Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ)

Работа №188111

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Понятие, сущность и взаимосвязь инновационной активности и финансового результата, меры государственного регулирования инновационной активности 6
1.1 Понятия и сущность инновационной активности, отличие от терминов «инновация»
и «инновационная деятельность» 6
1.2 Понятие и сущность финансового результата, ключевые показатели деятельности
компании 10
1.3 Взаимосвязь инновационной активности и финансового результата в исследованиях
зарубежных ученых и консалтинговых компаний 14
1.4 Государственное регулирование инновационной активности бизнеса 17
2 Методы измерения инновационной активности, финансового результата и анализа их
зависимости 25
2.1 Методы измерения инновационной активности компании 25
2.2 Методы измерения финансового результата компании 31
2.3 Методы анализа зависимости между инновационной активностью и финансовым
результатом 35
3 Регрессионный анализ зависимости инновационной активности и финансового результата компании и практические рекомендации по улучшению финансового результата
компании за счет инновационной активности 41
3.1 Регрессионный анализ: обоснование выборки данных и описание проведенного
анализа зависимости инновационной активности и финансового результата 41
3.2 Результаты регрессионного анализа, их интерпретация и практические рекомендации
по улучшению финансового результата компании за счет инновационной активности 54
Заключение 60
Список источников и литературы 68


Инновационная деятельность является одним из главных стратегических инструментов доступных компаниям. Стремительное развитие технологий в XXI веке, успешное внедрение их в бизнес определяют новые векторы развития для всевозможных сфер деятельности. Технологии, безусловно, могут стать отправной точкой на пути к совершенствованию всех процессов в компании, созданию новых продуктов и услуг, и, что наиболее важно, росту рентабельности. Рынок, вне зависимости от масштаба (региональный, национальный, международный), становится все более конкурентным. Очевидно, что одной из основных причин роста конкуренции является стремительный рост доступа компаний к новым технологиям, увеличение числа возможностей для торговли, сотрудничества и безлимитный доступ к любой информации, предоставляемый многочисленными каналами связи. Фактор инноваций в предпринимательстве становится ключевым: благодаря инвестициям в инновации компании могут претендовать на лидирующие позиции в конкурентной борьбе, осваивать новые потребительские рынки более быстрыми темпами, что будет способствовать качественному росту их бизнеса.
Однако несмотря на очевидные преимущества внедрения передовых достижений науки и техники в бизнес-процессы, существует ли прямая связь между технологиями и рентабельностью? Какой практический результат может получить компания от инвестирования в исследования и разработки, покупку и внедрение новейших технологий? Установление степени влияния инновационной активности на финансовый результат необходимо для формирования стратегии компании, укрепления ее позиций и конкурентных преимуществ на рынке. Возникает проблема определения наличия потребности у компаний во вложении средств в исследования и разработки, определения размеров подобных инвестиций, так как большой объем инвестиций не представляет собой гарантию положительного результата. Возможно, в корректировке нуждаются внутренние характеристики компании, которые на данный момент сдерживают инновационную активность.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что инновации сегодня во многом определяют успех долгосрочного развития бизнеса. Затраты на исследования и разработки в зарубежных компаниях исчисляются миллиардами долларов. По величине расходов на НИОКР Россия заняла десятую строку в мировом рейтинге в 2016 году (39,9 млрд. долл.). Возглавили рейтинг США (511 млрд. долл.) и Китай (451,2 млрд. долл.).
Внутренние затраты на исследования и разработки в России в 2017 году составили более
1019,2 млрд руб., что на 2,6% больше, чем годом ранее. Доля затрат на НИОКР в валовом внутреннем продукте в 2017 году увеличилась с 1,1 до 1,11%. Таким образом, в последние годы наблюдается положительная динамика в затратах предприятий на исследования и разработки. Компании уделяют больше внимания внедрению инноваций, что способствует улучшению финансовых результатов их деятельности и оказывает положительное влияние на конкурентоспособность. Следовательно, представляется важным изучение влияния инновационной активности предприятия на финансовый результат.
Цель исследования: изучение теоретических, методологических и практических основ влияния инновационной активности на финансовый результат российских публичных компаний.
Объектом исследования является влияние инновационной активности на финансовый результат российских публичных компаний реального сектора.
Предмет исследования: теоретические, правовые и методологические основы измерения инновационной активности предприятий и ее влияния на финансовый результат компании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, определившие структуру выпускной квалификационной работы :
1) Сформулировать и разграничить значения понятий «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная активность»;
2) Раскрыть сущность понятия «финансовый результат»;
3) Проанализировать существующие релевантные исследования и их результаты;
4) Охарактеризовать политику государственного регулирования инновационной активности бизнеса;
5) Рассмотреть существующие методы измерения инновационной активности и финансовой результативности;
6) Провести проверку функциональной зависимости величины расходов на исследования и разработки и финансового результата компании;
7) Провести проверку функциональной зависимости внутренних характеристик компаний и величины их расходов на исследования и разработки;
8) Сформулировать выводы и рекомендации на основании результатов проведенного анализа.
При написании выпускной квалификационной работы были применены следующие общенаучные и специальные методы исследования: метод анализа, сравнительный анализ, метод синтеза, регрессионный анализ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В XXI веке роль инноваций в экономике и развитии бизнеса нельзя отрицать. Для успешного осуществления деятельности, сохранения позиций на рынке, получения новых конкурентных преимуществ и привлечения новой аудитории потребителей организациям необходимо вкладывать ресурсы в качественное развитие своего инновационного потенциала. В данной работе была сделана попытка ответить на вопрос о влиянии инновационной активности компаний на их финансовый результат, то есть определить степень целесообразности вложений в исследования и разработки.
Так, первая глава была посвящена теоретическому аспекту поставленного вопроса. В параграфе 1.1 были рассмотрены и разграничены понятия «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная активность», приведены различные подходы к трактовке термина «инновационная активность». Сравнение определений выявило разнобой во мнениях ученых относительно понятия «инновационная активность». Одни исследователи трактуют данный термин как отдельный вид деятельности, в то время как другие отводят инновационной активности роль характеристики инновационной деятельности предприятия. Был проведен критический анализ предлагаемых определений инновационной активности, выделены их преимущества и недостатки, и сформулировано новое определение инновационной активности.
Инновация - это не только гениальная идея, развитие которой приведет к революционным открытиям и достижениям, но и внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с понятием инновационной активности. Несмотря на видимое сходство, названные понятия имеют разную сущность, в частности деятельность представляет собой занятие или совокупность действий, а активность предполагает непосредственное участие в деятельности. Инновационная деятельность подразумевает научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие мероприятия, проведение которых в совокупности приводит к созданию и внедрению качественно нового или усовершенствованию существующего продукта или услуги на рынке. В свою очередь, инновационная активность - это характеристика степени интенсивности инновационной деятельности компании, зависимая от внешних и внутренних факторов, с помощью которой проводится оценка уровня достижения диктуемых спросом приращений новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных и других показателей и степени вовлечения новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот.
В параграфе 1.2 рассматривалось понятие «финансового результата». Было отмечено, что в широком смысле названный термин характеризует степень того, насколько результативны принимаемые компанией решения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности, однако для лучшего понимания, что действительно представляет собой компания сегодня и какой стратегии менеджерам следует придерживаться в будущем, необходим анализ ключевых показателей, а именно ключевых показателей результативности (KRI) и ключевых показателей эффективности (KPI).
Взаимосвязь инновационной активности и финансового результата как предмет исследований ученых и консалтинговых компаний легла в основу параграфа 1.3. Был проведен анализ существующих зарубежных исследований разной степени давности. Стоит отметить, что большинство исследователей подтверждают наличие зависимости между величиной расходов на НИОКР и финансовым результатом компании. Тем не менее, рост затрат на исследования и разработки не всегда является показателем успеха инновационной деятельности. Некоторые компании, традиционно считающиеся главными новаторами, инвестируют в НИОКР меньше конкурентов. Например, доля затрат на разработки в компании Apple составляет примерно 6,5% от объема выручки, в то время как среднее значение для отрасли около 7,6%.
На основании исследования «Глобальные лидеры инноваций» (Global Innovation 1000 Study), проведенного компанией Strategy& в 2018 году были выявлены 5 ключевых характеристик компаний-новаторов и сделан вывод о том, что инновационное превосходство и его результаты в виде высокой производительности бизнеса нельзя купить за деньги, а можно получить, в основном, благодаря проявлению повышенного внимания к инновационной и бизнес-стратегии компании, культуре вовлечения менеджеров и других сотрудников на всех этапах в процесс создания и внедрения инноваций.
В параграфе 1.4 внимание сконцентрировано на государственном регулировании инновационной активности бизнеса: охарактеризованы основные методы стимулирования инновационной активности, предложены некоторые изменения в части налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий. Среди применяемых сегодня методов были выделены: нормативно-правовое регулирование создания инновационной продукции и инновационных услуг (Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации», Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»), создание специализированных фондов, разработка и реализация программ инновационного развития компаниями с государственным участием, налоговое стимулирование инновационной деятельности компаний и прямая финансовая поддержка проектов. Так как метод налогового стимулирования состоит в отказе государства от части средств, которые должны были поступить в бюджет в виде налогов и, следовательно, является наименее затратным, были рассмотрены меры налогового стимулирования заграницей и, впоследствии, предложены следующие меры налогового стимулирования инновационной активности в России:
— Ограничение процентных ставок на инвестиционный налоговый кредит;
— Принятие во внимания сумм предоставления инвестиционных налоговых кредитов при разработке региональных бюджетов;
— Снижение ставок по налогу на прибыль для высокотехнологичных предприятий;
— Внедрение практики предоставления отдельным категориям предприятий беспроцентных налоговых инвестиционных кредитов на более длительный срок;
— Упрощение процедуры получения инвестиционного налогового кредита;
— Применение налоговых вычетов на прибыль от продажи акций в целях стимулирования инвестиций в инновационные проекты.
Активная позиция государства в инновационном процессе может значительно ускорить темпы развития отраслей. В современном мире роль государства не ограничивается спонсированием фундаментальной науки и новых разработок. Государство может определять приоритетные направления, выявлять критические уязвимости в отраслях, а также перспективные ниши и компании, обеспечивая их значимой поддержкой. Не менее важно понимать, что препятствует инновациям, и активно работать над устранением этих барьеров. Под эгидой государства могут быть организованы площадки для сотрудничества и диалога крупного бизнеса из различных отраслей, науки и стартапов для поиска новых идей и решения сложных комплексных проблем. Нужно продолжать курс на продвижение инноваций и предпринимательской деятельности, в том числе более активно распространять истории успеха российских компаний, ученых и предпринимателей. Наконец, государство как основной акционер крупных российских компаний может стимулировать их инновационное развитие — например, с помощью инструментов корпоративного управления.
Показательный пример развития инноваций в масштабе целой страны и особенной роли государства в этом процессе — Южная Корея . Сегодня это одна из наиболее инновационных и эффективных стран мира. В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран, публикуемом Всемирным экономическим форумом, Южная Корея занимает 26 место среди 137 стран. При этом по показателю макроэкономической стабильности она на втором месте, по уровню развития инфраструктуры — на 8-м, а по показателю инновационного потенциала — на 18-м. 4,2% ВВП страны направляется на НИОКР, а ВВП на душу населения составляет 30 тыс. долл. США. Благодаря государственной политике поддержки инноваций в Южной Корее сегодня работают центры промышленных исследований как национальных компаний (Samsung, LG, Posco и других), так и международных (IBM, Siemens, Microsoft). Свой инновационный путь страна начала во второй половине XX века. Основными факторами успеха стала государственная стратегия, направленная на развитие человеческого капитала и внедрение сбалансированного подхода, сочетающего государственную поддержку исследований с привлечением иностранного капитала.
Глава 2 посвящена методам измерения инновационной активности и финансового результата для измерения эффективности разработанных и внедренных инноваций и измерения финансового результата компании за определенный период.
Так, отмечается, что измерение инновационной активности компании представляет собой трудную задачу. Не всегда просто вывить эффективные индикаторы инновационной активности, многие организации измеряют то, что легко измерить, а не то, что подходит конкретно для их вида деятельности в долгосрочной перспективе. Были выделены следующие основные методы оценки инновационной активности предприятия:
— Доля инновационной продукции в общем объеме;
— Затраты на НИОКР;
— Наличие собственных или приобретенных объектов интеллектуальной собственности;
— Количество запущенных инновационных проектов;
— Количество зарегистрированных патентов;
— Количество новых продуктов;
— Получение эффекта от инноваций.
В связи с тем, что в открытом доступе недостаточно данных по названным выше критериям, было принято решение рассмотреть иные методы оценки инновационной активности. Были выделены некоторые дополнительные критерии оценки инновационной активности компании, а именно:
— Численность кадрового состава;
— Рыночная стоимость компании;
— Величина долговых обязательств компании.
Также были названы недостатки некоторых вышеприведенных показателей. В частности, расходы на НИОКР демонстрируют свою эффективность только по прошествии времени, то есть присутствует временной лаг, а недостатком ведения патентной статистики является то, что патент сложно оценить с точки зрения экономического анализа, так как информация о нем в основном базируется на технологических и функциональных принципах изобретения.
При проведении анализа стало очевидным, что барьером для максимально точной оценки инновационной деятельности и инновационного потенциала компании со стороны выступает дефицит инсайдерской информации, так как данные для анализа доступны только из сведений, публикуемых компаниями. Поэтому были предложены следующие меры по уточнению измерения инновационной активности:
— Повышение прозрачности данных отчетности компаний, публичных и не являющихся публичными;
— Совершенствование существующих баз данных: обеспечение доступа к выгрузке данных по имеющимся в базе показателям по определенному пользователем перечню компаний;
— Поощрение сотрудничества бизнеса, научно-исследовательских организаций и государственных органов в реализации совместных проектов и обмена данными;
— Разработка национальной базы данных по инновационной активности компаний (по аналогии The Community Innovation Survey, CIS).
В параграфе 2.2 были охарактеризованы некоторые показатели финансовой результативности, а именно рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиционных вложений, показатели конверсии преобразование НИОКР в продукт (RDP, R&D-to-product conversion) и преобразование новых продуктов в прибыль (NPM, new-products-to-margin conversion). С помощью расчета названных показателей можно определить, насколько изменится положение фирмы при внедрении той или иной инновации.
В целях улучшения системы управления инновационной деятельностью на предприятии было предложено создание классификации показателей инновационной активности и финансового результата по пяти категориям.
Первые четыре из пяти категорий представляют различные аспекты управления инновациями, в то время как к пятой категории относятся показатели, связанные с финансовым результатом от инновационной деятельности.
1. Возможности
Первая категория характеризует возможности, которые есть у компании, в части создания и управления инновациями. К данной категории относятся как человеческий капитал (компетенции, навыки сотрудников), так и финансовый капитал (возможности привлечения ресурсов, собственные средства).
2. Процесс
Ко второй категории относятся показатели, характеризующие процесс управления инновационной активностью от возникновения идеи до ее запуска (бюджет, выделенный на инновации; скорость обратной связи; скорость трансформации идеи на каждом этапе).
3. Корпоративная культура
Инновационная корпоративная культура поддерживает инновационную активность компании и требует постоянного совершенствования, новых знаний и экспериментов, баланса между свободой и ответственностью. Показателями в этой категории могут быть количество идей, инициатив, исходящих непосредственно от сотрудников или время, затр ачиваемое ими на разработку инновационных проектов.
4. Стратегия и лидерство
Для достижения стратегических целей компании показатели инновационной активности должны быть с ними сопоставимы, так как в противном случае возникает риск траты времени и ресурсов на второстепенные задачи. Показателями данной группы могут быть время, затраченное руководством на стратегические инновации или число сотрудников руководящего звена, прошедших обучение, связанное с инновационным управлением.
5. Финансовый результат
Эта категория отличается от предыдущих тем, что входящие в нее показатели предназначены для измерения полученного результата от инновационной деятельности, в то время как показатели первых четырех категорий необходимы для измерения достаточности ресурсов для достижения положительного результата.
В заключительном параграфе 2 главы было приведено описание методик анализа зависимости между инновационной активностью и финансовым результатом: коэффициент контингенции Пирсона, коэффициент ассоциации Юла и регрессионный анализ. В сравнении с названными коэффициентами Пирсона и Юла регрессионный анализ отличается возможностью многократного использования построенных моделей и графической наглядностью результатов. Также были сформулированы гипотезы для проверки.
В первом параграфе главы 3 представлено подробное описание этапов анализа сформулированных гипотез. Было обнаружено подтверждение зависимости инновационной активности и финансового результата и зависимости величины расходов на НИОКР от некоторых внутренних характеристик компании. Стоит отметить, что ограничениями объективности проведенного исследования являются объем выборки и специфика российских компаний. В параграфе 3.2 результаты регрессионного анализа были интерпретированы более подробно. Было установлено, что постоянный рост расходов на исследования и разработки не обеспечивает стабильного улучшения финансового состояния компании (максимальный размер расходуемых НИОКР, после которого ROA демонстрирует снижение составил 438 938,274 тыс. руб.). В связи с этим очевидна необходимость контроля над величиной расходов на НИОКР и управления качеством осуществляемых инвестиций в инновации. Кроме того, отмечалось, что с ростом капитализации увеличиваются и расходы на НИОКР, необходимые для поддержания достигнутого положения в отрасли. Коэффициент регрессии показал рост расходов на НИОКР на 641,095 тыс. руб. при росте капитализации на 1 млрд. руб. Полученный вывод вновь подтвердил необходимость контроля над уровнем расходов на исследования и разработки, планировании соразмерных расходов на НИОКР с темпом роста капитализации. Наличие функциональной зависимости между числом сотрудников и величиной расходов компании на НИОКР позволило предположить, что компетентность сотрудников, их участие в разработке и внедрении инновационных проектов оказывает положительное влияние на уровень инновационной активности предприятия, однако влечет за собой дополнительные расходы. Принцип организации рабочего времени «70/20/10» был предложен в качестве способа повышения вовлеченности сотрудников в инновационную деятельность компании без осуществления дополнительных затрат.
Также была отмечена необходимость единого алгоритма для осуществления контроля за инновационной активностью в компании:
1. Диагностика и анализ ситуации на рынке, определение проблемы, постановка задачи;
2. Рассмотрение альтернатив и выбор предпочтительных;
3. Организация процесса разработки и внедрения инновационного решения;
4. Мотивация участников процесса;
5. Систематическая оценка результатов и обратная связь.
Представленный алгоритм подразумевает создание системы управления инновациями как ценного ресурса для развития потенциала организации, расширения горизонтов ее деятельности и укрепления финансовой устойчивости. Процесс управления инновациями включает отбор инновационный проектов, наиболее согласующихся с потребностями общества, минимизацию рисков разработки и внедрения инноваций, создание корпоративной культуры и оценку результатов на основании показателей эффективности, например, с помощью предложенной ранее классификации.
Таким образом, на основании представленных результатов, можно сделать вывод о том, что инновации ведут к улучшению финансовых результатов предприятий, поэтому компаниям не стоит пренебрегать инвестированием в исследования и разработки. В противном случае риск потери конкурентоспособности возрастает. Инновационное развитие актуально для компаний и организаций любого масштаба и специфики. Глобальные тренды, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки — и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.06.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О науке и государственной научно -технической политике [Электронный ресурс] : федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ : (ред. 23.05.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ : (ред. 27.12.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
5. Об инновационном центре «Сколково» [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ : (ред. 27.12.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научноисследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н : (ред. 16.05.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Аксюта Ф. Н. Корпоративная система управления проектами - эффективный инструмент управления инновационной деятельностью предприятия // Управление экономическими системами. - 2017. - №1. - С. 1-13.
8. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: Методологические аспекты. Монография / Г. В. Савицкая. - М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
9. Антипин Д. А. Инновационно-активные предприятия: критерии соответствия и основные показатели функционирования в РФ / Д. А. Антипин, О. В. Антипина // Вестник ИрГТУ. -
2015. - №6. - С. 157-162.
10. Баранова И. В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза / И. В. Баранова, М. В. Черепанова // Сибирская финансовая школа. - 2006. - №4. - С. 163-167.
11. Баранчеев В. П. Управление инновациями : учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 783 с.
12. Барсукова И. В. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты : учебник / И. В. Барсукова, П. И. Камышанов, И. М. Густяков. - М.: ФБК-Пресс, 2010 г. - 520 с.
13. Бархатов В. И. Инновационная активность в России: субъективный анализ / В. И. Бархатов, Ю. Ш. Капкаев, Е. С. Силова, Д. С. Бенц // Вестник СурГУ. - 2019. - №1. - С. 28-36.
14. Брюханова О. И. Взаимосвязь финансовых показателей фирм и расходов на НИОКР // Экономические науки. - 2016. - №6. - С. 43-47.
15. Брюханова О. И. Влияние сфер организаций на инновационную деятельность // Экономические науки. - 2015. - №4. - С. 44-48.
..88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ