Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЕРХНОСТНЫЕ СПОРОВО-ПЫЛЬЦЕВЫЕ СПЕКТРЫ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (В ПРЕДЕЛАХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

Работа №188108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

биология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
1 Поверхностные спорово-пыльцевые спектры и их значение для реконструкции растительности (литературный обзор) 5
1.1 Поверхностные пробы и их значение для реконструкции растительности прошлого 5
1.2 Пыльцевой дождь 13
1.2.1 Факторы, влияющие на формирование спорово-пыльцевого спектра 14
1.2.2 факторы, влияющие на сохранность пыльцы в отложениях 17
1.3 Зональные спорово-пыльцевые спектры 20
2 Физико-географическая характеристика района исследований 24
2.1 Рельеф 24
2.2 Гидрографическая сеть 25
2.3 Климат 26
2.4 Растительность 29
3 Материалы и методы 32
4 Анализ поверхностных спорово-пыльцевых спектров ландшафтов севера Западной Сибири 39
4.1 Описания точек отбора и окружающей их местности 39
4.1.1 Подзона южной тундры 39
4.1.2 Зона лесотундры 40
4.1.3 Подзона северной тайги 42
4.2 Описание палиноморф встреченных в субрецентных СПС 45
4.2.1 Пыльца 45
4.2.2 Споры 50
4.2.3 Непыльцевые палиноморфы (ИНН) 53
4.2.4 Пыльцевые терратоморфы 53
4.3 Субрецентные спорово-пыльцевые спектры 56
4.4 Сравнение состава субрецентных спорово-пыльцевых спектров и растительности 62
ВЫВОДЫ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67


Спорово-пыльцевой (палинологический) анализ - один из методов реконструкции растительности и оценки климатических условий прошлого на основе изучения спектров пыльцы и спор в отложениях. Спорово-пыльцевой спектр (палиноспектр) представляет собой совокупность пыльцы, спор и других палиноморф, выделенных при анализе единичной пробы [Рудая, 2010].
Современные спорово-пыльцевые спектры (СПС) подразделяются на рецентные и субрецентные. Рецентные (годичные) СПС собираются с помощью пыльцевых ловушек рассчитанных на сбор пыльцы в течение определённого периода времени. Субрецентные спорово-пыльцевые спектры формируются в течение нескольких лет (2-5), что ведёт к усреднению процентных соотношений в составе спектров. Изучение современных спектров позволяет получать количественные данные и оценивать палинологические спектры не только в относительных, но и в абсолютных показателях. Изучение современных спорово-пыльцевых спектров необходимо для адекватной реконструкции растительности прошлых эпох. Интерпретация
палеопалиноспектров строится на допущении взаимосвязи между климатом и составом спорово-пыльцевых спектров, благодаря чему можно реконструировать палеорастительность и палеоклимат.
Формирование спорово-пыльцевых спектров - многокомпонентный и сложный процесс. Для достоверной интерпретации СПС необходимо изучать и учитывать факторы, влияющие на их формирование, такие как пыльцевая продуктивность растений, зависимость сохранности оболочек пыльцевых зёрен (ПЗ) от типа отложений, способность ПЗ к транспортировке водой и воздухом и т.д. Каждый из этих факторов даёт представление об отдельном элементе многофакторного процесса формирования спектра и является серьёзным инструментом при интерпретации данных, однако отдельно выбранный фактор не может дать представление о конечном результате [Букреева, 1986]. Для более достоверной интерпретации необходимо комплексное изучение максимально большого числа факторов, влияющих на формирование СПС.
Изучение качественного и количественного состава рецентных СПС лежит в основе экологического мониторинга атмосферы и напрямую связано с прикладными проблемами аллергологии и иммунологии. При изучении рецентных проб можно проследить периоды пыления растений, что позволяет прогнозировать терапию для больных палинозами. Кроме того, изучение особенностей формирования и динамики состава воздушных споро-пыльцевых спектров тесно связано с фундаментальными проблемами реконструкции растительности и климатов прошлого, что необходимо для понимания процессов эволюции экосистем. Общеизвестна роль пыльцы в панмиксии растений, в поддержании динамического равновесия в биогеоценозах по линии трофических связей [Головко, 2001].
Под влиянием неблагоприятных факторов, связанных с техногенными воздействиями, влияющих на локальную экологическую обстановку, ухудшается состояние генеративной сферы растений, в связи с чем возрастает содержание тератоморфной пыльцы [Клейменова, 2003]. Это показывает, что изучение рецентных проб может использоваться как инструмент мониторинга локальной экологической обстановки.
Цель работы: определение состава поверхностных спорово-пыльцевых спектров в фитоценозах растительных зон севера Западной Сибири для выявления их соответствия составу современной растительности, т.е. для выявления фитодиагностических особенностей СПС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести отбор мохово-лишайниковых рецентных проб по долготному градиенту от южной кустарниковой тундры через лесотундру до тайги с описанием растительности на местах отбора проб.
2. Определить и подсчитать основные типы палиноморф, присутствующих в субрецентных СПС, сделать их микрофотографии.
3. Сопоставить комплексы субрецентных палиноспектров с современной растительностью.
4. Выделить основные закономерности формирования палиноспектров и отражения ими окружающей растительности на основе материалов, собранных в Ямало-Ненецком автономном округе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В субрецентных спектрах выявлено 22 палиноморф, в том числе пыльцевые зерна 5 таксонов деревьев, 3 таксона кустарников, 1 таксон кустарничков (Ericales), 9 таксонов травянистых растений, споры 1 таксона мхов (Sphagnum sp.) и 2 таксонов сосудистых споровых растений (Equisetum sp. и Lycopodium sp.) и 1 таксон непыльцевых палиноморф (Amphitrema sp.).
2. Во всех полученных субрецентных спорово-пыльцевых спектрах изученных подзон (южная тундра, лесотундра, северная тайга) присутствует пыльца Pinus sibirica и P. sylvestris, что связано с ее высокой летучестью, и пыльца Betula nana. Участие пыльцы видов Pinus увеличивается от южной тундры (12,6-24,4 % в сумме) к лесотундре (8,3-63,7 %) и северной тайге (49,766,7 %), что отражает увеличение участия этих видов в лесных ценозах. Участие пыльцы Betula nana по тому же градиенту уменьшается от 27,8-49,2 % к 19-36,3 % и 3-12.6 %, что отражает уменьшение участия этого кустарника в растительном покрове.
3. Содержание пыльцевых зерен Larix и Picea во всех спектрах низкое. Низкое содержание пыльцы Picea sp. в спектрах лесотундры и северной тайги отражает низкое участие Picea obovata в древостое. Низкое содержание пыльцы Larix в спектрах лесных территорий не отражает значительное участие Larix sibirica в древостое и связано с ее быстрой разрушаемостью и низкой летучестью.
4. Значительное содержание спор Sphagnum и непыльцевых палиноморф Amphitrema является индикатором повышенной влажности местообитаний, а их корреляция отражает процесс заболачивания.
5. Пиковые значения содержания содержания пыльцы Rubus chamaemorus (T-8, 43,2 %), Ericales (Т-2, 32,8 %) и Betula sp. (Н-8, 43,3 %) обусловлены пылением видов этих пыльцевых таксонов в точках отбора проб.
6. При интерпретации ископаемых спорово-пыльцевых спектров необходимо учитывать дальний разнос пыльцы Pinus sibirica и P. sylvestris, которая может присутствовать и в спектрах безлесных территорий, в этом случае необходимо учитывать содержание ее в спектрах: в безлесных ценозах возможно участие пыльцы этих видов до 20-24 %, содержание более 25 % свидетельствует о присутствии этих видов в ценозе. В то же время наличие даже небольшого числа пыльцевых зерен Larix в спорово-пыльцевом спектре говорит о наличии фитоценоза со значительным участием лиственницы.



1. Атлас Ямало-Ненецкого Автономного Округа / ФГУП «Омская картографическая фабрика» - 2004. - 303 с.
2. Березина Н. А. О разрушении пыльцы древесных пород в различных условиях водно-минерального режима / Н. А. Березина, С. Н. Тюремнов // Вестн. МГУ. Сер биол.-почв. - 1965. - № 5. - С. 62-71.
3. Березина Н. А. О сохранности пыльцы в отложениях голоцена / Н. А. Березина, С. Н. Тюремнов // Вестн. МГУ. Сер биол.-почв. - 1967. - № 5. - С. 74-86.
4. Букреева Г. Ф. Палиностратиграфия и палеогеография Каспийского моря в голоцене по результатам моделирования палеоклиматов / Г. Ф. Букреева, В. А. Вронский // Палинология в России. - 1995. - Т. 2.- С. 12-26
5. Букреева Г. Ф. Зональные особенности составов рецентных споровопыльцевых спектров долины р. Оби и их взаимосвязь с показателями современного климата / Г. Ф. Букреева, Г. М. Левковская // Проблемы реконструкции климата и природы среды Голоцена и Плейстоцена Сибири. - Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии Со Ран, 2000. - С. 48-55.
6. Букреева Г. Ф. Определение палеоклиматов по палинологическим данным (методика целевой интерационной классификации и регрессионного анализа) / Г. Ф. Букреева, М. Р. Вотах, А. А. Бишаев. - Новосибирск: Изд-во ИГиГ, 1986. - 190 с.
7. Головко В. В. Исследование пыльцевой компоненты атмосферного аэрозоля юга Западной Сибири / В. В. Головко. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Новосибирск, 2001. - 16 С.
8. Голубева Л. В. Спорово-пыльцевые спектры четвертичных отложений северо-западной части Западно-Сибирской низменности. / Л. В. Голубева // Тр. геол. ин-та - 1960. - Вып. 31. С. 5-41.
9. Гричук В. П. Анализ ископаемых пыльцы и спор и его применение в палеогеографии / В. П. Гричук, Е. Д. Заклинская - М.: Географтиз, 1948. - 211 с.
10. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю.
- Кишинев, 1989. - 406 с.
11. Кабайлене М. В. Формирование пыльцевых спектров и методы их интерпретации с приложением к стратиграфии и истории лесов голоцена Литвы / М. В. Кабайлене. Автореф. дис. докт. геолого-минералогических наук. - Вильнюс, 1973. - 45 с.
12. Клейменова Г. И. Палинологические исследования для оценки состояния окружающей среды в прошлом и настоящем / Г. И. Клейменова // Вестник СПбГУ. Сер. 7. - 2003. - Вып. 3 (№ 23) - С. 51-61.
13. Малаева Е. М. Региональные особенности распространения пыльцы в современном аллювии / Е. М. Малаева // Методические аспекты палеоботанических реконструкций. Поздний кайнозой Монголии. - М.: Наука, 1989. - С. 24-40.
14. Мальгина Е. А. Спорово-пыльцевые спектры поверхностных проб из разных географических зон Поволжья / Е. А. Мальгина // Материалы по геоморф. и палеог. - 1952. - Т. 7. - С. 34-65.
15. Нейштадт М. И. Спорово-пыльцевой метод в СССР. / М. И. Нейштадт.
- М.: Изд-во АН СССР, 1952. - 223 с.
..32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ