Введение 2
Глава 1. Понятие «судьба» в философско-культурном контексте и лирике Жуковского 8
1.1. Понятие «судьба» в философско-культурном контексте 8
1.2. Семантическое гнездо понятия «судьба» в лирике Жуковского 14
Глава 2. Концепт «судьба» в лирике В.А. Жуковского 18
2.1. Романтическое представление судьбы в натурфилософии первого периода творчества (1797-180 7 гг.) 18
2.2. Трансформация понятия «судьба» и его реализаций во второй период творчества В.А. Жуковского 29
2.3. Третий период творчества - синтез и разграничение Судьбы и Провидения 35
2.4. Поэзия четвертого и пятого периода (1826-1839 гг. и 1840-1852 гг.) как итог размышлений 39
2.5. Заключение 44
Глава 3. Концепт «судьба» в лиро-эпосе В.А. Жуковского на примере баллад 46
3.2. Любовные баллады 49
3.4. Баллады 1818-1819 гг. Историко-мифологические сюжеты 58
3.5. Концепт судьбы в балладах Жуковского 1828-1833 гг. Трансформация античного сюжета 62
3.6. Концепт судьбы в балладах Жуковского 1828-1833 гг. Баллады христианских мотивов 67
3.7. Заключение 70
Глава 4. Понятие «судьба» в публицистике В.А. Жуковского 71
Заключение 79
Список литературы 81
Художественный концепт как категория литературоведения представляет собой сферу выражения авторского сознания в целостной художественной системе творчества. На данный момент господствующая тенденция в изучении концептосферы в литературе обусловлена исследованием универсальной модели мира конкретного поэта или писателя. При этом, по замечанию Е.В. Сергеевой, художественный концепт может выступать одновременно как самостоятельная целостность, так и как составляющая часть более масштабного концепта.
Для продуктивного исследования концепта необходимо рассматривать его, по определению Н.В. Володиной, как «смысловую структуру, воплощенную в устойчивых образах, повторяющихся в границах определенного литературного ряда (в произведении, творчестве писателя, литературном направлении, периоде, национальной литературе), обладающей культурно значимым содержанием, семиотичностью и ментальной природой». При этом ядром концепта становится универсальная константа, которая выражается понятиями «множества слов, контекстов и текстов» . Семиосфера одного концепта таким образом раскладывается на несколько номинаций.
Исследование историко-литературного процесса в современной науке зачастую не рассматривает конкретизацию понятий с точки зрения развития и изменения «смыслопорождающего механизма самого текста» на макроуровне. Понятие как философская категория мысли не конкретизируется в общей теории литературоведения. Вопросу о перспективах изучения понятий посвящена статья П. Тиргена, в которой отражены основные проблемы и тенденции изучения понятий. С точки зрения Тиргена, главным направлением является изучение семантики выдвинутого понятия в динамике синхронно с установившейся системой эстетических взглядов различных главенствующих литературных школ и направлений. Вычленение концептуального ядра отдельной категории, рассмотрение лексико¬семантического поля одного понятия через «мировоззренческие опции» разного времени позволит подойти к «объективному описанию величины».
Понятие судьбы как константы русской ментальности исследовано лишь симптоматично в структурах отдельных произведений. Несмотря на то что судьба представляет собой часть онтологического миросозерцания, ее выражение практически не исследовано в корпусе художественных текстов русских авторов.
Семантическим центром нашего исследования становится собственно понятие «судьба», которое как концепт представляет собой результат человеческой мысли об организации бытия. Сам концепт судьбы содержательно выражает культурно-исторические представления общества об устройстве мира. В личностном представлении индивида судьба может отражать аксиологический и идеологический аспекты. Как утверждает Л.О. Чернейко, многомерность и множественность интерпретаций абстрактного понятия обусловливает подход к комплексному лингвофилософскому анализу «смысловых структур в языке». А потому стратегия исследования понятия должна ориентироваться на изучение отражения понятия в общей картине мира действительности и последовательно переходить к его языковой выраженности «мира-в-себе». Для литературоведческого исследования совпадение лингвистического и онтологического плана позволяет раскрыть суть понятия, «погруженного в культуру».
Любой концепт в литературе перенимает эстетическую функцию и становится воплощением идеальной сущности. Феноменология судьбы в творчестве писателей рассматривается по-разному в соответствии с переживанием индивидуального бытия в контексте эпохи. Концептуально судьба является «результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека». Исследуя эстетику романтизма, А.С. Янушкевич делает акцент на основных метафорических образах, представлениях судьбы: «заоблачные вершины гор и бурлящее море, экзотика Востока рождали философию судьбы, фатализма и представления об идеале». Мифологизация судьбы, представление о бескрайнем космосе порождают вопрос о месте человека в топосе «судьбы-злодейки». Особое внимание у Янушкевича уделено «родоначальнику русского романтизма» - Жуковскому: начиная от первых песен, где судьба становится формирующий фактором контекста всего творчества, до главного балладного мотива - столкновения человека с судьбой в разных вариациях.
Понятие судьбы рассматривает В.И. Сахаров в работе «Романтизм в России: эпоха, школы, стили». Романтический идеализм поэзии Веневитинова представлено ощущением «рядом с собой таинственной, иногда враждебной мощи вечной природы, древнего хаоса». Противопоставляется Веневитинову понятие судьбы у Козлова, сформированное его особенным пониманием поэтического «я». Субъективизация лирики, «поэзия своей судьбы» отличает Козлова - по мнению Сахарова - от общего понимания человеческого бытия романтиков.
Самым важным и полным источником толково-понятийного аппарата в литературе XIX в. является Пушкинский словарь. Прослеживая историю понятия «судьба», можно увидеть фактическое, количественное повышение интереса к концептуальной трактовке в творчестве. Статья «судьба» в словаре языка Пушкина содержит 290 упоминаний. В поэтике Пушкина выделились два основных представления о судьбе:
1. По религиозным представлениям — высшая сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни
2. Доля, участь; жизненный путь кого-н.
Словарь Лермонтова при этом не имеет отдельной статьи «судьба» и в разделе основных мотивов лирики. Количественное обозначение обращения к понятию судьбы отмечено числом 247.
Необходимость обращения к словарям Пушкина и Лермонтова продиктовано особенностью литературного процесса первой трети XIX в. Ю. Манн в работе «Русская литература XIX в. Эпоха романтизма» поднимает вопрос о двуплановости романтизма, выделяя «литературу воли» и «литературу судьбы» . Последняя становится модификацией «трагедии рока» на русской почве.
Подводя итог, можно выделить основные аспекты изучения понятия судьбы в русской литературе начала 19 в., вместившего переход философской, исторической, эстетической мысли в разные категории и направления. Во-первых, проблема изучения концепта связана с отсутствием конкретного, сопряженного образа и понятия: «современный человек непосредственно не воспринимает звука слова и уже не чувствует скрытого в нем образа; слова все больше становятся значками понятий» .
Во-вторых, это в целом изменение мировоззренческих концепций, антиномия смысловых значений «судьбы» как отдельной личностной категории и непостижимых законов мира в романтизме как двух разных направлений культурной мысли.
В-третьих, конкретизация представлений, обобщение мировоззренческих универсалий через концепт «судьба» и история вхождения в устойчивую философскую основу литературного произведения. Трансформация эстетики и поэтики судьбы в творчестве каждого поэта отражает не только исторический и культурный контекст, но и репрезентирует личностное восприятие бытия.
Одно из центральных мест в литературном процессе XIX в. занимает В.А. Жуковский как идейный представитель романтизма. Духовный облик Жуковского в интерпретации современников, биографов и исследователей тесно связан с авторской точкой зрения восприятия судьбы. В работе А.Н. Веселовского «В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» особое внимание уделяется эпистолярию поэта, в котором жизненным лейтмотивом становится доверие судьбе. Г.М. Фридлендер в статье «Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского» актуализирует проблемы острого драматизма личной судьбы поэта.
Автобиографичность творчества Жуковского, собственный опыт, попытки обрести «страстно желаемое счастье» отражают в первую очередь динамику познания мира поэтом. Единицы абстрактных понятий выводятся Жуковским как своеобразные критерии жизненной философии. Внимание к живому слову как сосредоточению смыслов задает направление для исследования творческого метода Жуковского через концептуальный анализ.
Ключевое для русского сознания понятие судьбы в творчестве В.А. Жуковского из поэтизма перерастает в основополагающее жизненное понятие, заключающее в себе сакральные смыслы миросозидания. Включенное в картину мира человека представление о предопределенности его бытия задает различные формы действия с онтологической неизвестностью. Фиксация изменения восприятия судьбы через философию, литературные жанры и направления позволяет судить о продуктивности самого понятия «судьба» как репрезентации личных мировоззрренческих позиций автора.
Литературная репрезентация судьбы также зависит и от формы творческого выражения через лирическое Я. Проблематика изображения внутреннего человека в творчестве Жуковского вписывает героя в пространство онтологического познания, а потому взаимодействие субъектов с судьбой и авторское отношение к категории фатализма раскрывает разные образно-символические коды. Апперцепция Жуковским судьбы на протяжении литературного и жизненного пути позволяет рассматривать судьбу как один из ключевых концептов в поэтике и философии поэта. Периоды творческого развития В.А. Жуковского в работе исследуются на основе классификации А.С. Янушкевича с выделением пяти основных этапов.
Актуальность исследования обусловлена малой степенью изученности проявления концепта судьбы в творчестве В.А. Жуковского и его развития в разных формах выражения на разных этапах творчества. Особый интерес исследования представляет личностное отношение поэта к действию фатальной и провиденциальной силы в организации бытия.
Объектом исследования является корпус поэтических произведений, баллады Жуковского и публицистика.
Предметом данной работы является изучение реализации концепта «судьба» в лирике, лиро-эпосе и публицистике В.А. Жуковского.
Цель исследования - изучение движения творческой репрезентации концепта «судьба» в творчестве В.А. Жуковского и его роли в поэтической философии поэта.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по вопросу изучения концепта в литературоведении;
2. Рассмотреть историко-философский контекст реализации понятия «судьба» и связанных с ним значений;
3. Установить ряд частотности употребления понятий концептосферы «судьба», выявить их значение;
4. Рассмотреть собственно авторское содержание концепта «судьба» в соответствии со спецификой творчества В.А. Жуковского на примере лирики, лиро- эпоса и публицистики;
5. Определить специфику художественного познания концепта «судьба» и сделать выводы.
Ввиду большого объема материала и многопланового изучения концепта методы работы являются комплексными и включают в себя: системный подход, концептуальный анализ, культурно-исторический анализ, сравнительный анализ, а также приемы компаративного и этимологического анализа.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые рассматривается концепт «судьба» как характерная особенность мироощущения В.А. Жуковского и его интерпретация в поэтических текстах, балладах и публицистике. Последовательное рассмотрение реализации концепта позволяет говорить о продуктивности подобного изучения творчества автора.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав с членением каждой на разделы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая глава содержит исследование концепта «судьбы» и сопутствующих понятий в теории литературы и философско-культурном аспекте. Далее бытование концепта предваряется итогами словарной работы по поэзии Жуковского, проведенной с целью выделения семантического гнезда.
Во второй главе представлены результаты изучения литературного ряда поэзии В.А. Жуковского, свидетельствующего о частотности употребления понятий семиосферы «судьбы». Последовательно рассмотрены интерпретации концепта «судьба» на каждом этапе творчества поэта.
В третьей главе изучен план выражения концепта «судьба» на примере баллад В.А. Жуковского на каждом периоде творческой эволюции.
В четвертой главе представлено обобщение философских размышлений В.А. Жуковского о возможных выражениях концепта «судьбы» на примере публицистических текстов.
В заключении приводятся результаты проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы.
Изучение концепта «судьба» в творчестве В.А. Жуковского представляет собой систематизирование нескольких этапов анализа: от анализа понятийных характеристик лингвистического, историко-философского к изучению духовной природы семантики и ее движению. Понятие судьбы сложно назвать ключевым в творческом наследии Жуковского по употребляемости, однако оно становится частью жизненной философии поэта, следовательно, распространяется и на его поэтическое выражение.
В системе мировоззрения поэта судьба распадается на проявление собственно самой судьбы, рока и Провидения. Лик каждой из этих лексем вписан в творческую репрезентацию поэтического контекста и философской мысли Жуковского. Форма выражения лирического Я к соотношению тут-бытия и Космоса принимает у поэта несколько форм. В первую очередь, это принципиальное разграничение в иерархии образов Судьбы, Рока и Провидения. Ранний Жуковский-романтик принимает фатализм Вселенной, усматривает в ней действие призрачного мира, космического пространства, которое подчиняет себе человеческую земную жизнь. Однако концепция романтического двоемирия претерпевает изменения, и для Жуковского на первый план выходит Провидение. Христианская философия Жуковского рассматривает волю бога в организации бытия, а личностное доверие Провидению и року принимает форму полноценного переживания собственного предназначения. Связанное в русской ментальности понятие судьбы как «рассказа о жизни другого» получает свою полноценную реализацию в поэтической репрезентации Жуковского. Для позднего поэтического творчества Жуковского характерна редукция непредвиденных обстоятельств судьбы, на первый план становится идея самостояния человека перед лицом судьбы и его доверие своему месту в системе мироздания.
Баллады Жуковского последовательно рассматривают движение судьбы как смену философских парадигм восприятия бытия. Комплекс основных мотивов позволяет рассматривать саму судьбу как часть природного начала. Мир в целом - это сама судьба. С возрастанием эпического действия усиливается идея принятия личностью своего предназначения и данного положения в универсальной картине мира. Способность человека изменить свою судьбу напрямую зависит от его душевных качеств, однако любое изменение в пространстве тут-бытия несет в себе отпечаток божественной провиденциальной силы. Сюжеты наказания и покаяния человека позволяют Жуковскому вывести нравственно-философскую сентенцию о силе Бога, который определяет человеку испытание жизненными обстоятельствами. Усиление христианских мотивов в балладах позволяет говорить о сформировавшейся у позднего Жуковского философии принятия мира в его положении здесь и сейчас.
Публицистика Жуковского дидактически утверждает наличие Провидения изначально. Движение от натурализма к теософии проходит у Жуковского через утверждение образа Христа, сопряженного с косвенным действием Провидения. Уготованная судьба в широком смысле - вся жизнь человека, определяема божественной рукой. Однако в содействии с ней выступает всегда личностное начало, максима души в стремлении к добродетели и постижению счастья как на земле, так и в неведомом после смерти пространстве.
Таким образом, концепт судьбы становится в творчестве Жуковского выразителем идеи жизненного принципа самого поэта. Онтологическая философия автора предполагает включение судьбы в образно-символический код эпических произведений, переводов произведений со схожей проблематикой (например, трагедия «Царь Эдип»), а также религиозного текста Ветхого Завета. Перспективу исследования можно определить как продолжение изучения концепта «судьба» и логическое оформление его репрезентации на примере целостной системы художественного творчества В.А. Жуковского.
1) Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. т. 1, 2, 3, 8, 10, 11, 12, 14.
2) Жуковский В. А. Собрание сочинений: В 4 т. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959—1960. Т. 1-4.
3) Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. - К.: Дух и Литера, 2006.
Словари и энциклопедии
4) Словарь языка Пушкина: в 4 т. / Отв. ред. акад. АН СССР В. В. Виноградов.— 2-е изд., доп. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 2000.
5) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.
6) Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978.
7) Колесов, В. В. Словарь русской ментальности: в 2 т. / В. В. Колесов, Д. В. Колесова, А. А. Харитонова; [гл. ред. А. В. Голубева] .— Санкт-Петербург: Златоуст, 2014.
8) Брокгауз и Ефрон [Электронный ресурс]: энциклопедия: в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. — Электрон. дан. — М.: ИДДК, 2004.
9) Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009.
10) Мифы народов мира: Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987—1988.
11) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; OOO “Алетейя”, 1998.
12) Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.- ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981.
13) Настольная книга по теологии // Библейский комментарий АСД. Т. 12, 2010.
14) Шабанова H.A. Словарь литературоведческих терминов - Инта, Республика Коми, 2008 г.
15) Бабенко Л.Г. Словарь синонимов русского языка. М.: Астрель, АСТ, 2011.
16) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. / Под ред. М.П. Кулакова и М.М. Кулакова (Серия «Современная библеистика»). - 2-е изд. - М.: Издательство ББИ, 2018.
Литературоведческие работы
17) Янушкевич А.С. В мире Жуковского. М.: Наука, 2006. - 523 с.
18) Адамова В. С. Художественный концепт как единица творческого процесса в литературном осмыслении // День науки: материалы конференции. М.: МГУ, 2011. - с. 654-655.
19) Бессараб М.Я. Жуковский. М., «Современник», 1975. - 316 с.
20) Афанасьев В.В. Жуковский. - М.: Мол. Гвардия, 1986. - 399 с.
21) Веселовский А.И. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб., 1981. - 512 с.
22) Прозоров Ю.М. В.А. Жуковский в историко-литературном освещении. Эстетика. Поэтика. Традиции: монография / Ю.М. Прозоров; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук. - Санкт-Петербург: Полиграф, 2017. - 405 с.
23) Лотман М.Ю. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин, 1992. - 478 с.
24) Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - 848 с.
25) Лотман Ю. М. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; "Евгений Онегин": Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995.
26) Тирген П. История русских понятий: к постановке проблемы // Имагология и компаративистика. 2015. №1 (3). - с. 61-80.
27) Теория литературы. В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Том 1. М: ACADEMIA, 2004. - 512 с.
28) Орлов П. А. Русский сентиментализм. М, 1977. - 270 с.
29) Орлов П. А. История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. - М.: Высшая школа, 1991. - 318 с.
30) Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М.: Высш. шк.: Изд. центр «Академия», 2000. - 415 с.
31) Янушкевич А. С. Путешествие в страну романтизма: новые подходы к изучению русского романтизма первой трети XIX века // Филологический класс. 2004. №12. - с. 131-139.
32) Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века [Текст]: учебное пособие / А. С. Янушкевич. - 3-е изд., стер. - М : Флинта : Наука, 2016. - 748 с.
33) Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили: очерки. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 255 с.
34) Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 446 с.
35) Проблемы поэтики. Сб. статей под ред. В.Я. Брюсова. М.-Л., ЗиФ. 1925. - 204 с.
36) Лосев А.Ф. История античной эстетики т.3 [Высокая классика]. - Приложение. М.: "Искусство", 1980.
37) Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. - 640 с.
38) Столяров А.А. СУДЬБА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
39) Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст]. — М, 1994.
40) Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 256 с.
41) Рыбальченко Т. Л. Образный мир художественного произведения и аспекты его анализа: [учебно-методическое пособие] / Т. Л. Рыбальченко; Том. гос. ун-т. - Томск: Издательство Томского университета, 2012. - 130 с.
42) Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998. - 896 с.
43) Канунова Ф.З. От филосфии нравственной к философии истории: (роль Моск. Благород. университет. пансиона в становлении В. А. Жуковского) // XVIII век [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); [отв. ред. Кочеткова Н. Д.]. - Санкт- Петербург: Наука, 1999. - с. 233-242.
44) Айзикова И. А. Евангельские идеи, мотивы, образы в «Святой прозе» B. А. Жуковского // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 2008. - с. 168-196.
45) Алилова Д. Г. Поэтический код Т. Грея: ода «Путь поэзии» // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2010. №2. - с. 3-9.
46) Диброва Е. И., Смирнова Н. В. Чернейко Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. 2-е изд., перераб. М., 2010 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2010. - с. 175-180.
47) Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.
48) Маслова В.А. Homo lingualis в культуре: Монография. М.: Гнозис, 2007. - 320 с.
49) Ляпушкина Е.И. Введение в литературную герменевтику. Теория и практика. - М.: РИПОЛ классик, 2019. - 255 с.
50) Вайскопф М. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 696 с.
51) Алексеев, М. П. Русская культура и романский мир: избранные труды [Текст] / М. П. Алексеев. — Ленинград: Наука, 1985. — 542 с.
52) Пространный христианский катехизис православной кафолической Восточной церкви [Текст] / свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский. М.: Сибирская благозвонница, 2013.
53) Виницкий И. Ю. Дымящийся Пергам [Текст]: «Торжество победителей» и общественные настроения 1828 г. / И. Ю. Виницкий // Поэтика русской литературы. — М.: 2006. - с. 288-314.
54) Шпенглер О. Причинность и судьба. Закат Европы, т. I. ч. 1. Пб., 1923.
55) Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М.: Худ. лит., 1975. - 256 с.
56) Иезуитова Р. В. Жуковский и его время - Л.: Наука, 1989. - 290 с.
57) В. А. Жуковский в воспоминаниях современников [Текст] / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. О. Б. Лебедевой и А. С. Янушкевича. — М.: Наука, Языки русской культуры, 1999. - 728 с.
58) Канунова Ф. З. О философско-исторических воззрениях Жуковского [Текст]: по материалам библиотеки поэта / Ф. З. Канунова // Жуковский и русская культура: сб. науч. трудов / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); [редкол.: Р. В. Иезуитова (отв. ред.) и др.]. — Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - с. 3-20.
59) Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма [Текст] / В. М. Маркович // Жуковский и русская культура: сб. науч. трудов / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); [редкол.: Р. В. Иезуитова (отв. ред.) и др.]. — Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987.
60) Фридлендер Г. М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского [Текст] / Г. М. Фридлендер // Жуковский и русская культура: сб. науч. трудов / АН СССР, Ин¬т рус. лит. (Пушкинский Дом); [редкол.: Р. В. Иезуитова (отв. ред.) и др.]. — Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - с. 5-31.
61) Янушкевич, А. С. В. А. Жуковский [Текст]: семинарий / А. С. Янушкевич. — М.: Просвещение, 1988. - 174 с.
64) Романтизм в славянских литературах: [сб. ст.] / [редкол.: проф. В. И. Кулешов и др.]. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 372 с.
65) Ванслов, В. В. Эстетика романтизма [Текст] / В. В. Ванслов. — Москва: Искусство, 1966. - 397 с.