Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международные кризисы 1958-1962 гг. и их влияние на трансатлантические отношения

Работа №188040

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1. Международные кризисы второй половины XX века 10
1.1. Берлинский кризис 1958 - 1961 гг.: причины, ход, итоги 10
1.2. Карибский кризис 1962 г 18
2. Влияние второго Берлинского и Карибского кризисов на состояние трансатлантических отношений 26
2.1. Взаимодействие США и стран Западной Европы во время второго Берлинского и Карибского кризисов 26
2.2. Интересы США и стран Западной Европы в ходе конфликтов 35
2.3. Влияние кризисов на отношения между США и странами Западной Европы 45
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 56

После окончания Второй Мировой Войны в мире изменилась расстановка сил. На международной арене стала снижаться роль Франции, Германии, Великобритании на фоне появления статуса сверхдержав у двух государств - США и СССР. После войны эти страны начинают соперничать между собой за сферы влияния в мире, создавать военно-политические блоки по идеологическому принципу. Происходит формирование биполярного мира и начинается так называемая Холодная война. Данный геополитический конфликт будет происходить на протяжении почти всей второй половины двадцатого века вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году. Во время этого конфликта происходит большое количество международных кризисов, разных по своему статусу, форме протекания и последствиям. Холодная война оказала огромное влияние на политическую, экономическую и культурную сферы многих стран. Одним из ключевых элементов Холодной войны была гонка вооружений между двумя державами. Обе стороны стремились создать более мощные ядерные арсеналы и разрабатывали новые виды вооружений. Важным аспектом Холодной войны была космическая гонка. США и СССР соревновались в достижении новых космических рекордов и развитии космических технологий. Это привело к запуску первых искусственных спутников Земли, первого космического полета человека. Холодная война также имела значительное влияние на мировую политику. Страны мира были поделены сверхдержавами на союзников и противников, и подверглись влиянию одной из них. Также происходило активное вмешательство со стороны двух «супердержав» в дела других стран, особенно в странах, где разгорались внутренние конфликты или революции. Холодная война также повлияла на культурную сферу. Идеологическое противостояние между капитализмом и коммунизмом проникало в искусство, литературу, кино и музыку. Фильмы, книги и песни, посвященные Холодной войне, до сих пор остаются важными источниками для изучения этого периода. Таким образом, противостояние между двумя сверхдержавами шло почти во всех сферах жизнедеятельности общества.
Большую роль в Холодной войне играли блоки и союзы, в основном военно-политические. Одними из главных блоков были Организация Североатлантического договора (НАТО), включающая в себя капиталистические страны Западной Европы во главе с США, и Организация Варшавского Договора (ОВД), состоящая из государств социалистического лагеря Восточной Европы во главе с СССР. Существование данных союзов непосредственно влияло на международные конфликты, разворачивающиеся в мире
на фоне общего противостояния в Холодной войне. Сотрудничество между США и странами Западной Европы в блоке НАТО играло важную роль и позволяло американцам получать существенные стратегические выгоды. Являясь сильнейшей державой в альянсе по своему военно-экономическому потенциалу, США фактически руководили организацией и занимали в ней главенствующую роль. Блок имел свои общие вооруженные силы, благодаря участию в НАТО войска США присутствовали в Западной Европе, имея там свои базы. Основополагающий принцип НАТО сформулирован в пятой статье договора, по которой страны-участницы обязаны прийти на помощь любому государству-члену организации, подвергнувшемуся вооруженной агрессии.
Второй Берлинский кризис развернулся на фоне остро стоявшего после окончания Второй Мировой Войны германского вопроса, который был связан разделением единой Германии на два государства - Федеративную Республику Германия и Германскую Демократическую Республику. Карибский кризис 1962 г. происходил на фоне событий, связанных с размещением советских ракет на острове Куба, находившемся в непосредственной близости к Соединенным Штатам. Оба кризиса потенциально могли привести к большой войне между США и СССР, а, следовательно, и включению в эту войну стран Западной Европы в соответствии с их членством в Североатлантическом альянсе, что делало и Берлинский кризис 1961 г., и Карибский кризис 1962 г. важными событиями, влияющими на трансатлантические отношения.
Сегодня отношения между Соединенными Штатами Америки и странами Европы все также являются одними из самых важных видов отношений на мировой арене. На сегодняшний день эти отношения продолжают развиваться, охватывая широкий спектр вопросов, включая политику, экономику, безопасность и сотрудничество в области науки и технологий. После инаугурации президента Джо Байдена в январе 2021 года было заметно улучшение отношений между США и Европой по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время геополитическая обстановка в мире напоминает ту, что была в годы Холодной войны. Одним из важных аспектов современной геополитики является противостояние между США и Россией, которое некоторые исследователи называют «новой Холодной войной». Это противостояние преимущественно возникает из-за различных взглядов и интересов в таких вопросах, как Украина, Сирия, вопросы кибербезопасности, ядерное разоружение и так далее. Обе стороны обвиняют друг друга в агрессивных действиях. Сейчас мы видим новый виток противостояния России с США и блоком НАТО. Нынешняя международная ситуация накалена не меньше, чем во время двух кризисов шестидесятых годов двадцатого века. Американское руководство все так же, как и в ходе кризисов начала 1960-х взаимодействует со своими союзниками в Европе, формируя 4
политику, направленную на противоборство с Россией, как и в свое время противоборствуя с СССР, ведя при этом далеко не всегда равноправное сотрудничество со своими союзниками, используя свою мощь. Данная работа посвящена изучению проблемы сотрудничества США со своими европейскими союзниками во время крупных международных кризисов 1958-1962 гг. и влиянию этого сотрудничества на трансатлантические отношения в целом, что в связи с сегодняшней геополитической обстановкой является актуальной темой для исследования.
Историография второго Берлинского и Карибского кризисов обширна. Среди работ отечественных авторов, посвященных Берлинскому кризису, стоит выделить монографию А. Филитова «Германия в советском внешнеполитическом планировании. 1941-1990». Автором исследуется процесс принятия решений советского руководства на германском направлении, а также проводится анализ советско-германских отношений в рассматриваемый период. Труд Р. Долгилевича «Советская дипломатия и Западный Берлин (1963-1964 гг.)» посвящен исследованию контактов между Советским Союзом и Западом уже после окончания второго Берлинского кризиса и советской политики в отношении Западного Берлина. Гриневский О.А. в статье «Берлинский ультиматум Хрущева» рассматривает реакцию западных стран на внешнеполитическую акцию советского лидера и её значение. Ю. Родович в работе «Германская проблема в 1955 - 1962 гг. и позиция СССР» анализирует советскую политику по германскому вопросу и её мотивы. За рубежом второй Берлинский кризис также широко освещен. Г. Веттиг в монографии «Н. С. Хрущев и Берлинский кризис 1958-1963 годов. Политика угроз и возведение Берлинской стены» рассматривает влияние действий советского лидера на начало Берлинского кризиса. Ф. Кемп в книге «Берлин 1961. Кеннеди, Хрущев и самое опасное место на Земле» акцентирует внимание на личностях лидеров противостоящих друг другу держав. Также можно отметить работу немецкого исследователя Д. Монке.
И в западной, и в российской историографии уделено большое внимание Карибскому кризису. Здесь можно выделить совместные работы отечественного исследователя Александра Фурсенко и канадского историка Тимоти Нафтали - «Адская игра. Секретная история Карибского кризиса 1958-1964» , «Холодная война» Хрущева. Тайная история противника Америки» и «Безумный риск: секретная хроника опасной конфронтации». Стоит выделить и работу С. Микояна «Анатомия Карибского кризиса» , в которой автор тщательно разбирает предпосылки, суть и итоги конфликта. Совместный труд В. Лота и Ф. Ладыгина «ГРУ и Карибский кризис. Секретная хроника опасной конфронтации» затрагивает роль советской разведки во время конфликта. Из зарубежных работ можно выделить труды американских исследователей Г. Эллисона , Д. Блайта и Ж. Лэнг . Конфликт интересовал не только американских историков. Одна из монографий европейских исследователей - «Кубинский кризис 1962: тринадцать дней над атомной пропастью» немецкого историка Штайнингера.
Есть и работы, затрагивающие одновременно и второй Берлинский, и Карибский кризис. Примерами здесь могут послужить монография А. Фурсенко «Россия и международные кризисы: середина XX века» , где имеются отдельные главы, посвященные Берлинскому и Карибскому кризисам, а также труд К. Мюнгера «Кеннеди, Берлинская стена и Кубинский кризис. Западный альянс в период испытаний 1961 - 1963 гг.»
В историографии присутствуют работы, посвященные политике США и западноевропейских стран в ходе международных кризисов 1958-1962 гг. Хахалкина Е.В. в своей статье «Навстречу друг другу? Визит Г. Макмиллана в СССР в 1959 г.» рассматривает мотивы советско-британской встречи со стороны британского премьер- министра Гарольда Макмиллана, связанные с его стремлением вернуть утраченные Великобританией позиции на международной арене, играя роль посредника между противоборствующими сторонами в ходе Берлинского кризиса 1958-1961 гг. Статья М.В.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Второй Берлинский и Карибский кризисы являлись одними из самых острых международных конфликтов времен Холодной войны. По итогам Берлинского кризиса 13 августа 1961 года была возведена Берлинская стена, окончательно разделившая столицу бывшего единого государства на две части. Благодаря этому сооружению значительно уменьшился отток людей из Восточной Германии на запад, что было одной из причин кризиса. Де-факто были признаны сформированные стеной границы, а ГДР стала еще больше стремиться к признанию на международной арене, получая поддержку от Советского Союза. Вопрос о статусе Западного Берлина, который являлся ключевым фактором конфликта, не был решен до 1971 года, когда было подписано новое соглашение по Берлину. Карибский кризис 1962 г. стал важным этапом противостояния СССР и США в ходе Холодной войны. Никогда прежде, как в тот момент времени, мир не был так близок к ядерной войне. По итогам кризиса Советский Союз вывел свои войска с Кубы в обмен на предоставления со стороны США гарантий безопасности острова. Неофициально стороны договорились о демонтаже американских ракет «Юпитер» в Турции. Также по итогам конфликта была создана прямая линия связи между лидерами США и СССР для оперативного решения особо опасных противоречий.
Второй Берлинский и Карибский кризисы показали, что в момент критических ситуаций, руководство СССР и США способно включить благоразумие и посредством взаимных уступок договориться о мирном урегулировании. Одновременно кризисы также послужили катализатором для начала диалога между сверхдержавами, что в дальнейшем способствовало развитию процессов разрядки и снижению градуса напряженности в советско-американских отношениях.
Международные кризисы 1958-1961 гг. способствовали росту противоречий между Соединенными Штатами и странами Западной Европы. Взаимодействие США с западноевропейскими союзниками на первом этапе Берлинского кризиса можно охарактеризовать как активное, выражавшееся в переговорах и совместном принятии решений. После окончания острой фазы конфликта Соединенные Штаты были уже более склонны к двустороннему урегулированию вопроса посредством переговоров с Советским Союзом. Берлинский кризис способствовал ухудшению отношений между США и ФРГ и повлиял на разворот последней в сторону плотного взаимодействия с Францией как ключевым партнером. В течение всего послевоенного периода опорой для Аденауэра служили Соединенные Штаты. Предоставляемая финансовая помощь Западной Германии по плану Маршалла помогла восстановить экономику, американское военное присутствие стало 51
неотъемлемой частью отношений между двумя странами. Именно США рассматривались немецким канцлером как ключевой союзник. Однако решения американцев в ходе кризиса заставили немецкого лидера поменять мнение о США как союзнике. Пассивная реакция американцев на возведение Берлинской стены, их стремление решить конфликт в двухстороннем порядке с СССР, план по урегулированию кризиса, который не устраивал Аденауэра, все это привело к снижению уровня доверия канцлера к США и ухудшению отношений между Соединенными Штатами и Западной Германией. Это заставило последнюю искать другие пути решения германской проблемы. Действия Конрада Аденауэра во время конфликта были сконцентрированы на сохранении сформировавшейся на момент кризиса обстановки как в Западном Берлине, так и в германском вопросе.
Американское правительство по ходу конфликта оказалось в трудной ситуации. С одной стороны, США, чтобы сохранить авторитет в глазах союзников, не могли не отреагировать на угрозы Хрущева и пойти на уступки СССР, что было бы воспринято как слабость. С другой стороны, Соединенные Штаты не хотели ввязываться в войну с Советским Союзом из-за Западного Берлина. Из-за этого администрация Кеннеди, на президентство которого выпал кульминационный момент второго Берлинского кризиса, была склонна к проведению двусторонних переговоров с Советским Союзом с целью снижения градуса напряженности в Берлине в частности, и в германском вопросе в целом. Поэтому кризис можно назвать тяжким бременем, лежавшим на плечах американского руководства.
В этих условиях, Франция оказала поддержку ФРГ. Внешнеполитической целью Шарля де Голля было возвращение его страны в ранг главнейших держав мира. Способом к этому де Голлю виделся в объединении Европы под французским началом. Сила Европы же, по мнению де Голля заключалась в объединении Франции и Германии под общим началом, так как Великобритания была чересчур подвержена американскому влиянию. Поэтому наметившиеся во время кризиса американо-германские противоречия были очень кстати для Шарля де Голля. Французский президент воспользовался опасениями Аденауэра, обеспокоенного готовностью США и Великобритании под нажимом Никиты Хрущева и лидера ГДР Вальтера Ульбрихта вести переговоры с СССР по Берлину и другим аспектам «германского вопроса», чтобы выстраивать отношения между Францией и ФРГ в выгодном для него направлении. В отличие от США и Великобритании, которая в начале кризиса пыталась вернуть свое влияние на мировой арене, выступив в роли мирового посредника между США и СССР, а после провала этой затеи, дублировавшей взгляды США, де Голль был против каких-либо уступок Советскому Союзу по вопросу Западного Берлина. Тем самым, французский президент демонстрировал немецкому канцлеру, что Западная Германия не одинока в своей позиции.
Поддержка Францией ФРГ в Берлинском кризисе вылилась в последующее развитие и улучшение отношений между двумя державами, закрепленное в Елисейском договоре 1963 года. По этому договору две страны должны были вместе прорабатывать решения по внешнеполитическим вопросам, которые затрагивали их совместные интересы. Елисейский договор уводил Францию и ФРГ в сторону большей самостоятельности в международных делах, что было воспринято Соединенными Штатами с антипатией.
Для США главная проблема с франко-германском договором заключалась в том, что он укреплял позиции Западной Германии в Европе и создавал базу для плотного сотрудничества Франции и ФРГ. Укрепление франко-германских отношений в рамках Елисейского договора приводило к усилению европейского интеграционного процесса, который, в свою очередь, мог бы привести к формированию объединенной европейской политической и экономической структуры, имевшей свои интересы и конкурировавшей бы с Соединенными Штатами. Для американцев было важно сохранить контроль над ситуацией в Европе и продолжать играть ключевую роль в формировании политического ландшафта на континенте. Франко-германский союз создавал потенциальные вызовы для доминирования США в регионе. Поэтому для США Елисейский договор 1963 года представлял потенциальную угрозу уменьшения американского влияния в Европе, иметь которое было крайне важно в контексте противостояния с Советским Союзом.
Таким образом, политика, осуществляемая США во время второго Берлинского кризиса по поводу решения конфликта, вызвала недовольство со стороны западногерманского канцлера Аденауэра и ухудшила отношения между ФРГ и США. Это заставило Западную Германию развернуться в пользу сотрудничества с Францией, что в свою очередь, сформировало союз между двумя бывшими врагами.
Сотрудничество США и Западной Европы в ходе Карибского кризиса следует охарактеризовать как скудное и неравноправное. Консультации между американцами и европейцами носили больше оповестительный характер, и не затрагивали совместной проработки и принятия судьбоносных решений, влияющих на конфликт. Это было связано со взглядами администрации президента Джона Кеннеди, недооценивавшей европейских союзников и считавшей, что они не готовыми к принятию серьезных решений, а также опасавшейся их склонности к уступкам Советскому Союзу в условиях опасности возможной ядерной войны. США хотели эффективно разрешить кризис, а взаимодействие с европейцами лишь усложняло данный процесс. США приняли ключевое решение кризиса о начале военно-морской блокады Кубы без консультации с европейскими союзниками. Макмиллана, де Голля и Аденауэра поставили в известность о планах американского правительства лишь постфактум. Это вызвало недовольство стран Западной Европы, которые чувствовали себя игнорированными в процессе принятия такого важного решения. Возможный военный конфликт между США и Советским Союзом, который мог бы случиться по итогам Карибского кризиса, и, в ходе которого скорее всего обе сверхдержавы применили бы ядерное оружие, обязательно затронул бы территорию стран Западной Европы и её население.
Великобритания, Франция и ФРГ дипломатически поддержали Соединенные Штаты, однако такой характер взаимодействия способствовал еще большему укоренению критических настроений к США в головах европейских политиков, закрепляя за США образ ненадежного союзника, что оказало влияние на уровень доверия между странами в трансатлантических отношениях. Франция и Великобритания не хотели эскалации
конфликта и его дальнейшего распространения. Западная Германия, с одной стороны, выразила поддержку действиям президента Кеннеди, а с другой, была заинтересована в поддержании такого уровня напряженности в советско-американском противостоянии, которое позволяло бы пользоваться преимуществами, предоставляемыми ей Соединенными Штатами ввиду стратегического положения ФРГ на европейском фронте Холодной войны.
Карибский кризис способствовал изменению баланса в трансатлантических отношениях. Британский премьер-министр Гарольд Макмиллан выступил в поддержку действий США, несмотря на выраженные им опасения о распространении конфликта на другие территории, подразумевая под этим в первую очередь Европу. Сам кризис подчеркнул уязвимость Великобритании и ее зависимость от американской поддержки в стратегических вопросах. Если Великобритания все также оставалась в проамериканской орбите, то Франция по итогам конфликта развернулась в сторону большей самостоятельности в вопросах внешней политики, не желая быть заложником советско- американского противостояния, что вылилось в охлаждение франко-американских отношений и выход Франции из Североатлантического альянса в 1966 году. Франция стала активно развивать свои военные и ядерные программы, чтобы укрепить независимость от США и повысить свою роль в мире, а также налаживать взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи с Советским Союзом, что вылилось в разрядку франко-советских отношений. ФРГ в данных условиях, несмотря на тот же критический настрой к американцам и налаживаемое франко-германское сотрудничество, неожиданно усилила свою роль ключевого союзника Соединенных Штатов в Европе, используя это как очередной шаг к увеличению своего веса на международной арене.
Международные кризисы 1958-1962 гг. негативным образом повлияли на состояние трансатлантических отношений, обнажая проблемы во взаимоотношениях между странами Западной Европы и США. Дестабилизирующим фактором послужили действия США во время второго Берлинского и Карибского кризисов, которые подорвали доверие европейцев к Соединенным Штатам и способствовали переоценке приоритетов и действий западноевропейских стран как во всей внешней политике, так и во взаимодействии с американским руководством.



1. Брандт В. Воспоминания: пер. с нем. / В. Брандт. - Москва: Новости, 1991. - 526 с.
2. Венский вальс холодной войны (вокруг встречи Н. С. Хрущева и Дж. Ф. Кеннеди в 1961 году в Вене). Документы. - М. 2011. - 751 с.
3. Голль Ш. де Мемуары надежд. 1958-1962: пер. с фр. / Ш. де Голль; общ. ред. докт. ист. наук, проф. В.И. Антюхиной-Московченко и В.Н. Седых. Предисл. Ю.В. Дубина. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 340 с.
4. Громыко А.А. Памятное. Кн. 2: Испытание временем. / А.А. Громыко. - Москва: Центрполиграф, 2015 - 558 с.
5. Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.) / А. Ф. Добрынин. - Москва: ИПО «Автор», 1997. - 687 с.
6. Кеннеди Р. 13 дней. Свидетельство о кубинском кризисе. / Р. Кеннеди - Париж: Editions de la Seine, 1969. - 146 с.
7. Системная история международных отношений в 4-х томах. События и документы. 1918-1991. Том 4. Документы / Отв. ред. А.Д. Богатуров. - Москва: Московский рабочий, 2000. - 580 с.
8. Совет Безопасности: официальные отчеты. 1023-заседание, 24 октября 1962 г. Нью- Йорк, 1962. - 12 с.
9. Совет Безопасности: официальные отчеты. 1024-заседание, 24 октября 1962 г. Нью- Йорк, 1962. - 14 с.
10. Язов Д.Т. Карибский кризис. 50 лет спустя. / Д.Т. Язов - Москва: Центрполиграфмаш, 2015. - 446 с.
11. Adenauer K. Erinnerungen. 1959-1963 (Fragmente). / K. Adenauer - Stuttgart: DVA, 1978. - 375 S.
12. Declaration of the North Atlantic Council, December 16, 1958. - [URL: NATO - Official text: Declaration On Berlin, 16-Dec.-1958]
13. Der Bundesnachrichtendienst und die Kuba-Krise Dokumente aus den Akten des BND / Hechelhammer B. (Hg.). Berlin, 2015. - 165 S.
14. Foreign Relations of the United States (FRUS). 1958-1960. Vol. VIII. Berlin Crisis, 1958-1959.
15. FRUS. 1958-1960. Vol. VIII. Berlin Crisis, 1958-1959... 55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ