Аннотация 2
Введение 7
Глава I. Развитие интеграционных отношений между США и Канадой (1965-1992) 13
1.2 Подписание Автомобильного соглашения (1965 г.) 16
1.3 На пути к созданию НАФТА (1980-е - 1992 г.) 19
Глава II: Экономические отношения США и Канады в рамках НАФТА (1994-2016) 26
2.1Торговля товарами и услугами 28
2.2 Инвестиции 33
2.3 Влияние НАФТА на экономическое развитие США и Канады 37
Глава III: От НАФТА к USMCA (2017-2020) 44
3.1 Причины пересмотра НАФТА 45
3.2 Переговорный процесс между США и Канадой и основные изменения соглашения 47
3.3 Влияние USMCA на двусторонние экономические отношения 52
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Источники 58
Литература 60
Актуальность Анализ долгосрочного воздействия интеграционных соглашений на экономическое развитие Соединенных Штатов и Канады должен иметь отношение к глобальной конкуренции и изменившимся правилам международной торговли. С этой точки зрения анализ динамичных экономических отношений между этими странами полезен для понимания механизмов успешной интеграции и извлечения уроков, которые могут быть полезны и для других регионов.
Экономические связи и интеграция США и Канады являются одними из самых сильных в мире. Азиатские страны сотрудничают по широкому кругу вопросов, таких как торговля, инвестиции и решения экономической политики, что является еще одним достижением в развитии региональной интеграции. Близость, большие общие границы и схожие системы помогли двум странам наладить эффективное экономическое сотрудничество на протяжении многих лет. Интеграция началась в 1965 году, когда две страны подписали Автомобильное соглашение, которое было разработано для открытия торговли в автомобильной промышленности путем устранения тарифов.
НАФТА сблизила Мексику с Соединенными Штатами и Канадой, а также проложила путь для Мексики к присоединению к знаменательному трехстороннему соглашению, которое превратило Северную Америку в один из крупнейших в мире регионов свободной торговли. Глобальный экономический рост, технологический прогресс и меняющиеся политические цели потребовали пересмотра НАФТА. Тем не менее, с 2017 по 2020 год все страны участвовали в сложных переговорах, которые привели к подписанию USMCA. Помимо охвата новых вопросов в цифровой и экологической отраслях, соглашение также учитывает текущие потребности обеих стран.
Объект исследования - экономические отношения между США и Канадой в рамках региональных интеграционных соглашений.
Предмет исследования - процесс формирования и развития экономических отношений между США и Канадой в контексте интеграционных соглашений (1965-2020 гг.).
Цель исследования - выявить влияние интеграционных объединений на экономическое сотрудничество США и Канады.
Задачи исследования:
- охарактеризовать исторические этапы развития экономических отношений между США и Канадой (1965-1992 гг.);
- оценить влияния НАФТА (1994-2016 гг.) на двусторонние экономические отношения;
- выявить причины и последствия перехода от НАФТА к ЮСМКА.
Период с 1965 по 2020 год отражает важные этапы развития экономического сотрудничества между США и Канадой. Оно началось в 1965 году с подписания Автомобильного соглашения, первого серьезного соглашения, которое привело к более тесной торговле между двумя странами. Исследование было завершено в 2020 году, поскольку в этом году было подписано новое соглашение USMCA, заменившее НАФТА. Это важный шаг и знаменует начало новой главы в экономических отношениях между США и Канадой. Поэтому выбранный период охватывает основные этапы от первоначальной интеграции до современной формы сотрудничества.
Анализ использованной для исследования литературы позволил разделить ее на несколько групп. Каждая группа предлагает свою точку зрения по этому вопросу.
Первая группа сосредоточилась на экономических последствиях НАФТА и ее роли в формировании динамики торговли в Северной Америке. В статье «Влияние интеграции на конкурентоспособность стран-членов» Вагапова Д.Ф. изучает влияние интеграции НАФТА на конкурентоспособность стран-участниц, выделяя как положительные, так и отрицательные экономические эффекты. В статье «Североамериканская интеграция: 20 лет спустя» Костюнина Г.М. оценивает процесс интеграции спустя 20 лет после внедрения НАФТА, анализируя его роль в региональной торговле.
Вторая группа литературы представляет собой критический период в североамериканских экономических отношениях. В статье «От НАФТА к ЮСМКА: реформа североамериканской интеграции Яковлев П.П дает глубокий анализ процесса реформ, подчеркивая политические и экономические движущие силы перехода. В статье « USMCA заменяет NAFTA: обзор основных положений » Вильреаль Дж.Л. и Олейник Р.А. излагают основные положения USMCA, объясняя основные отличия от НАФТА.
Американские и канадские авторы предлагают широкий спектр точек зрения на экономические отношения и политику, что позволяет делать выводы об экономических и социальных последствиях проводимой политики и описывать экономические отношения между Соединенными Штатами и Канадой в период с 1965 по 2020 годы. Статья канадских авторов Хазледина Т и Вигинтона И. «Канадская автомобильная политика» дает глубокое представление об экономических отношениях между США и Канадой до 1965 года, указывается на важные соглашения, среди которых - Автопакт. В этой работе объясняется, как эти соглашения повлияли на автомобильную промышленность и двустороннюю торговлю, содержится полезный контекст, в рамках которого можно понять суть экономической интеграции и проследить импульс политики.
В статье Эдварда Нельсона «Милтон Фридман и экономические дебаты в США, 1932-1972» в исторической перспективе рассматривается влияние экономических теорий Милтона Фридмана на экономическую политику и отношения между США и Канадой. Их уроки дают контекстуальное понимание основных экономических принципов, лежащих в основе двусторонних отношений.
Работа американских авторов Винода К. Аггарвала и Эндрю В. Редди «Экономическое государственное управление в 21 веке: последствия для будущего режима глобальной торговли» касается стратегического использования экономической политики и ее влияния на мировую торговлю, что важно для понимания экономического лидерства и торговых стратегий США и Канады. Статья подводит к пониманию процесса формирования современной экономической политики и оказываемых ею последствий на торговлю в глобальном масштабе.
Атеендар С. Вентакарамани в статье «Экономическое влияние на здоровье населения в США» исследует факторы, влияющие на здоровье населения, что важно для определения социально-экономических аспектов двусторонних отношений. Понимание экономики здравоохранения обеспечивает более широкий контекст для понимания того, как экономическая политика влияет на общество в целом.
Для проведения исследования были привлечены различные виды источников, , в первую очередь, тексты основных соглашений о зоне свободной торговле.
Сайт Секретариата, состоящего из канадского, американского и мексиканского отделов, содержит информацию о процедурах урегулирования споров, юридические тексты, решения и отчёты комиссий, касающиеся Североамериканского соглашение о свободной торговле (НАФТА), отвечает также за выполнение положений Соглашения об урегулировании споров . Этот ресурс необходим для понимания урегулирования торговых споров в Северной Америке, а официальное заявление помогает изучить эволюцию торговли с момента подписания НАФТА до нового соглашения. НАФТА, действовавшее с 1994 по 2020 гг., регулирует торговые отношения между Канадой, США и Мексикой. Оно включает положения о снижении торговых барьеров, инвестиционных правилах и механизмах разрешения споров. НАФТА стало основой для многих аспектов нового соглашения CUSMA. Текст Соглашения между Канадой, США и Мексикой (CUSMA), заменивший НАФТА с июля 2020 года, размещен на сайте правительства Канады . Данный документ помог изучить такие вопросы, как торговля товарами и услугами, цифровая торговля, защита интеллектуальной собственности, инвестиционные правила и механизмы разрешения споров. Важной частью документа включают новые правила трансграничной торговли и обновленное разрешение споров, которые можно сравнить с первоначальным соглашением НАФТА, чтобы понять, как оно было изменено для соответствия цифровой экономике.
Официальный сайт Управления международной торговли США: помимо текстов соглашений содержит дополнительные материалы, объясняющие как осуществляется торговля между Соединенными Штатами, Мексикой и Канадой. Он дает официальные данные о правилах для предприятий, налогах на импорт/экспорт и о том, как должны производиться продукты, чтобы претендовать на торговые льготы. Этот ресурс важен для изучения фактического внедрения USMCA, потому что он помогает понять, как его положения применяются в международной экономической деятельности, он также помогает увидеть его фактическое влияние на бизнес-среду.
Методы исследования Во-первых, в рамках дипломной работы использовался историко-аналитический подход, который позволил проследить эволюцию интеграционных соглашений - от Автомобильного соглашения 1965 года до современного USMCA. Этот метод позволил понять, как менялись условия этих соглашений, каковы были причины этого и как они влияли на экономику стран. Во-вторых, используется исторический сравнительный подход, позволяющий провести сравнение между NAFTA и USMCA. Это сравнение, как временное, так и содержательное, учитывает основные положения соглашения, их преимущества и недостатки, а также их влияние на торговлю, инвестиции и экономическое развитие стран, и позволяет наблюдать эволюцию экономических отношений. В-третьих, анализ международных договоров и соглашений позволяет выявить основные тенденции и приоритеты экономического сотрудничества. Рассматриваются основные положения соглашений, их структура, механизмы реализации, что помогает понять, как формируются правила международного взаимодействия и как эти правила отражают экономические интересы участников.
Структура исследования включает введение ,три главы, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе объясняет рост торговли между двумя странами, что привело к созданию НАФТА. Во второй главе рассматривается реализация НАФТА с 1994 по 2016 год, а также ее влияние на торговлю. В третьей главе дается краткий обзор НАФТА и анализ ее трансформации в USMCA.
Первый исторический этап этого процесса охватывает период от заключения Автомобильного соглашения 1965 года до вступления в силу Договора о свободной торговле между Канадой и США CUSFTA. Подписание автомобильного пакта стало знаковым шагом, открывшим путь к либерализации торговли в узкоспециализированной отрасли. Этот документ устранял тарифные ограничения на автомобили и автозапчасти, произведенные в одной из стран при соблюдении установленной доли местного производства и требуемого уровня инвестиций.
Следующим шагом стало заключение CUSFTA первого всеобъемлющего двустороннего соглашения о свободной торговле между двумя высокоразвитыми государствами в 1988 году, вступившего в силу в 1989 году. Оно предусматривало поэтапную ликвидацию почти всех (99%) тарифных ограничений и охватывало, помимо торговли товарами, также сферу инвестиций, услуг и разрешения споров. В результате данного этапа была заложена прочная институциональная, нормативная и экономическая основа, которая впоследствии позволила двум странам перейти к более тесной и глубокой экономической кооперации.
Подписание НАФТА в 1994 году стало логичным этапом эволюции экономических отношений между США и Канадой, расширив двусторонний формат до трехстороннего путем включения Мексики. Анализ показал, что соглашение способствовало значительному углублению экономической взаимосвязанности между двумя североамериканскими государствами, превратив их в ядро развитой интегрированной производственно-торговой сети.
Объем торговли между Канадой и США более чем удвоился, и к 2016 году экспорт Канады в США достиг примерно 75% от общего объема. Существенно активизировались инвестиционные потоки, особенно в стратегически значимых секторах — энергетике, автомобилестроение и телекоммуникациях. Малый и средний бизнес получил расширенные возможности выхода не внешние рынки благодаря упрощенному доступу к торговым площадкам. Одновременно усилилось формирование региональных цепочек поставок, охватывающих инновационные отрасли.
НАФТА содержало ключевые положения, касающиеся защиты инвесторов, интеллектуальной собственности, механизмов урегулирования споров (глава 11), а также стандартов в области труда и экологии. Вместе с тем соглашение сопровождалось и определенными трудностями в частности, выведением рабочих мест из традиционных трудоемких отраслей, ростом экономической зависимости Канады от США и спорами, связанными с экологическим воздействием транснациональных инвестиций. Суммарный эффект НАФТА можно охарактеризовать как положительный: оно стимулировало устойчивый рост торговли и капитальных вложений, расширило экономическое пространство и усилило взаимную связанность экономик региона.
Импульсом к пересмотру соглашения послужили как внутренние политико-экономические обстоятельства в частности, усиление протекционистской риторики в США и общественная критика механизмов НАФТА так и масштабные трансформации глобального хозяйства, включающие цифровизацию, экологические вызовы и сдвиги в структуре рынка труда. Подписанный в 2020 году договор USMCA стал модернизированной версией прежнего соглашения, сохранив его основополагающую архитектуру, но одновременно внеся целый ряд существенных новаций. Среди ключевых изменений ужесточение требований к происхождению товаров, особенно в автомобильной отрасли, где теперь заданы высокие стандарты локализации производства. Появились новые положения, касающиеся электронной коммерции, регулирования интеллектуальной собственности, а также обеспечения трудовых прав. Существенное внимание уделено социальной составляющей: установлены обязательные минимальные ставки оплаты труда рабочим, занятых в производстве автомобилей, что призвано повысить уровень социальной защищенности и устранить недобросовестные конкурентные преимущества. Обновлены процедуры разрешения споров, усилен надзор за соблюдением положения соглашения.
Для Канады подписание USMCA означало сохранение стратегически важного доступа к американскому рынку, пусть и ценой ряда уступок в аграрной сфере американские компании получили возможность частичного присутствия на канадском рынке молочной продукции. Несмотря на критику, связанную с доминирующим положением США в процессе переговоров, новое соглашение стало важным этапом модернизации экономического взаимодействия в условиях XXI века.
Можно утверждать, что весь путь североамериканской экономической интеграции от Автопакта до USMCA сыграл трансформирующую роль в формировании устойчивой двусторонней модели экономических отношений между США и Канадой. Каждое последующее соглашение углубляло степень взаимозависимости экономик, институционализировало правовые взаимодействия и отвечало на актуальные вызовы. Итоги исследования подтвердили, что североамериканская интеграционная система продолжает демонстрировать гибкость и стабильность, а партнерство США и Канады остается ее структурным ядром, обеспечивая региональную экономическую устойчивость и стимулируя рост.
1. Canada-United States-Mexico Agreement (CUSMA) - Table of contents// The Government of Canada. - URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade- agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cusma-aceum/text-texte/toc-tdm.aspx?lang=eng
2. History of multilateral agreements between Canada, Mexico and the United States// Government of Canada. - URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade- agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cusma-aceum/history-multilateral-historique- multilateraux.aspx?lang=eng
3. Joint Statement of the Labor Council United States - Mexico - Canada Agreement (USMCA)// Government of Canada. - URL: https://www.international.gc.ca/trade- commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cusma-aceum/2023-06-28-
labour coun cusma-conseil travail aceum.aspx?lang=eng
4. North American Free Trade Agreement // The secretariat Canada- Mexico-US. -
URL: https://can-mex-usa-sec.org/secretariat/agreement-accord-acuerdo/nafta-alena-
tlcan/index.aspx?lang=eng
5. Section 502 Small Business Report on the Modernization of the North American
Free Trade Agreement (NAFTA)// U.S. Small Business Administration, Office of Advocacy. - URL: https://advocacy.sba.gov/wp-content/uploads/2018/12/Section-502-Small-Business-
Report-on-the-Modernization-of-the-North-American-Free-Trade-Agreement-NAFTA.pdf
6. The North American Free Trade Agreement (NAFTA)//EveryCRSReport.com. - URL: https://www.everycrsreport.com/reports/R42965.htmPutmToc483483487
7. U.S. - Mexico - Canada Agreement (USMCA)//U.S. Customs and Border Protection. - URL: https://www.cbp.gov/trade/priority-issues/trade-agreements/free-trade- agreements/U SMCA
8. Uniform regulations regarding the interpretation, application, and administration of Chapter 4 (Rules of Origin) and related provisions in Chapter 6 (Textile and Apparel Goods) of the agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada//Government of Canada. - URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cusma-aceum/uniform-regulation-roo-
2021.aspx?lang=eng
9. United States-Mexico-Canada-Agreement (USMCA)// International Trade
Administration. - URL: https://www.trade.gov/usmca-0