ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки для формирования условий развития языковой
школы 8
1.1 Особенности развития языковой школы как частной организации
дополнительного образования 8
1.2 Формирование условий для развития языковой школы как
управленческая задача 19
Выводы по первой главе 34
2 Проектирование и реализация развития языковой школы в условиях
удаленного района регионального центра 36
2.1 Отличительные характеристики деятельности языковой школы в
условиях удаленного района регионального центра 36
2.2 Условия и средства реализации процесса развития языковой школы ... 40
2.3 Реализация условий и анализ результатов первого цикла развития 45
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
Языковая школа - это организация, оказывающая дополнительные образовательные, консультационные или организационные услуги в сфере иноязычной подготовки взрослых и детей. То есть, с одной стороны, по сути, языковая школа - это частная образовательная организация, с другой - коммерческое учреждение малого бизнеса. Следует признать, что в современных условиях цифровизации общества в России под влиянием внешних неблагоприятных факторов стратегии развития малого бизнеса дополнительных образовательных услуг не имеют однозначной направленности и в научных источниках описаны недостаточно для реализации практической деятельности.
Многие российские эксперты прогнозируют, что внешняя деловая среда и дальше будет оставаться нестабильной. Из этого следует сделать вывод, что языковые школы, как частные образовательные организации и специфические объекты образовательного менеджмента, должны искать пути выживания и развития во внутренней среде. Правильно выбранная стратегия развития для такого предприятия - залог его долгосрочной успешной и эффективной работы и экономического роста, возможность наилучшим образом обеспечить качество предоставляемых населению услуг. Обоснованный выбор стратегии развития любого предприятия в наши дни можно считать жизненно важным.
В связи с этим теоретической и методологической основой исследования послужили:
- теоретические основы управления развитием качества образования и инновационными процессами (Е. Н. Геворкян, Б. С. Гершунский, Ю. Н. Петров, Ю. Б. Рубин и др.);
- научные основы стратегического управления (М. В. Петерсон, Э. Морган, Д. М. Брайсон, Э. Чаффи, В. Г. Рождественский, О. С. Виханский, В. П. Соловьев, В. В. Бринза, Г. И. Мальцева, А. О. Грудзинский, А. Е.Балобанов, А. К. Клюев, Ю. П. Липунцов и др.);
- концепция сбалансированной системы показателей (Р. С. Каплан, Д. П. Нортон, П. Хорват, И. Н. Баранов, П. Н. Захаров, Г. И. Мальцева, Р. А. Луговой, Ю. А. Солдатова, К. Редченко и др.);
- теория менеджмента (М. X. Мескон, М. Альберт, В. Н. Чудинов, М. А. Баранник, Б. Л. Агранович, О. В. Саганов, Ф. Хедоури и др.);
- теория педагогического менеджмента (О. С. Виханский, Н. Н. Герчикова, Ю. А. Конаржевский, В. П. Симонов, Р. А. Фатхутдинов, Т. И. Шамова и др.).
Деятельность языковой школы в условиях удаленных районов регионального центра, таких, например, как микрорайоны Солнечный и Черемушки, рабочие поселки Березовка и Водники г. Красноярска имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, географическая удаленность от центра города, с одной стороны, существенно определяет характеристики контингента потребителей дополнительных услуг иноязычной подготовки: возраст, социальный статус, платежеспособность, готовность и желание повышать уровень подготовки в области иностранного языка. С другой - ограничивает интересы потенциальных сотрудников языковой школы, что может являться проблемой для их привлечения, удержания, пунктуальности и трудовой дисциплины. Это порождает ситуации с нестабильностью трудового коллектива, так называемую «текучку кадров».
Во-вторых, удаленные районы регионального центра могут создавать преимущества. Такие, как сравнительно низкая арендная плата за помещения, возможность их быстрого и безкредитного приобретения в собственность предприятия, низкая конкуренция в сегменте услуг иноязычной подготовки.
Наконец, языковые школы в географическом удалении от центральных частей города способны нести и социальные функции в силу неразвитости окружающей их инфраструктуры. Например, принимать участие в организации локальных мероприятий, акций, социальных проектов.
В силу таких особенностей вопросы наиболее оптимального функционирования и развития языковой школы, располагающейся в удаленном районе регионального центра, должны быть учтены на стратегическом уровне. Разработка условий и средств развития языковой школы - это задача стратегического образовательного менеджмента. А указанные выше положения обусловливают актуальность темы настоящего исследования.
Опираясь на труды ученых, следует пояснить, что в настоящей диссертации под развитием языковой школы понимается долгосрочный план ее управления, направленный на укрепление ее позиций на рынке услуг, удовлетворение запросов потребителей и достижение целевых показателей. Развитие современной организации охватывает огромное количество функций и подразделений: ресурсы, организация труда, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и инновационные разработки.
Цель исследования: разработка и обоснование условий и средств развития языковой школы с учетом особенности осуществления ее деятельности в удаленном районе регионального центра.
Объект исследования: управление деятельностью языковой школы как специфической организации дополнительного образования.
Предмет исследования: условия и средства развития языковой школы в удаленном районе регионального центра.
Учитывая вышеуказанное, можно выделить ключевое противоречие между необходимостью наличия обоснованных знаний о способах и средствах развития языковой школы в удаленном районе регионального центра как специфического объекта управления (частной организации дополнительного образования) с учетом особенных условий и ресурсов его расположения, новых возможностей цифровой среды общества и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов данного вопроса в области современного образовательного менеджмента.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании научных знаний о том, каким образом можно осуществить развитие языковой школы в условиях удаленного района регионального центра, направленное на обеспечение стабильности трудового коллектива, повышение её конкурентоспособности и удовлетворенности клиентов, что в целом способствовало бы приросту финансовых показателей деятельности.
Гипотеза исследования: развитие языковой школы в удаленном районе регионального центра может быть осуществлено, если:
1) реализованы условия обеспечения стабильности трудового коллектива, учитывающие их ориентацию на достижение совместных долгосрочных целей;
2) определены и используются ресурсы, в том числе локальной физической и цифровой среды микрорайона, способствующие повышению престижа и привлечению новых клиентов организации;
3) финансовая политика направлена на увеличение материально¬технической базы и оптимизации расходов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) Провести анализ доступных научно-методических источников информации и описать теоретические основания для формирования условий развития языковой школы как частной организации дополнительного образования.
2) Описать процесс формирования условий для развития языковой школы как управленческую задачу, установить ее параметры и основные способы решения.
3) Конкретизировать отличительные характеристики деятельности языковой школы в условиях удаленного района регионального центра.
4) Разработать условия и средства реализации процесса развития языковой школы и провести анализ результатов первого цикла.
Методы исследования: используются как теоретические, так и эмпирические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, математические и статистические методы исследования, метод беседы, метод анкетирования).
База исследования: языковая школа «Чат» в микрорайоне «Солнечный» г. Красноярска.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем. Во-первых, конкретизированы понятия «развитие языковой школы», «языковая школа в удаленном районе», определены отличительные характеристики такого типа частных организаций дополнительного образования. Во-вторых, определены условия и средства развития языковой школы, расположенной в удаленном районе регионального центра. В-третьих, предложены административно¬управленческие меры по развитию языковой школы в условиях удаленного района, направленные на обеспечения стабильности трудового коллектива. Наконец, предложены системные меры по использованию ресурсов локальной физической и цифровой среды микрорайона, способствующие повышению престижа и привлечению новых клиентов организации.
Произведенный анализ доступных научно-методических источников информации и описание теоретических оснований для формирования условий развития языковой школы как частной организации дополнительного образования позволили сформировать видение языковой школы, определить направленность деятельности дополнительного образования. Более того, в ходе исследования была выявлена государственная заинтересованность в развитии учреждений дополнительного образования. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал.
Также были выделены значимые функции учреждения дополнительного образования: функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; образовательная функция; функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей.
Было выявлено, что продвижение образовательных услуг организуется особенным образом. Найдены и раскрыты критерии выбора маркетинговых стратегий: организационно-технологические; экономической эффективности; социальные (заказ населения). В научной литературе рассмотрены понятия маркетинга и его классификация, взаимосвязь предпринимаемых действий с величиной, направленностью и расположением компании. С учетом особенностей языковой школы «Чат», выявлена ведущая стратегия - сегментационная. Так как рассматриваемая школа - это патиент, работающий с небольшими сегментами рынка.
В ходе опытно-экспериментальной работы были конкретизированы отличительные характеристики деятельности языковой школы в условиях удаленного района регионального центра. Осуществлен SWOT-анализ и проделана аналитическая работа. Были выявлены внутренние сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Произведена оценка и анализ географического расположения, его влияние на потенциального потребителя услуги и кадрового потенциала.
Разработаны условия и средства реализации развития языковой школы.
Условия: уникальность предоставляемых услуг, вариативность программ, форм и методов обучения, квалификация кадров, присутствие в информационной среде района.
Средства: расширение спектра предоставляемых услуг (введение изостудии для учеников нашей школы), внедрение системы мотивации, разработанной с учетом индивидуальных ведущих мотивов каждого члена трудового коллектива, осуществление практики сопровождения, индивидуализации образовательного процесса, направленность на
достижение цели, ориентация на интерес клиента.
После внедрения экспериментальной части произведен анализ результатов первого цикла. По результатам первого цикла мы выявили, что система мотивации качественно влияет на эффективность сотрудника, при учтенных ценностях, повышается работоспособность и появляется ориентация на достижение совместных целей, проявляется инициатива к выполнению дополнительной работы при прозрачной системе поощрения.
Произведя анализ первого анкетирования и внедрив все пожелания клиентов в образовательную деятельность, мы получили лояльность клиентов: более 95 % обучающихся планируют приступить к обучению в школе.
Присутствие в информационном пространстве, обеспечило прирост новых клиентов, а слаженная работа коллектива их сохранность.
1. Fogarty G., Catts R., Forlin С (2000). Identifying shortcomings in the measurement of service quality. Journal of Outcome Measurement, 4(1), 425-447.
2. Бандурин А. Стратегический менеджмент / А. Бандурин, Б. Чуб. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/chub/.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - С. 17-19.
4. Бесплатная база толковых словарей русского языка «Мой Словарь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://moyslovar.ru/slovari/ozegov/slovo/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D0%B0.
5. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: изд-во РЕПУ, 2006. - 352 с.
6. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учебно-методическое пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочиева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.
7. Верба И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование. - 2005. - № 7. - С. 8 -10.
8. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: изд-во МГУ. - 2005. - С. 348.
9. Вязина К. А. Педагогический менеджмент / К. А. Вязина, Ю. Н. Петров, В. Д. Беликовский. - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.
10. Гойло B.C. Политическая экономия интеллектуального труда / В. С. Г ойло // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 4.
11. Гончаренко С. Педагогические исследования: методологические советы молодым ученым / С. Гончаренко. - К, 1995.
12. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2006. - № 2. - С. 6 - 11.
13. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология: учебное пособие для вузов / В. В. Гузеев. - 4 - е изд., испр. и доп. - М.: Народное образование, 2007. - 268 с.
14. Дополнительное образование: в 2 ч. Ч. 1: Сборник нормативных документов (2001-2006) / В. А. Березина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 106 с.
15. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учебное пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.
16. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования: учебник для вузов / А. Я. Журкина. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 84 с.
17. Кельчевская И. Самомаркетинг образовательного учреждения
18. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб: Наука, 2006. - С. 145.
19. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2005. - 589 с.
20. Маркова В. Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М.:ИНФРА-М, 2007. - С. 113.
21. Нововведения в муниципальном управлении образованием: пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / под ред. Н. Д. Малахова. - М.: Новая школа, 1997. - 96 с.
22. Новоточина Л. В. Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления общеобразовательными учреждениями [Электронный ресурс] / Л. В. Новоточина. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/502731/.
23. Об образовании: Закон Российской Федерации. - М. - 2001.
24. Об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска Удмуртской республики: Решение коллегии Минобразования РФ от 28 апреля 2008 № 5/1.
25. Об утверждении положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: Решение коллегии Минобразования РФ от 22 мая 2008 № 1327.
26. Общее и дошкольное образование: сборник нормативных правовых документов / под ред. В. М. Филлипова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с.
27. Панов А.И., Корабейников И.О. Стратегический менеджмент / А. И. Панов, И. О. Корабейников. - М.: Юнити, 2009. - С. 292.
28. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 4. / С. А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 344 с.
29. Поташник М. М. Инновационные школы России: опыт программно-целевого управления / М. М. Поташник. - М., 2006.
30. Санталайнен Т. Управление по результатам: пер. с финск. / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне [и др.]; общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. - М.: Прогресс, 1993. - 320 с.
31. Справочник менеджера образования / авт.-сост. В. С. Гирмович. - М.: Новая школа, 2007. - 230 с.
32. Сущенко Т. А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учебное пособие / А. Т. Сущенко. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2008. - 187 с.
33. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества посредством развивающих игр / Б. А. Титов // Внешкольник. - 2005. - № 3. -С.18 - 21.
34. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
35. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.
36. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - СПб.: Питер, 2007. - 405 с.
37. Ходунова Л. Н. Совершенствование управления процессом дополнительного образования: методические рекомендации / Л. Н. Ходунова.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 52 с.
38. Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом: учебник для вузов / Р. X. Шакуров. - СПб.: Питер, 2006. - 247 с.
39. Шеин В. Н. Корпоративный менеджмент: опыт России и США / В. Н. Шеин [и др.]. - М.: Новости, 2008. - С. 217.
40. Шиитов С. Е. Мониторинг качества образования: учебник для вузов / С. Е. Шишов, В. А. Кальнев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 200 с.
41. Щуркова Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова // Внешкольник. - 2009 . - № 12. - С. 15 - 18.
42. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выгодского) / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168с.
43. Эхов С. Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение / С. Ф. Эхов // Методист. - 2008. - № 4.
- С. 7 - 9.