Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ СПЕЦПРОЕКТОВ РБК С 2017 ПО 2024 ГОД

Работа №188059

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы56
Год сдачи2024
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические аспекты спецпроектов в медиа 5
1.1 Понятие и характеристики спецпроектов 5
1.2 Роль спецпроектов в развитии медиаиндустрии 7
1.3 Тенденции и особенности спецпроектов в современном
медиапространстве 10
1.4 Деятельность информационного агентства РБК 12
1.4.1 Развитие спецпроектов в информационном агентстве РБК 13
2 Основные аспекты трансформации спецпроектов РБК 15
2.1 Методология анализа 15
2.2 Общая характеристика спецпроектов РБК с 2017 по 2024 год 17
2.3 Анализ формата спецпроекта первого периода (2018 г.) 21
2.5 Анализ формата спецпроекта третьего периода (2023 г.) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложение

Данное исследование посвящено теме понятия спецпроектов и их трансформации и проведено на основе материалов РБК с 2017 по 2024 годы.
Актуальность исследования обусловлена малым количеством существующих исследований по теме трансформации формата спецпроекта в медиасистеме. Известно, что современное медиапространство — интенсивная, постоянно меняющаяся структура, вследствие чего возникает потребность создания новых форматов подачи информации и улучшающих коммуникацию между журналистом и потребителем, отвечающих современным тенденциям. Поэтому изучение новых форматов, причин их появления и особенностей позволяет предположить возможные пути развития современной журналистики.
Объект исследования - спецпроекты информационного агентства РБК. На примере материалов этого медиахолдинга будут рассмотрены характерные особенности формата спецпроектов, а также их влияние на трансформацию медиапространства. Предметом исследования являются особенности трансформации спецпроектов РБК с 2017 по 20204 года.
В связи с этим, целью исследования является выявление особенностей трансформации спецпроектов в современной журналистике в интернет- издании РБК. Для достижения заданной нами цели требуется решение следующих задач:
1. Исследовать теоретические аспекты (исследованность темы, определение понятий);
2. Дать характеристику издания РБК;
3. Выбрать эмпирический материал, обосновать;
4. Определить критерии для анализа, обосновать методику исследования;
5. Провести анализ выбранного материала, определить трансформацию мультимедийного формата в медиа;
6. Интерпретировать выводы, определить перспективы развития.
Конструктивным для достижения заданной цели представляется метод количественного контент-анализа и структурно-содержательный анализ. Эмпирическим материалом для количественного анализа станут 68 спецпроектов РБК из вкладки «лучшее», для структурно-содержательного анализа 17 проектов, с за 2017, 2020 и 2023 год, выбор данных спецпроектов будет обусловлен пересечением тематической повестки.
Теоретическая и практическая значимость. Исследование может быть полезным для изучения трансформации современного медиапространства, так как косвенно может указывать возможные пути развития медиасистемы. Наше исследование является частью изучения современной медиасферы, актуальной темы для журналистиковедения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате количественного анализа спецпроектов РБК за период с 2017 по 2024 год можно сделать следующие выводы. В первую очередь, в период с 2017 по 2022 года отмечался заметный рост разнообразных интерактивных способов визуализации контента, что способствовало более глубокому взаимодействию с аудиторией. Однако, после 2022 года наблюдается снижение уровня интерактивности проектов, что свидетельствует о изменении тренда в направлении менее сложных форм представления информации.
Редакция РБК также сменила способ «продажи» товаров в своих спецпроектах. Можно заметить, что ранее редакция часто прибегала к использованию высоких образов в проектах, достаточно яркими примерами становятся: «По следам русских сказок», «А что бы выбрали великие?», «Партия на двоих». Со временем таких образов стало намного меньше, и данная тенденция относится к спецпроектам, в которых главной целью становится - именно увеличение продажи товара. Такое изменение приводит к уменьшению нативной рекламы.
Немаловажным изменением становится внедрение искусственного интеллекта. С 2022 года можно наблюдать за активным использованием нейросетей при создании изображений в спецпроектах. Также имеются попытки использования ИИ при составлении текста, но на данный момент - это небольшие сводки из оригинальных статей. Такой подход позволяет оптимизировать работу сотрудников, а также упрощает их задачи.
Кроме того, в спецпроектах РБК к 2024 году меняется тематический спектр. Можно заметить, что количество проектов на тему культуры, еды, здоровья и бизнеса значительно уменьшились, а проекты об экологии и моде - окончательно пропали. Основными темами спецпроектов становятся автомобили, в основном китайского производства, а также недвижимость - от отечественных застройщиков. Мы считаем, что это напрямую связано с уходом зарубежных спонсоров с нашего рынка.
Далее, перейдем к выводам, которые нам удалось получить в ходе структурно-содержательного анализа.
Изменилось содержание проектов, интервью и портретные зарисовки стали постепенно замещаться справочными материалами. Ранее, в большинстве случаев способом передачи информации служили интервью.
Долгое время главной рекламной целью спецпроектов было не увлечение продаж, а укрепление имиджа бренда и повыше его узнаваемости.
Цели спецпроектов гибридные, на первом месте стоят рекламные цели, уже после журналистские, практически во всех случаях - это информирование, исключением стали проекты, созданные для развлечения и те проекты, что посвящены культурной тематике. Ранее, реклама была более нативной, о продукте мы узнавали через истории работников фирмы, рецепты блюд или путешествия по разным достопримечательностям страны. Сейчас, в большинстве случаев читатель получает Above the line рекламу, то есть прямую. Так, например, можно прочитать обзор на машину от экспертов, узнать историю фирмы и получить характеристику авто, посмотреть карту нового ЖК и выявить его преимущества перед другими жилыми комплексами, но все напрямую.
Также акцентируя внимание на темах проектов, прослеживается изменение в преподнесении продуктов/услуг в одной и той же тематике. Так, например, ранее в проектах об автомобилях центральной повесткой были: путешествия, сравнение разных эпох, смешные зарисовки о неприятностях, с которыми приходится сталкиваться водителям. В более поздних проектах такой подход к созданию проектов не наблюдается, чаще встречается обзор на авто с его главными характеристиками.
Изменилась и освещение тем здоровья, изначально большой акцент был на физическом здоровье, в которых информация была подана сухими фактами, а реклама не была встроена в текст, а была лишь визуальными образами. Во время ковида появился большой спрос на информирование населения о эмоциональном состояние, именно поэтому редакция стала чаще выпускать материалы, посвященные именно ментальному здоровью.
Темы искусства и культуры трансформировались из небольших заметок и развлекательного контента до самостоятельных полномасштабных проектов, в которые интегрировались большие бренды, такие как: Louis Vuitton и Сбербанк.
Что касается промышленности, схема осталась прежней: структуру работы компании показывают через истории работников. Читатель узнает особенности промышленного предприятия, внимание акцентируется на слаженности работы и на потрясающем качестве продуктов, которые создает компания. В таких проектах часто встречаются видеоматериалы с интервью сотрудников и интерактивные элементы: карты и инфографика.
Такой подход к созданию материала не дает соотнести большинство материалов к устоявшимся продающим формулам медиатекста.
Также нельзя не отметить изменения в форматах медикамента. К 2024 году в спецпроектах редакции РБК фактически не используется видеоматериал, также реже стали публиковаться материалы с использованием GIF - изображений, коллажей и иллюстраций, в особенности оригинальной.
Исследования показывают, что данные тенденции являются частью общего процесса эволюции медийных проектов в цифровой эпохе. На фоне постоянно меняющихся предпочтений аудитории и рыночных условий, необходимо постоянное обновление стратегий создания контента для успешной адаптации к новым реалиям.



1. Автаева Н.О. Бейненсон В.А. Болдина К.А [и др.] «Мультимедийные технологии СМИ»: [учебное пособие]/ Изд-во Нижегородского госуниверситета; 2020 - 170с.
2. АДЖИМАЗ О. КОЖЕМЯКИН Е. КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТИ В ДИСКУРСЕ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ / Онур АДЖИМАЗ Евгений КОЖЕМЯКИН [Электронный ресурс] // Современный дискурс- анализ:[сайт].иРЕ:http://discourseanalysis.ru/ada4/st34.shtml (дата обращения: 26.03.2024).
3. А.С. Неугодникова Мультимедийный формат как способ представления правовой информации в сетевых изданиях: дис. журн. наук: 42.04.02. - Тольятти, 2020. - 87 с.
4. Балашов В.А. Спецпроект как тип мультимедийного продукта (на примере информационного агентства «ТАСС»): дис. журн. наук: 42.04.02. - Тольятти, 2020. - 90 с.
5. Богомазова Дарья Андреевна Особенности спецпроекта в современном российском медиапространстве // Международный научный журнал «Слово в науке». 2023. №15. (дата обращения: 16.03.2024).
6. Бондарева С. Е. Реклама в автомобильной отрасли: подходы и инструменты / Бондарева С. Е. [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Аспект»:[сайт]. URL:https://na-journal.ru/4-2024-ekonomika-menedzhment/10468-reklama-v-avtomobilnoj-otrasli-podhody-i-instrumenty(дата обращения: 21.03.2024).
7. Верник, А.Г. Особенности и технологии распространения видеоконтента социальных медиа/ А.Г. Верник// Челябинский гуманитарий. - 2012.- №3. - С.27-31
8. Группа РБК// О компании // Направления деятельности. URL: https://web.archive.Org/web/20210512224257/http://www.rbcholding.ru/business.shtml(дата обращения: 24.03.2024).
9. Ковалева, Л. А. Роль жанра "фоторепортаж" в новой медиакоммуникационной среде / Л. А. Ковалева // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2018. — № 3. — С. 68-71.
10. Колесникова Елена Александровна Интерактивность как глобальный признак молодежных масс-медиа // Вестник ТГУ. 2009. №3. (дата обращения: 23.03.2024).
11. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации/ Купер И.Р. // Социологический журнал - 2000. - №1/2. - С. 37-59
12. Ларина, Е. Д. Трансформация медиа и массовой информации в цифровом и глобальном пространстве / Е. Д. Ларина // Глобальные социальные процессы: опыт социологического исследования: Сборник статей Социологической конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 20 декабря 2019 года / Под редакцией А.В. Петрова. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2019. - С. 188-198.
13. Л.С. Носова, Е.А. Леонова, Е.А. Селезнева, Т.А. Радченко /Искусственный интеллект в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов- Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера, 2023- 175 с - 100 экз.
14. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева; Лукина М. М., Фомичева И. Д.. - Москва: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 87 с. - (Серия "Интернет- журналистика" / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики).
15. Молчанова Ольга Ильинична Медиахолдинг "рбк" и анализ управления его структурой в условиях медиаконвергенции // Векторы благополучия: экономика и социум. 2018. №4 (31). (дата обращения: 24.03.2024).
16. Муха А.В., Федосеева Н.И. Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ/ А.В. Муха, Н. И. Федосеева// Огарёв Online. - 2015. - №19. - С.280¬288.
17. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность,
гипертекстуальность как детерминирующие типологические
признаки сетевых изданий/ А.А. Никитенко// Вестник
Воронежского государственного университета. - 2009. - №1. - С. 158-165.
18. Сабирова, Л. Р., Баканов, Р. П. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ- ПОРТРЕТА НА YOUTUBE-КАНАЛАХ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19/ Л. Р. Сабирова, Р. П. Баканов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2021. — № 4. — С. 166-182.
19. Сидоров А.А. Иллюстрации и внутренние украшения книги / Сидоров А.А. [Электронный ресурс] // Печать и революция : [сайт] .URL: https ://archive. org/stream/pechat i revolyutsiya 1921 0
1 03/pechat i revolyutsiya 1921 03 djvu.txt (дата обращения:
10.04.2024).
20. Сизова, Ю. В. Спецпроекты в новых медиа / Ю. В. Сизова // Новые медиа для современной молодежи : Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 апреля 2019 года / Под редакцией Л.Е. Виноградовой, Е.Н. Туголуковой. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. - С. 99-103.
21. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ / С. И. Симакова // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2015. - № 3. - С. 213-218.
22. Соболева Ольга Валерьевна К проблеме определения понятия «Гипертекстуальность» // Вестник ЧелГУ. 2014. №7 (336). (дата обращения: 23.03.2024).
23. Таюпова, О. И. Специфика коммуникации в текстах медиа - интервью] / О. И. Таюпова // Sciences of Europe. — 2018. — № 25. — С. 37-40.
24. Ткачев, В. В. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА! В 2023 ГОДУ / В. В. Ткачев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 5-5. — С. 106-108.
25. Фомичева Ирина Дмитриевна Социология Интернет-СМИ:
[учебное пособие] / И. Д. Фомичева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - Москва: Изд. фак.
журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 79 с.: ил.; 21 см. - (Серия "Интернет-журналистика"; Вып. 2).
26. Шпакова И.А. Мультимедийные контент-стратегии в интернет-
версиях печатных СМИ: дис. Медиадизайн наук: Санкт -
Петербург, 2018. - 147 с.
27. Шпилёва Дарья Вячеславовна Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. №1.
28. Guo, Hong. “The development and application of new media technology in news communication industry.” International Journal of Electrical Engineering & Education 60 (2021): 405 - 415. (дата обращения: 01.03.2024)
1. Автаева Н.О. Бейненсон В.А. Болдина К.А [и др.] «Мультимедийные технологии СМИ»: [учебное пособие]/ Изд-во Нижегородского госуниверситета; 2020 - 170с.
2. АДЖИМАЗ О. КОЖЕМЯКИН Е. КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТИ В ДИСКУРСЕ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ / Онур АДЖИМАЗ Евгений КОЖЕМЯКИН [Электронный ресурс] // Современный дискурс- анализ:[сайт].иРЕ:http://discourseanalysis.ru/ada4/st34.shtml (дата обращения: 26.03.2024).
3. А.С. Неугодникова Мультимедийный формат как способ представления правовой информации в сетевых изданиях: дис. журн. наук: 42.04.02. - Тольятти, 2020. - 87 с.
4. Балашов В.А. Спецпроект как тип мультимедийного продукта (на примере информационного агентства «ТАСС»): дис. журн. наук: 42.04.02. - Тольятти, 2020. - 90 с.
5. Богомазова Дарья Андреевна Особенности спецпроекта в современном российском медиапространстве // Международный научный журнал «Слово в науке». 2023. №15. (дата обращения: 16.03.2024).
6. Бондарева С. Е. Реклама в автомобильной отрасли: подходы и инструменты / Бондарева С. Е. [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Аспект»:[сайт]. URL:https://na-journal.ru/4-2024-ekonomika-menedzhment/10468-reklama-v-avtomobilnoj-otrasli-podhody-i-instrumenty(дата обращения: 21.03.2024).
7. Верник, А.Г. Особенности и технологии распространения видеоконтента социальных медиа/ А.Г. Верник// Челябинский гуманитарий. - 2012.- №3. - С.27-31
8. Группа РБК// О компании // Направления деятельности. URL: https://web.archive.Org/web/20210512224257/http://www.rbcholding.ru/business.shtml(дата обращения: 24.03.2024).
9. Ковалева, Л. А. Роль жанра "фоторепортаж" в новой медиакоммуникационной среде / Л. А. Ковалева // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2018. — № 3. — С. 68-71.
10. Колесникова Елена Александровна Интерактивность как глобальный признак молодежных масс-медиа // Вестник ТГУ. 2009. №3. (дата обращения: 23.03.2024).
11. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации/ Купер И.Р. // Социологический журнал - 2000. - №1/2. - С. 37-59
12. Ларина, Е. Д. Трансформация медиа и массовой информации в цифровом и глобальном пространстве / Е. Д. Ларина // Глобальные социальные процессы: опыт социологического исследования: Сборник статей Социологической конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 20 декабря 2019 года / Под редакцией А.В. Петрова. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2019. - С. 188-198.
13. Л.С. Носова, Е.А. Леонова, Е.А. Селезнева, Т.А. Радченко /Искусственный интеллект в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов- Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера, 2023- 175 с - 100 экз.
14. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева; Лукина М. М., Фомичева И. Д.. - Москва: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 87 с. - (Серия "Интернет- журналистика" / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики).
15. Молчанова Ольга Ильинична Медиахолдинг "рбк" и анализ управления его структурой в условиях медиаконвергенции // Векторы благополучия: экономика и социум. 2018. №4 (31). (дата обращения: 24.03.2024).
16. Муха А.В., Федосеева Н.И. Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ/ А.В. Муха, Н. И. Федосеева// Огарёв Online. - 2015. - №19. - С.280¬288.
17. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность,
гипертекстуальность как детерминирующие типологические
признаки сетевых изданий/ А.А. Никитенко// Вестник
Воронежского государственного университета. - 2009. - №1. - С. 158-165.
18. Сабирова, Л. Р., Баканов, Р. П. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ- ПОРТРЕТА НА YOUTUBE-КАНАЛАХ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19/ Л. Р. Сабирова, Р. П. Баканов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2021. — № 4. — С. 166-182.
19. Сидоров А.А. Иллюстрации и внутренние украшения книги / Сидоров А.А. [Электронный ресурс] // Печать и революция : [сайт] .URL: https ://archive. org/stream/pechat i revolyutsiya 1921 0
1 03/pechat i revolyutsiya 1921 03 djvu.txt (дата обращения:
10.04.2024).
20. Сизова, Ю. В. Спецпроекты в новых медиа / Ю. В. Сизова // Новые медиа для современной молодежи : Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 апреля 2019 года / Под редакцией Л.Е. Виноградовой, Е.Н. Туголуковой. - Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. - С. 99-103.
21. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ / С. И. Симакова // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2015. - № 3. - С. 213-218.
22. Соболева Ольга Валерьевна К проблеме определения понятия «Гипертекстуальность» // Вестник ЧелГУ. 2014. №7 (336). (дата обращения: 23.03.2024).
23. Таюпова, О. И. Специфика коммуникации в текстах медиа - интервью] / О. И. Таюпова // Sciences of Europe. — 2018. — № 25. — С. 37-40.
24. Ткачев, В. В. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА! В 2023 ГОДУ / В. В. Ткачев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 5-5. — С. 106-108.
25. Фомичева Ирина Дмитриевна Социология Интернет-СМИ:
[учебное пособие] / И. Д. Фомичева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - Москва: Изд. фак.
журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 79 с.: ил.; 21 см. - (Серия "Интернет-журналистика"; Вып. 2).
26. Шпакова И.А. Мультимедийные контент-стратегии в интернет-
версиях печатных СМИ: дис. Медиадизайн наук: Санкт -
Петербург, 2018. - 147 с.
27. Шпилёва Дарья Вячеславовна Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. №1.
28. Guo, Hong. “The development and application of new media technology in news communication industry.” International Journal of Electrical Engineering & Education 60 (2021): 405 - 415. (дата обращения: 01.03.2024)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ