ТРАНСФОРМАЦИЯ СПЕЦПРОЕКТОВ РБК С 2017 ПО 2024 ГОД
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические аспекты спецпроектов в медиа 5
1.1 Понятие и характеристики спецпроектов 5
1.2 Роль спецпроектов в развитии медиаиндустрии 7
1.3 Тенденции и особенности спецпроектов в современном
медиапространстве 10
1.4 Деятельность информационного агентства РБК 12
1.4.1 Развитие спецпроектов в информационном агентстве РБК 13
2 Основные аспекты трансформации спецпроектов РБК 15
2.1 Методология анализа 15
2.2 Общая характеристика спецпроектов РБК с 2017 по 2024 год 17
2.3 Анализ формата спецпроекта первого периода (2018 г.) 21
2.5 Анализ формата спецпроекта третьего периода (2023 г.) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложение
1 Теоретико-методологические аспекты спецпроектов в медиа 5
1.1 Понятие и характеристики спецпроектов 5
1.2 Роль спецпроектов в развитии медиаиндустрии 7
1.3 Тенденции и особенности спецпроектов в современном
медиапространстве 10
1.4 Деятельность информационного агентства РБК 12
1.4.1 Развитие спецпроектов в информационном агентстве РБК 13
2 Основные аспекты трансформации спецпроектов РБК 15
2.1 Методология анализа 15
2.2 Общая характеристика спецпроектов РБК с 2017 по 2024 год 17
2.3 Анализ формата спецпроекта первого периода (2018 г.) 21
2.5 Анализ формата спецпроекта третьего периода (2023 г.) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложение
Данное исследование посвящено теме понятия спецпроектов и их трансформации и проведено на основе материалов РБК с 2017 по 2024 годы.
Актуальность исследования обусловлена малым количеством существующих исследований по теме трансформации формата спецпроекта в медиасистеме. Известно, что современное медиапространство — интенсивная, постоянно меняющаяся структура, вследствие чего возникает потребность создания новых форматов подачи информации и улучшающих коммуникацию между журналистом и потребителем, отвечающих современным тенденциям. Поэтому изучение новых форматов, причин их появления и особенностей позволяет предположить возможные пути развития современной журналистики.
Объект исследования - спецпроекты информационного агентства РБК. На примере материалов этого медиахолдинга будут рассмотрены характерные особенности формата спецпроектов, а также их влияние на трансформацию медиапространства. Предметом исследования являются особенности трансформации спецпроектов РБК с 2017 по 20204 года.
В связи с этим, целью исследования является выявление особенностей трансформации спецпроектов в современной журналистике в интернет- издании РБК. Для достижения заданной нами цели требуется решение следующих задач:
1. Исследовать теоретические аспекты (исследованность темы, определение понятий);
2. Дать характеристику издания РБК;
3. Выбрать эмпирический материал, обосновать;
4. Определить критерии для анализа, обосновать методику исследования;
5. Провести анализ выбранного материала, определить трансформацию мультимедийного формата в медиа;
6. Интерпретировать выводы, определить перспективы развития.
Конструктивным для достижения заданной цели представляется метод количественного контент-анализа и структурно-содержательный анализ. Эмпирическим материалом для количественного анализа станут 68 спецпроектов РБК из вкладки «лучшее», для структурно-содержательного анализа 17 проектов, с за 2017, 2020 и 2023 год, выбор данных спецпроектов будет обусловлен пересечением тематической повестки.
Теоретическая и практическая значимость. Исследование может быть полезным для изучения трансформации современного медиапространства, так как косвенно может указывать возможные пути развития медиасистемы. Наше исследование является частью изучения современной медиасферы, актуальной темы для журналистиковедения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Актуальность исследования обусловлена малым количеством существующих исследований по теме трансформации формата спецпроекта в медиасистеме. Известно, что современное медиапространство — интенсивная, постоянно меняющаяся структура, вследствие чего возникает потребность создания новых форматов подачи информации и улучшающих коммуникацию между журналистом и потребителем, отвечающих современным тенденциям. Поэтому изучение новых форматов, причин их появления и особенностей позволяет предположить возможные пути развития современной журналистики.
Объект исследования - спецпроекты информационного агентства РБК. На примере материалов этого медиахолдинга будут рассмотрены характерные особенности формата спецпроектов, а также их влияние на трансформацию медиапространства. Предметом исследования являются особенности трансформации спецпроектов РБК с 2017 по 20204 года.
В связи с этим, целью исследования является выявление особенностей трансформации спецпроектов в современной журналистике в интернет- издании РБК. Для достижения заданной нами цели требуется решение следующих задач:
1. Исследовать теоретические аспекты (исследованность темы, определение понятий);
2. Дать характеристику издания РБК;
3. Выбрать эмпирический материал, обосновать;
4. Определить критерии для анализа, обосновать методику исследования;
5. Провести анализ выбранного материала, определить трансформацию мультимедийного формата в медиа;
6. Интерпретировать выводы, определить перспективы развития.
Конструктивным для достижения заданной цели представляется метод количественного контент-анализа и структурно-содержательный анализ. Эмпирическим материалом для количественного анализа станут 68 спецпроектов РБК из вкладки «лучшее», для структурно-содержательного анализа 17 проектов, с за 2017, 2020 и 2023 год, выбор данных спецпроектов будет обусловлен пересечением тематической повестки.
Теоретическая и практическая значимость. Исследование может быть полезным для изучения трансформации современного медиапространства, так как косвенно может указывать возможные пути развития медиасистемы. Наше исследование является частью изучения современной медиасферы, актуальной темы для журналистиковедения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В результате количественного анализа спецпроектов РБК за период с 2017 по 2024 год можно сделать следующие выводы. В первую очередь, в период с 2017 по 2022 года отмечался заметный рост разнообразных интерактивных способов визуализации контента, что способствовало более глубокому взаимодействию с аудиторией. Однако, после 2022 года наблюдается снижение уровня интерактивности проектов, что свидетельствует о изменении тренда в направлении менее сложных форм представления информации.
Редакция РБК также сменила способ «продажи» товаров в своих спецпроектах. Можно заметить, что ранее редакция часто прибегала к использованию высоких образов в проектах, достаточно яркими примерами становятся: «По следам русских сказок», «А что бы выбрали великие?», «Партия на двоих». Со временем таких образов стало намного меньше, и данная тенденция относится к спецпроектам, в которых главной целью становится - именно увеличение продажи товара. Такое изменение приводит к уменьшению нативной рекламы.
Немаловажным изменением становится внедрение искусственного интеллекта. С 2022 года можно наблюдать за активным использованием нейросетей при создании изображений в спецпроектах. Также имеются попытки использования ИИ при составлении текста, но на данный момент - это небольшие сводки из оригинальных статей. Такой подход позволяет оптимизировать работу сотрудников, а также упрощает их задачи.
Кроме того, в спецпроектах РБК к 2024 году меняется тематический спектр. Можно заметить, что количество проектов на тему культуры, еды, здоровья и бизнеса значительно уменьшились, а проекты об экологии и моде - окончательно пропали. Основными темами спецпроектов становятся автомобили, в основном китайского производства, а также недвижимость - от отечественных застройщиков. Мы считаем, что это напрямую связано с уходом зарубежных спонсоров с нашего рынка.
Далее, перейдем к выводам, которые нам удалось получить в ходе структурно-содержательного анализа.
Изменилось содержание проектов, интервью и портретные зарисовки стали постепенно замещаться справочными материалами. Ранее, в большинстве случаев способом передачи информации служили интервью.
Долгое время главной рекламной целью спецпроектов было не увлечение продаж, а укрепление имиджа бренда и повыше его узнаваемости.
Цели спецпроектов гибридные, на первом месте стоят рекламные цели, уже после журналистские, практически во всех случаях - это информирование, исключением стали проекты, созданные для развлечения и те проекты, что посвящены культурной тематике. Ранее, реклама была более нативной, о продукте мы узнавали через истории работников фирмы, рецепты блюд или путешествия по разным достопримечательностям страны. Сейчас, в большинстве случаев читатель получает Above the line рекламу, то есть прямую. Так, например, можно прочитать обзор на машину от экспертов, узнать историю фирмы и получить характеристику авто, посмотреть карту нового ЖК и выявить его преимущества перед другими жилыми комплексами, но все напрямую.
Также акцентируя внимание на темах проектов, прослеживается изменение в преподнесении продуктов/услуг в одной и той же тематике. Так, например, ранее в проектах об автомобилях центральной повесткой были: путешествия, сравнение разных эпох, смешные зарисовки о неприятностях, с которыми приходится сталкиваться водителям. В более поздних проектах такой подход к созданию проектов не наблюдается, чаще встречается обзор на авто с его главными характеристиками.
Изменилась и освещение тем здоровья, изначально большой акцент был на физическом здоровье, в которых информация была подана сухими фактами, а реклама не была встроена в текст, а была лишь визуальными образами. Во время ковида появился большой спрос на информирование населения о эмоциональном состояние, именно поэтому редакция стала чаще выпускать материалы, посвященные именно ментальному здоровью.
Темы искусства и культуры трансформировались из небольших заметок и развлекательного контента до самостоятельных полномасштабных проектов, в которые интегрировались большие бренды, такие как: Louis Vuitton и Сбербанк.
Что касается промышленности, схема осталась прежней: структуру работы компании показывают через истории работников. Читатель узнает особенности промышленного предприятия, внимание акцентируется на слаженности работы и на потрясающем качестве продуктов, которые создает компания. В таких проектах часто встречаются видеоматериалы с интервью сотрудников и интерактивные элементы: карты и инфографика.
Такой подход к созданию материала не дает соотнести большинство материалов к устоявшимся продающим формулам медиатекста.
Также нельзя не отметить изменения в форматах медикамента. К 2024 году в спецпроектах редакции РБК фактически не используется видеоматериал, также реже стали публиковаться материалы с использованием GIF - изображений, коллажей и иллюстраций, в особенности оригинальной.
Исследования показывают, что данные тенденции являются частью общего процесса эволюции медийных проектов в цифровой эпохе. На фоне постоянно меняющихся предпочтений аудитории и рыночных условий, необходимо постоянное обновление стратегий создания контента для успешной адаптации к новым реалиям.
Редакция РБК также сменила способ «продажи» товаров в своих спецпроектах. Можно заметить, что ранее редакция часто прибегала к использованию высоких образов в проектах, достаточно яркими примерами становятся: «По следам русских сказок», «А что бы выбрали великие?», «Партия на двоих». Со временем таких образов стало намного меньше, и данная тенденция относится к спецпроектам, в которых главной целью становится - именно увеличение продажи товара. Такое изменение приводит к уменьшению нативной рекламы.
Немаловажным изменением становится внедрение искусственного интеллекта. С 2022 года можно наблюдать за активным использованием нейросетей при создании изображений в спецпроектах. Также имеются попытки использования ИИ при составлении текста, но на данный момент - это небольшие сводки из оригинальных статей. Такой подход позволяет оптимизировать работу сотрудников, а также упрощает их задачи.
Кроме того, в спецпроектах РБК к 2024 году меняется тематический спектр. Можно заметить, что количество проектов на тему культуры, еды, здоровья и бизнеса значительно уменьшились, а проекты об экологии и моде - окончательно пропали. Основными темами спецпроектов становятся автомобили, в основном китайского производства, а также недвижимость - от отечественных застройщиков. Мы считаем, что это напрямую связано с уходом зарубежных спонсоров с нашего рынка.
Далее, перейдем к выводам, которые нам удалось получить в ходе структурно-содержательного анализа.
Изменилось содержание проектов, интервью и портретные зарисовки стали постепенно замещаться справочными материалами. Ранее, в большинстве случаев способом передачи информации служили интервью.
Долгое время главной рекламной целью спецпроектов было не увлечение продаж, а укрепление имиджа бренда и повыше его узнаваемости.
Цели спецпроектов гибридные, на первом месте стоят рекламные цели, уже после журналистские, практически во всех случаях - это информирование, исключением стали проекты, созданные для развлечения и те проекты, что посвящены культурной тематике. Ранее, реклама была более нативной, о продукте мы узнавали через истории работников фирмы, рецепты блюд или путешествия по разным достопримечательностям страны. Сейчас, в большинстве случаев читатель получает Above the line рекламу, то есть прямую. Так, например, можно прочитать обзор на машину от экспертов, узнать историю фирмы и получить характеристику авто, посмотреть карту нового ЖК и выявить его преимущества перед другими жилыми комплексами, но все напрямую.
Также акцентируя внимание на темах проектов, прослеживается изменение в преподнесении продуктов/услуг в одной и той же тематике. Так, например, ранее в проектах об автомобилях центральной повесткой были: путешествия, сравнение разных эпох, смешные зарисовки о неприятностях, с которыми приходится сталкиваться водителям. В более поздних проектах такой подход к созданию проектов не наблюдается, чаще встречается обзор на авто с его главными характеристиками.
Изменилась и освещение тем здоровья, изначально большой акцент был на физическом здоровье, в которых информация была подана сухими фактами, а реклама не была встроена в текст, а была лишь визуальными образами. Во время ковида появился большой спрос на информирование населения о эмоциональном состояние, именно поэтому редакция стала чаще выпускать материалы, посвященные именно ментальному здоровью.
Темы искусства и культуры трансформировались из небольших заметок и развлекательного контента до самостоятельных полномасштабных проектов, в которые интегрировались большие бренды, такие как: Louis Vuitton и Сбербанк.
Что касается промышленности, схема осталась прежней: структуру работы компании показывают через истории работников. Читатель узнает особенности промышленного предприятия, внимание акцентируется на слаженности работы и на потрясающем качестве продуктов, которые создает компания. В таких проектах часто встречаются видеоматериалы с интервью сотрудников и интерактивные элементы: карты и инфографика.
Такой подход к созданию материала не дает соотнести большинство материалов к устоявшимся продающим формулам медиатекста.
Также нельзя не отметить изменения в форматах медикамента. К 2024 году в спецпроектах редакции РБК фактически не используется видеоматериал, также реже стали публиковаться материалы с использованием GIF - изображений, коллажей и иллюстраций, в особенности оригинальной.
Исследования показывают, что данные тенденции являются частью общего процесса эволюции медийных проектов в цифровой эпохе. На фоне постоянно меняющихся предпочтений аудитории и рыночных условий, необходимо постоянное обновление стратегий создания контента для успешной адаптации к новым реалиям.
Подобные работы
- СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ГРУППЫ “ДРУГАЯ СТОРОНА”)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2025



