное изучение данной тематики среди людей находящихся в одинаковых социальных положениях так же позволит проникнуть в их массовое сознание. В ходе изучения данной проблематики будет производиться исследование предпочтений и привлекательности определенного видеоматериала передаваемого с помощью университетского телевидения для студентов очного отделения Сибирского федерального университета.
Таким образом, по заказу Управления по информационной политике и взаимодействию с внешними партнерами (УИПиВП) специалистами и студентами кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии было проведено социологическое исследование на тему «Отношение студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения».
Проблема исследования: отсутствие актуальной информации об отношении студентов очного отделения Сибирского федерального университета к контенту университетского телевидения.
Цель исследования: выявить отношение студентов очного отделения Сибирского федерального университета к контенту университетского телевидения.
Объект исследования - студенты очного отделения Сибирского федерального университета.
Предмет исследования - отношение студентов очного отделения Сибирского федерального университета к контенту университетского телевидения.
Гипотеза исследования: отношение студентов очного отделения Сибирского федерального университета к контенту университетского телевидения является преимущественно положительным.
Задачи:
1. Изучить структуру и характеристики контента университетского телевидения в современных социологических исследованиях;
2. Проанализировать специфику социологического изучения отношений студенческих групп к контенту университетского телевидения;
3. Разработать методическое обоснование исследования «Отношение студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения»;
4. Провести социологическое исследование и проанализировать его результаты.
Процедуры сбора и анализа данных
Сбор данных в Сибирском федеральном университете осуществлен методом анкетирования в форме интернет-опроса (онлайн опроса) с использованием электронной социологической анкеты, созданной в «Google Формы». Анализ данных реализован методами описательной статистики с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics.
Теоретические и методологические основы работы
Изучение такого феномена как «университетское телевидение» на современном этапе развития общества является одной из множества актуальных и исследуемых тем среди социологов, психологов, журналистов, экономистов, культурологов и т.д., в связи с тем, что университетское телевидение является частью корпоративной культуры и корпоративных СМИ в целом. Изучению данной тематики свои труды посвятили ряд различных авторов как зарубежных, так и отечественных. Среди отечественных авторов можно выделить таких как: И. Д. Фомичева, С. Г. Корконосенко., К. Р. Нигматуллина, В. А. Спивак, Т. Н. Персикова, А. А. Радугин, Д. Л. Стровский, Т. И. Сидорова, Ю. В. Чемякин. Довольно интересную точку зрения выражает М. А. Бережная., так как она считает, что университетское телевидение является «новым феноменом в российском медиапространстве», что весьма соответствует действительности. Среди зарубежных авторов можно выделить: М. Маклюэн, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Э. Шейн, Й. Кунде, Ф. Тромпенаарс, Г. Хофстеде, Ч. Хэмпден- Тернера и др.
Таким образом, ряд исследователей в данной области видят в университетском телевидении некий особый собирательный контент корпоративных СМИ. Задачи университетского телевидения согласуются с задачами конкретного высшего учебного заведения, и одновременно отвечают задачам вузовского образования в целом. Но, несмотря на весьма обширный обзор данной тематики со стороны различных областей человеческой деятельности, она по-прежнему сохраняет статус малоизученного направления.
Выпускная работа бакалавра состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, поставленная проблема и даётся общая характеристика работы в целом. Глава 1 предусматривает два раздела. В данных разделах рассматриваются теоретические аспекты социологического изучения отношения студентов очного отделения Сибирского федерального университета к контенту университетского телевидения. Глава 2 состоит из двух разделов. В данных разделах анализируются результаты социологического исследования на тему «Отношение студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения». По окончанию работы выпускник составляет заключение, в котором формулируются основные выводы. Дополнительно к работе прикрепляется список использованной литературы и приложения.
Проблема исследования заключалась в необходимости выявления отношения студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения. Для решения этой проблемы была разработана программа исследования и проведен анкетный опрос. Были определены такие индикаторы отношения как: 1) уровень активного восприятия студенческой аудиторией контента университетского телевидения; 2) оценка студенческой аудиторией содержания вещания университетского телевидения; 3) мнение респондентов о самом удобном для студенческой аудитории времени и месте для просмотра университетского телевидения; 4) характер контента, который является наиболее запоминающимся и практически значимым для студенческой аудитории университетского телевидения; 5) характер рубрик, которые хотела бы включить/убрать студенческая аудитория из контента университетского телевидения; 6) основные источники информации,
которыми пользуются студенты очного отделения Сибирского федерального университета для того, чтобы быть в курсе событий происходящих в университете; 7) социально-демографические характеристики респондентов. В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно сформировать представление об отношении студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения.
При анализе уровня активного восприятия студенческой аудиторией контента университетского телевидения было выявлено: во-первых, студенты СФУ в абсолютном большинстве знают о том, что в корпусах СФУ размещены плазменные экраны ("плазмы") с вещанием U-TB - 97%; во- вторых, студенты склонны обращать внимание на транслируемый видеоматериал - 63%; в-третьих, студенческая аудитория предрасположена просматривать видеосюжеты U-ТВ случайным образом - 78%.
Интегрируя полученные в ходе исследования результаты, которые были направлены на выявление оценки студенческой аудиторией содержания вещания университетского телевидения, можно сделать следующие выводы. Во-первых, абсолютное большинство респондентов указывает на то, что содержание материала показываемого университетским телевидением они оценивают как «В целом нравится» - 57%. Во-вторых, в отношении отрицательных эмоций студентами чаще был назван вариант «Никогда», в то время как вариант ответа «Часто» использовался в большей степени по отношению к положительным эмоциям. Кроме того, студенческой аудитории было предложено указать свое отношение к различным транслируемым рубрикам университетского телевидения U-ТВ. По итогу было зафиксировано, что большая часть респондентов склонна оценивать материал «Положительно».
При анализе мнений респондентов о самом удобном для студенческой аудитории времени и месте для просмотра университетского телевидения были выявлены следующие результаты. Во-первых, студенты СФУ в большинстве считают, что наиболее удобное время для просмотра является «Только на перерывах между занятиями» - 44%. Во-вторых, лидерами по количеству ответов на вопрос о самых удобных местах для просмотра университетского телевидения были названы: «Главный корпус (возле входа, возле гардероба, лестницы, буфеты и т.д.)», «Главный корпус (вход, этажи, холл и т.д.)», «Главный корпус (вход, этажи, гардероб и т.д.)». Данное распределение дает ясное понимание позиции студенческой аудитории по поводу того, какие места являются действительно «проходимыми» и удобными.
Интегрируя полученные в ходе исследования результаты, которые были направлены на выявление контента, который является наиболее запоминающимся и практически значимым для студенческой аудитории университетского телевидения, можно сделать следующие выводы. Во-первых, студенческая аудитория склонна использовать полученную через контент U-TB информацию преимущественно в форме «Редко» - 41%. Во-вторых, выражена позитивная ориентация студенческой аудитории на активное использование информации из транслируемых университетским телевидением рубрик в целях участия и информированности, а также в целях личного саморазвития. В-третьих, стоит отметить, что более одной трети респондентов на вопрос «Посещали ли Вы мероприятия, о которых узнавали через трансляции U-ТВ?» ответили «Да» - 41%. В-четвертых, среди всех предложенных рубрик студенты выделили три наиболее запоминающиеся рубрики: «Анонсы различных событий, мероприятий» - 37%, «Универсиада 2019» - 21%, «Новости СФУ» - 19%.
При анализе рубрик, которые хотела бы включить/убрать студенческая аудитория из контента университетского телевидения было выявлено: во-первых, результаты исследования показали, что студенческая аудитория в большинстве своем хотела бы видеть в рамках университетского телевидения контент следующего содержания: «Анонсы мероприятий, новости, объявления) »; во-вторых, результаты исследования свидетельствуют о том, что студенческая аудитория желает исключить из контента университетского телевидения рубрику «Истории выпускников» - 17%.
Интегрируя полученные в ходе исследования результаты, которые были направлены на выявление основных источников информации, которыми пользуются студенты очного отделения Сибирского федерального университета для того, чтобы быть в курсе событий происходящих в университете, можно сделать следующий вывод. Абсолютное большинство студенческой аудитории пользуется таким источником информации как «Коллеги, друзья, сокурсники и т.д.» - 77%. Следовательно, студенческая аудитория в большей степени склонна получать информацию с помощью вербального канала коммуникации.
Резюмируя полученные в ходе исследования результаты об отношении студентов очного отделения СФУ к контенту университетского телевидения, можно сделать следующие основные выводы. Следует отметить, что студенческая аудитория проявляет достаточно высокий уровень активности и желания в просмотре университетского телевидения. Общей тенденцией является высокий уровень позитивных оценок со стороны студенческой аудитории по отношению к содержанию транслируемого материала. Так же, несмотря на достаточно насыщенный учебный график, студенты все же находят время и место для просмотра университетского телевидения. Кроме того, студенты способны выделить среди всего транслируемого материала для себя именно тот контент, который являлся бы одновременно познавательным и практически значимым. Например, студенческую аудиторию в большей степени интересую транслируемые события, которые происходят в формате «здесь и сейчас», а также вопросы всевозможных перспектив и развития. Тем самым, студенты склонны отдать свое предпочтение рубрике «Анонсы мероприятий, новости, объявления», в отличие от рубрики «Истории выпускников». В заключении, стоит отметить, что студенческая аудитория в большей степени склонна руководствоваться таким источником информации о событиях в вузе как коллеги, друзья, сокурсники и т.д. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что гипотеза исследования о том, что отношение студентов очного отделения Сибирского федерального университета к контенту университетского телевидения является преимущественно положительным, была верифицирована.
1) Порозова Д. Ю. Гештальт как основа визуального восприятия. Человек в мире культуры. 2012. №3. / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/geshtalt-kak-osnova-vizualnogo-vospriyatiya.
2) Панкова Л. И. Основные факторы формирования ценностных ориентаций
студенческой молодёжи в социокультурном пространстве вуза // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2006. №6. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-formirovaniya-
tsennostnyh-orientatsiy-studencheskoy-molodyozhi-v-sotsiokulturnom-
prostranstve-vuza.
3) Университетское телевидение как средство формирования корпоративной культуры студенческой молодежи / Самотойлова Т. Е., Семишова Е. П. // Вестник ТГУ. 2013. №8. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/universitetskoe-televidenie-kak-sredstvo- formirovaniya-korporativnoy-kultury-studencheskoy-molodezhi
4) Полуэхтова И. А. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян // ЗПУ. 2012. №2. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-v-obschestvennom-mnenii-i- povsednevnoy-zhizni-rossiyan.
5) Развивающаяся личность в современном информационном пространстве / Терехин В. А., Короченцева А. В. // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. №1. - С.27-33
6) Алексаньян Н. К. Трансформация роли средств массовой информации в
современном российском обществе. Теория и практика общественного развития. 2009. №1. / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-roli-sredstv-massovoy- informatsii-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve.
7) Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие. Материалы лекций для аспирантов факультета
журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. - М.: Изд-во Моек. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. - 236 с.
8) Jensen. K. Introduction //A Handbook of Media and Communication Research / Ed. by K. Jensen. - Routledge, 2004.
9) Le Goff J. History and memory. New York: Columbia Univ. Press. 1992.
10) Задонская И. А. Роль российского телевидения как социального института в формировании культуры повседневности студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2013. №4 (120). - С. 337-341
11) Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT»,2003. — 669, [3] с. — (Philosophy).
12) Социальная направленность телекоммуникационных услуг / Проскура
Д. В., Проскура Н. В. // Вестник НГИЭИ. 2013. №7 (26). / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-
napravlennost-telekommunikatsionnyh-uslug.
13) Основы воздействия СМИ / Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. // : Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. — 432 с.: ил. — Парал. тит. англ.
14) Образовательная программа «Медиакоммуникации»: отечественный и зарубежный опыт реализации. Интеграция образования / Елисеева Ю. А, Тенхунен П. Ю. 2016. №4 (85). - С. 468-483
15) Овчинская Е. В. Этнографические исследования телеаудитории в западной и Российской социологии // ЗПУ. 2013. №3. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etnograficheskie- issledovaniya-teleauditorii-v-zapadnoy-i-rossiyskoy-sotsiologii.
16) Шестерина А. М. Особенности функционирования интертекста в структуре сетевого аудиовизуального контента. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №6 (177). - С. 210-212
17) Самотойлова Т. Е. Сущность и специфика корпоративных средств массовой информации в аспекте социально-культурного воздействия на студенческую молодежь // Вестник ТГУ. 2013. №9 (125). / [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-
spetsifika-korporativnyh-sredstv-massovoy-informatsii-v-aspekte-sotsialno-
kulturnogo-vozdeystviya-na-studencheskuyu.
18) Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 7-25.
19) Мальцева Г. И. Университетская корпоративная культура / Г. И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - N 2. - С. 95-103.
20) Ефимов В. С. Корпоративная культура - инструмент развития университета / В. С. Ефимов, А. В. Лаптева // Университетское управление: практика и анализ. — 2010. — № 1. — С. 23-29.
21) Чемякин Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. - Екатеринбург: Издательский дом "Дискурс Пи", 2006. С. 184. URL: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2012/06/17/201206171122471.pdf.
22) Сидорова Т. И. Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2011.
23) Кузьмина М. В. Видеоинформационное обеспечение учебного процесса
как фактор формирования медиакультуры учащихся // Медиаобразование.
2009. №1. / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/videoinformatsionnoe-obespechenie-uchebnogo- protsessa-kak-faktor-formirovaniya-mediakultury-uchaschihsya-1.
24) Малая Е. В. Образовательный потенциал вузовских средств массовой
информации в формировании речевой культуры будущих специалистов сферы образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. №3 (143). / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-vuzovskih-sredstv- massovoy-informatsii-v-formirovanii-rechevoy-kultury-buduschih- spetsialistov-sfery.
25) Говердовская - Привезенцева С. А. Университетское телевидение. Информационные программы : учеб. пособие / С. А. Говердовская - Привезенцева ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. - 74 с.
26) Мешков А. Ю. Качество образования и корпоративная культура
университета // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. №2. / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-obrazovaniya-i-korporativnaya- kultura-universiteta.
27) Семенова Е. А. Образовательное пространство и его роль в
становлении профессионального самосознания // Вести. Том. гос. ун-та. 2009. №321. / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-i-ego-rol-v- stanovlenii-professionalnogo-samosoznaniya.
28) Пешкова В. П. Социально-культурные технологии формирования корпоративной культуры студенческой молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. - С. 248-254
29) Организационное развитие современного вуза и проблемы корпоративной культуры / Певзнер М. Н, Ширин А. Г. // ЧиО. 2008. №2. - С. 16-21
30) Greene K. M, Maggs J. L. Revisiting the time trade-off hypothesis: work, organised activities, and academics during college // Journal of Youth and Adolescence. 2014. No 9. 15 p.
31) Извекова М. Н. Влияние информационно-коммуникативной среды на становление молодежи как социальной группы в структуре общества // Теория и практика общественного развития. 2010. №1. - С. 138-143
32) Университетское телевидение: ресурсы и технологии / В. П. Демкин, Ю. М. Ершов, В. В. Жамнов и др. // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3 (51). С. 5-9.