ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовая грамотность будущих менеджеров образования 10
1.1 Сущность правовой грамотности менеджера образования 10
1.2 Условия формирование правовой грамотности 17
1.3 Анализ программы «Образовательный менеджмент» 21
1.4 Анализ правовой грамотности магистрантов группы ПП16-57М 24
1.5 Исследование проблемно-правовых вопросов и ситуаций,
возникающих в образовательных организациях г. Красноярска 29
Выводы по первой главе 37
2. Электронный курс «Правовая грамотность менеджера образования» как средство правового самообразования будущих менеджеров образования 39
2.1 Значение электронных курсов как средства самообразования и
поддержки внеаудиторной работы студентов в вузе 39
2.2 Общая характеристика электронного курс «Правовая грамотность
менеджера образования» 43
2.3 Этапы и средства разработки электронного курса «Правовая
грамотность менеджера образования» 46
2.4 Содержание и структура электронного курса «Правовая грамотность
менеджера образования» 51
2.5 Результаты апробации электронного курса «Правовая грамотность
менеджера образования» 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Российское общество сегодня находится в новых нормативно-правовых и социально-экономических условиях в которых существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки менеджеров организаций [9].
В связи с этими обстоятельствами, сегодня особо остро стоит актуальность проблемы качественной профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования, которое получило как новые правовые формы, так и новое правовое содержание [9].
Современным обществом предлагается принципиально новая совокупность ценностей. В их основе лежит общая компетентность, а одним из звеньев ее составляющей является - правовая компетентность специалиста [10]. Это подтверждается и отражается в различных профессиональных стандартах, в том числе, в профессиональном стандарте «Руководителя образовательной организации», где четко прописано, что в необходимые умения руководителя образовательной организации входит способность ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы в сфере образовательной деятельности, а в необходимые знания входит знание законодательства РФ и ее субъектов в сфере образования [1]. В профессиональном стандарте педагога [2] в необходимые знания включается знание законов в сфере образования и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации; знание нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; знание трудового законодательства, а также соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Концепция государства по обеспечению и защите прав и свобод человека обозначает не только необходимость проведения теоретического исследования проблемы правовой компетентности в российском профессиональном образовании, но и их практического решения. Международными договорами закреплена обязанность государств в распространении знаний и информации о правах человека, а также осуществление правовой подготовки разных групп населения. Государства - участники ООН в рамках Хельсинского процесса взяли на себя обязанность поддерживать преподавание правовых знаний в учебных заведениях. Вследствие этого очевидным становится то, что важно осуществлять правовую подготовку не только профессиональных юристов и студентов юридических специальностей, но также и студентов неюридических направлений подготовки и специальностей. Государственные стандарты российского образования бросают вызов ВУЗам в подготовки не только специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, но и имеющими высокий уровень сформированной правовой компетенции [11].
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одной из целей образования определят подготовку людей, которые будут способны жить в гражданском обществе и правовом государстве [3]. Освоение правовых институтов в связи с этим условием становится одним из направлений преобразований. Содержание профессиональной подготовки специалистов, если рассматривать ее со стороны воздействия на развитие правовой компетентности, нуждается в проведении анализа.
Развивающееся современное общество требует образованных и предприимчивых менеджеров, которые отвечают специальным требованиям и сочетают в себе многообразие знаний: управленческих, экономических, правовых и др. Профессиональная деятельность современного менеджера наполнена множеством профессиональных функций, в то же время, вопреки очевидной значимости правовой подготовки менеджера, на сегодняшний день исследованиям, посвященным формированию и повышения уровня правовой компетентности менеджера образования уделяется недостаточно внимания [9].
Под правовой компетентностью менеджера подразумевается знание, а также выполнение им - менеджером, социальных правил и норм поведения, которые устанавливаются государством в соответствии с его правами, обязанностями и полномочиями. Однако следует справедливо заметить то, что у подавляющего числа менеджеров отсутствует такая компетентность, а также отсутствует система, которая бы формировала правовую компетентность менеджеров. Компетентный подход в организации правовой подготовки менеджера отражается в решении первоочередной проблемы создания системы правового государства через профессиональное образование. Из этого следует, что проблема повышения качества и уровня правовой подготовки менеджеров на сегодняшний день приобретает особую актуальность [9].
Проблема и противоречия. На социально-педагогическом уровне проблема формирования правовой компетентности менеджеров образования заключается в противоречии между реальными запросами и потребностями современного общества, которому требуются предприимчивые и образованные менеджеры образования, которые должны отвечать особым требованиям и сочетать в себе разносторонние и многообразные знания из различных областей права, и сложившейся на сегодняшний день педагогической практикой в системе высшего образования менеджеров в аспекте их правовой подготовки.
На научно-теоретическом уровне, проблема заключается в отсутствии как такового понятия и паспорта профессии «менеджер образования» и теми противоречиями которые возникают вследствие этого.
На научно-методическом уровне проблема заключается в том, что управленческая деятельность менеджеров в сложившихся современных условиях связана с необходимостью решать постоянно возникающие задачи различного характера: управленческие, организационные, административно- правовые, финансовые и др. Тем не менее при традиционном обучении студентов - будущих менеджеров образования, не уделяется должного внимания их правовой подготовке, о чем свидетельствует анализ образовательной программы «Образовательный менеджмент». Также необходимо изучить и осветить вопрос педагогических средств формирования правовой компетенции менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Из этого справедливо следует и становится очевидным, что профессиональная подготовка студентов - будущих менеджеров, требует от вуза дополнительной педагогической цели - формирование правовой компетентности [10].
Целью исследования является: разработка электронного курса в системе Moodle, предназначенного для поддержки самообразования в области права и повышения уровня правовой грамотности у магистрантов направления «Образовательный менеджмент».
Объект исследования: процесс самообразования в области права магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Образовательный менеджмент».
Предмет исследования: средства обеспечения самообразования в области права магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Образовательный менеджмент».
Гипотеза: электронный курс в системе Moodle обеспечит поддержку самообразования магистрантов в области права и повышение уровня их правовой грамотности, если будут соблюдены следующие условия:
- содержание курса будет основано на анализе наиболее актуальных и часто встречающихся в практике работы руководителей образовательных учреждений г. Красноярска проблемно-правовых ситуаций;
- содержание курса будет отвечать запросам магистрантов если будет выявлено правовое содержания, которое представляет реальный интерес для менеджера в образовании;
- наряду с традиционными элементами курсов в Moodle, курс будет содержать интерактивные модули, такие, как кейсы и тренажеры, позволяющие имитировать поведение в практической ситуации.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ литературных источников и образовательной программы «Образовательный менеджмент» с целью конкретизации понятия «правовая грамотность» в образовательном менеджменте, обнаружения дефицитов и обоснования необходимости повышения правовой грамотности у магистрантов направления подготовки «Образовательный менеджмент».
2. Анкетирование магистрантов с целью конкретизации запросов выявления правового содержания, которое представляет реальный интерес для менеджера в образовании;
3. Анкетирование руководящих работников образовательных организаций основного общего образования г. Красноярска с целью определения наиболее актуальных и часто возникающих проблемно-правовых вопросов, и ситуаций.
4. Подбор программного обеспечения, разработка структуры,интерактивных модулей и контента электронного курса «Правовая грамотность менеджера образования», предназначенного для поддержки самообразования магистрантов в области права.
5. Организация апробации и экспертную оценку разработанного курса. Ключевые понятия в исследовании: правовая грамотность, правоваяграмотность менеджера образования, интерактивные образовательные технологии, электронные средства поддержки самообразования.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: компетентностный подход в педагогике (А.А. Деркач, КА. Абульханова, Е.А. Климов, В.Г. Зазыка, Дж. Равен, С.Е. Шитов и др.); исследования системы профессиональной подготовки (А.В. Беляев, С.И. Архангельский, Е.В. Акопов,В.Д. Путилин, В.А. Сластенин, Ю.Н. Кушоткин, И.А. Малашихина, Т.И. Шамова, А.Н. Ходусов, и др.); психологические и педагогические исследования профессиональной деятельности менеджеров в образовании (А.И. Агеев, В.И. Андреев, Р.Л. Кричевский, Л.И. Уманский и др.; зарубежные - К. Ерей, П. Друкер, Е. Кунц, У. Оучи, Т. Питерс и Р. Уотермен, Р. Хизрич, Й. Шумпетер, Л. Якокка и др.); проблема правовой подготовки специалистов не юридических направлений подготовки (А.Д. Войкова, А.Ф. Никитин A. П. Семитко, С.А. Морозова, Ю.А. Ташохин и др.); педагогическая точка зрения на изучение права (А.Д. Бойков, Е.В. Аграновская, А.Ф. Гранин,B. И. Каминская, А.В. Лазарев, Н.И. Матузов, В.А. Туманов, А.Р. Ратинов и др.).
Практическая значимость проделанной работы заключается в создании реально работающего, готового к использованию образовательного ресурса, дающего возможность обучающемуся самостоятельно осваивать правовые знания и получать опыт анализа проблемно-правовых ситуаций и принятия решений.
Методика проведения исследования: теоретические методы - анализ литературы; синтез, обобщение; эмпирические - беседа, анкетирование, метод экспертных оценок.
Организация исследования состоит из 4 этапов:
1. Анализ литературных источников и образовательной программы с целью определения понятия «правовая грамотность» в образовательном менеджменте, обнаружения дефицитов и обоснования необходимости повышения правовой грамотности у магистрантов направления подготовки «Образовательный менеджмент».
2. Выделение условий, способствующих повышению уровня правовой грамотности обучающихся.
3. Разработка анкеты, создание Google формы, организация опроса магистрантов с целью конкретизации запросов выявления правового содержания, которое представляет реальный интерес для менеджера в образовании. Анализ результатов проведенного анкетирования.
4. Разработка анкеты, создание Google формы, организация опроса руководящих работников образовательных организаций основного общего образования г. Красноярска с целью определения наиболее актуальных и часто возникающих проблемно-правовых вопросов, и ситуаций.
5. Определение структуры электронного курса, его содержания, дизайна, выбор электронных ресурсов и программного обеспечения и разработка необходимых элементов и модулей электронного курса в системе Moodle.
6. Оценка эффективности разработанного нами ресурса путем апробации и установления обратной связи с обучающимися, оценка актуальности и достоверности представленного содержания и соответствия заявленным целям путем организации экспертной оценки специалистами в области права.
Автор работы выражает большую благодарность своему научному руководителю Знаменской Оксане Витальевне за оказанную помощь, справедливые замечания, полезные советы и грамотное научное руководство; выражает благодарность Степановой Инге Юрьевне за полезные советы, справедливые замечания и педагогическую поддержку; выражает благодарность магистрантам И1111C СФУ групп ПП16-57М и ПП15-57М за отзывчивость и активное участие в проведении всех исследований, а также экспертам Поповой Наталье Петровне и Янюшкину Сергею Александровичу, всем работникам образовательный организаций г. Красноярска которые отозвались и приняли участие в анкетировании.
Современное общество динамично меняется, а вместе с ним меняется и законодательство. Не случайно существует латинское юридическое изречение, которое звучит так - «Времена меняются и законы меняются вместе с ними». И верно, если не так давно руководителям образовательных организаций было достаточно ориентироваться лишь в законодательстве Российской Федерации, имеющем непосредственное отношение к образовательной сфере, то сегодня в XXI веке возрастает значимость общей правовой грамотности руководителя образовательной организации.
«Полученные за прошедший период реформирования системы образования данные выявили дефицит руководителей, чья правовая грамотность достаточна для успешного функционирования образовательной организации» - говорит в своей работе П.А. Мусинов, доцент кафедры общей педагогики Горно-Алтайского государственного университета, кандидат педагогических наук [34].
Можно справедливо заметить, что, уровень правовой грамотности руководителей образовательного учреждения необходимо должен повышаться, но для этого при подготовке специалистов в вузе важно создавать определенные педагогические условия, которые будут способствовать эффективности процесса формирования и повышения уровня правовой грамотности студентов направлений подготовки, связанных с менеджментом в образовании. К этим условиям относятся: обеспечение актуализации правовых знаний путем насыщения образовательного процесса правовой информацией; моделирование проблемно-правовых вопросов и ситуаций в образовательном процессе; развитие интереса к изучению права.
Анализ научной литературы определил и уточнил понятия «правовой грамотности», «правовой грамотности менеджера образования», выявил необходимые условия, которые способствуют формированию правовой грамотности у студентов вуза. После этого стало понятно, что представляет из себя правовая грамотность менеджера образования, она была определена как - интегральная, неразрывно связанная профессионально-личностная характеристика менеджера, которая отражает высокий уровень его правовых знаний, умений и навыков, включающая также его коммуникативные способности и личностные качества, которые направленны на создание условий для правового регулирования управленческой деятельности.
При формировании правовой грамотности менеджера образования основополагающим элементом являются правовые знания. Они отражаются в сознании специалиста и являются основой для устойчивых правовых убеждений и его личностных установок.
В диссертационном исследовании было обосновано, что разработанный нами для магистрантов СФУ образовательной программы «Образовательный менеджмент» электронный курс «Правовая грамотность менеджера образования», действительно дает магистрантам возможность в рамках самообразования в ходе обучения в магистратуре повысить свой уровень правовой грамотности, что является важной компонентой компетенций, необходимых для современного менеджера в образовании.
Подводя итог проделанной работе, можно сказать что главная цель работы - разработка электронного курса в системе Moodle, способствующего повышению уровня правовой грамотности магистрантов программы «Образовательный менеджмент» - достигнута за счет отбора актуального содержания и введения интерактивных элементов, таких, как кейсы и тренажеры, созданных на базе надстройки iSpring Suite 9.0 разработанный нами курс был успешно апробирован и оценен экспертами в области права как адекватный поставленным целям и корректный по содержанию. Таким образом, все поставленные в рамках диссертационного исследования задачи выполнены, цель разработки достигнута, гипотеза, сформулированная во введении, подтверждена. Отзывы обучающихся и экспертов свидетельствуют о высокой практической значимости разработанного курса.
1. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)» (Подготовлен и обсужден Минтрудом России на РГ Минобрнауки России 23.07.2016).
2. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
3. Концепция модернизации и развития образования РФ до 2020 г (Утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года № 2765-р) // Вестник образования. 2009. № 6. С. 3-32.
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование».
5. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (Утвержден Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
Документы:
7. Аннотация рабочей программы дисциплин образовательной программы «Образовательный менеджмент».
8. Образовательная программа высшего образования «Образовательный менеджмент».
Литература:
9. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности будущего менеджера на основе ситуационного подхода [Текст]: автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Юрасюк Наталья Васильевна; Калин. Гос. Тех. универ. - Калининград, 2015. - 36 с.
10. Кравцов А. О. Правовая компетентность менеджера образования: проблемное поле и пути формирования // Управление образованием. - 2016. - №6 - с. 34-39.
11. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности менеджера на примере преподавания элективного курса «правовое обеспечение деятельности менеджера организации» // Известия Калининградского государственного технического университета. - 2014. - №15. - с. 176-179.
12. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. / Пер. с англ.- М.: Технолог. школа бизнеса, 1992.
13. Булатова А.В. Уровень правовой грамотности молодёжи в российской федерации // Вестник магистратуры. - 2016. - №1. - с. 76-82.
14. Лазарев В.В., Алексеев С.В. Теория государства и права: учеб. для вузов. М.: Спарк, 1998.
15. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. 2014. №4.
16. Теребенина А.В. Правовая грамотность обучающихся как условие формирования их правовой культуры // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - №2. - с. 202-204.
17. Ильин А.А. О профессионально-правовой культуре менеджера образования: теоретические основы формирования // Среднее профессиональное образование. - 2016. - №9. - с. 29-33.
18. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно¬методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М — 448 с.
19. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учеб. для вузов. М.: Спарк, 1998.
20. Кулапов В.Л., Сенякин И.Н., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М.: Юрист, 2002.
21. Кожевников В.В. К проблеме качества учебников по теории государства и права // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2010. № 3.
22. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,2002.
23. Тургина Е.В. Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза // Преподаватель XXI век. 2012. №4.
24. Семенова Н.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов вуза на основе ИКТ: Вестник Бурятского государственного университета, 1(2) 2016.
25. Имакаев В. Р., Русаков С. В., Семакин Е. К., Хеннер Е. К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: матер. всерос. науч.-метод. конф. / Оренбург, Оренбург. гос. ун.-т., 2015.
С. 1557-1565.
26. Ануфрик, С.С. Способы организации управляемой самостоятельной работы студентов / С.С. Ануфрик, О.В. Яцевич // Веси. Еродзен. дзярж. ун-та iM4 Яню Купалы. Сер. 3, Фшалопя. Педагопка. Пcixaлoгiя. - 2015. - № 2. - С. 60-64.
27. Балыкина, Е.Н. Дидактическая роль электронного учебного издания в организации самостоятельной работы студентов исторических специальностей / Е.Н. Балыкина // Вышэйшая школа. - 2012. - № 5. - С. 64-68.
28. Ериневич, Е.А. Дистанционное профессионально-ориентированное обучение как средство повышения эффективности подготовки студентов экономических специальностей в области компьютерных информационных технологий: автореф. дне. ... канд. пед. наук / Е.А. Ериневич; Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск, 2014. - 25 с.
29. Михайленко О.А., Щедрина Е.В. Электронные образовательные ресурсы: учебное пособие. - М. ФЕБОУ ВПО МГАУ, 2015. -84 с.
30. Еригорьев С.Е., Ериншкун В.В., Краснова Е.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе учеб. Пособие для студ. Вузов / Еригорьев С.Е., Ериншкун В.В., Краснова Е.А. М.: МЕИУ, 2016 - 124 с.
31. Тамбиева Л.А. Педагогические условия организации самостоятельной учебной деятельности магистрантов средствами информационно- коммуникационных технологий [Текст]: автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Тамбиева Лейла Азреталиевна; Карачаево-Черкесский гос. унив. имени У.Д. Алиева. - Карачаевск, 2017. - 44 с.
32. Проектирование и разработка дистанционного учебного курса в среде Moodle 2.7: учебно-методическое пособие / Н.П. Клейносова, Э.А. Кадырова, И.А. Телков, Р.В. Хруничев. Рязан. гос. радиотехн. ун-т. Рязань, 2015 160 с.
33. Moodle - Open-source learning platform [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.org.
34. П.А. Мусинов - Правовая и нравственно-правовая культуры руководителя современного образовательного учреждения: проблемы содержательного аспекта // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №3. - С. 23-28.
35. https://www.ispring.ru/ Набор инструментов для быстрой разработки видеокурсов, тренажеров и тестов.
36. Crow J., Murray J. A. Using Moodle for Online Distance Postgraduate Courses: Creating Interactive Activities. - 2017.