ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Освоение Дикого Запада как столкновение цивилизаций (XVIII - начало XX вв.) 14
1.1 Индейцы: социальная организация, культура, быт, мировоззрение 14
1.2 Переселенцы: контингент, причины и факторы переселения на Дикий
Запад 23
1.3 Основные этапы переселения на Запад. Роль индейцев в этом процессе..31 Глава 2. Эволюция «индейского» законодательства (XVIII - начало XX
вв.) 38
2.1 «Индейский» вопрос: законодательные акты XVIII в 38
2.2 «Движение на Запад» и оформление «индейского» законодательства в
XIX - начале XX вв 42
Глава 3. Реорганизация индейского общества (XIX в. - начало ХХ в.) 51
3.1 Создание резерваций как решение «индейского вопроса» и правовой
статус индейцев 51
3.2 Социально-экономические и культурные процессы в индейском
обществе 54
3.3 Формы сопротивления индейцев против национальной политики
США 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность данной работы заключается в проблеме сохранения культурного и этнического разнообразия мира в условиях глобализации. Эта проблема рассматривается в настоящем исследовании на примере взаимодействия Западной цивилизации и индейцев Нового Света.
Отдельный момент - влияние идеологии на принятие важных политических решений. Название стихотворения Редьярда Киплинга «Бремя белого человека» стало нарицательным обозначением миссии империалистов в колониальных владениях. И США, взяв его на вооружение, с «успехом» используют на протяжении всей своей истории по отношению к другим народам, в том числе и к коренному населению. Поэтому актуальность данной темы можно сформулировать и как проблему выяснения влияния идеологии на решение политических вопросов, в том числе, национального на примере политики США по отношению к аборигенному населению - индейцам.
Актуальность темы состоит и в рассмотрении проблемы правомерности применения к архаическим народам определений «низший», «примитивный», и т. п. Имеют ли они под собой какую-либо научную основу или являются оправданием вмешательства (зачастую грубого) в жизнь этих народов представителей евроамериканской цивилизации? Здесь стоит отметить, что это же относится и к менее развитым в экономическом и иных аспектах народам других континентов, вмешательство в политику и экономику которых Соединенными Штатами также оправдывается подобной идеологией.
В научных кругах до сих пор не пришли к единому мнению: является ли политика правительства США в отношении коренного населения, по сути, геноцидом. Согласно определению Конвенции Организации Объединенных Наций о геноциде 1948 года понятие геноцид означает «...любое из следующих действий, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Очевидно, что все 5 пунктов имели место в отношении правительства США к коренному населению континента и практиковались умышленно на протяжении нескольких сотен лет. Тем не менее, вопрос о том, является ли такая «политика» геноцидом, по сути, остается открытым по сей день. На протяжении всего исследования мы будем возвращаться к этому вопросу, проводить параллели с определением геноцида и делать соответствующие выводы.
Процесс уменьшения численности коренного населения Америки в результате действий европейских колонизаторов и их потомков начался с момента её открытия Христофором Колумбом и продолжался до конца XX века. По разным оценкам, жертвами этого процесса стали от 1 до 12 миллионов человек . Приводятся также и другие цифры, но, несмотря на колоссальное различие в них, ясно одно: есть достаточно доказательств того, что приход белого человека вызвал резкое сокращение числа коренных американцев.
Основные целенаправленные действия этой политики на территории США происходили с конца XVIII по XX вв. Но и в начале XXI в. индейцы США остаются самой угнетенной частью населения страны. В связи с этим актуальностью настоящей работы можно считать и попытку восстановления «исторической справедливости» по отношению к народу, планомерное истребление которого явилось, по сути, самым крупным в истории человечества геноцидом, но до сих пор не признано ни государством, его осуществившим, ни мировым сообществом, и, соответственно, не проведены необходимые меры по реабилитации оставшейся части пострадавшего народа.
Степень изученности данной проблемы довольно велика. Существует большое количество работ отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу. Однако именно такой подход и акцент на конкретных аспектах, которые применены в данном исследовании, являются оригинальными.
Становление и развития «индейского» законодательства хорошо прослеживается в книге о современных индейцах США и Канады В. Г. Стельмаха, В. А. Тишкова и С. В. Чешко «Тропою слез и надежд» [1990] наряду с освещением общих вопросов большое внимание уделяется социальным условиям существования индейцев и их борьбе за свои права с самого начала, рассматривается положение современных (на год издания) племен, резерваций и общин. В издании представлены и немаловажные вопросы о культуре и языках. Книга оснащена цветными иллюстрациями и подробными картами расселения народов, расположения индейских территорий и резерваций .
Труд М. Стингла «Индейцы без томагавков» [1984] представляет весь путь развития цивилизаций коренных американцев, начиная с доколумбовых времен и заканчивая современностью. Эта книга чешского этнографа и путешественника содержит очень богатый фактологический материал об индейцах Северной и Южной Америки. Книга охватывает всю историю индейцев: начиная от мифов об их происхождении и заканчивая прогнозами на будущее. Также нужно отметить и разнообразие материала: от легенд и обычаев до восстаний и политической активности индейцев. Книга очень удобно разделена на небольшие разделы в рамках более крупных, границы которых определены, в свою очередь, соответственно хронологии и географии представленного в них материала. Издание оснащено вклейками с цветными и черно-белыми фотографиями вождей, произведений искусства, бытовых сцен и прочего наглядного материала, а также картой и черокийским алфавитом .
«Североамериканские индейцы в прошлом и настоящем» - реферативный сборник под редакцией В. С. Коновалова [1985] примечателен тем, что содержит работы разных авторов-исследователей индейского вопроса. Это дает разнообразный материал для изучения с целью анализа и последующих выводов, так как история, как известно, наука довольно субъективная, и чем больше материалов для исследования имеется, тем более точный и объективный вывод по рассматриваемой проблеме можно из них извлечь. Статьи в сборнике разбиты на 4 крупных раздела, это работы общего характера, история колонизации и контактов, индейцы в современном обществе, а также индейская политика и индейское движение. Материалы первых двух разделов были также применены в ходе исследования .
Монография Якушенковой О. С. «Женщина на американском фронтире» очень хорошо освещает первые годы пребывания колонистов на континенте и роль индейцев во взаимоотношениях с ними .
В работе были применены и статьи с сайта Месоамерика глазами русских первопроходцев. Например, в статье Абакумова А. А. «Несколько слов о резервациях» представлена информация о положении в индейских резервациях , а в исследовании журналиста Потылико А.
«Североамериканские индейцы: жертвы собственного нравственного превосходства» автор размышляет на тему сложного межкультурного конфликта между аборигенами и пришлыми европейцами, о громадном разрыве в их ментальности и представлении о мире и месте человека в нем, что, соответственно, и привело к трагическим последствиям.
Статья Моуэта Фарли «Конец бизоньей тропы», опубликованная в журнале «Вокруг света» за 1988 г. не оставляет сомнений в том, что истребление бизонов в прериях осуществлялось покорителями Запада целенаправленно, с намерением сократить и количество индейцев Великих Равнин, жизнь которых напрямую была связана с этими животными .
Стоит отметить и американскую литературу по данной теме. В этой связи, можно выделить исследования Prusha Francis Paul. «The Great Father. The United States Government and the American Indians» [1986] , Waldman Carl. «Encyclopedia of native American tribes» [2006] , «Encyclopedia of North American Indians» edited by Frederick E. Hoxie [1996], «The Native North American Almanac» edited by Duane Champagne [1994] .В этих изданиях представлен исчерпывающий материал по истории многочисленных индейских племен, а также развитию их взаимодействия с правительством США. Стоит отметить статью Guenter Lewy «Were American Indians the Victims of Genocide?», в которой автор оспаривает правомерность применения определения «геноцид» к действиям (в целом) американского правительства по отношению к аборигенам .
Объект исследования: взаимоотношения коренного населения
североамериканского континента и европейских колонизаторов.
Предмет исследования: государственная политика США в отношении коренного населения - индейцев в период с последней четверти XVIII до начала XX века.
Цель работы состоит в определении характера государственной политики США по отношению к индейскому населению (XVIII - начало XX вв.).
Задачи работы:
1. Выделить основные этапы переселенческого движения на Запад.
2. Рассмотреть процесс освоения Дикого Запада в рамках теории фронтира Ф. Дж. Тернера;
3. Дать социокультурную характеристику индейского общества и переселенцев;
4. Определить основные этапы развития «индейского» законодательства в США;
5. Выявить социально-экономические и культурные последствия «индейского» законодательства для аборигенного населения США;
6. Выявить формы и способы сопротивления индейцев государственной политике США;
7. Предположить альтернативные решения «индейского» вопроса.
Методология и методы исследования основаны на принципе историзма и цивилизационном подходе. Концептуальной основой исследования является теория фронтира, представленная в классическом труде Ф. Дж. Тернера «Фронтир в американской истории» [2009]. Это собрание основных статей и выступлений известного классика исторической науки США в период с 1893 по 1918 годы. В них сформулирована и подробно разработана концепция «фронтира» (границы). В центре внимания - территориальная экспансия и американский Запад, как ключевые, с точки зрения Тёрнера, факторы развития США в целом и демократических институтов страны в частности .
Исследование Ф. Боаса «Ум первобытного человека», впервые опубликованное в 1911 г. (в русском переводе в 1926 г.), убедительно доказывает, что характеристика архаичных народов (к которым относились и индейцы на момент прибытия на материк европейцев) как неполноценных, примитивных, неспособных к умственной или иной деятельности и т. п. неправомерна, и не имеет под собой абсолютно никакого научного основания. Это позволяет предположить, что у такой оценки есть вполне определенные причины, позволяющие извлечь выгоду из принижения некоторых этносов .
В работе использованы общенаучные (анализ и синтез) и специальные методы - системный, структурно-функциональный, сравнительно¬исторический, а также - метод исторического моделирования и картографирования.
Хронологические рамки исследования: последняя четверть XVIII - начало XX века - т.е., период с момента образования государства США до начала формирования американской национальной идентичности согласно модели «Плавильного котла».
Географические рамки исследования: территория США - по мере продвижения фронтира и до современных границ (за исключением штата Аляска).
Источники. В ходе исследования были использованы законодательные акты: Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide; Apology to Native Peoples of the United States. H.R. 3326 (111th): Department of Defense Appropriations Act, 2010
письменные источники личного происхождения: «Дневник первого
путешествия». Христофор Колумб (Бартоломе де Лас Касас, конспект с оригинала); .
Также источниковую базу исследования составили следующие аудио- и видеоматериалы. Х/ф «Похороните моё сердце в Вундед-Ни» (по книге американского писателя Ди Брауна «Схороните моё сердце у Вундед-Ни» : История американского Запада, рассказанная индейцами». Фильм рисует реальную картину последнего индейского сопротивления и его трагические последствия. Наглядно иллюстрирует ситуацию, в которой находились коренные американцы, в частности, индейцы Великих Равнин в конце XIX века.
Д/с режиссера Джека Люстига «500 наций». Фильмы с 1 по 4 (8 эпизодов), где представлена вся история индейцев и их взаимоотношений с колонизаторами. Фильмы содержат пояснения индейцев - потомков племен, являвшихся участниками представленных событий .
Видеолекция Данчевской О. Е. "Смерть: конец или...? Представления индейцев Северной Америки" проливает свет на особенности культуры и мировоззрения коренных американцев .
Казалось бы, не относящийся к изучаемой проблеме д/ф Жданова В. Г. «Восстановление зрения. Часть 1», на самом деле иллюстрирует те необычные заимствования, которые были взяты у «диких и примитивных» индейцев, и какую роль они сыграли для восстановления здоровья тысяч людей по всему миру, включая и наших сограждан .
Звукозапись радиопрограммы «Родина слонов» с интервью Данчевской О. Е. на тему «Геноцид индейцев Америки» помогает разобраться и взглянуть с разных сторон на проблему депопуляции коренного населения и роль в этом европейских колонизаторов .
Д/с «Индейские войны 1540-1890». Серия 1 («The Indian Wars») иллюстрирует способы сопротивления аборигенов «индейской» политике США, единственно доступные им в условиях фактического непризнания правительством Соединенных Штатов их прав на занимаемые ими в течение тысячелетий территории .
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также двух приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дается оценка степени ее изученности в отечественной и зарубежной исторической науке, определены объект и предмет, цель и задачи исследования, обозначены хронологические и территориальные рамки, охарактеризована методологическая основа, методы исследования, определена источниковая база.
Резюмируя проведенные исследования по теме «Индейский вопрос в государственной политике США XVIII - начала XX веков», можно заключить, что, прибытие европейцев на Североамериканский континент породило очень сложную и многогранную проблему столкновения цивилизаций настолько разных, что мирное сосуществование оказалось невозможным. Развитие ситуации привело к массовому уничтожению аборигенов, которое вполне правомерно считать самым крупным в истории человечества геноцидом. В анализе этой проблемы ведущую роль играет теория фронтира Ф. Дж. Тернера, которая представляет взаимоотношения между аборигенами и колонизаторами как результат столкновения «дикости» и «цивилизации» на границе освоения, постоянно передвигающейся с востока на запад, причины и последствия таких взаимоотношений. Стоит отметить, что фронтир - это черта, присущая сугубо американской истории, попытки применить её к другим народам и континентам не дают ожидаемого результата .
В данном исследовании был проведен всесторонний анализ индейского вопроса в государственной политике США с XVIII до начала XX века. Рассмотрен процесс освоения Дикого Запада и выделены основные этапы переселенческого движения на Запад в рамках теории фронтира Ф. Дж. Тернера. Также дана социокультурная характеристика индейского общества и переселенцев; определены основные этапы развития «индейского» законодательства в США; выявлены социально-экономические и культурные последствия «индейского» законодательства для аборигенного населения США, а также формы и способы сопротивления индейцев государственной политике США.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Зарождение и продвижение линии фронтира на Запад напрямую влияло на становление и развитие «индейского» законодательства;
2. Характер государственной политики США по отношению к индейскому населению в период с XVIII до начала XX вв. может быть определен как геноцид, и не может быть оправдан, так называемой, культуртрегерской ролью евро-американской цивилизации;
3. Этнос, находящийся на одной из двух первых ступеней эволюции (согласно теории Л. Моргана) не является неполноценным, «низшим», «примитивным» и т. п. Подобные утверждения не имеют под собой научного основания.
В основе образования государства США лежит теория Ф. Дж. Тернера о фронтире, как движущей силе прогресса и развития особой американской демократии. В начале этого пути ключевая роль принадлежала коренному населению: сначала в виде помощи в приспособлении к жизни на континенте первым колонистам, затем в виде торговли с колонистами, сыгравшей значительную роль в дальнейшем освоении ими континента и, наконец, они стали восприниматься как основная помеха на пути освоения территорий, против которой белые были «вынуждены» объединяться и консолидироваться.
С началом образования на континенте молодого государства отношения с коренным населением стали регламентироваться законом. Однако если вначале это были партнерские отношения, то, постепенно, с развитием капитализма вширь и все возрастающей потребности в новых территориях, индейцы из равных превращались в неразвитых варваров, стоящих на пути прогресса. Постепенное продвижение поселенцев на Запад посредством грубого вытеснения аборигенов с их территорий вызывало у правительства необходимость сгладить организованное сопротивление индейцев, а также резонанс, возникавший по этому поводу в обществе, что приводило к
формальному изменению «индейского» законодательства, которое, в конечном итоге, вновь нарушалось, и процесс возобновлялся. Во второй половине XIX века, когда граница освоения подходила к своему логическому завершению, и не осталось свободных земель, куда бы можно было вытеснить аборигенов, им присваивается статус подопечных Соединенных Штатов, не способных самостоятельно принимать решения. Так народ, исторически владевший континентом, оказывался «запертым» в
резервациях.
В Конвенции ООН геноцид определяется как преступление «с намерением уничтожить, частично или полностью, национальную, этническую или религиозную группу как таковую». До сих пор спорным остается вопрос о правомерности определения этим термином депопуляции индейцев Северной Америки, у которой было много причин.
Анализ источников и литературы по теме показал, что большинство ученых все же сходятся во мнении, что сознательный геноцид имел место. Однако есть и противоположные мнения, например, в статье Гюнтера Леви «Были ли индейцы жертвами геноцида?» [Guenter Lewy «Were American Indians the Victims of Genocide?»] автор во многом опровергает эту точку зрения, но в чем-то и соглашается с оппонентами.
Причин депопуляции индейцев очень много: от войн и уничтожения бизонов, до опустошительных эпидемий. По поводу последнего также ведутся споры, однако преобладает точка зрения, что «дело сделано по злому намерению, а не природой» . Стоит отметить, что и в XX в. имела место депопуляция индейского населения, например, в форме принудительной стерилизации индейских женщин (1960 - 1980 гг.). Кстати, общеизвестно, что именно Соединённые Штаты были первой страной, которая централизованно ввела стерилизацию для целей евгеники, что было позаимствовано у них нацистами, так же как и индейские резервации послужили прототипом концлагерей.
В 2010 г. правительством США были публично принесены извинения индейцам за годы несправедливости и жестокого обращения, однако термин «геноцид» в резолюции не фигурирует.
В жестоком обращении поселенцев с аборигенами первостепенную роль играла идеология, так называемой, «миссии белого человека», которая призывала нести европейскую культуру «диким» и «примитивным» народам. Зародилась подобная идея в эпоху Великих географических открытий и развивалась в последовавший колониальный период. Не стало исключением и освоение Американского континента. Однако в результате проведенного исследования было выявлено явное несоответствие определения коренных американцев пришлыми европейцами как народа «примитивного».
На континенте до Колумба существовало множество народов с самым разным уровнем развития - от обществ охотников и собирателей до обществ со сформированной классовой структурой (например, натчезов). Многие племена имели довольно высокий уровень культурного развития. Ф. Боас в своем труде «Ум первобытного человека» посредством полученных эмпирических данных доказал, что психоментальные особенности, как и качества интеллекта равны у современных людей и у представителей архаической ступени развития. Из этого следует, что клише «отсталых», «неполноценных дикарей» абсолютно не имело никакого научного основания, и было присвоено индейцам с целью захвата их «бесхозных» территорий. Сам же по себе конфликт двух очень разных цивилизаций, принципиально отличных друг от друга мировоззрений - явление довольно сложное и требует особого подхода. Однако ослепленные богатствами нового континента европейские колонизаторы не считали необходимым искать компромисс.
Одним из вариантов решения индейского вопроса мог быть следующий. Нужно было позволить индейцам «окультуриваться» постепенно, в комфортном для них режиме, тем более что они сами были не против такого развития событий. Для этого необходимо было создать индейский штат, как это предлагали «цивилизованные племена» (штат Секвойя), чтобы у коренного населения была собственная территория, на которой никто бы их не беспокоил. Конечно, здесь возникли бы свои сложности. Например, тот же конфликт индейцев сиу из-за Черных Холмов, которые в таком случае все равно достались бы белым. Однако такие конфликты были бы менее масштабны, носили бы локальный характер, и потому могли быть решены более мирными способами. В любом случае был бы шанс на наименее трагическое развитие событий, чем это имело место при существующем положении вещей.
Теория о взаимосвязи фронтира и «индейского» законодательства может быть применена при изучении каких-либо смежных с этой темой вопросов, а также пополнит багаж научных разработок по теме освоения Дикого Запада.
Вопрос о геноциде до сих пор открыт, а индейцы США и в настоящее время сталкиваются с различного рода дискриминацией и притеснениями. Данное исследование вносит еще одно пояснение по поводу этой проблемы, которая, безусловно, должна решаться в самое ближайшее время. Признание международным сообществом Холокоста дало право евреям на создание собственного государства. Индейцы же и сейчас, в XXI веке, являются, по сути, чужими в собственной стране, так как полноценная жизнь в резервациях невозможна из-за крайне неблагоприятных условий, а уезжать в города для многих остается проблемой из-за трудности разрыва с родной культурой и отсутствия элементарных навыков городского стиля жизни. Провозглашение в 2007 г. индейскими активистами во главе с Расселом Минсом Республики Лакота, возможно, было поспешным решением, но даже сам этот факт является показателем того, что проблема все еще остается острой и требует своего решения.
Утверждение о том, что архаические общества отнюдь не являются примитивными и неполноценными, проиллюстрированное примерами уровня развития культуры племен североамериканских индейцев, также вносит свой вклад в уже имеющиеся разработки по данной теме, в частности, развивает и дополняет исследование, проведенное Ф. Боасом. Это важно не только для исторических исследований, но также может быть использовано и в практической жизни современного мирового сообщества, где и в настоящее время возникают конфликты на почве межнациональной розни, а традиционные общества подавляются более «цивилизованными» согласно той же самой идеологии, которая возникла во времена Колумба. Результаты исследования могут быть применены и в мировой политике, и в вопросах теории и истории наций и проблеме национализма.