Введение 7
1. Образ китайских деятелей искусства в социальных медиа как
составляющая образа Китая 11
1.1 Аспекты изучения медиаобраза Китая в научной литературе 11
1.2 Китайские и российские паблики о китайской культуре 21
2. Языковые единицы описания образов китайских деятелей культуры в
постах о современной культуре Китая 27
2.1 Языковой аспект: морфологический и синтаксический уровни 27
2.2 Функциональный анализ языковых единиц в постах 41
2.3 Анализ комментариев пользователей паблика к постам о китайских
деятелях культуры 48
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 53
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию образа Китая в социальных сетях.
Актуальность темы обусловлена:
Во-первых, повышающимся интересом к китайской культуре, в связи с её популяризацией в мире, и в России. Знание страны и её культуры требует прежде всего знакомства с известными культурными деятелями страны. Информация о личных и профессиональных качествах представителя конкретной культуры с одной стороны вызывает интерес к данной культуре, с другой раскрывает национальные особенности данной народности.
Во-вторых, обращение к постам о современных китайских культурных деятелях, выбранных в данной работе, демонстрируют развитие традиционной культуры Китая, знакомят с популярными музыкантами, певцами и художниками, что влияет на создающийся в социальных сетях общий положительный образ Китая.
В-третьих, посты о положительных качествах и ценностях, присущих известным китайским деятелям, являются хорошим примером для современной молодёжи, играют большую культурно-просветительскую роль.
Наконец, отбор постов из социальных сетей в качестве исследовательского материала не только свидетельствует о широком распространении китайской культуры, но также актуализирует вопрос изучения взаимодействия читателей при обсуждении постов. Имидж Китая определяется не только основными средствами массовой информации, но и ощущается, формируется и распространяется общественностью с помощью паблика в соцсети, который является удобным способом общения с современными пользователями.
Цель настоящей работы - проанализировать языковые средства формирования образа Китая в постах о китайских деятелях культуры.
Задачи исследования:
1) определить источники материалов;
2) проанализировать посты в паблике «Это Китай, детка!» в соцсети «ВКонтакте»;
3) отобрать языковые единицы, описывающие образы деятелей культуры;
4) определить функции языковых единиц в создании образов деятелей культуры;
5) проанализировать комментарии пользователей паблика к постам о китайских деятелях культуры.
Степень изученности материала.
Медиаобраз Китая представляет собой актуальный объект исследования, что подтверждают работы Ван Сюй (2011), Чжан Шуан (2014), 1Р^1и(2014), Ду Цюаньбо(2016), ^0^W(2016), Цзинцзин Цзинь (2016), Инь Жуюй(2017), Линь Фэй(2019), А.М. Кирсановой (2019), Го Лицзюнь(2020), Ю.И. Злобиной (2020), Янь Цзянань (2020), ^W(2020), ЗФ£1, ^И^(2021).
В настоящее время исследование языковой репрезентации образа китайских деятелей культуры является актуальным предметом изучения.
Объектом исследования Посты о китайских деятелях культуры.
Предмет исследования являются языковые средства репрезентации образа Китая в постах о китайских деятелях культуры
Материал исследования: 35 постов об известных китайских деятелях культуры и комментарии к ним в период с 01.03.2020 года по 24.10.2021 года.
Источник исследования: паблик «Это Китай, детка!» в соцсети «ВКонтакте».
Методы и приёмы.
Предмет и объект исследования обусловили применение различных методов и приёмов. В качестве основного метода исследования выступает общенаучный описательный метод, ключевыми компонентами которого являются наблюдение, сбор материала, его классификация и систематизация.
Метод сплошной выборки был использован при сборе постов о деятелях культуры и комментариев к ним в паблике «Это Китай, детка!» в соцсети «ВКонтакте».
Приём анализа применялся при изучении медиаобраза Китая в научной литературе, а также при анализе языковой репрезентации образов китайских деятелей культуры в постах и комментариев пользователей паблика к постам о деятелях культуры.
Приём классификации использовался при определении функций языковых средств в постах и при распределении положительных и отрицательных комментариев.
Методика анализа материала:
1. В посте о китайских деятелях искусства выделялись языковые единицы на морфологическом и синтаксическом уровнях, способствующие формированию образа страны.
2. Выявленные языковые единицы анализировались в функциональном аспекте.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в спецсеминарах и спецкурсах по работе с текстами медиа, лингвострановедению Китая, а также в качестве материалов на занятиях с иностранными студентами.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка исследованной литературы.
Согласно анализу медиаобраза Китая в научной литературе, этой темой интересуются не только китайские исследователи, но и российские ученые. Их исследовательский материал разнообразен: газеты, журналы, новостные и информационные порталы, посты и видео в социальных сетях и т.д. Таким образом, медиа имеет большое значение для изучения современной культуры страны, с тем чтобы сформировать имидж страны.
В постах о китайских деятелях культуры всего было отобрано 233 языковых единиц, описывающих образы деятелей, в том числе имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия и причастия. Среди этих частей речи преобладают имена существительные и имена прилагательные. Они выполняют в постах разные функции в изображении образа человека.
Китайские деятели культуры, отобранные в данной работе, сыграли важную роль в формировании позитивного национального имиджа в СМИ. Вместе с тем, исследовательские материалы в работе, то есть посты и комментарии паблика в соцсети, в значительной степени способствовали распространению культурной информации о Китае. Комментарии пользователей, в большинстве являющиеся положительными, свидетельствуют об эффективной обратной связи после получения информации.
С культурным развитием и обменами между странами, влияние медиаобраза страны среди пользователей сети играет всё более серьёзную роль.