Аннотация
Введение 4
1 Теория воплощенного познания 8
1.1 Выбор термина для объекта исследования: эмоциональная
лексика, лексика эмоций, эмотивная лексика 9
1.2 Методы изучения эмотивной лексики 11
1.3 Смещение визуально-пространственного внимания и активация
сенсомоторного опыта при обработке языка 14
1.3.1 Смещение визуально-пространственного внимания
и активация сенсомоторного опыта при восприятии конкретной лексики 16
1.3.2 Смещение визуально-пространственного внимания
и активация сенсомоторного опыта при восприятии абстрактной лексики 20
1.4 Распознавание слова 29
1.5 Лексический доступ 31
Выводы по главе 1 36
2 Экспериментальное изучение явления воплощенного познания
на материале лексики эмоций 38
2.1.1 Описание эксперимента по изучению смещения
визуально-пространственного внимания при обработке лексики эмоций 38
2.1.2 Результаты эксперимента по изучению смещения
визуально-пространственного внимания при обработке лексики эмоций 43
2.2. Эксперимент по изучению смещения визуально - пространственного внимания при сенсомоторной активации 49
2.2.1 Описание эксперимента по изучению смещения
визуально-пространственного внимания при сенсомоторной активации 49
2.2.2 Результаты эксперимента по изучению смещения
визуально-пространственного внимания при сенсомоторной активации 52
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А Стимульный материал 67
Приложение Б Графическое представление результатов первого
эксперимента 69
Приложения В Графическое представление результатов второго
эксперимента 73
Согласно теории воплощенного познания, для успешного взаимодействия с окружающей средой разум человека должен быть связан с сенсорными и моторными функциями организма1. То есть познание мира возможно через привлечение сенсорного и моторного опыта человека. Одним из проявлений воплощенного познания является смещение визуально - пространственного внимания по вертикальной оси, вызванное лингвистическими стимулами. Наше исследование посвящено изучению данного явления.
Ряд экспериментов показал, что при восприятии единиц языка с эксплицитным пространственным значением (например, «верх») и имплицитным пространственным значением (например, «солнце») происходит смещение визуально-пространственного внимания по
вертикальной оси. Однако до сих пор ведутся дискуссии, какие конкретно единицы из этих двух групп вызывают данный эффект. Такие исследователи, как Ш. Халид и У. Ансордж2; Б.Кауп3; К. Дадсчиг4, О.В. Царегородцева, А.А. Миклашевский5 изучали данный эффект на примере конкретной лексики (например, «ботинок», «птица»). Б.П. Мейер6; К. Заноли7; Т.В. Шуберт8; К. Дадсчиг9; Д. Лакенс10 исследовали наличие данного эффекта при восприятии абстрактных понятия (бог и дьявол, концепт власти, эмотивные слова). Из этого следует актуальность нашей работы: мы пытаемся установить, вызывает ли смещение визуально-пространственного внимания лексика эмоций.
В нашей работе мы изучаем, может ли семантическая обработка слова вызывать смещение визуально-пространственного внимания. Мы
предполагаем, что слова с положительной семантикой ускоряют реакцию на объект в верхней части пространства, а слова с отрицательной - на объект в нижней части пространства. При другом сочетании условий (положительное слово - низ, отрицательное слово - верх) реакция на последующий стимул медленнее.
Новизна исследования заключается в том, что смещение визуальнопространственного внимания по вертикальной оси, вызванное лексикой эмоций, не было изучено на материале русского языка.
Объект исследования - прилагательные, называющие положительные и отрицательные эмоции.
Предмет исследования - зависимость визуально-пространственного внимания от оценочных концептов (положительный - отрицательный), активизированных лексемами.
Цель - определить, вызывает ли семантическая обработка лексики эмоций смещение визуально-пространственного внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать уже проведенные исследования, посвященные изучению смещения визуально-пространственного внимания;
2. По критерию частотности и валентности выбрать стимулы - прилагательные для проведения эксперимента;
3. Провести опрос для оценки стимулов по степени приятности называемых эмоций и по степени их ассоциации с определенной частью пространства;
4. Составить скрипт эксперимента;
...
Данная работа посвящена изучению смещения визуальнопространственного внимания по вертикальной оси. Это явление происходит благодаря метальному моделированию в сознании человека ситуации, к которой относится лексическая единица, а точнее ее референт. Работу этого механизма обеспечивает привлечение сенсомоторного опыта, который связан с типичным расположением референта в пространстве и является основой для смещения внимания.
В нашей работе мы рассматривали смещение внимания на материале абстрактной лексики эмоций. Способность данной лексики смещать внимание основана на том, что человек переносит телесный опыт и на понимание абстрактной лексики с помощью концептуальной метафоры: понимает более сложные абстрактные понятия через более простые и конкретные пространственные отношения.
Практическая часть данной работы состояла в проведении двух экспериментов. В результате проведенных экспериментов было выяснено, что лексика эмоций вызывает смещение визуально-пространственного внимания спустя 400 мс после восприятия стимула, но этот эффект достаточно нестабильный. Слова с положительной и отрицательной валентностью обладают разной способностью смещать внимания. Слова с отрицательной валентностью вызывают более сильные эмоции и сильнее смещают внимание.
Кроме того, семантика абстрактной лексики может влиять на активацию сенсомоторного механизма, ускоряя начало его действия, но вызывает интерференцию при взаимодействии валентности слова и направления движения пальца. Это может быть обусловлено влиянием визуального образа вертикальной шкалы, возникающего после чтения слова, на направление движения руки.
В качестве перспективы исследования можно рассматривать проведение эксперимента с процедурой, как во втором эксперименте, но без использования появляющегося внизу или вверху экрана символа. Кроме того, в проведенных нами экспериментах смещение визуально-пространственного внимания изучалось на материале отдельных слов, демонстрирующихся участникам без контекста. Одним из возможных продолжений исследования можно выделить изучение данного эффекта при восприятии слов в контексте, а именно при восприятии предложений.
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. / Н. Абрамов. - М. : Русские словари. 1999. - 431 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык. 2001. - 568 с.
3. Ляшевская О.Н. Новый частотный словарь русской лексики [Электронный ресурс] / О.Н. Ляшевская, С.А. Шаров // Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка. - Электрон. дан. М., 2009. - URL: http://dict.ruslang.ru/fireq.php (дата обращения: 05.04.2016).
4. Мудрова А.Ю. Словарь синонимов русского языка / А.Ю. Мудрова. - М.: Центрполиграф. 2009. - 507 с.
5. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л.Г. Бабенко, В.И. Первухина. - Свердловск: Из-во Урал. ун-та. 1989. - 184 с.
6. Герасименко И.Е., Эмотивность как лингвистическая категория / И.Е. Герасименко, О.М. Тютрина // Молодой ученый. - 2016. - № 13.2. - С. 23-25.
7. Ермаченко Н.С.Электрографические корреляты решения задачи зрительного поиска у человека / Н.С. Ермаченко, А.А Ермаченко, А.В. Латанов // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8. - № 1. С. 89-100.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, - 2001. - 752 с.
9. Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем / Д. Лакофф, М. Джонсон : под ред. А.Н. Баранова.- М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
10. Лакофф Дж. Откуда взялась математика: как разум во плоти создает математику / Дж. Лакофф, Р. Ньюес // Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия. - М., - 2012. - С. 29-48.
11. Миклашевский А.А., Царегородцева О.В. Влияние языковых стимулов на вертикальное смещение внимания // Рос. Журн. Когн. Науки. - 2014. - Т. 1 (1-2). С. 31-38.
12. Никандров В.В.. Экспериментальная психология. Учебное пособие. [Электронный ресурс] / Никандров В.В. // Scibook.net. - Электрон. дан. - Спб., 2003. - URL: http://scibook.net/eksperimentalnaya-psihologiya-knigi/212- metodyi-issledovaniya-rabotyi-vegetativnoy-16117.html (дата обращения: 09.11.2016).
13. Психология. НЭС [Электронный ресурс] // Модальность. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2017 - URL: http://vocabulary.ru/termin/modalnost.html#item- 28858 (дата обращения 08.10. 2015).
14. Спиридонов В.Ф., Фаликман М.В., Предисловие // Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия. - М., 2012. - С. 7-15.
15. Тимофеева М.К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 114 c.
16. Уилсон М. Шесть взглядов на воплощенное познание // Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия. - М., 2012. - С. 19-28.
17. A cognitive-anatomical approach to attention in lexical access / P.E. Compton [et. al.] // J. Cognitive Neurosci. - 1991. -Vol. 3. - № 4. - P. 304-312.
... всего 44 источников