Погребальные комплексы и археологические коллекции ставрографического материала Илимского острога, Иркутска, Умревинского острога, ряда сельских поселений последней трети XVI-XVIII вв
Введение 3
1 Некрополь православный как археологический источник 10
1.1 Траурная церемония, особенности погребальной практики русских в Сибири
конца XVI-XVIII вв. 12
1.2 Отступления от «православных канонов» в похоронном обряде, дискуссионные
вопросы 20
1.3 Православные некрополи Сибири. Характеристика погребальных комплексов 26
1.4 Археологические исследования русского некрополя Илимского острога 27
1.5 Археологические исследования русских некрополей города Иркутска 28
1.6 Русский некрополь на территории двора Умревинского острога 30
1.7 Археологические исследования православных некрополей в городе Красноярске 33
1.8 Томские некрополи и их археологические исследования 36
2 Морфология и классификация нательных крестов русских православных некрополей
XVI-XVIII вв. Сибири 39
2.1 Морфология нательных крестов по критерию формы изделия 39
2.2 Половозрастная принадлежность крестов-тельников 52
2.3 Конфессиональная принадлежность крестов-тельников. Дискуссионные вопросы 54
2.4 Материал изготовления нательных крестов 57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Актуальность темы исследования. Актуальность темы заключается в необходимости познания жизни обывателей позднего средневековья. Крайне важно рассматривать не только письменные источники, но и изучить весь материальный комплекс, а именно археологический материал раскопок погребальных памятников. Погребальные памятники несут важную информацию о разнообразных сторонах жизнедеятельности носителей русской культуры наряду с поселенческими комплексами. Повсеместное распространение некрополей является показателем прочного освоения территорий. Сибирь становилась своей землей и держала не только повседневными нуждами, но и могилами предков, земляков: при постоянных поселениях формировались и кладбища, а это отражало круговорот жизни и смерти.
Археологические коллекции Сибирских городов богаты вещественными источниками позднего средневековья от бытовых, до статусных вещей. В этом ряду особый интерес вызывают культовые предметы, а именно нательные кресты. Ставрографический материал представленный в данной работе получен с различных некрополей и поселенческих памятников русской археологии в Сибири.
Считается, что первые русские-христиане пришли в Сибирь вместе с отрядами Ермака. Этот процесс шел под патронажем Русской православной церкви. Стоит отметить, что покоритель Сибири Ермак Тимофеевич «имел при себе трех священников и монаха, совершавших Богослужение в подвижной часовне. Особо почитаемой святыней были у них образ святителя Николая Чудотворца, с которой ... отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири»1 . В результате колонизации Сибири в регионе возникают поселения и остроги, а рядом с ними и некрополи. Наиболее широкий обзор археологических изысканий и предметов материальной культуры, связанные с похоронным обрядом русских на памятниках освоения Западной Сибири дан в монографии В.И. Молодина «Кресты-тельники Илимского острога» . Целый ряд трудов И. М. Бердникова посвящен археологическим изысканиям на некрополях города Иркутска, основным и обобщающим из которых является его диссертация «Сибирский православный некрополь XVIII-XIX веков как археологический источник: по материалам исследований в Иркутске» . Археологические исследования Умревинского острога продолжаются под руководством А.
П. Бородовского 1 . Исследованиями православных некрополей в городе Красноярске занимаются А.Ю. Тарасов и ряд других исследователей . Все вышеперечисленные археологические исследования погребальных памятников Сибири дали богатейший ставрографический материал. Кроме того, обзор археологических изысканий и предметов материальной культуры связанные с похоронным обрядом русских на памятниках освоения Западной Сибири дан в статье Г.П. Визгалова и С.Г. Пархимовича . Так же предметы культа были обнаружены при раскопках Лозьвинского городка , при исследовании Томской крепости обнаружены медные кресты-тельники . Стоит отметить, что в настоящее время проводятся археологические изыскания на Томском некрополе, результаты которых пока не опубликованы, поэтому использовать их в написании своего исследования у меня нет возможности. Кроме того, и в Омском Прииртышье при раскопках поселения Изюк-1 вскрыто 174 захоронения русских XVII в. содержащих восхитительный набор нательных 7 крестов.
Существенные результаты, в том числе и по ставрографии, были получены при исследовании Мангазеи. Проникновение русских в Сибирь, происходило по Северному Ледовитому океану и возникновение «Златокипящей Мангазеи» , первого русского города за полярным кругом, основанного в 1601 г., связано с этим путем. При раскопках города были обнаружены и кресты-тельники . Последующее возобновление раскопок в Мангазее в 2000 г. пополнило коллекцию этого уникального материала. С расширением масштабов археологических исследований в Сибири накоплен существенный ставрографический материал, нуждающийся в исследовании и каталогизации. Особенно важно, что эти материалы получены в результате научных раскопок, проведенных специалистами и задокументированы. Информативность всех этих источников, полученных на археологических объектах, позволяет датировать время бытования крестов с точностью до года. К таким памятникам относятся, например, последняя стоянка командора Беринга с найденным там оригинальным нательным крестом1. Захоронение защитников Албазинского острога ; погребение лейтенанта В.В. Прончищева начальника отряда Великой Северной экспедиции и его жены Татьяны , совершение погребений которых известно с точностью до года. Кроме того, появляется возможность учитывать место изготовления изучаемого предмета.
Активная миссионерская деятельность приводила к тому, что кресты тельники встречаются в позднесредневековых некрополях аборигенного населения Сибири. У аборигенного населения Сибири было особое отношение к крестам-тельникам, связанное с языческими представлениями о загробном мире, стремлении обезопасить живых от вредного влияния умерших. Стоит отметить, что и сам материал изготовления креста (металл) был сакрален для аборигена-язычника .
В захоронениях XVII-XVIII вв. погребальный вещевой комплекс немногочислен. Его можно разделить на несколько категорий: предметы личного благочестия, одежда, обувь, украшения. Нательные кресты присутствуют как в русских, так и в инородческих некрополях Западной Сибири. Стоит обратить особое внимание на то, что, судя по материалам аборигенных памятников, в XVIII в. кресты воспринимались местным населением в качестве оберега, отношение к новой вере было формальным. При этом принятие христианства давало коренному населению возможность поступить на военную службу, приблизиться по статусу к русским, обеспечить лучшие условия по сравнению с некрещеным населением . Также, в Сибири возникают и собственные центры по изготовлению христианской культовой атрибутики, продолжающие традиции русских художественных школ .
Сегодня огромное значение и актуальность имеет работа по составлению научных каталогов крестов-тельников. По сравнению с европейской Россией, где такая работа ведется уже с начала ХХ в., в Сибири она только начинается. Следует выделить каталог Н.Н.
Исаевой по коллекции Красноярского краеведческого музея 1, а также коллекцию крестов Илимского острога, изданную в 2007 г. Кроме каталогизации, формируется музейный фонд ставрографического материала. Сегодня, собрание крестов в музеях сибирских городов насчитывает сотни единиц хранения. Фонды получены как при археологических исследованиях, так и из частных коллекций.
В контексте темы исследования считаю необходимым коснуться вопросов православного ритуала, связанного с захоронением умерших. Траурный ритуал относится к числу самых консервативных традиций. Он трудно подвержен различным нововведениям, но, в то же время, является отражением культурных, религиозных и этических норм, принятых конкретным обществом в определенную историческую эпоху. Ни одна обрядность не знает такого разнообразия традиций, как похороны. Более того, это единственный современный обряд, до сих пор не утративший своего сакрального смысла . Все, связанное со смертью, манипуляциями с телом покойного, подготовкой к переходу в иную реальность, окружение покойного, собственно похороны и траурные мероприятия, отрабатывалось в традиции любого народа и цивилизации на протяжении многих лет и становилось одним из самых консервативных. По тому, как относились к телу умершего, и тому, что сопровождало покойного в иной мир, ученые сегодня судят об уровне жизни и культурных приоритетах ушедших эпох. Исследование некрополей - один из важнейших аспектов исторического знания, не менее важным является изучение ритуалов, связанных с уходом из жизни и проводами усопших.
Проблема заключается в недостаточной изученности темы, прежде всего потому, что археологическое изучение поздних памятников конца XVI-XVIII вв., пройдя сложный путь от случайного, эпизодического, едва ли не маргинального занятия, лишь в последние десятилетия обрела статус полноправного и полноценного направления в сибиреведении . Дополнительная сложность и вообще возможность археологических исследований связана с современной застройкой городского пространства. Именно по этому, исследования носят эпизодический характер и связан с аварийно-спасательными работами. Установлено, что обрядовых отличий и характере захоронений в сельских и городских некрополях Сибири конца XVI-XVIII вв. нет, но археологические исследования некрополей сельских поселений проводятся в еще меньшем объеме, чем городские. Это связано с тем, что о местоположении сельских кладбищах практически нет информации в письменных источниках, локализовать их на местности очень сложно и происходит это зачастую случайно. Кроме того, период археологических исследований православных некрополей в Сибири очень мал! Исследования проводятся планомерно лишь с 1980-годов с перерывом на «лихие девяностые». Таким образом, полученная в результате раскопок информация требует осмысления и введения в научный оборот. Она погружает нас в подлинный материальный мир эпохи освоения нашими предками Сибири, являясь остросовременной и в высшей степени актуальной!
Объектом исследования являются погребальные комплексы и археологические коллекции ставрографического материала Илимского острога, Иркутска, Умревинского острога, ряда сельских поселений последней трети XVI - середины XVIII в.
Предметом исследования является погребальная практика, информационный потенциал предметов православного культа для изучения процесса колонизации и адаптации русского населения Сибири, его социально-культурного контекста.
Цель и задачи исследования:
Цель ВКР - Выявление особенностей русских погребальных комплексов Сибири конца XVI-XVIII вв. как исторического источника и культурно -типологическая характеристика крестов-тельников как атрибута погребальной практики.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- Определение значения археологических исследований русских некрополей конца XVI-XVIII вв. в Сибири.
- Выявление особенностей погребальной практики русских сибиряков конца XVI-XVIII вв. по материалам русских некрополей, изученным по археологическим данным.
- Выявление морфологических и стилистических особенностей крестов-тельников.
- Анализ дискуссионных моментов в интерпретации православного обряда погребения и крестов-тельников конца XVI-XVIII вв.
Хронологические рамки исследования. Конец XVI-XVIII в. охватывает период первоначального этапа освоения Сибири русскими. Экскурсы в более раннее или позднее время относительно указанных рамок связаны с необходимостью прослеживания динамики обряда и проведения сравнительного анализа материалов погребальных комплексов из Европейской России, поскольку русские переселенцы адаптировали на новых землях традиции, усвоенные на исторической родине.
Территориальные рамки исследования. Широкие территориальные рамки, охватывающие весь Сибирский регион, обусловлены историческим контекстом: распространением погребальной практики по всему региону в ходе освоения новых пространств, а так же степенью изученности погребальных комплексов археологически и их представленностью в литературе.
Методологические основы. Принцип историзма и системный подход являются основополагающими. Применяется сравнительно-типологический метод как одна из форм сравнительно-исторического метода, что позволяет раскрыть информационный потенциал археологической коллекции, связанных с культурой и бытом населения средневекового города. Использован метод аналогий, позволяющий сопоставить коллекции разных сибирских городов и некрополей, а также древнерусских памятников. Анализ материалов в сравнительном ключе дает возможность проследить динамику общерусских культурных традиций в контексте колонизации Сибири.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для дальнейшего изучения быта и культуры русских городов Сибири в период освоения.
Историю археологических исследований русских некрополей в Сибири в представленной работе составили труды по изучению истории и археологии Илимского острога1, Иркутска , Умревинского острога , Красноярска как наиболее представительные, с точки зрения вещественных источников, и наиболее изученные в историко-археологическом контексте. В настоящее время, группой молодых ученых проводятся археологические исследования некрополя Томска, к сожалению, результаты этих исследований пока не опубликованы. Хронологически эти погребальные памятники сопоставимы, и датируются примерно теми же временными рамками. Важнейшими из используемых источников являются труды по ставрографии. Классификация В.И. Молодина, которую он приводит в своей монографии «Кресты тельники Илимского осторога», вышедшая в 2007 г. и являющаяся единственной в своем роде! Кроме вышеуказанных трудов использованы различные статьи по тематике. При подготовке работы использовалась литература как новейшего периода, так и более ранних лет издания, а также ресурсы сети Интернет.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются археологические исследования русских православных некрополей Сибири, с акцентом на ставрографию, основные направления археологических исследований православных некрополей. Речь идет о православных некрополях Сибири, как об основном источнике ставрографического материала. Вторая глава посвящена созданию морфологии нательных крестов русских православных некрополей конца XVI-XVIII вв. Сибири по различным критериям: по критерию формы изделия, половозрастной принадлежности,
конфессиональной принадлежности, материалу изготовления. Также в моем исследовании рассмотрены дискуссионные вопросы.
В данной работе рассмотрены результаты археологических исследований ряда погребальных памятников русских сибиряков. Изучение православных погребальных памятников Сибири является важнейшим направлением русской археологии в сибиреведении. Распространение некрополей является показателем прочного освоения территорий. Сибирь становилась своей землей и держала не только повседневными нуждами, но и могилами предков. Несмотря на ограниченный, на сегодняшний день, объём раскопок православных некрополей XVII-XVIII вв., археологические материалы показали свой высокий информационный потенциал, что особенно важно, учитывая недостаточность и противоречивость письменных сведений.
По итогам данного исследования получен ряд важнейших выводов. Выявлены особенности погребальной практики русских сибиряков.
Археология показала отсутствие унификации в таких значимых элементах погребального обряда, как глубина и ориентация могил, вместилища для покойного, положение тела и рук умершего наличие «канонического» креста-тельника в захоронении, т.д. Зафиксированы отступления от «жестких канонов православного похоронного обряда». Вероятнее всего, их до XVIII в. просто не существовало, они только начинали складываться.
Изучение морфологических и стилистических особенностей крестов-тельников из русских памятников Сибири XVI-XVIII вв. показало, что они не имеют принципиальных отличий от крестов с территории Европейской России. Разделение типов и размеров крестов- тельников по половозрастному критерию не зафиксировано, выбор креста определяли индивидуальные эстетические предпочтения и возможности конкретного индивидуума. Археологические исследования показали практически полное отсутствие т.н. «никонианских» типов тельников, что говорит об использовании крестов сибиряками вне зависимости от принадлежности к расколу либо официальному православию. Основная масса населения, продолжала носить тельники, которые изготавливалась согласно традициям, сложившимся еще до раскола.
Необходимо продолжение и расширение раскопок русских православных некрополей, особенно на фоне недостатка письменной информации, чтобы полнее и шире представить особенности погребальной практики и динамику погребального обряда в конце XVI - XVIII в., получить новую информацию для изучения мировоззрения носителей православной культуры.
1. Отчет о научно исследовательской работе «Спасательные археологические полевые работы в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Богородице-Алексеевский мужской монастырь» по адресу: ул. Крылова, 12 в г. Томске», 2012 // Архив ОГАУК ТОКМ им. М. Б. Шатилова. - Ф. 1. - ОП. 4. - Д. 1025. - 98 л.
2. Артемьев, А. Р. Останки непогребенных защитников Албазинского острога // Российская археология. - 1996. - № 1. - С. 185-196.
3. Балюнов, И. В. Археологи открывают тайны Софийского собора / И. В. Балюнов, П. Г. Данилов // Наследие Тюменской области. - Тюмень, 2013. - Вып. 1. - С. 50-53.
4. Белобородов, С. А. Старообрядческая иконописная традиция и меднолитейный промысел в Зауралье в XVII - начале ХХ в / С. А. Белобородов, Ю. А. Гончаров // Сибирская икона. - Омск, 1999. - С. 207-212.
5. Белов, М. И. Мангазея / М. И. Белов, О. В. Овсянников, В. Ф. Старков. - М. : Наука, 1981. - Ч. 2 : Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. - 147 с.
6. Беляев, Л. А. Русское средневековое надгробие: белокаменные плиты Москвы и
Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. [Электронный ресурс] / Л. А. Беляев. - М. : Модус- Гаффити, 2006. - 563 с. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://trof-
av.livejournal.com/106395.html (дата обращения: 01.05.2020).
7. Бердников, И. М. Археологические исследования православных некрополей XVIII
- начала XIX вв. в Иркутске // Труды III (ХЕХ)Всероссийского археологического съезда. - М. ; Великий Новгород, 2011. - Т. 2. - С. 213-214.
8. Бердников, И. М. Археологические исследования православных некрополей XVIII
- начала XIX вв. в Иркутске // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб., 2011. - Т. 2. - С. 213-214.
9. Бердников, И. М. Деревянный нательный крест из захоронения на Спасском некрополе XVIII века в Иркутске // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2011.
- № 3. - С. 113-119.
10. Бердников, И. М. Заключительный этап археологических исследований у Спасской церкви в Иркутске / И. М. Бердников, Н. Е. Бердникова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2011 г. - Новосибирск, 2011. - Т. 17. - С. 134-138.
11. Бердников, И. М. К вопросу о времени первых захоронений на территории Иркутского острога / И. М. Бердников, Н. Е. Бердникова // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2008. - С. 233-237.
12. Бердников, И. М. Кресты-тельники из раскопок некрополя Спасской церкви города Иркутска // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2012. - Т. 11, вып. 7. - С. 164-178.
13. Бердников, И. М. Некрополи Иркутска XVIII-XIX вв. Результаты археологических исследований // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. - Омск, 2011. - С. 275-282.
14. Бердников, И. М. Раскопки у Крестовоздвиженской церкви в Иркутске / И. М. Бердников, Н. Е. Бердникова, Н. А. Батракова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2010 г. - Новосибирск, 2010. - Т. 16. - С. 145-148.
15. Бердников, И. М. Сибирский православный некрополь XVIII-XIX веков как археологический источник : (по материалам исследований в Иркутске) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06 / И. М. Бердников. - Иркутск, 2012. - 200 с... 83