ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СИТУАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКОВ «КАМЕНЬ» И «TRISTIA»)
Аннотация
Введение 4
Глава 1. Феномен восприятия и способы его выражения в русском языке 7
1.1. Общая характеристика восприятия в лингвистическом аспекте 7
1.2. Особенности языковой репрезентации зрительного восприятия 10
1.3 Особенности языковой репрезентации слухового восприятия 12
Глава 2. Языковые средства выражения ситуации зрительного и слухового восприятия в поэтических текстах О.Э. Мандельштама 15
2.1 Поэтическое творчество О.Э. Мандельштама (сборники «Камень» и
«Tristia») 15
2.2 Структурно-семантическая организация высказываний с семантикой
зрительного восприятия в стихотворениях О.Э. Мандельштама 17
2.2.1 Высказывания с семантикой зрительного восприятия в сборнике
«Камень» 17
2.2.2 Высказывания с семантикой зрительного восприятия в сборнике
«Tristia» 22
2.3 Структурно-семантическая организация высказываний с семантикой
слухового восприятия в стихотворениях О.Э. Мандельштама 27
2.3.1 Высказывания с семантикой слухового восприятия в сборнике
«Камень» 27
2.3.2. Высказывания с семантикой слухового восприятия в сборнике
«Tristia» 31
Глава 3. Функциональная нагрузка высказывания с семантикой зрительного и
слухового восприятия в поэтических текстах О.Э. Мандельштама 34
3.1 Лингвостилистический анализ стихотворения «Пешеход» (сборник
«Камень») 34
3.2 Лингвостилистический анализ стихотворения «Твое чудесное
произношенье...» (сборник «Tristia») 37
Заключение 41
Список источников и словари 42
Приложение А. Сборник «Камень» 48
Приложение Б. Сборник «Tristia» 59
Восприятие является одной из форм познания внешнего мира на ступени «живого созерцания», процессом отражения действительности [Кириллова, Примова, 1988, с. 116].
Любой из феноменов окружающего мира сначала воспринимается органами чувств (его либо видят, либо слышат, либо ощущают), затем он логически осмысливается, происходит его категоризация. Значимые, с точки зрения носителя сознания, отпечатки реальности, в том числе зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные образы, воплощаясь в языке, становятся достоянием не только отдельного человека, но и национальной культуры [Григорьева, 2004, с. 5].
Значимость перцептивных составляющих при создании образов в художественных произведениях отмечали не только исследователи, но и сами создатели текстов: в частности, анализируя художественное творчество, Б. Пастернак утверждал, что «искусство складывается из органов восприятия» [Пастернак, 1990, с. 315].
Чувственное восприятие является значимым компонентом и в поэтической картине мира О.Э. Мандельштама. Его стихотворения насыщены языковыми единицами с семантикой восприятия, художественные образы имеют ярко выраженную перцептивную составляющую.
Актуальность работы связана с развитием перцептивной лингвистики. Несмотря на большое количество литературоведческих исследований художественного творчества О.Э. Мандельштама (И.Н. Бушман, 1964; М.Л. Гаспаров, 1995; А.Г Мец, 1995; Т.Н. Бреева, 2013 и др.) работ, посвященных изучению перцептивной картины мира поэта, немного. Среди лингвистических можно назвать исследования лексики с семантикой цвета Н.В. Разумковой, 2009, 2013; Л.А. Усмановой, 2012; Л.Г. Асракадзе, 2012. Художественное пространство поэтических текстов О.Э. Мандельштама насыщено перцептивными образами, и их анализ позволяет выявить
особенности индивидуального авторского стиля поэта. В данной работе рассматривается зрительное и слуховое восприятие в поэтическом творчестве О.Э. Мандельштама.
Цель: проанализировать языковые средства выражения ситуации зрительного и слухового восприятия в поэзии О.Э. Мандельштама (на материале сборника «Камень» и «Tristia») и выявить особенности авторского идиостиля.
Задачи:
1) выделить и систематизировать контексты, содержащие высказывания с семантикой зрительного и слухового восприятия;
2) проанализировать структурно-семантическую организацию высказываний с семантикой зрительного и слухового восприятия;
3) определить функциональную нагрузку высказываний с семантикой зрительного и слухового восприятия в текстах О.Э. Мандельштама;
4) провести лингвистический анализ стихотворений «Пешеход» и «Твое чудесное произношенье...», выявить особенности индивидуальноавторской перцептивной картины мира.
Объектом исследования является семантика зрительной и слуховой перцепции в поэтическом творчестве О.Э. Мандельштама.
Предметом исследования - высказывания с семантикой зрительного и слухового восприятия в поэзии О.Э. Мандельштама.
Методы исследования: метод научного описания, который включает приемы систематизации и классификации материала, элементы структурносемантического анализа высказывания и лингвистического анализа художественного текста.
Материалом для исследования стали поэтические тексты сборника О.Э. Мандельштама «Камень» и «Tristia».
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе представлены основные теоретические положения, связанные с изучением восприятия в языке. Во второй главе рассматривается творчество поэта (период сборников «Камень» и «Tristia») и анализируются способы репрезентации зрительного и слухового восприятия на уровне формы и содержания. Третья глава представляет собой описание функциональной нагрузки высказываний с перцептивной семантикой в стихотворениях «Пешеход» и «Твое чудесное произношенье...». В заключении подведены итоги исследования, описаны его перспективы.
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе работы были проанализированы языковые средства выражения зрительного и слухового восприятия в сборниках О.Э. Мандельштама «Камень» и «Tristia».
Проведенный анализ показал, что репрезентация чувственного восприятия принципиально значима в художественной картине мира О.Э.
Мандельштама. Стихотворения поэта насыщены языковыми единицами с семантикой восприятия, художественные образы имеют ярко выраженную перцептивную составляющую.
В результате работы решены следующие задачи:
1) проанализирована структурно-семантическая организация
высказываний с семантикой зрительного и слухового восприятия, выявлено, что ведущая роль в моделировании ситуации восприятия на языковом уровне принадлежит предикату, репрезентированному, как базовыми глаголами, так и глагольными лексемами других семантических групп;
2) определена функциональная нагрузка отдельных языковых единиц в контексте создания художественных образов и основных мотивов поэтических произведений О.Э. Мандельшатама;
3) проведен лингвостилистический анализ стихотворений «Пешеход» и «Твое чудесное произношенье...», которые позволили сделать выводы об особенностях индивидуально-авторской перцептивной картины мира поэта и о роли исследуемых единиц с семантикой восприятия в реализации основной идеи поэтического произведения.
1. Авдевнина О. Ю. Категория восприятия и средства ее выражения в современном русском языке : автореф. дис. ... д-ра. филол. наук : 10.02.01 / О. Ю. Авдевнина. - М., 2014. - 48 с.
2. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного исследования // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 37-68.
3. Асракадзе Л. Г. Цветовая лексика в поэтических произведениях О. Э.
Мандельштама [Электронный ресурс] // Центр IATP открытого доступа в Интернет в Воронеже. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL:
http://iatp.vspu.ac.ru/kursant2000/st.html (дата обращения: 05. 09.2018).
4. Ахматова А. А. Листки из дневника. Воспоминания об О. Э.
Мандельштаме [Электронный ресурс] // Сайт посвященный творчеству Осипа Мандельштама. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL:
http://mandelshtam.lit-info.ru/mandelshtam/vospominaniya/ahmatova-listki-iz- dnevnika.htm (дата обращения: 16. 05.2020).
5. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для филологических специальностей вузов / Л. Г. Бабенко. - М. : Академ. проект, 2004. - 462 с.
6. Башкова И. В. Грамматика восприятия в современном русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / И. В. Башкова. - Екатеринбург, 1995. - 24 с.
7. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. С. Болотнова. - 4-е изд. - М. : Наука, 2009. - 520 с.
8. Болотнов А. В. Вербализация концепта ХАОС в поэтическом дискурсе Серебряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / А. В. Болотнов. - Томск, 2009. - 26 с.
9. Бреева Т. Н. Художественный мир Осипа Мандельштама : учеб. пособие / Т. Н. Бреева. - М. : Флинта: Наука, 2013. - 136 с.
10. Бушман И. Н. Поэтическое искусство Мандельштама / И. Н. Бушман. - Мюнхен : Институт по изучению СССР, 1964. - 80 с.
11. Валгина Н. С. Теория текста : учеб. пособие / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2004. - 280 с.
12. Виноградов В. В. О языке художественной прозы // Избр. труды / Послесл. А. П. Чудакова; Коммент. Е. В. Душечкиой; АН СССР, Отделение лит. и языка. - М. : Наука, 1980. - 360 с.
13. Васильев Л. М. Семантика русского глагола: учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации / Л. М. Васильев. - М. : Высш. школа, 1981. - 184 с.
14. Вишнякова Е. П. Языковая репрезентация чувственного восприятия: перцептивность как семантическая категория / Е. П. Вишнякова. - Хабаровск, 2013. - 10 с.
15. Гаспаров М. Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Э. Полное собрание стихотворений / Вступ. статьи М. Л.
Гаспарова и А. Г. Меца; сост., подгот. текста и прим. А. Г. Меца. СПб. : Академический проект, 1997. С. 5-64...49