Введение 7
1. Образ китайских деятелей искусства в социальных медиа как
составляющая образа Китая 11
1.1 Аспекты изучения медиаобраза Китая в научной литературе 11
1.2 Китайские и российские паблики о китайской культуре 21
2. Языковые единицы описания образов китайских деятелей культуры в
постах о современной культуре Китая 27
2.1 Языковой аспект: морфологический и синтаксический уровни 27
2.2 Функциональный анализ языковых единиц в постах 41
2.3 Анализ комментариев пользователей паблика к постам о китайских
деятелях культуры 48
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 53
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию образа Китая в социальных сетях.
Актуальность темы обусловлена:
Во-первых, повышающимся интересом к китайской культуре, в связи с её популяризацией в мире, и в России. Знание страны и её культуры требует прежде всего знакомства с известными культурными деятелями страны. Информация о личных и профессиональных качествах представителя конкретной культуры с одной стороны вызывает интерес к данной культуре, с другой раскрывает национальные особенности данной народности.
Во-вторых, обращение к постам о современных китайских культурных деятелях, выбранных в данной работе, демонстрируют развитие традиционной культуры Китая, знакомят с популярными музыкантами, певцами и художниками, что влияет на создающийся в социальных сетях общий положительный образ Китая.
В-третьих, посты о положительных качествах и ценностях, присущих известным китайским деятелям, являются хорошим примером для современной молодёжи, играют большую культурно-просветительскую роль.
Наконец, отбор постов из социальных сетей в качестве исследовательского материала не только свидетельствует о широком распространении китайской культуры, но также актуализирует вопрос изучения взаимодействия читателей при обсуждении постов. Имидж Китая определяется не только основными средствами массовой информации, но и ощущается, формируется и распространяется общественностью с помощью паблика в соцсети, который является удобным способом общения с современными пользователями.
Цель настоящей работы - проанализировать языковые средства формирования образа Китая в постах о китайских деятелях культуры.
Задачи исследования:
1) определить источники материалов;
2) проанализировать посты в паблике «Это Китай, детка!» в соцсети «ВКонтакте»;
3) отобрать языковые единицы, описывающие образы деятелей культуры;
4) определить функции языковых единиц в создании образов деятелей культуры;
5) проанализировать комментарии пользователей паблика к постам о китайских деятелях культуры.
Степень изученности материала.
Медиаобраз Китая представляет собой актуальный объект исследования, что подтверждают работы Ван Сюй (2011), Чжан Шуан (2014), 1Р^1и(2014), Ду Цюаньбо(2016), ^0^W(2016), Цзинцзин Цзинь (2016), Инь Жуюй(2017), Линь Фэй(2019), А.М. Кирсановой (2019), Го Лицзюнь(2020), Ю.И. Злобиной (2020), Янь Цзянань (2020), ^W(2020), ЗФ£1, ^И^(2021).
В настоящее время исследование языковой репрезентации образа китайских деятелей культуры является актуальным предметом изучения.
Объектом исследования Посты о китайских деятелях культуры.
Предмет исследования являются языковые средства репрезентации образа Китая в постах о китайских деятелях культуры
Материал исследования: 35 постов об известных китайских деятелях культуры и комментарии к ним в период с 01.03.2020 года по 24.10.2021 года.
Источник исследования: паблик «Это Китай, детка!» в соцсети «ВКонтакте».
Методы и приёмы.
Предмет и объект исследования обусловили применение различных методов и приёмов. В качестве основного метода исследования выступает общенаучный описательный метод, ключевыми компонентами которого являются наблюдение, сбор материала, его классификация и систематизация.
Метод сплошной выборки был использован при сборе постов о деятелях культуры и комментариев к ним в паблике «Это Китай, детка!» в соцсети «ВКонтакте».
Приём анализа применялся при изучении медиаобраза Китая в научной литературе, а также при анализе языковой репрезентации образов китайских деятелей культуры в постах и комментариев пользователей паблика к постам о деятелях культуры.
Приём классификации использовался при определении функций языковых средств в постах и при распределении положительных и отрицательных комментариев.
Методика анализа материала:
1. В посте о китайских деятелях искусства выделялись языковые единицы на морфологическом и синтаксическом уровнях, способствующие формированию образа страны.
2. Выявленные языковые единицы анализировались в функциональном аспекте.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в спецсеминарах и спецкурсах по работе с текстами медиа, лингвострановедению Китая, а также в качестве материалов на занятиях с иностранными студентами.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка исследованной литературы.
Согласно анализу медиаобраза Китая в научной литературе, этой темой интересуются не только китайские исследователи, но и российские ученые. Их исследовательский материал разнообразен: газеты, журналы, новостные и информационные порталы, посты и видео в социальных сетях и т.д. Таким образом, медиа имеет большое значение для изучения современной культуры страны, с тем чтобы сформировать имидж страны.
В постах о китайских деятелях культуры всего было отобрано 233 языковых единиц, описывающих образы деятелей, в том числе имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия и причастия. Среди этих частей речи преобладают имена существительные и имена прилагательные. Они выполняют в постах разные функции в изображении образа человека.
Китайские деятели культуры, отобранные в данной работе, сыграли важную роль в формировании позитивного национального имиджа в СМИ. Вместе с тем, исследовательские материалы в работе, то есть посты и комментарии паблика в соцсети, в значительной степени способствовали распространению культурной информации о Китае. Комментарии пользователей, в большинстве являющиеся положительными, свидетельствуют об эффективной обратной связи после получения информации.
С культурным развитием и обменами между странами, влияние медиаобраза страны среди пользователей сети играет всё более серьёзную роль.
1. Большой китайско-русский словарь «大 БКРС» [Электронный ресурс] –
URL: https://bkrs.info/ (дата обращения: 24.05.2022).
2. Ван Сюй. Народ и культура Китая в российской прессе // Ученые
записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия: Филология, история,
востоковедение. – 2012. – № 2. – С. 23-27.
3. Го Лицзюнь. Образ цифрового Китая в российских средствах массовой
информации // Научный диалог. – 2020. – № 10. – С. 26-36.
4. Ду Цюаньбо. Жанрово-стилистическое своеобразие имиджа Китая в
российских интернет-СМИ // Грамота. – 2016. – № 4 (58). – С. 12-14.
5. Злобина Ю.И. Моделирование структуры концепта «КИТАЙ» на
материале российских электронных новостных порталов // Мир науки,
культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 493-495.
6. Инь Жуюй. Формирование образа Китая на странице CGTN в
социальной сети «Фейсбук»: результаты контент-анализа // Вестник МГУ.
Журналистика. – 2017. – № 2. – С. 51-66.
7. Кирсанова А.М. Образ Китая в российских специализированных
Интернет-СМИ // Архонт. – 2019. – № 3 (12). – С. 55-61.
8. Линь Фэй. Программы об искусстве на китайском телевидении (2000–
2018 годы) // Идеи и новации. 2019. Т. 7, № 2. С.31-39.54
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
[Электронный ресурс]. – URL: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd
10. Фарфоровая одежда Li Xiaofeng – URL:
https://kulturologia.ru/blogs/180209/10694/ (дата обращения: 09.01.2021).
11. Цзинцзин Цзинь. Историко-символическое представление Китая в
русской культуре на материале печатных СМИ // Известия РГПУ им. А. И.
Герцена. – 2016. – № 181. – С. 45-49.
12. Цзэн Фаньчжи – 28 произведений – живопись – URL:
https://www.wikiart.org/ru/tszen-fanchzhi (дата обращения: 05.12.2020).
13. Чжан Шуан. Роль социальных сетей в формировании имиджа Китая //
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и
искусствоведение. – 2014. – № 140. – С. 257-260.
14. Янь Цзянань. Национальные особенности музыки китайского
композитора Сюй Чанцзюня // Южно-Российский музыкальный альманах. –
2020. – № 2. – С. 55-63.
15. 郭文倩. 主流媒体对我国歌手形象的报道分析//西部广播电视 – 2014.
– № 6. – P. 92-93. Го Вэньцянь. Анализ и сообщение основных СМИ об имидже
китайских певцов // Западное радио и телевидение. – 2014. – № 6. – С. 92-93.
16. 马中红,杨风云. 互斥与流动:国内嘻哈歌手媒介形象的自我建构//湖南
师范大学社会科学学报 – 2021. – № 4. – P. 145-156. Ма Чжунхун, Ян Фенюнь.
Взаимное исключение и течение: самопостроение медиа-имиджа китайских55
хип-хоп певцов // Вестник общественных наук Хунаньского педагогического
университета. – 2021. – № 4. – С. 145-156.
17. 人民论坛.“中国脸谱”点亮大国形象 – 国家形象片为何选择他们. –
2011. – № 4. – P. 28-32. Народный форум. «Китайское лицо» освещение имиджа
большой страны: почему национальные имиджевые фильмы выбирают их. –
2011. – № 4. – С. 28-32.
18. 熊晓辉. 湖湘艺术人物研究 – 湖南近代(1840-1949)音乐人物研究 //
三峡论坛 – 2016. – № 4. – P. 46-52. Сюн Сяохой. Исследование хунаньских
деятелей искусства – исследование музыкантов новой эпохи в Хунань //Форум
Санься. – 2016. – № 4. – С. 46-52.
19. 周增妹 中外自媒体视频关于中国形象的跨文化传播研究 – 以李子柒
和 “ 歪 研 会 ” 为 例 . Чжоу Цзэнмэй. Исследование о межкультурной
коммуникации китайского имиджа в китайских и зарубежных медиа
[Электронный ресурс] – 2021. –
URL:https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?FileName=1021002133.nh&DbNa
me=CMFD2021 (дата обращения: 24.10.2021).
20. «Это Китай, детка!» [Электронный ресурс]. – URL:
https://vk.com/ekdme
21. 李超雄 «他是中国漫画奇才,展览惊艳巴黎!» Ли Чаосюн: Он талант
китайских комиксов, его выставка удивительна в Париже! – URL:
https://mbd.baidu.com/ma/s/dQgW6HSI (дата обращения: 03.10.2020).56
22. 小 鬼 Сяо Гуй «Байду байкэ» – URL:
https://mbd.baidu.com/ma/s/eY123XhB (дата обращения: 12.07.2020).