Аннотация 3
Введение 2
Глава 1. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 8
1.1. Политическое сотрудничество России и Китая 8
1.2. Военное сотрудничество России и Китая 13
1.3. Торгово-экономическое сотрудничество 18
1.3.1. Топливно-энергетическое сотрудничество 18
1.3.2. Торгово-экономическое сотрудничество 24
1.3.3. Инвестиционное сотрудничество России и Китая 28
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. 33
2.1. Политическое сотрудничество 33
2.2. Экономическое сотрудничество КНР и Казахстана 37
Глава 3. КИТАЙСКО-УКРАИНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 44
3.1. Китайско-украинское политическое сотрудничество 45
3.2. Сотрудничество в военно-промышленном комплексе 49
3.3. Экономическое сотрудничество 51
3.3.1. Сотрудничество в сфере инвестиций 56
Глава 4. КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ 60
4.1. Политическое сотрудничество стран 60
4.2. Военное сотрудничество Белоруссии и Китая 63
4.3. Белорусско-китайские экономические отношения 66
4.3.1. Сотрудничество в сфере торговли 66
4.3.2. Сотрудничество в сфере инвестиций 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77
Сегодня Китайская Народная Республика является одним из основных партнеров стран СНГ во многих сферах сотрудничества. Особенно заметна совместная работа в рамках политического и экономического. И если политическую составляющую двусторонних отношений можно рассматривать, как своего рода предлог для углубления кооперации, то экономическое взаимодействие видится в качестве инструмента, который стимулирует данное развитие.
Заинтересованность Китая в странах соседнего региона может быть обусловлена несколькими общими факторами. С одной стороны, играет роль географическое расположение. В случае с Россией и Казахстаном территориальные споры на приграничных участках, что стало причиной налаживания контактов для дальнейшего их развития. В случае с Украиной и Белоруссией, в первую очередь, сыграл фактор заинтересованности Китая в данных странах. В дальнейшем на смену каким-то конкретным вопросам и интересам пришел чисто экономический фактор, так как рынки стран, которые взяты для рассмотрения в рамках данной дипломной работы, являются самыми крупными на всем постсоветском пространстве.
В связи с этим возникает вопрос актуальности данной ВКР. Активизация внешней политики КНР в данном направлении вызывает повышенный интерес со стороны исследователей, занятых в данной сфере. Интерес вызывает то, как происходит эволюция взглядов как со стороны китайского, так и со стороны правительств стран-партнеров. Как часто данные взгляды менялись, а если и менялись, то какие причины этому предшествовали. Какие трудности были выявлены в ходе совместной работы и какую роль играют данные отношения для всех сторон. Так же интерес вызывает ситуация вокруг российско-украинского кризиса отношений и его влияние на выработку внешней политики стран и сближение с КНР. Затрагивая российско-китайские отношения, можно также постараться выделить идеологический компонент отношений между РФ и КНР. Опять же данная составляющая так же может быть актуальной в силу того, что такой подтекст в двусторонних отношениях появился относительно недавно. Таким образом, «свежесть» данной темы заключается не в простом пересказе основных событий, сопровождающих контакты КНР со странами данного региона, а попытка дать оценку данным процессам на примере четырех крупнейших стран постсоветского пространства в динамике. Так же в последние годы китайское правительство активно развивает свою инициативу Экономического пояса Шелкового пути, и она также влияет на формирование внешней политики КНР и стран-участниц. Данный аспект затронут только косвенно, в силу того, что он является настолько всеобъемлющим, что может быть рассмотрен в рамках целой дипломной работы.
Отталкиваясь от актуальности, было бы закономерным выяснить, в чем заключается интерес китайской стороны в странах данного региона, чем каждое государство привлекало и привлекает Китай к себе. Поэтому целью данной работы является: определить и сравнить подходы в выстраивании отношений КНР со странами СНГ на примере России, Казахстана, Украины и Белоруссии.
В качестве задач для достижения основной цели данной исследовательской работы, можно выделить следующее:
1) Изучить становление и развитие отношений КНР с отдельными странами СНГ;
2) Проанализировать то, как каждая страна постсоветского региона ставит для себя вопрос о сотрудничестве с КНР и то, как они отвечают на китайские инициативы;
3) Рассмотреть сотрудничество стран в военно-политической и экономической сферах;
выстраивания отношений.
Объектом исследования выступает сотрудничество КНР со странами СНГ.
Предметом исследования является политика КНР в отношении рассматриваемых стран постсоветского пространства.
В основу структуры работы был положен страновой подход. Каждый из 4 разделов посвящен сотрудничеству КНР с той или иной страной постсоветского региона. Такой подход дает возможность рассмотреть сотрудничество КНР с каждой страной СНГ более детально и выделить закономерности, характерные только для конкретной страны.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1) Историко-описательный метод: процессы, описанные в данной работе, излагаются в хронологическом порядке в зависимости от сферы, о которой идет речь в той или иной главе;
2) Политико-описательный: дается анализ политике, которая
проводится странами в сфере двусторонних контактов, особенно акцент делается на положении КНР и те проекты, которые сейчас находятся на стадии реализации;
3) Ивент-анализ: были перечислены основные вехи в выстраивании двусторонних отношений, к ним можно отнести: встречи на разных уровнях, подписание каких-либо договоров, соглашений, деклараций;
4) Контент-анализ: в качестве основных источников, используемых в рамках работы, акцент был сделан на различные договора, соглашения и меморандумы. В связи с этим был проведен анализ данных документов для получения наиболее объективного представления о сотрудничестве в целом.
Все перечисленные методы способствовали рассмотрению темы со всех сторон. Начиная от конкретных направлений сотрудничества в сферах политики, экономики, инвестиций и оборонно-промышленного комплекса, заканчивая рассмотрением сложившейся геополитической ситуации в мире и в направлении кооперации по линии КНР-СНГ. Анализ уровня вовлеченности третьих сторон в процесс усиления присутствия в странах данного региона.
В рамках изучаемого периода был выбраны временные рамки с момента образования независимых государств по сегодняшний день. Объясняется данный выбор тем, что страны с 1991 году должны были выстраивать отношения чуть ли не с нуля. Таким образом, можно проследить весь период отношений от их «зарождения» до того состояния, в котором они находятся сейчас.
Основной упор в данной работе был сделан на статьи как российских, так и зарубежных авторов. Для получения большего представления использовались статьи авторов, проживающих на территории стран, рассматриваемых в рамках данной исследовательской работы. Кроме того использовались статьи и работы европейских и американских авторов для формирования более объективного взгляда как изнутри, так и снаружи среды, в которой данные процессы развития отношений происходят.
Среди всей использованной литературы особую важность представляли работы таких авторов, как Ю. Чудодеева «Вызовы глобализации и перспективы сотрудничества» , В. Парамонова « Отношения между Россией и Китаем: история, современность и будущее» , Сунь Яо «О путях повышения уровня китайско-российского сотрудничества» , Е. А. Афанасьевой «Политика Китая в Центральной Азии после распада СССР: новые возможности и новые вызовы» , А. Мокрецкого «Отношения КНР и СНГ: новые горизонты развития» . Особое место данные работы занимают по причине того, что они помогли сформировать историографический базис данной ВКР.
Так же можно выделить ряд авторов, чьи работы поспособствовали формированию представления о процессах, которые имели место быть в отдельных сферах двустороннего сотрудничества КНР с рассматриваемыми странами. Среди них особое положение занимают следующие статьи и книги: А. Клименко «Российско-китайское военное сотрудничество» , Дяо Сюхуа «Состояние и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Китаем» , Е. Савкович «Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии» , Liu Zuokui «The analysis of the Relations between China and Ukraine» 9, Gregorio Baggiani «China-Ukraine Relations After Crimea» 10, Peter Braga «Belarus-China Relations» , Д. Шибковская «Китай для Беларуси: модернизация или экспансия?» .
В работе использовались статьи из различных периодических изданий: «Азия и Африка сегодня», «Проблемы Дальнего Востока», «Время Востока», «Россия в глобальной политике». Помимо этого использовались статьи из различных Интернет-ресурсов: информационное агентство России ТАСС, сайт института Европейского Союза по изучению вопросов безопасности, информационное агентство «Xinhua», белорусское информационное агентство «Белта», Московский центр Карнеги, сайт российского совета по международным делам РСМД и т.д.
В качестве базы источников были использованы международные договоры и соглашения, статистическая информация. В основном были использованы русский и китайский языки.
Проводя исследование в рамках данной темы, было найдено множество работ, которые так или иначе связаны с каким-то определенным периодом в отношениях стран. Однако, для большей систематизации в написании работы, было бы проще найти литературу, которая охватывала бы больший промежуток, с целью получения более общего взгляда на ситуацию. Так же в рамках исследований данной темы существует множество статей, в которых высказываются мнения различных авторов по тому или иному вопросу. Кроме этого есть много работ, в которых авторы стараются дать дальнейшую оценку действиям и процессам в целом. Тема сотрудничества КНР со странами СНГ много где освещена, особенно более поздние периоды. Все же сложность заключается в том, что нет литературы, в которой описывался бы подход к политическому сближению. Если с экономикой и военной сферой более-менее понятно, то политический фактор затрагивается только в рамках тех вопросов, которые волнуют ту или иную сторону. Такие работы могли бы дать большее представление о видении ситуации непосредственно среди политических элит государств.
Китай наращивает свое присутствие на международной арене, при этом китайское правительство в продвижении своих национальных интересов в том или ином регионе старается прибегать к принципу постепенности. КНР не пытается делать все и сразу, так как данный подход не может гарантировать достижения поставленных целей. В рамках данной выпускной контрольной работы была рассмотрена тема сотрудничества Китайской Народной Республики со странами СНГ на примере: России, Казахстана, Украины и Белоруссии.
Именно на примере данного региона можно проследить и подтвердить данный и ряд других тезисов. Как происходил процесс установления контактов. Ведь КНР была одной из первых стран, которая признала образование всех 15 республик, некогда входивших в состав Советского Союза. Сделано это было не по причине того, что уже в начале 90-ых китайское правительство уже обдумывало долгосрочные перспективы сотрудничества. Однако уже в первые годы были выработаны первые стратегии, принципы и вопросы, по которым будет закладываться фундамент партнерства. Так же были выбраны страны, которым посчастливилось быть «первопроходцами» в сотрудничестве с КНР. Таковыми стали Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, так как они, в первую очередь, были соседями по границе, тем самым Китай хотел решить те пограничные вопросы, которые волновали его еще со времен СССР. Так же правительство «поднебесной» отталкивалось от потребностей внутри страны - безопасности в западном регионе. Так как образование государств в Центральной Азии сулило китайскому правительству новые вызовы в лице уйгурского национализма и сепаратизма, что так же ставилось, как вопрос первой важности. Уже в дальнейшем можно видеть, как происходит последовательное продвижение вглубь СНГ. Постепенно интерес проявляется и к странам, находящимся в европейской части материка: к Украине и Белоруссии.
Так же в рамках данной работы был затронут тезис об идеологизации отношений. Наглядно это можно рассмотреть в рамках сотрудничества России и Китая. Данный аспект является, своего рода, подведением черты под проделанной работой. Он помогает просмотреть, как менялись взгляды на вопрос двустороннего партнерства. В какой период происходила интенсификация партнерства или его стагнация. Идеализация Китая и попытка сделать своим стратегическим партнером происходила в период усиления конфронтации с Украиной и западным сообществом в целом. Тем самым через различные СМИ продвигалась идея о важности связей с Китаем, который так же является своего рода «соперником» США в ряде международных вопросов. Концепция «разворота на Восток» является воплощением данной идеи, так же знаковым стал период 2015-го года, когда большое внимание заострялось на сотрудничестве России с Китаем в рамках ЭПТТТП. В это же время произошел пересмотр отношения РФ к некоторым сферам кооперации, которые были в 2000-ые восприняты, как угроза российским интересам.
Последним, но крайне важным тезисом, которому было уделено внимание, является сотрудничество стран данного региона в рамках проекта ЭПТТТП. Если в первые 20 лет можно было наблюдать избирательный подход КНР к выстраиванию отношений со странами, то с момента объявления инициативы «Нового Телково пути», китайское правительство проводит работу сразу со всеми странами, разрабатывая проекты и инструменты для их дальнейшей реализации. Тема внутриполитической ситуации в КНР не была выделена, как отдельная в рамках данной ВКР. Однако процессы, произошедшие в верхах китайского руководства, наталкивают на мысль о том, что нынешнее правительство старается всеми силами добиться реализации задуманных планов по данному проекту, так как именно идея ЭПШП неразрывно связано с именем действующего председателя КНР - Си Цзиньпинем.
Таким образом, задачи, которые были поставлены перед выполнением данной работы, помогли сделать максимально объективный обзор и анализ ретроспективы двусторонних отношений и проанализировать то, как руководство той или иной страны относится к сотрудничеству Китаем. Так как при формировании задач, был выбран страновой подход, что, в конечном счете, помогло систематизировать ту информацию, которую удалось найти по данной теме.
Говоря о том, что уже было исследовано до написания данной работы, то нужно, в первую очередь, сказать, что работ по перечислению событий и их описанию во временном порядке очень много. Однако в основном такие работы имели либо чисто направленность в отношении сотрудничества Китая с какой-то конкретной страной региона, либо использован какой-то вычлененный промежуток времени. И было довольно проблематично найти более поздние работы. В случае с Россией и Казахстаном таких проблем, как таковых, не возникло. Но в отношении Украины и Белоруссии трудности были вызваны с поиском историографии. Таким образом, данная работа может быть использована для анализа конкретных периодов в двусторонних сотрудничества КНР и стран СНГ. Так же в данной работе были проведены некоторые сравнения для того, чтобы показать, как менялись подходы к сотрудничеству или же вообще какое место то или иное государство занимало во внешнеполитических приоритетах КНР.
Целью данного исследования было сравнение подходов в выстраивании отношений КНР со странами СНГ на примере России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Основываясь на прочитанном материале, проведенном исследовании и на тех выводах, которые перечислены выше, можно сказать о том, что цель, которая была поставлена в данной ВКР, достигнута. Выбранные страны дали возможность для более четкого анализа выработки внешней политики правительства КНР в отношении вновь образовавшихся стран постсоветского региона. Данная работа дает понимание того, что, несмотря на то, что все государства, некогда входившие в состав единого государства на протяжении длительного времени, являются особенным и отличаются друг от друга, каждое из них имело свои достоинства и в тоже время проблемы, не учитывать которые крайне сложно. Таким образом, Пекину приходилось данные особенности брать в расчет на протяжении всех 27 лет с момента установления дипломатических отношений со странами СНГ. В рамках рассмотренного периода удалось проследить эволюцию во взглядах китайских элит в отношении стран соседствующего региона. Китайское правительство, особенно в последние годы, смогло получить статус партнера, который может отвечать интересам своих коллег, принимая какие-либо внешнеполитические решения, отталкиваясь от своих потребностей. КНР на постсоветском пространстве сегодня выступает чуть ли не на уровне России, которая в данном регионе являлась и продолжает являться основным партнером для своих соседей. Все сказанное дает право сделать вывод, что китайская дипломатия отталкивается от конкретного прагматизма в вопросах построения внешней политики в отношении конкретных стран. Так же уникальность в регионе СНГ заключается в том, что именно на этих странах удалось провести исследование, которое является целостным и полным: удалось взять за начало периода момент установления дипломатических отношений и понять то, какое место данные отношения со странами постсоветского региона занимают во внешнеполитических приоритетах КНР сегодня. Данная особенность дала возможность рассмотреть не какой -то определенный момент времени, вырвав его из исторического контекста, а взять целый период, который имеет свое начало и рассмотреть процессы в динамике.
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР
[Электронный ресурс] - Договор от 16.07.2001. // Правовой департамент МИД. - Электрон. дан.- URL:
http://www.mid.ru/bdomp/spd md.nsf/0/946B67C8A5FAB97143257E6800 415DF6
2. Договорно-правовая база двусторонних отношений [Электронный
ресурс] - Белорусско-Китайский межправительственный комитет по содружеству - Электрон. дан. - URL:
http: //www.belaruschina. by/ru/belarus china/legal .html
3. Документы, подписанные в рамках официального визита Президента РФ В.В. Путина в КНР [Электронный ресурс] - сайт Президента РФ. - Электрон. дан. - URL: http://kremlin.ru/supplement/1643
4. Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской
государственной границе на ее Восточной части [Электронный ресурс] - Соглашение от 14.10.2004. // Правовой департамент МИД. -
Электрон. дан. - URL:
http://www.mid.ru/bdomp/spd md.nsf/0/A5F65D634A853FBF43257E6800 41593F
5. Меморандум о понимании между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о военно-техническом сотрудничестве [Электронный ресурс] - Меморандум от 18.12.1992. // Правовой департамент МИД. - Электрон. дан. - URL: http: //www. mid.ru/BDOMP/bl-
raz.nsf/7b27b40957ce8e5743256a2c00350999/753418d95007c94e43256c7d 006b8b44 !OpenDocument
6. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско- китайского взаимодействия в гуманитарной сфере [Электронный ресурс] - Меморандум от 6.12.2012. // Электронный фонд Техэксперт. - Электрон. дан. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499014828
7. Совместная декларация о дальнейшем углублении отношений
стратегического партнерства «ф:фЛК^^ПЭ^П^^^^^Ж“^Ж {Ь^М^#^^ЙДЖ^^ВД» - [Электронный ресурс] - Соглашение от 5.12.2013. // Сайт Министерства иностранных дел КНР - Электрон.
Дан. - URL: http://www.fmprc.gov.cn/chn//pds/ziliao/1179/t1106143.htm
8. Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений
между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] - Соглашение от 18.10.1993. // Информационные системы «Параграф». - Электрон. Дан. - URL:
http://online.zakon.kz/Document/?doc id=1025860#pos=0;0
9. Совместная декларация Республики Беларусь и Китайской Народной Республики об установлении всестороннего стратегического
партнерства [Электронный ресурс] - соглашение от 16.07.2013. //
Китайский информационный Интернет-центр - Электрон. дан. - URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-07/17/content 29440130.htm
10. Совместная Декларация Республики Беларусь и Китайской Народной
Республики о дальнейшем развитии и углублении всестороннего стратегического партнерства Ф^А^^^Й^ЁЖ^Ж^^Й^^Ж Affi^fffi ' [Электронный
ресурс] - декларация от 28.09.2016. // Сайт Министерства иностранных дел КНР - Электрон. Дан. - URL:
http: //www.mfa.gov.cn/chnZ/pds/ziliao/ 1179/t1402587. htm
11. Совместная российско-китайская декларация [Электронная ресурс] -
Декларация от 25.04.1996. // Информационно-правовой портал. -
Электрон. дан. - URL:
http://russia.bestpravo.ru/fed1996/data05/tex19068.htm
12. Соглашение между Министерством обороны РФ и Министерством
обороны КНР о военном сотрудничестве [Электронный ресурс] - Соглашение от 11.10.1993. // Информационно-правовой портал. -
Электрон. дан. - URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rf-
dokumenty/y0b .htm
13. Соглашение между Правительство РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере [Электронный ресурс] - Соглашение от 21.04.2009. // Правовой департамент МИД. - Электрон. дан. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd md.nsf/0/ACAEBB06D7AD05A343257E68 004159EE
14. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и
Правительством Китайской Народной Республики о Китайско- Белорусском индустриальном парке [Электронный ресурс] -
соглашение от 18.09.2011. // сайт Посольства Республики Беларусь в Китайской Народной Республике - Электрон. дан. - URL:
http://china.mfa.gov.by/ru/industrial park/polozenie o parke/
15. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и
Правительством Китайской Народной Республики о создании Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству [Электронный ресурс] - соглашение от 04.09.2014. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Электрон. дан. - URL:
http://pravo.by/upload/docs/op/I01400032 1416258000.pdf
..120