Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты семейного воспитания………………………………5
1.1. Семья и её социальные функции……………………………………………5
1.2. Роль родителей в формировании жизненного комплекса ребёнка………..9
1.3. Влияние семейных традиций и ориентиров на саморазвитие жизненного комплекса ребёнка……………………………………………………………….11
2. Роль рязанской семьи в жизни академика И.П. Павлова…………………...16
2.1. История семьи Павловых…………………………………………………...16
2.2. Родительское содействие саморазвитию И.П. Павлова. Личное отношение И.П. Павлова к ценностям его семьи……………………………...18
2.3. Этапы жизненного саморазвития учёного. Результаты его самореализации…………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
А подо всем – всегдашнее спасибо отцу с матерью,
приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни
и давшим возможность получить высшее образование.
И. П. Павлов
Актуальность исследования. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в
Раскрывая тему исследования, первоначально мы приходим к выводу о том, что с точки зрения ценностных ориентаций родителей И.П. Павлова их педагогические старания потерпели неудачу. Но если изменить угол взгляда на конкретно-исторический опыт, то картина меняется диаметрально и родители оказываются победителями. Ведь сверхзадачей семейной педагогики является не самореализация взрослых, а эффективное содействие саморазвитию детей. И главным оценочным критерием этого служат их жизненные успехи. А у Ивана Петровича они достигли мирового масштаба.
На пути к вершине славы, самоотверженно самореализуясь, ученый давал простор для саморазвития, инициативы и самостоятельности и своим молодым сотрудникам. Тех из них, кто действительно вышел на самостоятельную дорогу научных поисков, он с уважением, аллегорично называл отцовским садоводческим термином «отсадки». И в этом реальном, и в образном отношении к молодым коллегам нами усматривается
1. Андреянов А.А. Саморазвитие и созидание как ориентиры самоопределения личности//Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: сб. тр. Международной науч. конф., посвящ. 200-летию пед. образования в КФУ/ под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012.– С. 16 – 19.
2. Безрогов, В.Г. Воспоминания о детстве как способ его биографической реконструкции // Педагогичесая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 30 сент. – 2 окт. 2002 г. – М., 2002. – С. 24–25.
3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд. МГУ, 1988. —268 с.
4. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки, №4. 1980. с. 7 – 11.
5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М. 1999. – 211 с.
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990. – 207 с.
7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.
8. Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова [Электронный ресурс] // Сайт Мемориального музея-усадьбы академика И.П. Павлова. – Режим до-ступа : http://museumpavlov.ru/main.php (дата обращения 29.04.15).
9. Павлов И.П. Мои воспоминания [Электронный ресурс] // И.П. Павлов: pro et contra: Личность и творчество И.П. Павлова в оценке современников и историков науки (к 150-летию со дня рождения) : антол. / сост., биогр. очерк и примеч. Ю.П. Голикова, К.А. Ланге ; Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. христиан. гуманитар. ин-т. – Режим доступа : http://lib.rus.ec/b/454012/read (дата обращения 27.04.2015).
10. Прохоров А.В. Концептуально-педагогические основы саморазвития человека: монография / А.В. Прохоров. – Рязань: Издательство «Концепция», 2014. – 136 с.
11. Савин М.В. Генезис традиционности в педагогике России: историко- педагогический аспект. – Волгоград. 2004. – 217 с.
12. Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т.2. /Руководитель научного проекта Г.Ю.Семигин. – М. 2003. – 711 с.
13. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор Г.В.Осипов. – М. 1998. - 417 с.
14. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). – М., 1986. – 301 с.
15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения, 1980, т. 2. – 311 с.
16. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на- Дону.1997. – 603 с.