Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речевого этикета 5
§1.Понятие речевого этикета 5
§2. Аспекты формирования речевого этикета школьников на уроках русского языка 8
§3.Функции и особенности формирования речевого этикета 11
Глава 2. Практические основы формирования столового речевого этикета 12
§1. Столовый речевой этикет в современном обществе 12
§2. Столовый речевой этикет в школьной практике 14
Заключение 26
Библиографический список 28
Согласно ФГОС, изучение предметной области "Русский язык и литература" — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета.
На сегодняшний день Российское общество особенно ценит людей, обладающих тактичностью, доброжелательностью, терпимостью, предупредительностью – способностью предугадывать то, что может произнести в следующую минуту собеседник, а также готовностью дать исчерпывающий ответ на любой вопрос.
Большой акцент в современном обществе делается на этикет делового и межличностного общения, при этом будто обходя стороной столовый речевой этикет. То, с чем люди сталкиваются ежедневно.
Некоторые могут думать, что владеть речевым этикетом должны только врачи, стражи порядка, работники связи, транспорта, услуг и т.д., однако это не так. Соблюдение речевого этикета отдельным человеком способствует повышению как речевой, так и общей культуры всего общества.
Актуальность данной работы заключается в том, что при изучении речевого столового этикета учащийся овладевает культурно-речевыми эталонами, необходимыми для комфортного существования в современном обществе. Тема дает простор для межпредметных и внутрипредметных связей. При этом очень часто между понятиями «столовый этикет» и «речевой этикет» проводят черту, никак не соотнося их между собой. Данный факт указывает на недостаточную освещенность выбранной темы в книгах, журналах, СМИ, а также в педагогической практике. В лучшем случае ребенок знакомится с правилами речевого поведения за столом в семье и начальной школе. В средней и старшей школах тема не имеет никакого продолжения и динамики.
Объект исследования: процесс обучения столовому речевому этикету на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: методы, приемы обучения столовому речевому этикету на уроках русского языка.
Цель: теоретическое обоснование методов и приемов обучения столовому речевому этикету на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- изучить лингвопедагогическую и методическую литературу;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
-раскрыть понятие речевого этикета;
-описать наиболее эффективные приемы, методы и формы обучения столовому речевому этикету.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; осуществляется организация целенаправленной опытной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные задания и примененные методы формирования столового речевого этикета могут быть использованы в образовательном процессе.
Работа состоит из двух глав, поделенных на параграфы, введения, заключения и списка использованных источников литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Понятие «речевой этикет» представляет собой принятые в обществе правила речевого поведения в конкретных ситуациях, предполагающие вежливое общение с собеседником. Речевой этикет является важнейшей частью культуры речи и выполняет множество функций: коммуникативную, регулятивную, познавательную, эстетическую, этическую и воспитательную.
Формирование столового речевого этикета школьников на уроках русского языка заключаются в последовательности изучения, опоре на этапы формирования языковых понятий и обязательной управленческой деятельность учителя, использовании таких приёмов и методов обучения, которые будут способствовать активному взаимодействию учащихся и применению этикетной лексики. Важными элементами являются вовлеченность всех учащихся в активную работу на уроке и соблюдение норм и правил этикета самим учителем.
В методике русского языка существуют интересные методы и приемы, которые необходимо включать в современный урок русского языка: речевые ситуации, беседы, игровые формы, учебные дискуссии, наглядно-иллюстративные материалы, исторические справки о речевом этикете и т.д.
Система формирования норм столового речевого этикета предполагает их отработку на трех этапах.
Первый этап направлен на знакомство учащихся с формой речевого этикета, его характеристикой. Данный этап проходит в форме рассказа учителя, который знакомит учащихся с формой речевого этикета. Для закрепления знаний о норме речевого этикета может предлагаться материал в виде стихотворений и текстов.
Второй этап предполагает анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций. На этом этапе учащимся предлагается коммуникативная ситуация в виде рассказа, предложения, стихотворения. Учащимся необходимо не только определить правильно или неправильно употреблена форма, но и обосновать свой ответ.
Третий этап нацелен на решение коммуникативных задач. Этот этап предполагает самостоятельное решение коммуникативной задачи, где необходимо найти правильное решение для взаимодействии с другими участниками коммуникации, разыгрывание заданной коммуникативной ситуации с использованием определённой речевой формы.
Таким образом, речевой столовый этикет может изучаться комплексными приёмами и при помощи разных источников. Полученные данные позволяют утверждать, что успешное формирование столового речевого этикета у школьников возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.