Введение 3
1 Устойчивое развитие. Общее положение 5
1.1 Что такое Устойчивое развитие 5
1.2 Устойчивое развитие в отношении лесов 6
1.3 История устойчивого лесопользования 18
2 Лесной фонд как объект использования 21
2.1 Средозащитные, климатические ресурсы 26
2.2 Недревесная продукция лесов Томской области 26
2.3 Пищевые лесные ресурсы 39
2.4 Древесные лесные ресурсы Томской области 50
3 Экологические основы устойчивого лесопользования 54
3.1 Эколого-ресурсный анализ лесного фонда Томской области 61
3.1.1 Сохранение биоразнообразия и ООПТ Томской области 71
3.2 Экологическое воспитание и образование 76
Список использованной литературы 84
Древесная и недревесная продукция входит в лесные ресурсы. Второстепенные лесные материалы, побочные лесные пользования и охота имеют особое значение для местного населения в повседневной жизни, сильно зависящей от леса. Один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляет более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняет важнейшие средозащитные и средообразующие функции - леса России. Растительные ресурсы: кормовые, технические, лекарственные медоносные и пищевые занимают важное место среди сырьевых ресурсов леса.
Традиционным направлением для России является заготовка и потребление пищевых ресурсов леса. Поэтому проблема устойчивого использования лесов является в настоящее время весьма актуальной (Амирханов, 2012).
Томская область является многолесным регионом. Чтобы решить проблемы, связанные с процессом деградации лесных земель, необходима повышения эффективности системы управления с целью обеспечения их охраны, сохранения и воспроизводства.
Важной задачей экологически устойчивого лесопользования является экологическое просвещение. Экологическое просвещения включает в себя две неразрывные части: экологическое воспитание и экологическое образование. Экологическое образование - это самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей непрерывный процесс воспитания и обучения. Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Человек в течение своей жизни включен в процесс непрерывного воспитания и образования (Домнина,2018).
Целью данной работы является изучение экологических аспектов устойчивого использования лесных ресурсов (на примере Томской области).
Основные задачи данной выпускной квалификационной работы:
- изучить основные положения процесса устойчивого лесопользования;
- рассмотреть лесной фонд как объект использования;
-проанализировать решение экологических проблем устойчивого лесопользования, путем создания системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
- рассмотреть специфические инструменты устойчивого лесопользования: экологическое воспитание и образование.
Объект исследования -лесной фонд Томской области.
Предмет исследования - нормативное регулирование в сфере устойчивого лесопользования, формы использования лесных ресурсов, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, путем создания ООПТ, а также экологическое воспитание и образование.
Методы исследования - математический, статистический, сравнительный, исторический, метод синтеза и анализа и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.