Введение 3
1 Устойчивое развитие. Общее положение 5
1.1 Что такое Устойчивое развитие 5
1.2 Устойчивое развитие в отношении лесов 6
1.3 История устойчивого лесопользования 18
2 Лесной фонд как объект использования 21
2.1 Средозащитные, климатические ресурсы 26
2.2 Недревесная продукция лесов Томской области 26
2.3 Пищевые лесные ресурсы 39
2.4 Древесные лесные ресурсы Томской области 50
3 Экологические основы устойчивого лесопользования 54
3.1 Эколого-ресурсный анализ лесного фонда Томской области 61
3.1.1 Сохранение биоразнообразия и ООПТ Томской области 71
3.2 Экологическое воспитание и образование 76
Список использованной литературы 84
Древесная и недревесная продукция входит в лесные ресурсы. Второстепенные лесные материалы, побочные лесные пользования и охота имеют особое значение для местного населения в повседневной жизни, сильно зависящей от леса. Один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляет более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняет важнейшие средозащитные и средообразующие функции - леса России. Растительные ресурсы: кормовые, технические, лекарственные медоносные и пищевые занимают важное место среди сырьевых ресурсов леса.
Традиционным направлением для России является заготовка и потребление пищевых ресурсов леса. Поэтому проблема устойчивого использования лесов является в настоящее время весьма актуальной (Амирханов, 2012).
Томская область является многолесным регионом. Чтобы решить проблемы, связанные с процессом деградации лесных земель, необходима повышения эффективности системы управления с целью обеспечения их охраны, сохранения и воспроизводства.
Важной задачей экологически устойчивого лесопользования является экологическое просвещение. Экологическое просвещения включает в себя две неразрывные части: экологическое воспитание и экологическое образование. Экологическое образование - это самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей непрерывный процесс воспитания и обучения. Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Человек в течение своей жизни включен в процесс непрерывного воспитания и образования (Домнина,2018).
Целью данной работы является изучение экологических аспектов устойчивого использования лесных ресурсов (на примере Томской области).
Основные задачи данной выпускной квалификационной работы:
- изучить основные положения процесса устойчивого лесопользования;
- рассмотреть лесной фонд как объект использования;
-проанализировать решение экологических проблем устойчивого лесопользования, путем создания системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
- рассмотреть специфические инструменты устойчивого лесопользования: экологическое воспитание и образование.
Объект исследования -лесной фонд Томской области.
Предмет исследования - нормативное регулирование в сфере устойчивого лесопользования, формы использования лесных ресурсов, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, путем создания ООПТ, а также экологическое воспитание и образование.
Методы исследования - математический, статистический, сравнительный, исторический, метод синтеза и анализа и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Амирханов М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и эколого-правовой статус прибрежных курортов. - М.: Экономика, 2012. - 245 с.
2. Адам А. М. Особо охраняемые природные территории Томской области /
А. М. Адам, Т. В. Ревушкина, О. Г. Нехорошев, А. С. Бабенко. - Томск: Изд-во НТЛ, - 2001. - 14 с.
3. Александрова А.Б. В сборнике: УРБОЭКОСИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ материалы VI Международной научно-практической конференции / А.Б. Александрова, Д.В. Иванов. - 2018. - С. 178-180.
4. Актуальные проблемы биологии и экологии: Материалы международной научно-практической конференции (г. Грозный, 15 мая 2018 г.). - Махачкала: АЛЕФ, 2018. - 222 с.
5. Баринова Я.И. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. - С. 18-20.
6. Белюченко В.Ф. Экология Кубани. - Краснодар: ГГАУ, 2010. - 260 с.
7. Боголюбов С. А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. - 2013. - №11. - С. 65-69.
8. Вагнер И.В. В сборнике: Дополнительное профессиональное образование педагогов в области воспитания и социализации. Сборник вариативных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогов / И.В. Вагнер, Е.М. Клемяшова, В. А. Сковородкин. - Москва, 2018. - С. 168 - 187.
9. Воронин Б. А. Формирование экологического мировоззрения и
экологической культуры как факторы обеспечения экологического правопорядка / Эколого-правовые проблемы рационального использования в сельском хозяйстве земель, недр, лесов и других природных ресурсов. Екатеринбург: Урал. аграр. Изд-во. 2012. - С. 19-23.
10. Всероссийский экологический портал [Электронный ресурс]. - М., 2018. - Режим доступа: http://http://ecoportal.su., свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения 17.11.2019).
11. Вестник Томского государственного университета [Электронный ресурс]:
Общенаучный периодический журнал. - Томск: Национальный
исследовательский Томский государственный университет. - 2009. - №8. - 223 с.: ил. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/284743.
12. Всероссийский экологический портал [Электронный ресурс]. М., 2018. - Режим доступа: http:// http://ecoportal.su., свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения 27.10.2019).
13. В сборнике: Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А.Семенов. 2018. - С. 151-157.
14. Голуб А.А. Проблемы экономизации взаимоотношений природы и общества / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. - М.: Мысль, 2010. - 150 с.
15. Горская В.А. В книге: Сахаровские чтения 2018 года: экологические проблемы XXI века Материалы 18-й международной научной конференции: в 3 частях / В.А. Горская, И.З. Олевская. - Под редакцией С.А. Маскевича, С.С. Позняка. 2018. - 30 с.
16. Грачев В.В. Азбука лесопользования / Лесные вести. - 2013. - С. 23-34.
17. Гарин В.М. Расчёты платы за загрязнение окружающей среды / В.М. Гарин, Т.А. Шахина. - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2010. - 81 с.
18. Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2018-2020 гг.» - 91 с.
19. География и природопользование Сибири, Вып. 7: /под ред. Г. Я. Барышникова; Алтайский гос. ун-т, Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2004. - 282 с.
20. Демаков Ю.П. Эколого-ресурсный потенциал древостоев лесообразующих пород Среднего Поволжья / Ю.П.Демаков, А.В.Исаев, В.Л.Черных. / Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер.: Лес. Экология. Природопользование. - 2014. - № 4 (24). - С. 5-20.
21. Домнина Г.Н. В сборнике: Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно - практической конференции по экологическому образованию. Под общ. ред. В.А. Грачева. 2018. - С. 537-540.
22. Дыренко С. А. Изменение лесных биоценозов под влиянием
рекреационных нагрузок и возможность их регулирования. - М.: Наука, 2010. - 250 с.
23. Дубовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. - М.: Наука, 2011. - 240 с.
24. Департамент лесного хозяйства Томской области [Электронный ресурс]. - М., 2019. - Режим доступа: http:// dep-les@tomsk.gov.ru., свободный. - Загл. С экрана (Дата обращения 23.11.2019).
25. Ивонин В.М. Эрозия почв на вырубках горных склонов/ В.М. Ивонин, Водяной С.М. - Ростов-на-Дону: СКНЦВИ, 2010. - 152 с.
26. Иванова Е.А. В сборнике: Педагогические и экологические аспекты перехода к устойчивому развитию сборник статей участников Международной научно - практической конференции. Ответственный редактор С.В. Напалков, Научный редактор Т.А. Кончина. 2018. - С. 160 - 161.
27. Использование и воспроизводство кедровых лесов: материалы совещания -семинара, г. Томск, 20-23 августа 1969 г. / Акад. наук СССР, Сиб. отделение, Биол. Ин-т, Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1971. - 270 с.
28. Коробко В.И. Экологический менеджмент. - М.: Юнити, 2010. - 303 с.
29. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (с изм. И доп.).
30. Лесное управление: учеб. пособие Под общ.ред. А.В. Неверова. - Минск: Пачатковая школа, 2014. -157 с.
31. Мясников А.Г. Теоретические основы рационального лесопользования / А.Г.Мясников, Данченко М.А. - Вестник Томского государственного университета. 2012-. № 356. С.167-170.
32. Основы устойчивого лесов правления: учеб. пособие для вузов М.Л. Карачаевский, В.К. Тепляков, Т.О. Яницкая, Л.Ю.Ярошенко; Всемирный фонд дикой природы (WWF). 2009, - 143 с.
33. Поляков А.Н. Практикум по лесной таксации и лесоустройству. - М.: Мысль, 2011. - 90 с.
34. Половодов И.В. В сборнике: Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса Сборник статей участников XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ И.В.Половодов, Д.А. Королькова. - Под общей редакцией Ю.Г. Кузмичева. 2018. - С. 261-264.
35. Преображенский В.С. Обеспечение рекреационных потребностей населения / В.С. Преображенский, Ю.А. Ведин, А.В. Антипова. - Человек, общество и окружающая среда. - М.: Мысль, 2 014. - 280 с.
36. Рогов С.И. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI в. / Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №1. - С. 52-59.
37. Ревяко И.В. Основы лесопаркового хозяйства / И.В. Ревяко, В.Н. Донец.: методические указания. - Новочеркасск, 2011. - 59 с.
38. Солнцев Г.К. Пути оптимизации рекреационных функций горных лесов.
Экологические основы ведения хозяйства в горных лесах / Г.К. Солнцев, Л.Г. Король, А.С, Маргашев. - Сборник научных трудов НИИ
Горлесэкол. - Сочи, 2012. - 245 с.
39. Савина Л.Н. В сборнике: Образование, наука, практика: инновационный аспект Сборник статей Международной научно - практической конференции, посвященной 70 - летию со дня рождения профессора А.Ф. Блинохватова. 2018. - С. 232-235.
40. Сборник материалов и доклады. Научное издание. Том 2/ Под общ. ред.
В.А. Грачева. - М.: Фонд имени В.И. Вернадского, 2018. -1271с.
41. Терская И. А. и др. География Краснодарского края. Природа. Экономика. - Краснодар: ОИПЦ «Перпективы образования», 2011. - 143 с.
42. Темиров Д.С. Организация и планирование рекреационной деятельности / Д.С. Темиров, Яйли Е.А. - СПб.: РГГМУ, 2010. - 268 с.
43. Темиров Д.С. Управление территориальными рекреационными системами / Д.С. Темиров, К.Х. Ибрагимов, М.С.Аракелов. - Монография. Краснодар: Издательский Дом «Юг», 2012. - 236 с.
44. Технология защиты леса: Учебник для вузов по специальности "Лесное и садовопарковое хозяйство" /А. И. Воронцов, Е. Г. Мозолевская, Э. С. Соколова, М.: Экология, 1991. - 303 с.
45. ТихоноваТ.В. Эколого-экономическая оценка водорегулирующей
функции сельских территорий Республики Коми. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз Том 10, № 3, 2017. - 209 с.
46. Томский государственный университет официальный сайт [Электронный ресурс|.lJRElittps://v.histrf.ru/articlcs/articlc/sliov/l
47. Шацки М.А. В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЯ, ПРАКТИКА Материалы Международного молодежного форума. Под редакцией И.И. Косиновой. 2018. - С. 353-356.