Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проект школьных СМИ «Говорим и показываем» для развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования»

Работа №18815

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
883
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки развития коммуникативных умений 8
обучающихся на начальной ступени образования
1.1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений 8
обучающихся на начальной ступени образования
1.2. Условия развития коммуникативных умений обучающихся на 21
начальной ступени образования
Выводы по 1 главе 28
2 Практика реализации организационно-управленческих условий 30 развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования в рамках проекта школьных СМИ «Говорим и показываем»
2.1. Содержание проекта школьных СМИ «Говорим и показываем», 30
направленного на развитие коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 44
Выводы по 2 главе 55
Заключение 58
Список использованных источников 62


С 1 сентября 2011 года все российские школы перешли на новые стандарты начального общего образования. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированное™ универсальных учебных действий (УУД). Согласно стандарту целью теперь является не предметный, а личностный результат, требования к которому четко прописаны. Обучающийся должен овладеть набором учебных действий для самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Это обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, которые помогают сформировать целостно развитую личность. Не маловажную роль уделяют развитию коммуникативных УУД, так как возрастают требования к уровню социализации младших школьников и их умению выстраивать отношения с окружающими людьми. По данным психолого-педагогических исследований процесс личностного развития и самоопределения детей младшего школьного возраста затруднен и обусловлен отставанием в формировании системы социальных отношений. Таким образом, созрела проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Отсюда следует, что проблема исследования способов формирования и оценки коммуникативных качеств актуальна.
Концепция развития универсальных учебных действий разрешена на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым.
Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия - это совокупность способов действия, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. А так же он акцентирует внимание на коммуникативных УУД и подчеркивает, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Анализ
1. Высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения на начальной ступени образования и недостаточным уровнем сформированное™ коммуникативной компетентности младших школьников;
2. Потребностью практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью;
3. Возрастающими требованиями образовательных учреждений к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения.
Преодоление выявленных противоречий связано с решением проблемы исследования, которая состоит в выявлении организационно-управленческих условий развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеучебной деятельности.
Цель исследования: выявить, обосновать и реализовать организационно-управленческие условия развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования в рамках проекта школьных СМИ «Говорим и показываем».
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: организационно-управленческие условия развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеурочной деятельности при реализации проекта школьных СМИ
Гипотеза исследования: развитию коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования способствует проект школьных СМИ «Говорим и показываем» при реализации следующих организационно-управленческих условий:
- организация работы медиа-студии по созданию видео-контента, требующего развитых коммуникативных умений;
- выделение ресурсов на реализацию проектов;
- популяризация деятельности медиа-студии в информационно-образовательной среде начальной школы.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловливают постановку следующих задач:
1. Выявление теоретических оснований или предпосылок развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеурочной деятельности.
2. Обосновать потребность разработки проекта школьных СМИ для развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеурочной деятельности.
3. Выявить организационно-управленческие условия развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования при реализации проекта.
4. Реализовать проект и проверить и оценить результативность организационно-управленческих условий развития коммуникативных умений.
Научная новизна исследования:
1. Выделены основные характеристики коммуникативных умений у младших школьников;
2. Разработан план мероприятий по развитию коммуникативных умений у обучающихся на начальной ступени образования;
3. Выявлены и реализованы условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Практическая значимость состоит в комбинировании проектной и информационно-коммуникационной технологий для развития
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством вовлечения обучающихся в творческую деятельность.
А так же:
1. Разработан проект школьных СМИ «Говорим и показываем» и созданы организационно-управленческие условия для его реализации на базе МБОУ СШ № 24;
2. Получены результаты исследования уровней сформированное™ коммуникативных умений у младших школьников;
3. Материалы исследования могут быть использованы для написания образовательной программы по направлению внеучебной деятельности младших школьников;
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование, изучение тематических документов, изучение и обобщение опыта организации внеурочной деятельности у младших школьников
- эмпирические: наблюдение, моделирование, беседа, консультирование, изучение и обобщение практического опыта организации внеурочной деятельности у младших школьников
- статистические: качественный анализ результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на конференциях различного уровня:
1. I Международная научная конференция в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», Красноярск, СФУ, 27 сентября 2016 г. - 30 сентября 2016 г.
2. Международная научно-практическая конференция, Красноярск, СФУ, 18 сентября 2017 г. - 23 сентября 2017 г.
3. Международная научно-практическая конференция молодых исследователей, Красноярск, СФУ, 25 апреля 2017 г.
4. VIII Международная научно-практическая конференция, Красноярск, СФУ, 27 апреля 2017 г. - 28 апреля 2017 г.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на протяжении 2016-2017 и 2017-2018 учебных годов.
Базой опытно-экспериментальной работы выступила МБОУ СШ № 24. Согласно плану работы департамента воспитания на 2017-2018 учебный год, в направление системы дополнительного образования был внесен раздел по реализации проекта школьных СМИ «Говорим и показываем» на начальной ступени образования. На базе МБОУ СШ № 24 была организована внеурочная деятельность с обучающимися младшего школьного возраста по созданию школьных видео новостей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальные изменения в обществе существенно повлияли на личность, ее взгляды и интересы, развитие творческих способностей, новые способы получения знаний. На данном этапе возрастают требования к уровню подготовки обучающихся, особенно младших школьников, их социализации и умению выстраивать отношения с окружающими людьми. В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию ребенка с учителем и одноклассниками. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
На сегодняшний день Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) предлагают формировать метапредметные результаты к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, способствующие решению житейских задач и проблем. Для достижения поставленной задачи ученику необходимо обладать определенными навыками, развивать которые следует на основе универсальных учебных действий (УУД), а также достаточным уровнем самооценки, т.е. уверенности в своих силах. Это становится возможным только при соответствии системы формирования и оценки УУД определенному уровню.
Начальная школа выступает важным периодом становления школьника не только как субъекта учебной деятельности, но и как субъекта активного межличностного общения, овладевшего определенным уровнем коммуникативных умений. Рекомендательный характер носило то, чтобы в этот ответственный период школьной жизни уделялось большое внимание формированию навыков общения учащихся. Среди наиболее важных условий формирования коммуникативных УУД по ФГОС НОО, одним из основных, является последовательная и адекватная оценка сформированных учебных умений.
Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее:
Проведенный анализ показал, что развитие коммуникативных навыков сложный и постепенный процесс. Для того, что бы выявить, обосновать и реализовать организационно-управленческие условия развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования необходимо понимать разницу между понятиями «коммуникация» и «общение».
Были выявлены педагогические условия для развития коммуникативных умений:
5) Выбор подходящей формы работы (совместно-раздельная деятельность и совместная продуктивная деятельность);
6) Выбор подходящих методов работы (проектная деятельность, дискуссии, активное привлечение к общению со сверстниками);
7) Выбор подходящей формы взаимодействия (организация сотрудничества в системе «ученик - ученик» и «ученик - учитель»);
8) Выбор подходящего стиля общения с младшими школьниками (авторитарный, демократический и либеральный).
Данные условия реализуемы при организации следующих организационно-управленческих условий:
1. Организация работы медиа-студии по созданию видео-контента, требующего развитых коммуникативных умений;
2. Выделение ресурсов на реализацию проектов;
3. Популяризация деятельности медиа-студии в информационно¬образовательной среде начальной школы.
Данное исследование решило следующие задачи:
5. Выявление теоретических оснований или предпосылок развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеурочной деятельности;
6. Обосновать потребность разработки проекта школьных СМИ для развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования во внеурочной деятельности;
7. Выявить организационно-управленческие условия развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования при реализации проекта;
8. Реализовать проект и проверить и оценить результативность организационно-управленческих условий развития коммуникативных умений.
Исследование помогло раскрыть проблемные области сформированное™ коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования.
Потребовалось создание проекта школьной службы СМИ «Говорим и показываем», сочетающий в себе различные виды деятельности для развития коммуникативных умений младших школьников.
В ходе реализации проекта были разработан план мероприятий по развитию коммуникативных навыков. Были использованы такие методы как наблюдение, моделирование, беседа, консультирование, а так же качественный анализ результатов исследования.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. При организации необходимых условий можно добиться развития коммуникативных умений у обучающихся на начальной ступени образования;
2. Наблюдается динамика развития коммуникативных умений по всем критериям;
3. Школьные СМИ являются одним из важнейших факторов нравственного и социального воспитания, где обучающиеся затрагивают важные и интересные для них темы.
Таким образом, проведенная в МБОУ СШ № 24 города Красноярска в течение 2017-2018 учебного года работа, позволила на основе результатов исследований,
разработать конкретные мероприятия по развитию коммуникативных умений у младших школьников в условиях реализации проекта школьной службы СМИ


1. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке / 3. А. Абасов. - М.: Наука и школа, 2009.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе /
Н.А. Алексеев. - Ростов- н. Д.: Феникс, 2006. - С. 332.
3. Асмолов А.Г. / Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М., 2007.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
5. Африна Е.А. Учебная работа в группах сотрудничества / Е. А. Африна / М.: Народное образование, 2006. - №5. - С.81-90.
6. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Е. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / М.: «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», № 1, 2014 . - С.99.
7. Баранов С.П., Бурова Л. И, Овчинникова А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников / учебник для бакалавров —
М.: Издательский центр «Академия», 2013. - С.619.
8. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности /
А. В. Батаршев. - М.: Издательский центр «Владос», 2001. - С. 176.
9. Белякова Е.А. Философские основы определения коммуникативной компетенции / Е. А. Белякова / Тамбов: Ерамота, 2011. - №2(8).
10. Беспалова, Е. М./ Диагностика компетентностей учащихся / Е. М. Беспалова // Справочник классного руководителя. 2009. - № 1.
11. Богачева Г. Г. / Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся / Г. Г. Богачева / Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014.
12. Брушлинский А.В. / О формировании психического мышления и общения / А.В. Брушлршский./ Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 2016. - С. 94 - 103.
13. Венецкая А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе / А. Б. Венецкая / М.: Начальная школа плюс до и после, 2009. - №1. - С.87-89.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский / М.: Педагогика, 2011. - С.536.
15. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках /
А. А. Гиниятуллина / М.: Начальная школа, 2004. - №1. - С.15-17.
16. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко / М.: Народное образование, 2012. - № 3.
17. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьников: Монография / И. А. Гришанова / М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. — С.136.
18. Гузеев В. В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе / В. В. Гузеев / М.: Педагогические технологии, 2009 - №6. - С.3-32.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов /М., 2016.
20. Землянская Е. А. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп / Е. А. Землянская / М.: Учитель, 2007. - №1. - С.20-26.
21. Зимняя И. А. Педагогическая психология / М.: Логос, 1999. - С. 384;
22. Зимняя И.А. / Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя / М.: Высшее образование сегодня, 2003.
23. Казанский О.А. Игры в самих себя / М.: Роспедагенство, 2012. - С. 128.
24. Киянченко Е.А. Учим детей общаться / М.: Начальная школа, 2002. - №6. - С.63-68.
25. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. - Минск: Народная асвета, 2015. - С. 237.
26. Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, неуспешных в общении / Левицкая Ю.Л. / Справочник педагога психолога, 2011.
27. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания / Смоленск, 2012.
28. Лозован ЛЯ. Учим детей общаться / М.: Начальная школа плюс: до и после, 2007. - №8. - С. 59-62.
29. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н.Г. Милованова / М.: Начальная школа, 2016.
30. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3).
31. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб пособие для вузов. / М.: Просвещение, 2003. - С. 304.
32. Мотков О.И. /Методика «Самоанализ личности» / О. И. Мотков / Психология самопознания личности. М., 2016. - С.182.
33. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. /М.: Педагогика, 2016 - С. 112.
34. Носкова Н. Ю. Язык СМИ как средство актуализации коммуникативных умений школьников / Н. Ю. Носкова / Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2016.
35. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская / Начальная школа. - 2012. - № 3.
36. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / М., 2015.
37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03¬296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
38. Подольский, О. А. /Моральная компетентность подростка: поиск новых возможностей исследования. / О. А. Подольский / Психология и школа,2005. -№1.
39. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М., 2009. - 70 с.
40. Рубин К. X., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши / С.П., 2001.
41. Рубцов. В.В., Панов, В.И., Лебедева, В.П. От развивающего обучения к развивающему образованию. Пособие для самообразования учителя. / Под ред. В.П. Панова / М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. - С. 159.
42. Сковыро Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе / М.: Начальная школа плюс: До и после, 2011. - №11. - С.56-59.
43. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 576
44. Тринитатская, О. Г. Организационно-педагогические условия и критерии эффективности формирования развивающей среды общеобразовательного учреждения / О. Г. Тринитатская / Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5, N 2. - С. 26-38. - Библиогр.: С. 38.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - МдПросвещение, 2010.
46. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
47. Фельдштейн Д.И. / Проблемы возрастной и педагогической психологии / М.: Международная педагогическая академия, 2014. -С. 368.
48. Хабермас Ю. / Моральное сознание и коммуникативное действие / С.П., 2001. - С. 377.
49. Щедровицкий Г. П. / Компетенции и компетентность /
Т.П. Щедровицкий / М.: Высшее образование сегодня, 2004 - С.36-41.
50. Щербакова, Т. Н. / Психологическая компетентность учителя:содержание, механизмы и условия развития / Ростов-н.Д., 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ