Введение 2
1. Противодействие терроризму в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества 11
1.1 Правовые аспекты противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму 11
1.2 Эффективность ШОС в сфере борьбы с терроризмом 17
2. Противодействие терроризму в рамках ОБСЕ 26
2.1 Общая характеристика 26
2.2 Правовые аспекты 29
2.3 Практические действия ОБСЕ 45
3. Сравнительный анализ европейского и евразийского подходов к проблеме терроризма на примере ОБСЕ и ШОС соответственно 62
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Международный терроризм в современном обществе — это острая и актуальная проблема. Терроризм совершается по разнообразным мотивам - начиная от политического и заканчивая религиозным. Более того, нельзя однозначно определить причины теракта.
При этом явление терроризма требует соответствующих ответных действий. В рамках международного сотрудничества в первую очередь речь идёт о правовых мерах борьбы с терроризмом и его предупреждения.
Для работы были выбраны Шанхайская Организация Сотрудничества и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в связи с актуальностью для данных организаций борьбы с терроризмом, которая является одной из основополагающих целей наряду с обеспечением безопасности и стабильности в регионе. Эти крупные региональные организации являются яркими примерами двух разных подходов к проблеме терроризма, которые, с одной стороны, характеризуются использованием силовых методов, а с другой, - применением «мягкой силы» и акцентом на превентивных мерах. В настоящем исследовании данные подходы были обозначены как евразийский и европейский.
Актуальность выбранной темы обусловлена широкими перспективами Шанхайской Организации Сотрудничества и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ШОС и ОБСЕ на практике доказали свою эффективность, однако их деятельность имеет под собой различную природу и особенности, что порождает и различия в возможностях реализации выбранного курса.
Целью работы является выявление особенностей борьбы с терроризмом в рамках ОБСЕ и ШОС с 2001 по 2021 года. Нижняя граница обусловлена печально известными событиями сентября 2001 года. Именно после терактов 2001 года было пересмотрено само понятие терроризма - теперь терроризм расценивался не просто как преступление, а как международная угроза стабильности и безопасности всего мира. Кроме того, в 2001 году США был свергнут режим талибов в Афганистане. Верхняя граница обусловлена окончательным выводом войск Соединённых Штатов Америки с территории Афганистана и приходом талибов к власти.
Для достижения цели были сформулированы и выполнены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие терроризма и особенности явления
• Определить особенности правового аспекта борьбы с терроризмом в рамках ОБСЕ и ШОС
• Изучить практическую деятельность по борьбе с терроризмом в рамках ОБСЕ и ШОС
• Проанализировать эффективность ОБСЕ и ШОС в области борьбы с терроризмом.
• Сопоставить европейский и евразийский подходы к проблеме терроризма на примере ОБСЕ и ШОС соответственно
Объектом исследования является контртеррористическая деятельность, а предметом исследования - правовая и практическая деятельность ОБСЕ и ШОС за 2001-2021 года.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез и обобщение.
Основное внимание было уделено самостоятельному анализу источников. Источники можно разбить на следующие группы: конвенции ШОС, декларации ШОС и ОБСЕ, стратегии ШОС и ОБСЕ, высказывания представителей ШОС и ОБСЕ (как в СМИ, так и на заседаниях), публикации в СМИ, отчёты миссий ОБСЕ, решения ОБСЕ. Конвенции ШОС и ОБСЕ позволяют нам подробнее рассмотреть международно-правовую базу данной организации и проследить изменения. Особенно интересным представляется соглашение между странами-членами Шанхайской Организации Сотрудничества относительно создания Региональной антитеррористической структуры , так как оно позволяет увидеть задачи данной организации и сделать выводы об эффективности их выполнения. С помощью деклараций ШОС, в частности Душанбинской , можно увидеть, как проблема терроризма встраивается в общую повестку организации и какое место она там занимает. Стратегии ШОС и ОБСЕ позволяют нам ознакомиться с целями организации на будущее и её видением дальнейшего пути, что так или иначе влияет на принятие решений. Высказывания представительных лиц в рамках интервью в СМИ или на заседаниях дают нам более широкий взгляд на обстановку и мысли конкретных представителей государств, а не только сублимацию взглядов в официальных документах. В связи с этим кажется важным встречи Совета министров в рамках ОБСЕ , где представитель каждой страны- участницы имеет возможность высказаться насчёт успехов, современного положения дел и видения будущего организации, а иногда - более заметно или менее - продвигать интересы собственной страны. В отчётах миссий ОБСЕ 6можно наблюдать действительное положение дел и конкретные шаги организации, что позволяет составить объективное мнение касательно эффективности организации.
Также была использована литература, освещающая правовые и
практические аспекты борьбы с терроризмом.
В диссертации кандидата юридических наук Дерюгиной Ю.Н. «Терроризм: уголовно-правовой и криминологические аспекты» автор исследует законодательство, связанное с уголовной ответственностью за терроризм, и изучает способы его улучшения, а также криминологические и уголовно-правовые аспекты проблемы, анализирует практику борьбы с терроризмом на основе конкретно-социологического исследования, а также осуществляет юридический анализ состава преступления терроризма. Автор предоставляет рекомендации по улучшению применения законодательства об ответственности за терроризм и предлагает меры для совершенствования уголовно-правовых инструментов в борьбе с терроризмом. Ценность диссертации заключается в попытке всестороннего, комплексного юридического анализа норм российского и международного права.
В книге К.Х. Рахимова и К.П. Курылева «Роль ШОС в обеспечении безопасности Центральной Азии» анализируется деятельность ШОС в рамках гарантии безопасности в Центральной Азии. Авторы рассматривают трансформации организации с течением времени и её функционирование при различных международных условиях с учётом развития и появления новых угроз безопасности. Были рассмотрены сферы деятельности организации, проблемы и перспективы развития. Работа имеет большое значение для исследования эффективности работы ШОС и правовых основ организации, так как витально важным и фундаментальным аспектом существования организации - это обеспечение безопасности. В работе наряду с обзором борьбы с терроризмом ценным является изучение экономических связей организации между государствами-членами, а также внимание к факторам, препятствующим эффективной работе организации.
Ещё одним важным текстом является учебное пособие Килясханова Х.Ш. «ОБСЕ в борьбе с терроризмом». Данная работа освещает правовую и практическую стороны деятельности ОБСЕ по борьбе с терроризмом. Освещены права человека, которые нарушаются террористическими актами, международные нормы, документы, которые утверждают терроризм как противозаконное деяние, направленное против человечества, раскрыто понятие терроризма. Текст является крайне полезным при изучении правовых основ организации и её принципов деятельности, однако освещён исключительно правовой аспект.
Отдельно можно выделить работу Воронина Е.Р. «Проблема обретения ОБСЕ международной правосубъектности» , где подробно раскрывается проблема статуса ОБСЕ как международной правосубъектной организации. Основная проблема ОБСЕ заключается в том, что Организация носить в первую очередь не правовой, а политический характер, что ведёт к потери положения на международной арене, а также к действиям, которые носят необязательный политический и юридический характер. При этом дополнительным препятствием автор называет нежелание НАТО видеть ещё одного сильного международного игрока в регионе, что в перспективе создаёт затруднения для изменения статуса организации.
Среди зарубежной литературы была использована книга Кристофера К. Хармона «Терроризм сегодня» . Работа представляет собой интересный и исключительный пример анализа террористической деятельности на основе идей непосредственно самих террористов. Авторы выводит современные ему модели терроризма и рассматривает тенденции и будущие перспективы развития терроризма как явления. Особое внимание уделяется рассмотрению образа мыслей террористов - их психологии и стратегическим идеям, а также образу предводителя, который зачастую является образованным человеком и хорошим манипулятором. Заключительная глава представляет собой обсуждение проблем борьбы с терроризмом, содержащее несколько ключевых рекомендаций. Эта книга полезна для изучающих терроризм, борьбу с повстанцами и международную безопасность.
В статье Рейнхарда Урига и Бена Хиллера «Действия ОБСЕ против терроризма: консолидация, преемственность и будущая направленность» 12авторы акцентируют внимание на важности принятия ОБСЕ в 2012 году решения о консолидированной концептуальной базе ОБСЕ для борьбы с терроризмом, что повысило авторитет организации и вклад в общее дело. Данный документ позволил заострить проблему терроризма и создал дополнительные возможности для реализации сотрудничества между организациями. Решение представляет собой единое стратегическое заявление стран-членов. В статье раскрывается особая значимость документа, а также 8 стратегически приоритетных областей для ОБСЕ в контртеррористической деятельности.
Работа Биринг Карин под названием «Усилия и возможности ОБСЕ в борьбе с терроризмом» освещает процесс и динамику действий ОБСЕ по борьбе с терроризмом. После сентября 2001 года страны-участники проявили особенную сплочённость и коллективно и единодушно осудили терроризм как явление. Автор задаёт вопрос: обладает ли ОБСЕ характеристиками и инструментами, позволяющими ей брать на себя задачи по борьбе с терроризмом? Автор утвердительно отвечает на данный вопрос и подкрепляет это конкретными доводами. Организация обладает всеобъемлющей концепцией безопасности, что включает в себя многомерный подход в решении проблемы, а именно - три «корзины» или три измерения, также в качестве сильной стороны можно назвать широкое членство, а также наличие опыта работы в смежных областях, в которых ОБСЕ уже осуществляло многие эффективные меры по борьбе с терроризмом, например, обучение и мониторинг полиции, пограничный контроль и некоторые другие. Более того, мягкий профиль ОБСЕ оказался ее конкурентным преимуществом. Кроме того, автор отмечает вклад ОБСЕ в продвижение толерантности и мультикультурализма. При этом автор подчёркивает, что эффективность ОБСЕ малозаметна на коротких дистанциях - её необходимо оценивать в перспективе.
Важной для анализа также можно назвать работу Лэндона В. Свернгина «Терроризм в 2020-х годах: изучение глобального ландшафта угроз». Автор указывает, что, несмотря на значительные усилия мирового сообщества в борьбе с террористами, мы не можем утверждать, что их стало меньше - скорее, наоборот. Не только мировое сообщество совершенствует методы борьбы с терроризмом, но и террористические группировки становятся лучше - теперь их труднее искоренить, они находят новые пути и способы для своей преступной деятельности, собираются в более крупные группировки и даже организации по всему миру, совершенствуются их методы, например, сегодня можно говорить о кибертерроризме, способный вывести из строя критически важную инфраструктуру. Разнообразие и серьезность этих угроз только усугубят проблемы, с которыми вскоре столкнутся сотрудники органов по борьбе с терроризмом. Чтобы предотвратить процветание терроризма, а не просто реагировать на него, необходимо вновь сосредоточить внимание на вопросах, которые станут испытанием для борьбы с терроризмом в ближайшие годы. Автор заключает, что, определяя и понимая возникающие стратегические проблемы, такие как формирование международных альянсов, феномен иностранных боевиков и появление кибертерроризма, сотрудники контртеррористических служб будут лучше подготовлены к борьбе с терроризмом в 2020-х годах.
Можно заключить, что вопрос деятельности ОБСЕ и ШОС по борьбе с терроризмом относительно не новая. Существуют различные работы с освещением правовых, международных, политических, экономических и иных аспектов их работы. Однако не было найдено работ, которые бы сравнивали деятельность данных двух организаций и на их примере проводили сравнительный анализ европейского и евразийского подходов. Таким образом, история вопроса, исследуемого в данной работе, представляется изученной в неполном объёме.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена деятельности ШОС, включая правовые и практические аспекты борьбы с терроризмом. Была дана оценка эффективности работы организации. Вторая глава раскрывает аналогичные аспекты - правовые и практические - в рамках ОБСЕ. В главе раскрыты практические действия данной организации и их результативность. В третьей главе проводится сравнительный анализ деятельности организаций, а также евразийского и европейского подходов к контртеррористической деятельности.
В заключении делается вывод, что евразийский подход в сфере борьбы с терроризмом опирается на военно-политические меры, в то время как европейский подход строится на комплексных методах. Оба подхода в рамках ШОС и ОБСЕ имеют большие перспективы.
Сегодня действительно стало очевидным, что только совместными усилиями можно противостоять терроризму как глобальной угрозе безопасности. Общими усилиями многих стран в рамках международных организаций в правовой сфере. Более продуманной стала не только непосредственно борьба с террористами, но и меры пресечения в различных ипостасях - от уголовной ответственности за финансирование терроризма до комплексных мер пресечения появления терроризма с помощью таких мер, как улучшение качества жизни граждан, демократизация, обеспечение прав и свобод людей как неотъемлемой части жизни каждого индивида и так далее.
Терроризм влияет на все сферы человеческой жизни, нарушает базовые права, препятствует развитию общества в экономической и социальной сферах, так как в страны, подверженные частым терактам и засилию террористов, меньше поступает инвестиций. Терроризм приравнивается к нестабильности, следовательно, и к угрозе любого рода деятельности. Кроме всего прочего, терроризм вызывает миграцию населения из стран с высокой террористической активностью, что ведёт к огромным социальным кризисам: происходит отток рабочей силы, право на жизнь каждого человека становится под угрозу. Именно поэтому мировому сообществу нужно продолжать свою работу в данной сфере. И, как видится, в первую очередь необходимо выработать конкретную общепризнанную дефиницию терроризма.
География международного терроризма практически не изменилась за последнее десятилетие. Наибольшую террористическую угрозу в глобальном контексте по-прежнему представляют международные террористические организации «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Аль-Каида» , а также связанные с ними экстремистские группировки, действующие в основном на Ближнем Востоке, в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии. В данных регионах происходит радикализация населения, наблюдается миграционный рост. Данный феномен можно объяснить высоким уровнем бедности в данных регионах, социально -экономическими трудностями, нарушением прав человека, неравенством. Касательно региона Центральной Азии можно добавить её геополитическое положение, которое находится в окружении многих центров нестабильности, таких как Афганистан или страны Ближнего Востока.
Терроризм до сих пор является глобальной и актуальной проблемой и требует решительных контртеррористических мер со стороны международного сообщества. В данной работе внимание было уделено двум организациям - ОБСЕ и ШОС, которые являются яркими представителями двух отличающихся подходов к борьбе с терроризмом - европейского и евразийского. История, состав организаций, география, менталитет - всё это влияет на особенности борьбы.
ШОС имеет большое значение в развитии региона. Страны-участницы объедены общими традициями, историей, географией, что является основой для общих интересов в рамках сохранения стабильности и безопасности. Одним из больших преимуществ ШОС является наличие правосубъектности. Конфликты в рамках организации решаются посредством переговоров, а решения принимают коллегиально и на основании консенсуса.
Шанхайская Организация Сотрудничества представляет собой весьма перспективную организацию в азиатском регионе, так как на добровольной основе и с учётом суверенности государств -членов осуществляет свою деятельность. Борьба с терроризмом составляет основной приоритет деятельности организации. Можно говорить о заметном повышении авторитета организации с течением времени, чему свидетельствует относительно недавнее присоединение к организации Индии и Пакистана.
Все государства-члены ОБСЕ признают терроризм в качестве одного из самых серьёзных вызовов XXI века. Основная работа ОБСЕ по противодействию экстремизму, радикализации и терроризму ведётся в рамках следующих направлений: борьба с финансирование терроризма и
использованием Интернета для террористических целей, благоприятствование диалогу между странами и организациями, а также между государством и частным сектором, гражданским обществом и СМИ по противодействию терроризму, способствование нераспространению оружия массового поражения, повышение безопасности на границах путём совершенствования документов и защита прав человека. Своими сильными сторонами ОБСЕ называет работу с полицией, а именно подготовку кадров и мониторинг, разработку различных международных актов и контроль границ.
Цели ОБСЕ подразделяются на три «корзины» - военная, экономико-экологическая и человеческая. Примечательно, что мы не можем выделить какое-то конкретное измерение, связанное с борьбой с терроризмом. Понимание борьбы с терроризмом в рамках ОБСЕ включает как непосредственную борьбу, так и превентивные, профилактические меры. Кроме того, меры борьбы подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, что позволяет эффективно планировать
контртеррористическую деятельность. Говоря о структуре ОБСЕ, также можно утверждать о более детальном распределении обязанностей и проработке мер противодействия терроризму в 3 «корзинах». РАТС ШОС единственный заключает в себе все функции по выработке мер борьбы, что, как видится, может являться причиной снижения эффективности.
ОБСЕ больше, чем ШОС, уделяет внимание аспекту демократизации, верховенству закона, обеспечению прав и свобод человека. В последнее время стал звучать вопрос о роли гендерного фактора. ОБСЕ - это система разрешения споров мирным путём. При этом в рамках ОБСЕ мы можем видеть раскол на отдельные блоки - государства-члены НАТО переносят политику Альянса на площадку ОБСЕ, что тормозит процесс принятия решений. Однако сейчас ОБСЕ является чуть ли единственной площадкой, где возможен диалог между Россией и Западом.
Меры противодействия ШОС направлены преимущественно на борьбу с последствиями, нежели на работу с первопричинами, способы борьбы в основном включают в себя военные методы. У ОБСЕ более комплексный подход, нацеленный на проработку первопричин появления феномена терроризма.
На практике ШОС относительно более успешен в борьбе с терроризмом, а ОБСЕ ограничивается только резолюциями и рекомендациями, что обуславливается отсутствием правосубъектности ОБСЕ. При этом в современных реалиях подход ОБСЕ кажется более релевантным и актуальным в условиях глобализации.
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Заключительный акт / ОБСЕ. - [Хельсинки], 1975. - URL:
https://www.osce.Org/files/f/documents/0/c/39505 1.pdf (дата обращения:
25.02.23).
2. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества / Администрация Президента Рос. Федерации. - [Шанхай], 2001. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3406 (дата обращения: 25.10.22).
3. Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной
антитеррористической структуре // Regional anti-terrorist structure of Shanghai Cooperation Organisation - [СПб.], 2002. - URL:
https://ecrats.org/upload/iblock/b0b/kjhil1zpaucs271qbwbq7yy8cd2g525s.pdf (дата обращения: 25.10.22).
4. Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г. /
Администрация Президента Рос. Федерации. - [СПб.], 2002. - URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/3450 (дата обращения: 25.10.22).
5. The Bucharest plan of action for combating terrorism // OSCE - [Б.м.],
2001. - URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/b/42524.pdf (дата
обращения: 27.02.23).
6. OSCE strategy to address threats to security and stability in the twenty-
first century // OSCE - [Б.м.], 2003. - URL:
https://www.osce.org/files/f/documents/d/0/17504.pdf (дата обращения:
08.03.23).
7. Стратегия развития Шанхайской Организации Сотрудничества до 2025 г. / Администрация Президента Рос. Федерации. - [Уфа], 2015. - URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ a3 YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNe wBneO.pdf (дата обращения: 29.10.22).
8. Резолюция 1373 // Совет Безопасности ООН - [Б.м.], 2001. - URL: https://www.unodc.org/pdf7crime/terrorism/res 1373 russian.pdf(дата обращения: 14.02.23).
9. Resolution 1540 // United Nations Security Council - [Б.м.], 2004. - URL: http://unscr.com/en/resolutions/doc/1540 (дата обращения: 21.02.23).
10. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом / Администрация Президента Рос. Федерации. - [Шанхай], 2001. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения:
25.10.22).
11. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против
терроризма // Национальный антитеррористический комитет - [Екатеринбург], 2009. - URL:
http ://nac. gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye -pravovye-akty/konvenciya- shanhayskoy-organizacii.html (дата обращения: 25.10.22).
12. Decision No. 4/07 OSCE engagement with Afghanistan // OSCE - [Mad], 2007. - URL: https://www.osce.org/files/f/documents/1/4/29470.pdf (дата обращения: 29.05.23).
13. Decision no. 10/08 further promoting the OSCE’s action in countering
terrorism // OSCE - [Helsinki], 2008. - URL:
https://www.osce.org/files/f/documents/4/b/35526.pdf (дата обращения:
02.03.23).
14. Decision no. 1063 OSCE consolidated framework for the fight against
terrorism // OSCE - [Б.м.], 2012. - URL:
https://www.osce.org/files/f/documents/7/5/98008.pdf (дата обращения:
14.02.23).
15. Решение № 10/17 легкое и стрелковое оружие и запасы обычных
боеприпасов // ОБСЕ - [Вена], 2017. - URL:
https://www.osce.org/files/f/documents/1/1/372411.pdf (дата обращения: 25.04.23)... 53