Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Проза Л. С. Петрушевской в критике и литературоведении 7
1. 1. Поэтика прозы Л. С. Петрушевской 7
1.2. Субъекты повествования в прозе Л. С. Петрушевской 26
Глава II. Типология художественной реальности и взаимодействие субъектов наррации и персонажей в рассказах Л. С. Петрушевской 1970-1980 гг 32
2.1. Биологический план художественной реальности и проблема близости сознаний
субъектов наррации и персонажей 32
2.2. Социальный план художественной реальности как начало разрушения близости
сознаний субъектов наррации и персонажей 57
2.3. Бытийный план художественной реальности и проблема его обнаружения в рассказах
Л. С. Петрушевской 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
Людмила Стефановна Петрушевская (26.05.1938 г.) - прозаик, драматург, поэтесса конца XX-XXI вв., представительница писателей «поколения сорокалетних», наиболее известная своей малой прозой и драматургией. Её творчество справедливо относят к классике русской литературы второй половины XX века. Несмотря на то, что первый рассказ писательницы («Такая девочка, советь мира») был создан в 1968-ом году, долгое время творчество Л. С. Петрушевской не публиковалось, имело «андеграундный» характер. Первая публикация рассказов «История Клариссы» и «Рассказчица» Л. С. Петрушевской состоялась лишь в 1972 году в журнале «Аврора», после чего в 1974 году последовала публикация рассказов «Через поля» и «Сети и ловушки» в журнале «Литературная газета». Драматургия писательницы имела большой резонанс в студенческих кругах. Одна из первых её пьес, «Уроки музыки», была замечена и поставлена Р. Г. Виктюком в студенческом театре МГУ в 1979 году, после 6 постановок её запретили, вынудив театр поставить пьесу в ДК «Москворечье» весной 1980-го года, после чего её вновь запретили. Публикация пьесы состоялась в 1983 году, в бр ошюре «В помощь художественной самодеятельности», но не в официальном периодическом или самостоятельном издании. Постановка пьес Л. С. Петрушевской в официальных театрах началась в 1980-х: «Московский хор» во МХАТе, «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» Р. Г. Витюка в «Современнике», «Три девушки в голубом» М. А. Захарова в Ленкоме и др.
К 1988 году в свет вышли лишь семь рассказов писательницы, одна детская пьеса («Два окошка») и несколько сказок. Только в 1988-ом году появился первый сборник её прозы «Бессмертная любовь», содержащий рассказы, созданные в 70-80-х гг. XX в. В дальнейшем, в свет вышел ряд сборников рассказов («По дороге бога Эроса» (1993 г.), «Тайна дома» (1995 г.), «Два царства» (2009 г.) и др.) и пятитомное собрание сочинений (1996 г.), включающее в себя два тома рассказов, том сказок, том пьес и том-роман «Дикие животные сказки». В данный момент за авторством писательницы насчитывается также более 16 пьес, некоторые из которых продолжают активно включаться в репертуар современных театров («Чинзано», «Уроки музыки», «Театр Коломбины», «Московский хор», «Три девушки в голубом» и др.). В настоящее время Л. С. Петрушевская продолжает литературную и творческую деятельность.
Сразу же проза писательницы явила свой сложный характер, поэтому оценки и мнения критиков были самыми разными: со стороны критики можно выделить две позиции -
отрицательную оценку («чернуха» , «беспсихологичная проза» , «лишённая всякого смысла» ) и положительную, подчёркивающую особую природу творчества
Л. С. Петрушевской . Кроме того, не был найден единый ответ на вопрос о художественном методе Л. С. Петрушевской, что позволяет говорить о многогранности и специфичности природы творчества писательницы. Среди возможных вариантов литературоведами были выделены такие, как постреализм , постмодернизм , магический реализм , «другая» проза , феминистическая проза , поколенческая проза и т.д.
Для прозы Л. С. Петрушевской характерна сложная повествовательная структура, отличающаяся частыми и разнообразными сменами повествовательных инстанций, включением в нарратив различных стилей и типов речи, смешение идеологического и фразеологического планов точек зрения нарратора и абстрактного автора. Один из типов повествовательных инстанций, рассказчик, отражает не только тип сознания «массового человека», но и тип женского сознания. Л. С. Петрушевская обнажает отношение этого сознания не только к миру, окружающим, но и к самой себе как женщине. Специфика отношения женщины к собственной жизни и к окружающим её женщинам, а также авторское восприятие и оценка женской сущности и существования открывается в анализе и сопоставлении двух сознаний - женщины-нарратора и женщины-персонажа.
Новизна работы заключается в исследовании соотношения восприятия биологического, социального и бытийного уровней реальности сознанием женщины- нарратора и женщины-персонажа, а также в использовании для этого системы рассказчиков в прозе Л. С. Петрушевской 1970-1980 гг.
Актуальность данного исследования обусловлена не только продолжающимся интересом к творчеству Л. С. Петрушевской, в изучении которого осталось множество неразрешенных вопросов (связанных в том числе и с рассмотрением нарративного уровня произведений), изменением положения женщины в социуме и попытками литературы исследовать её новое место в современном мире, но и актуальной ещё с эпохи модерна проблемой существования человеческого сознания, особенностями его восприятия и познания им мира.
Цель исследования - выявить модели восприятия мира и места женщины в нём в сознаниях женщины-нарратора и женщины-персонажа в рассказах Л. С. Петрушевской 1970-1980 гг.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
1) изучить корпус литературоведческих работ по нарратологии и анализу художественного текста;
2) ознакомиться с рецепцией поэтики рассказов Л. С. Петрушевской в критических и научных работах;
3) сформировать понятийный аппарат исследования;
4) определить типы повествовательных инстанций в рассказах Л. С. Петрушевской 18701980 гг., классифицировать рассказы в соответствии с имеющимся типом нарратора;
5) исследовать и описать типологию художественной реальности;
6) выявить отношение сознаний женщины-нарратора и женщины-персонажа к проявлениям биологического, социального и бытийного планов художественной реальности рассказов;
7) сопоставить сознания женщины-нарратора и женщины персонажа.
В качестве объекта исследования выступает отношение сознания женщины-нарратора и сознания женщины-персонажа к проявлениям трёх планов художественной реальности рассказов Л. С. Петрушевской 1970-1980-х гг.
Предметом исследования являются модели восприятия мира и места женщины в нём, свойственные женщине-нарратору и женщине-персонажу рассказов Л. С. Петрушевской 1970-1980-х гг.
Материалом исследования выступают все рассказы Л. С. Петрушевской, написанные в 1970-1980 гг., опубликованных в сборниках: «Бессмертная любовь» (1988 г.), «По дороге бога Эроса» (1993 г.), «Тайна дома» (1995 г.) в циклах «В садах других возможностей» и «Тайна дома». Кроме того, в перечень материалов исследования входит эссе Л. С. Петрушевской «Девятый том» (2003 г.).
Методологическую базу исследования составляют работы, посвящённые наратологии (В. Шмид, Б. А. Успенский, Н. А Кожевникова), филологическому анализу литературного текста (М. М. Бахтин, Е. Фарино, В. И. Тюпа, Ю. М. Лотман, Б. О. Корман) и исследованию русской литературы второй половины XX века (В. А. Суханов, Т. Л. Рыбальченко, М. Н. Липовецкий, Н. Л. Лейдерман ).
Нами использовались методы структурно-семиотического и сопоставительного анализа. В качестве метода отбора материала был выбран метод сплошной выборки.
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность, новизна, определяются цели и задачи исследования, описывается методика работы, рассматривается материал, послуживший основой методологии, излагается структура работы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе исследуется критическая и литературоведческая рецепция прозы Л. С. Петрушевской, а также определяется структура субъектов повествования, свойственная прозе писательницы. Во второй главе исследуется и описывается типология художественной реальности рассказов Л. С. Петрушевской, состоящая из биологического, социального и бытийного плана реальности, определяются и сопоставляются восприятие и оценка различных проявлений всех планов художественной реальности женщиной-нарратором и женщиной-персонажем.
Заключение включает общий анализ результатов исследования, а также оценку выполнения поставленных целей и задач. Список литературы состоит из источников.
Несмотря на общий уровень изученности творчество Л. С. Петрушевской справедливо продолжает оставаться объектом научного интереса исследователей литературы второй половины XX-го века и современной литературы. Данное исследование обращено к изучению моделей восприятия мира и места женщины в нём двух сознаний - женщины- нарратора и женщины-персонажа в рассказах писательницы 70-80-х гг. XX века. В работе была представлена типология планов художественной реальности в соответствии с тремя видами реализации человека в мире - биологическим, социальным и бытийным. Определение и характеристика проявлений данных планов художественной реальности позволяет выявить модели восприятия мира и способы самореализации женщины в реальности, принадлежащие сознаниям женщины-нарратора и женщины-повествователя.
Биологический план, представленный в рассказах, являет собой художественно значимое изображение человеческого тела, всех связанных с ним физиологических процессов, воспроизведения природно заложенных в человеческой природе моделей поведения и сопоставление человеческой телесности с животной.
Способами реализации или проявлениями биологического плана художественной реальности выступают: изображение тела и лица, описание физических болезней, изображение беременности героини, физиологических процессов, связанных с данным явлением в жизни женщины, реализация различных моделей поведения, заложенных в природе человека, сопоставление биологической и животной телесности и реализация биологического сексуального влечения между женщиной и мужчиной для продолжения рода.
Внешность и телесность женщины представляется предметом оценки со стороны самой женщины и окружающих, сферой соперничества женщины с другими и самореализации в контексте соответствия/несоответствия социальным представлениям о красоте. Кроме того, красота становится одним из средств выражения телесной родственной связи между матерью и ребёнком и позволяет судить о наличии в женщине витального начала. Болезнь является знаком неустройства женщины в быту, её выживанием в хаосе мира ради Другого, преимущественно своего ребёнка, и телесным выражением потрясений, вызванных трагическими событиями. Беременность изображается как главный этап жизни женщины, рождение ребёнка позволяет ей приобщиться к универсальному человеческому существованию, приблизиться к архетипу матери. Реализация героями инстинктов выживания, материнства и продолжения рода являет значимость биологического начала, его актуальность для современного человека, способность определять его жизнь.
Сексуальность женщины и реализация полового влечения с целью продолжения рода открывает необходимость самоутверждения себя как лучшей среди окружающих женщин в данном плане, способ обрести социальный статус «замужней» или отношения с мужчиной во избежание внешнего, формального одиночества. Сопоставление антропоморфной и животной образности так же, как и реализация инстинктов, позволяет показать неотъемлемость присутствия биологического начала в повседневной жизни человека, проявляемого даже посредством интенции сравнения антропоморфного и животного.
Биологический план художественной реальности представляет наибольшую значимость в формировании художественного мира Л. С. Петрушевской, так как биологическое начало организует многие сферы жизни человека и течение его жизни, связанные с продолжением рода и формированием отношения к себе как телесному существу и являет основные сферы жизни, в которых женщина может реализовать себя - продолжение рода, материнство, сексуальность, внешнюю телесность.
Социальный план отражает взаимоотношения женщины и социума, сферы существования человека, формирующие тип мышления, который опирается на коллективный опыт познания мира и его ценностную систему. Важными характеристиками социума становятся создание идейных обоснований существования коллектива, воспроизведение устройства биологических страт и необходимость «помощи ближнему», сохранение цельности коллектива.
Такие проявления социального плана художественной реальности как семейное положение, хозяйственность, трудоустроенность, наличие подруг, социал ьных связей и социальная реализация сексуального начала (проституция), с одной стороны, являются сферой социальной самореализации героини, позволяют ей определить собственное место среди остальных женщин и свою ценность как члена социума, но с другой - становятся областью соперничества с другими женщинами, успех в котором позволяет обрести большую устроенность в быту, однако не снимает необходимости выживания в нём и чувства экзистенциального одиночества, устранить которое возможно только формально. Степень вписанности женщины в социум определяется полнотой соблюдения социальных норм и соответствия им. Обе рассказчицы демонстрируют следование коллективным ценностям, обращаются к ним при осуждении других женщин, с одной стороны для сохранения общности коллектива и его единообразия, - в случае несоответствия женщины его ценностям, - с другой - для создания большей обоснованности своей личной неприязни по отношению к героине, которая внешне подкрепляется внешне оправданным порицанием со стороны рассказчицы как члена социума. Подобное поведение указывает на собственную неустроенности рассказчицы в жизни, желание обрести что-то, доступное героине. Бытийный план художественной реальности представлен в рассказах Л. С. Петрушевской редуцированно, в тексте рассказов почти невозможно найти какие-либо формы его проявления, связанные с рефлексией собственного существования и устройства бытия, так как женщина является представительницей массового сознания и не способна вырваться из границ выживания в социально-бытовом пространстве реальности. Женщина способна лишь ощущать своё экзистенциальное одиночество в мире и ужас, вызываемый столкновением с абсурдом реальности, насилием с её стороны, что порождает интенцию «выговаривания» Другому, попытку соединения в страдании и сострадании. Противостоять хаосу бытия способно лишь проявление жертвенной любви к Другому, слабому и неспособному выжить в данной реальности (обычно ребёнку).
В исследовании была выявлена единая модель восприятия мира и места женщины в нём сознаниями женщины-нарратора и женщины-персонажа, в которой мир представляется социально-бытовой площадкой выживания женщины, обречённой на экзистенциальное одиночество в жизни, а самореализация женщины основывается на воплощении инстинкта продолжения рода и материнства, следовании социальным нормам с целью обретения устроенности в быту, удовлетворения потребности номинальной связи с Другим и соперничестве с окружающими её женщинами за обретение социальных благ (репутация, выгодные социальные связи, отношения с мужчиной и т. д).
При общности модели восприятия мира и места женщины в нём женщиной-нарратором и женщиной-персонажем были также выявлены некоторые различия в восприятии проявлений всех трёх планов художественной реальности рассказов двумя типами рассказчиц и героиней. Главное отличие заключается в значительной близости восприятия диегитической рассказчицы восприятию героини, потому как обе являются участницами описываемых событий, недиегитическая рассказчица напротив, выступает лишь в роли наблюдателя.
Отличиями восприятия проявлений биологического плана становятся: склонность рассказчиц, в большей степени диегитической, к «вскрытии правды» о других и об их внешнем виде в целях самоутверждения как «лучшей» женщины, описание и оценка героиней собственной или чужой внешности скорее является исключением; трансляция недиегитической рассказчицей сочувственного отношения к недугам персонажей и вскрытие социальной табуированности некоторых болезней, диегитическая рассказчица и в основном героиня сконцентрированы на переживании и претерпевании собственных болезней; наличие лишь у диегитической рассказчицы понимания качеств женщины- матери и правильного образа жизни во время беременности; восприятие подчиненности инстинктам как нормы и сознание их влияния на жизнь человека обеими рассказчицами и следование им диегитической рассказчицей, героиня следует им, но не осознаёт их существование; внимание недиегитической рассказчицы к невозможности удовлетворения женщиной инстинкта продолжения рода и понимание ей пошлости попытки вступить в отношения с мужчиной любой ценой, диегитическая рассказчица и героиня сосредоточены на реализации собственного инстинкта продолжения рода и самоутверждения как женщины в сексуальности; нейтральное использование животной образности в целях большей образной экспрессивности и точности недиегитической рассказчицей и использование животной образности диегитической рассказчицей и героиней для оценки окружающих и их унижения.
Отличиями восприятия социального плана являются опора рассказчиц на коллективные ценности при осуждении других для создания правомерных оснований своей личной неприязни, что недоступно героине, и способность героини осознанно выбирать жизнь вне общей социальной модели, на что, напротив, - не способна диегитическая рассказчица.
В качестве отличий восприятия проявлений бытийного плана реальности выступают зарождение в сознании рассказчиц рефлексии о собственном существовании, сознание недиегитической рассказчицей присутствия «власти случая» в жизни человека и неспособность героини на экзистенциальную рефлексию в условиях бытового выживания и социального соперничества за право иметь отношения с мужчиной и удовлетворить свой инстинкт продолжения рода.
1. Петрушевская Л. С. Собрание сочинений : в 5 т. - Харьков-Москва: Фолио-ТКО АСТ, 1996. - Т. 1 - 403 с.
2. Петрушевская Л. С. Собрание сочинений : в 5 т. - Харьков-Москва: Фолио-ТКО АСТ, 1996. - Т. 2. - 372 с.
Словари
3. Щебетать // Толковый словарь Ожегова : [онлайн-ресурс]. -[Б. м.], 2008-2024. - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35954 (дата обращения: 12.05.2025).
Литература
4. Абашева М. С. Воробьева Н. В. Русская женская проза на рубеже XX-XXI веков : учебное пособие по спецкурсу / сост.: М. С. Абашева, Н. В. Воробьева. - Пермь, 2007. - 175 с.
5. Богданова О. В. Современный литературный процесс (К процессу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О. В. Богданова. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. - С. 59.
6. Бычкова О. А. Женские образы в символическом пространстве в творчестве Л. Петрушевской / Бычкова О. А, Крылова Е. В // сб. науч. тр. всеросс. науч-практ. конф. «Национальные языки и литературы в условиях би- и полилингвизма», Чебоксары, 04 июня 2019 г. - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - 2019. - С. 212216.
7. Воробьева Н. В. Женская проза 1980-2000-х годов : динамика, проблематика, поэтика : дис. ... канд. филол. наук. / Н. В. Воробьева. - Пермь, 2006. - 257 с.
8. Гаджиев. М. А. Проблема человека и среды в рассказах Л. Петрушевской / М. А. Гаджиев, М. Р. Газматова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 69. - С. 524-526.
9. Галимова Е. Ш. Поэтика повествования русской прозы XX века 1917-1985 : дис. ... канд. филол. наук. / Е. Ш. Галимова. - Архангельск, 2000. - 360 с.
10. Давлетова А. Р. Эстетические версии женского портрета в рассказах 60-90-х годов XX века : дис. ... канд. филол. наук. / А. Р. Давлетова. - Москва, 2007. - 205 с.
11. Дарк О. Мир может быть любой // Дружба народов. - 1990. - № 6. - С. 223-235.
12. Жорникова М. Н. «Жертвенный» тип героя в малой прозе Л. Петрушевской / М. Н. Жорникова, Е. П. Березкина, Е. Г. Суранова // Вестник Бурятского Государственного университета. Язык. Литература. Культура. - 2016. - № 3. - С. 44-48.
13. Имихелова С. С. Повествовательные стратегии в рассказах Л. Петрушевской // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. - 2019. - № 3. - С.124-128.
14. Касаткина Т. «Но страшно мне: изменишь облик ты» (Заметки о прозе В. Маканина и Л. Петрушевской) // Новый мир. - 1996. - № 4. - С. 212-219.
15. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. / Н. А. Кожевникова. - М. : Институт русского языка РАН, 1994. - 336 с.
..61