Организация партнерских отношений учреждений среднего профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы организации партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико¬ориентированной подготовки специалистов 9
1.1 Партнерские отношения между учреждениями профессионального
образования с предприятиями как условие реализации практико¬ориентированной подготовки специалистов 9
1.2 Модель системы партнерства в сфере профессионального образования на примере комплекса «техникум-предприятие» 23
2 Организационно-методическое обеспечение партнерских отношений учреждений профессионального образования с производственным предприятием для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов 33
2.1 Обеспечение этапов выстраивания партнерских отношений
учреждений профессионального образования с производственным предприятием (на примере КЕБПОУ СМТТ и АО «ИСС имени академика М.Ф. Решетнева») 33
2.2 Результаты мероприятий по выстраиванию партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Б 69
Инновационное развитие экономики России, ее достижения в области машиностроения меняют отношение государства, предприятий машиностроительного комплекса и общества к проблемам подготовки обучающихся в среднем профессиональном образовании, что определяет необходимость совершенствования взаимодействия педагогического сообщества с предприятиями-работодателями. Качественные изменения в среднем профессиональном образовании в соответствии с запросами высокотехнологичной машиностроительной отрасли России и создание условий, обеспечивающих её конкурентное преимущество, нашли свое отражение в законодательных актах Российской Федерации в области образования. Дополнительно к этому проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения» делает актуальным решение вопросов, связанных с подготовкой специалистов в среднем профессиональном образовании (далее - СПО) для машиностроительной отрасли Российской Федерации.
Одной из задач профессионального образования становится поиск новых подходов к подготовке специалистов, качество которых соответствует современным требованиям работодателя: конкурентоспособность на рынке труда, ответственность, целеустремленность, умение мобилизовать себя для решения профессиональных задач, готовность к построению профессиональной карьеры и непрерывному образованию. Необходимость решения данной задачи выражается в изменении сложившейся системы СПО, активизирует поиск инновационных форм управления системой подготовки специалиста, актуализирует привлечение социальных ресурсов [13].
Современное производство нуждается в специалистах, способных работать по новым технологиям, на новом типе оборудования, готовых к
постоянному профессиональному совершенствованию. В процессе анализа качества подготовки специалистов в СПО, становится очевидным, что уровень подготовки не отвечает запросам производства, так как у обучающихся обнаруживается недостаток практического опыта, необходимого для решения технологических вопросов в части изготовления продукции, обладающей прецизионными свойствами (В.В. Кольта, М.А. Шувалова и др.). Основные причины низкого качества выпускников СПО для машиностроения выражаются в отсутствии согласованности между запросами предприятий и результатами предоставляемых образовательных услуг СПО, что находит свое отражение лишь в частичной связи этих услуг с требованиями производства. По нашему мнению, ликвидации этих дефицитов будет содействовать организация партнерских отношений между профессиональными образовательными организациями и предприятиями, что плодотворно повлияет на условия подготовки в дуальном обучении. Это, в соответствии с классификацией Агентства стратегических инициатив означает реализацию практической составляющей на рабочем месте предприятия, а теоретической части - в образовательной организации. Цель проекта по подготовке рабочих кадров для машиностроения в Красноярском крае заключается в повышении инвестиционной привлекательности региона. Данные обстоятельства определили необходимость поиска согласованных действий в деле подготовки будущих специалистов для высокотехнологичной машиностроительной отрасли.
Проведенный анализ исследований показал, что вопросам формирования профессионально-компетентностных специалистов посвящены исследования В.А. Адольфа, А.М. Аронова, А.В. Бутенко, В.А. Конторина и др.; роли дуального образования в инновационном развитии промышленного предприятия отражены в трудах А.И. Таюрского, В.А. Левко; проблемы качества образования рассмотрены Н.Н. Минеевой, Е.О. Ермолаевой, Ю.В. Безносовым. С признанием ценности этих работ, следует заметить, что в публикациях почти не рассматривались вопросы, связанные с организацией партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации подготовки специалистов с элементами дуального обучения. Проведение анализа литературных источников педагогического характера, образовательных практик и отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации подготовки специалистов, позволило установить противоречия между:
- запросами реального машиностроительного сектора в части специалистов, способных ориентироваться в технологиях и изготовлении продукции высочайшего качества, и недостаточностью педагогических представлений для их подготовки при дуальном обучении в СПО;
- наличием необходимости применения практико-ориентированной подготовки и недостаточного организационно¬методического обеспечения для реализации партнерских отношений СПО с производственными предприятиями;
- потребностями в профессиональном росте специалиста в области высоких технологий на современном машиностроительном предприятии и недостатком у него соответствующего практического опыта на начальном этапе трудовой деятельности.
Значимость перечисленных выше положений, необходимость их разработки, определили тему исследования: «Организация партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов».
Проблема: Формальная организация партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями не позволяет в полной мере реализовать практико-ориентированную подготовку специалистов.
Цель: Теоретическое обоснование и разработка организационно - методического обеспечения выстраивания партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов.
Объект: Партнерские отношения учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов.
Предмет: Комплекс организационно-методического обеспечения выстраивания партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов.
Гипотеза: Организационно-методическое обеспечение будет способствовать выстраиванию партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико¬ориентированной подготовки специалистов, если оно будет состоять из:
- организационной модели выстраивания партнерских отношений, основанной на принципах дуального обучения;
- комплекта документов, методически обеспечивающего реализацию организационной модели и включающего в себя: договоры между учреждениями профессионального образования и предприятиями; положения, регулирующие взаимоотношения между учреждениями профессионального образования и предприятиями; учебно-методические комплексы, разработанные с учетом требований предприятия и согласованные с ним.
Задачи:
1. Определить методические основы проектирования системы организации партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации подготовки специалистов с элементами практико-ориентированного обучения.
2. Обосновать и спроектировать организационную модель выстраивания партнерских отношений в сфере профессионального образования на примере комплекса «техникум - промышленное предприятие».
3. Разработать методическое обеспечение для реализации организационной модели выстраивания партнерских отношений между учреждением среднего профессионального образования с промышленным предприятием на примере Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сосновоборский механико-технологический техникум» (далее - КГБПОУ СМТТ) и АО «Информационные спутниковые системы» имени академика Н.Ф. Решетнева» (далее - АО «ИСС»).
4. Провести проверку результативности спроектированной модели партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в процессе подготовки специалистов на примере КГБПОУ СМТТ и АО «ИСС».
Теоретико-методологической основой явились:
- принципы реализации практико-ориентированной подготовки на основе рефлексивно-деятельностного подхода (А.М. Аронов, А.В. Бутенко, В.А. Конторин и др.);
- концепция дуальной формы профессионального обучения (G. Kershensteiner и др.);
- системный проект Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
Методы исследования: анализ педагогической, психологической,методологической литературы по проблеме исследования; обобщение теоретического и эмпирического материала; для получения данных применялись методы наблюдения, тестирования, анкетирования.
Эмпирическая база: КГБПОУ СМТТ, АО «ИСС».
Исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (декабрь 2016 - апрель 2017): определение методических основ проектирования системы организации партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации подготовки специалистов с элементами практико¬ориентированного обучения; изучение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования.
На втором этапе (май - июль 2017): обоснование и проектирование организационной модели выстраивания партнерских отношений в сфере профессионального образования на примере комплекса «техникум - промышленное предприятие».
На третьем этапе (сентябрь - декабрь 2017): разработка методического обеспечения для реализации организационной модели выстраивания партнерских отношений между учреждением среднего профессионального образования с промышленным предприятием на примере КГБПОУ СМТТ и АО «ИСС».
На четвертом этапе (сентябрь 2017 - июнь 2018): проведение опытно¬экспериментальной проверки результативности спроектированной модели партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в процессе подготовки специалистов на примере КГБПОУ СМТТ и АО «ИСС».
При проведении анализа теоретических оснований реализации профессиональной подготовки техников высокотехнологичной отрасли с учетом требований работодателей к их квалификационным характеристикам, использовалось понятие «практико-ориентированная подготовка специалистов на основе партнерских отношений учреждений среднего профессионального образования с предприятиями» как результат профессионального обучения с применением современных форм и методов его организации, достигаемый на основе интеграции специальных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций и личностного потенциала в соответствии с требованиями современного производства, выражающийся в результативном решении производственных задач по изготовлению высокоточных сложных изделий, саморазвитии и самосовершенствовании в рамках выполнения вида профессиональной деятельности.
При определении основ проектирования системы организации партнерских отношений учреждений профессионального образования с предприятиями для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов, стала очевидной необходимость выстраивания партнерства, основанного на совместной деятельности и усилиях участников-партнеров (которые объединены общими интересами) и направленного на достижение общей цели - подготовить специалистов, способных после подтверждения разряда приступить к выполнению вида профессиональной деятельности, обеспечивая при этом надлежащий уровень качества.
Спроектированная организационная модель выстраивания партнерских отношений в сфере профессионального образования на примере комплекса «техникум - промышленное предприятие» с применением предложенных форм и методов организации обучения, основанных на партнерских отношениях (в основу которых положены принципы дуальной подготовки, подразумевающие вовлечение в систему профессионального образования предприятия-работодателя, его участие в образовательном процессе), дает партнерам положительный результат в решении общих задач и позволяет достичь им общей цели.
Организационно-методическое обеспечение, которое было разработано для реализации организационной модели выстраивания партнерских отношений между учреждением среднего профессионального образования с промышленным предприятием на примере КГБПОУ «Сосновоборский механико-технологический техникум» и АО «ИСС», способствует реализации партнерства в практико-ориентированной подготовке специалистов.
В результате проведенного исследования в соответствии с поставленными целями и задачами на примере партнерства КГБПОУ «Сосновоборский механико-технологический техникум» и АО «ИСС» по специальности «Технология машиностроения» подтверждена результативность партнерских отношений и применения современных форм и методов организации профессионального обучения в формировании профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли.
Исходя из проведенного анализа теоретических положений и практической реализации, которые были выполнены в соответствии с поставленными целями и задачами исследования, можно сделать вывод в пользу подтверждения выдвинутой гипотезы. Выполненная работа определяет основы использования предложенных условий и факторов в части партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятием для реализации практико-ориентированной подготовки специалистов.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Аронов А. М., Белова Е. Н. Принципы управления инновационной деятельностью вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 132.
2. Аронов А. М. Идеалы профессионализма в эпоху перехода // Молодые профессионалы Сибири: Сборник аналитических, информационных материалов по итогам Полуфинала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Сибирском федеральном округе - 2016. - Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2016. - 248 с. - С. 43 - 53.
3. Аронов А. М. Подходы, факторы и принципы реализации практико-ориентированной подготовки на основе рефлексивно¬деятельностного подхода // Сборник статей «Практико-ориентированное обучение: опыт Красноярской краевой системы среднего профессионального образования». - Красноярск, РПБ « Амальгама», 2015. - с.7-11. - С. 102.
4. Аронов А. М., Бутенко А. В., Конторин В. А. О деятельностном понимании профессионального самоопределения молодежи //Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам научно¬
практической конференции / под общей ред. Смоляниновой О.Г., член-корр. РАО, д.п.н., проф. - Красноярск. 2013. - 184 с. - С. 24 - 30.
5. Аронов А. М., Ермаков С.В. Порядок подготовки методических рекомендаций по обновлению образовательных программ на основе стандартов WORLDSKILS по компетенциям: Методические указания. - Красноярск: Центр современных технологий профессионального образования. 2015. - 20 с.
6. Аронов А. М., Конторин В. А., X. Ланс О деятельностном определении понятий куратор и наставник // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: сб. материалов IV Всероссийской науч. - практ. конф., 16 апреля 2013 г. / Под общ. ред. А. И. Таюрского. - Красноярск, 2013. - С. 383 - 386.
7. АСИ. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Москва 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full .pdf.
8. АСИ. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Москва 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/Metod - Recommendation_2.0.pdf
9. Афанасьев В. В. и др. Модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей дополнительного профессионального образования // Вестник РМАТ. - 2015. - № 3.
10. Балакшин М. Е. Доверие как основание развития деловых партнерских отношений : дис. - автореферат диссертации канд. психол. наук, М, 2011.
11. Бахтин М. Б. Развитие партнерских отношений современной организации, как составляющая кадровой стратегии, в ситуации конкурентного внешнего окружения // Интернет - журнал Науковедение. - 2014. - № 2.
12. Болотова М. И., Спасская И.Ю. Профессиональное саморазвитие личности в дуальной системе обучения // [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.; - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25931.
13. Большаков А. П. Государственно-частное партнерство в колледже // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 5.
14. Бондаренко Г. И. Человеческий капитал современной России: особенности формирования и использования // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 24.
15. Брызгалина Е. В., Смирнова А. А. Российское образование: от локальных практик к глобальным трендам (заметки о форуме «Образование России» / EDU RUSSIA) // Проблемы современного образования. - 2017. - № 3.
16. Васенин Е. И. и др. Дуальная система образования как успешный проводник профессиональной и социальной адаптации студента // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 4. - С. 8 - 11.
17. Еригорьев С. Н. О текущем состоянии и основных направлениях совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса страны // Инновации. - 2013. - № 4.
18. Еригорьева Н. В., Швец Н. А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.
19. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка: около 7000 словарных статей, свыше 35 000 значений, более 70 000 иллюстративных примеров. - Астрель, 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //endic.ru/dmytriev/Podgotovka-2920. html.
20. Дороничева Р. М., Иващенко Е. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 167 - 170.
21. Еременко Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 267 - 269.
22. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.efremova.info/word/orientirovat.html.
23. Ильин Е. П., Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - Издательский дом «Питер», 2013.
24. Имжарова 3. У. Модульный подход к разработке научно¬методического обеспечения обучения студентов в условиях социального партнёрства // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. - С. 21.
25. Казаковцева Е. М., Доронина И. В. Непрерывное образование в России: предпосылки и возможности реализации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 6.
26. Канаева Т. А., Профессиональные составления студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий, Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 12.
27. Кольта В. В., Шувалова М. А. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3.
28. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (поглавный) Под редакцией академика РАО, доктора юридических наук, профессора В. Е. Усанова. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //parusamagellana.ru/dokumenti/razj asnenie_zakona_ob_obrazovanii .pdf.
29. Корчагин Е. А., Сафин Р. С. Взаимосвязь институционального и корпоративного профессионального образования // Казань. - 2013. - 57 с.
30. Мальцева А. П. Полноценное доверие: понятие, проблема, методика формирования // Власть. - 2014. - №. 7.
31. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - Litres, 2017.
32. Морковкин Д. Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Финансы: Теория и Практика. - 2015. - № 6.
33. Мызрова К. А., Хаймурзина Н. 3. Анализ факторов устойчивого развития сетевого взаимодействия организаций, предприятий, образовательных учреждений // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - №. 4. - С. 190 - 203.
34. Панасюк В. П. Моделирование региональной системы управления качеством профессионального образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. - 2016. - с. 448 - 452.
35. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения //Образование и воспитание. - 2016. - № 2. - С. 62-64.
36. Системный проект Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //asi.ru/proj ects/7267/.
37. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2013. - № 4.
38. Тарасенко Л. В., Угольницкий Г. А. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: методология исследования // Инженерный вестник Дона. - 2014. - Т. 30. - № 2.
39. Таюрский А. И., Левко В. А. Роль дуального профессионального образования в инновационном развитии промышленного предприятия //
Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2015. - Т. 16. - № 4.
40. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. - 2014. - № 4.
41. Тешев В. А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология,культурология. - 2014. - № 1 (135).
42. Ушаков Д. Н. и др. Большой толковый словарь русского языка. - М.: ACT, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=55800.
43. Чертков А. Н., Кистринова О. В. Договорный аспект разграничения полномочий в Российской Федерации: история и современность // Журнал российского права. - 2014. - № 8.
44. Cedefop. Spotlight on VET - Anniversary edition. Vocational education and training systems in Europe. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. P. 26 - 27.
45. Deissinger T. Dual System // International Encyclopedia of Education / Eds. by P. Peterson, E. Baker, B. McGaw. Oxford: Elsevier, 2010. P. 8.
46. Greinert W. - D. European vocational training «systems» - some thoughts on the theoretical context of their historical development // Vocational Training. 2004. May-August, № 32. P. 18 - 20.
47. Heikkinen A. Models, paradigms or cultures of vocational education // Vocational Training. 2004. May-August, № 32. P. 40.