Работа сделана на примере учебников под редакцией В.Р. Мединского и Л.Н. Юдовской.
Введение 3
Глава 1. Структурные компоненты современного учебника истории 7
Основной текст 10
Пояснительный текст 11
Вопросы и задания 12
Документы 15
Иллюстрации 15
Глава 2. Сравнительный анализ учебников 17
Анализ основного текста 17
Анализ пояснительного текста 19
Анализ вопросов и заданий 21
Анализ документов 23
Анализ иллюстраций 24
Промежуточный итог 25
Заключение 27
Список литературы 28
Список источников 29
Историческое образование в основной школе является важнейшим элементом формирования у учащихся целостного представления о развитии человеческой цивилизации, а также способствует воспитанию гражданской ответственности и патриотизма. Особое значение в этом процессе занимает преподавание всеобщей истории, которое помогает школьникам понять взаимосвязи между событиями, происходившими в разных регионах мира, и осознать роль различных народов и культур в общемировом историческом контексте. В условиях постоянных изменений в образовательной политике и обновления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) актуальным становится вопрос выбора и анализа учебных материалов, обеспечивающих качественное историческое образование.
Актуальность темы обусловлена необходимостью оценки современных учебников по всеобщей истории для 7-х классов основной школы, которые играют ключевую роль в формировании у школьников базовых исторических знаний и умений. Среди них выделяются учебники под редакцией В.Р. Мединского и Л.Н. Юдовской, которые широко используются в образовательных учреждениях. Несмотря на общие цели и стандарты, данные учебники существенно различаются по структуре, содержанию, методическому обеспечению и акцентам в изложении материала. Проведение сравнительного анализа этих учебников позволит выявить их сильные и слабые стороны, а также определить, насколько они соответствуют задачам современного исторического образования.
Цель данной курсовой работы — провести сравнительный анализ учебников по всеобщей истории для 7-х классов основной школы на примере учебников под редакцией В.Р. Мединского и Л.Н. Юдовской.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Выявить, как должна выглядеть структура современного учебника (в соответствии с материалами современной литературы);
-Выделить критерии, по которым будет проводиться сравнение учебников по Всеобщей истории;
-На основании критериев провести анализ и выявить сильные и слабые стороны каждого учебника.
Анализ источников:
Для выполнения поставленной цели были отобраны два учебника для сравнения.
Первый из них – учебник по Всеобщей истории для 7 класса под редакцией В.Р. Мединского «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII веков». Учебник насыщен богатым иллюстративным материалом, картами, документами и выдержками из трудов историков, что способствует реализации системно-деятельностного подхода и формированию умений самостоятельной работы с исторической информацией. Особое внимание уделяется не только великим открытиям и войнам, но и повседневной жизни людей, что помогает учащимся лучше понять исторический контекст.
Вторым учебником для анализа был отобран учебник, написанный под редакцией Л.Н. Юдовской. Он был создан раньше, чем учебник Мединского, на несколько лет, однако длительно время был одним из наиболее популярных учебников в российских школах. В нем большое внимание уделяется развитию аналитических навыков, что способствует формированию критического мышления у школьников. Иллюстративный и документальный материал, а также разноуровневые задания позволяют разнообразить учебный процесс и повысить его эффективность.
Анализ литературы:
В качестве литературы для курсовой работы были отобраны несколько книг и статей, содержащих необходимую для данной курсовой работы информацию.
Статья Алексашкиной Л. Н. и Ворожейкиной Н. И. «Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников» рассматривает роль визуальных материалов в учебниках истории и их влияние на развитие познавательной деятельности учащихся, что будет проанализировано в соответствующем разделе данной работы.
Монография Дмитриева Г. Д. «Многокультурное образование» посвящена вопросам внедрения принципов многокультурности в образовательный процесс. Эта книга также содержит критерии критического мышления, задействованные при написании первой главы курсовой.
Официальный документ «Об особенностях формирования Перечня учебных изданий для общего среднего образования» от 13.12.2001 регламентирует критерии отбора учебников, включая исторические, и служит нормативной основой для анализа требований к современным учебным изданиям.
Книга Про А. «Двенадцать уроков по истории» содержит информацию, связанную с работой с историческими источниками, которая будет использована при написании первой главы курсовой работы.
Работа Стреловой О. Ю. и Вяземского Е. Е. «Учебник истории: старт в новый век» анализирует эволюцию и структуру современных учебников истории, отражая изменения образовательных стандартов, что важно для оценки содержания учебных материалов. В ней также содержится информация о том, как должен выглядеть современный учебник истории, и какие структурные компоненты он должен содержать.
Статья Синицына О. В. «Каким должен быть современный учебник истории?» обсуждает ключевые характеристики современных учебников, такие как научность и развитие критического мышления, что будет рассмотрено при анализе требований к учебным пособиям.
Исследование Фонсеке А. А. «Дополнительный текст как компонент современного учебника истории» посвящено роли дополнительных текстов в развитии читательской грамотности школьников, что актуально для изучения компонентов учебных материалов.
Методическая работа Шерстневой И. А. «Работа с документами на уроках истории» предлагает рекомендации по использованию исторических документов для формирования навыков анализа и интерпретации.
В заключении можно отметить, что в данной курсовой работе была проделана работа в два этапа. В первой главе были выявлены основные структурные компоненты, которые должен содержать учебник истории: основной текст, пояснительный текст, вопросы и задания, документы и иллюстрации. К ним также были добавлены критерии, которые позволяют дать ответ, удовлетворяет ли учебник тот или иной структурный аспект, или нет.
Во второй главе были проанализированы два учебника: под ред. А.Я. Юдовской и В.Р. Мединского. В результате был сделан вывод о том, что учебник Юдовской предпочтительнее для глубокого и всестороннего изучения истории Нового времени благодаря понятности и глубине материала, а также наличию заданий с элементами критического анализа. Учебник Мединского превосходит по количеству и разнообразию иллюстраций, многоуровневости заданий и развитию критического мышления, особенно в тексте. И, таким образом, учебник Юдовской лучше подходит для системного освоения, а Мединского — для активизации познавательной деятельности и формирования навыков критического мышления. Оба учебника дополняют друг друга и могут использоваться в зависимости от целей обучения.
1) Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-istochniki-v-sovremennyh-uchebnikah-istorii-kak-obekt-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 03.06.2025).
2) Дмитриев Г.Д. Многоклуьтурное образование. Москва: 1999.
3) «Об особенностях формирования Перечня учебных изданий для общего среднего образования и Перечня-каталога учебных изданий для общего среднего образования на 2002/2003 учебный год» от 13.12.2001. № 27 – 51 – 516/11
4) Про А. Двенадцать уроков по истории. Москва: 2000.
5) Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. Москва: Просвещение, 2006. 143 с.
6) Синицын О. В. Каким должен быть современный учебник истории? // Казачество. 2024. №74 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakim-dolzhen-byt-sovremennyy-uchebnik-istorii (дата обращения: 03.06.2025).
7) Фонсека А.А. Дополнительный текст как компонент современного учебника истории: к постановке проблемы исследования развития читательской грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnyy-tekst-kak-komponent-sovremennogo-uchebnika-istorii-k-postanovke-problemy-issledovaniya-razvitiya-chitatelskoy (дата обращения: 03.06.2025).
8) Шерстнева И.А. Работа с документами на уроках истории // Narod. URL: https://sosh-mishutino.narod.ru/ia/rabota_s_dokumentami_na_urokakh_istorii.pdf
Список источников
1) Юдовская А.Я. История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVII век: 7-й класс. Москва: Просвещение, 2023.
2) Мединский В.Р. История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVII век. Москва: Просвещение, 2023.