АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Историко-культурное развитие и метаморфозы «водной девы»: корреляции
образа в славянской мифологии и в европейской культуре конца XIX - начала XX веков 8
1.1 Образ «водной девы», как прототип поздних мифопоэтических
персонажей Весны и Снегурочки 8
1.2 Трансформация мифологического персонажа ундины в образ «роковой
красоты» в европейской культуре конца XIX - начала XX века 19
2 Культурно-символические смыслы образа русалки (ундины): многообразие
трактовок и интерпретаций 29
2.1 Водный символизм богинь красоты и «земных» женщин в
представлениях мира: историко-культурный и мифологический анализ 29
2.2 Водный символизм женских образов в работах Парацельса, Зигмунда
Фрейда и его последователей с опорой на культурно -мифологическую традицию 35
3 Практическое применение результатов исследования мифологического
образа русалки в прикладной культурологии 48
3.1 Выставка на мифологическую тематику «Фантастические твари Тёмных веков» в НИ ТГУ и фотовыставка «Фантастические твари Тёмных веков в
Российско-Немецком доме» 48
3.2 Проект «Скульптурная экспозиция мифологических существ в Сибирском ботаническом саду и Университетской роще» 58
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение А Выставка «Фантастические твари Тёмных веков» 76
Приложение Б Фотовыставка «Фантастические твари Тёмных веков в
Российско-Немецком доме» 80
Приложение В Проект «Скульптурная экспозиция мифологических существ в Сибирском ботаническом саду и Университетской роще» 84
Актуальность данной темы, заключается в том, что не угасает интерес к бессознательным образам человека, их отражению в культуре и в повседневной жизни. Как утверждал Ю. М. Лотман в своем труде «Статьи по семиотике культуры и искусства», неоднократно отмечалась связь феномена искусства с удвоением реальности. Образ «водной девы» обладает глубокой традицией, получив распространение в аграрных культурах. В XIX веке он претерпел серьезные видоизменения, но не потерял своей актуальности в искусстве.
Проблемой данного исследования выступает определение культурномифологического смысла образа женского водного духа (называемого в разных культурах - русалкой, ундиной, никсой, шелкой, «водной девой», фараонкой и другими наименованиями) и его идейно-смыслового фундамента.
Цель работы, провести междисциплинарное исследование, охватывающее изучение отражения мифологического образа русалки в нескольких аспектах. В этнографическом аспекте - влияние на формирование эстетической категории красоты в национальных культурах. В символическом аспекте - влияние смыслов, закладываемых в образ русалки на сознание человека («удвоение реальности»). В символическом аспекте - рассмотрение образа русалки, как символа. В историческом аспекте - восприятие образа водной девы в динамике от древних духов природы до объекта научного исследования. Основным является культурологический аспект - отражение эмоционального восприятия образа в мифологии, в декоративно-прикладном искусстве, живописи, художественной литературе и других видах искусства. А также ответить на вопрос - что такого привлекательного и важного было в воплощении образа русалки, что сделало веру в них повсеместной.
Объектом исследования стал мифологический образ женского водного духа, а предметом - особенности и причины привлекательности образа русалки, его отражение в культуре в контексте феномена «удвоения реальности».
Гипотеза исследования — предполагается, что мифологический образ русалки обладает глубокой культурной традицией, уходящей к ранним языческим воззрениям на природу у европейских народов.
Задачи: 1. Проанализировать историко-культурное развитие,
метаморфозы «водной девы» в поздних мифопоэтических персонажах славянского мира и в европейской культуре конца XIX - начала XX века.
2. Выявить влияние смыслов, закладываемых в образ русалки на сознание человека (в контексте феномена «удвоения реальности»).
3. Изучить культурно-символическиепсих характеристики элементов, связанных с образом русалки, в работах З. Фрейда, К. Юнга и современных психологов.
4. Показать каким образом результаты исследования были использованы автором в прикладной культурологии. На примере выставки «Фантастические твари Тёмных веков»; фотовыставки «Фантастические твари Тёмных веков в Российско-Немецком доме»; проекта «Скульптурная экспозиция мифологических существ в Сибирском ботаническом саду и Университетской роще».
Степень изученности темы - В культурологии известны исследования, в которых работа с мифологическими женскими водными образами рассматривалась в этнографическом аспекте (А. Н. Афанасьев, Д. К. Зеленин, Е. В. Душечкина, Я. Гримм, П. В. Шеин, А. В. Терещенко и др.). Особенности проявления образа русалки в литературе, живописи затрагивались в работах А. Н Шебловинской, Н. И. Привалова, Т. Клугсбергера и др. Однако, такой важный аспект, как влияние мифологических женских водных образов на сознание человека был рассмотрен нецелостно. Подробно были рассмотрены отдельные элементы образа, такие как рыба, водные змеи, «светлый и темный» лик женственности в работах З.Фрейда, К. Юнга и др. Не было предметом специального рассмотрения также и значение образа русалки в контексте феномена «удвоения реальности». Недостаточно изучены причины применения образа русалки в славянском декоративно -прикладном искусстве, оформлении базилик, готических храмов, кораблей, его важность в средневековых натурфилософских работах. Все это определяет необходимость продолжать исследования в данном направлении.
Теоретико-методологические основы исследования - при написании работы использовались такие методы, как: 1) культурологический анализ - совокупность способов и приемов исследования, направленных на постижение сущности культуры и построение целостного знания о ней; включает в себя исследование условий и факторов, влияющих на возникновение и развитие культурных потребностей. Автор представил в своей работе германо-скандинавскую мифологию, как огромное поле разнообразных текстов культуры, выявлено отражение их образа в народном творчестве. 2) типологическое описание - это классификация проявлений культуры по какому-то общему признаку. В работе было рассмотрено отношение к женским водным духам народов германо-скандинавского и славянского пространства. 3) систематизация материала из трудов и научных публикаций на данную тему. В том числе труд Д. К. Зеленина «К вопросу о русалках. Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов», А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», Я. Гримма «Германская мифология» (в III т.) и работой К. Королева «Скандинавская мифология», также использовались тексты фольклорных источников и исследования посвященные им из «Старой Эдды» и «Новой Эдды» Снорри Стурлусона и многих других.
Полученные результаты (новизна):
1) Систематизация исследований образа русалки, его целостное рассмотрение в историческом, этнографическом, символическом и культурологическом аспекте в славянском мире и германо-скандинавской мифологии.
2) Мифологический образ русалки обладал глубокой культурной традицией, уходящей к ранним языческим воззрениям на природу у европейских народов.
3) Уточнение концептуальных положений (многообразия видов женских водных духов и отличие мифологического образа русалки от поздних литературных версий). Образ русалки (в европейской традиции) разделился в конце XIX века на два: первый - унаследовал общие характеристики из мифологии и средневековых легенд, закрепился в качестве символа, второй (художественная версия) - отдалился от мифологии, наделил очарованием, загадочностью человеческих женщин, закрепился в феномене «роковой красоты». В конце XIX века образ водной девы в славянском мире послужил прототипом для формирования поздних мифопоэтических персонажей (Весны и Снегурочки).
4) Символизм образа русалки проявляет себя, в контексте феномена «удвоения реальности» в том, что от образа природного духа, совмещающего функции благоподателя и нежити, он перешел в романтического персонажа, связанного с мотивом «несчастной любви», при сохранении в народной культуре исконного образа, праздников, примет.
5) Результаты научных исследований были апробированы на
научных конференция высокого уровня: автором были опубликованы статьи («Мифологический образ русалки и его роль в германо-скандинавском мире», «Влияние мифологического персонажа ундины на формирование образа «роковой красоты» в европейской культуре к. XIX - н. XX вв.», «Фантастические твари Тёмных веков», «Образ русалки в творчестве художника Виктора Низовцева: традиции и авторское виденье»). Результаты исследования были использованы при организации выставки «Фантастические твари Тёмных веков» (2019-2020 гг.), фотовыставки и мастер-класса в Российско-Немецком доме (2020-2021 гг.), воплощении
проекта «Скульптурная экспозиция мифологических существ в Сибирском ботаническом саду и Университетской роще» (2020-2021 гг.). По материалам исследования была проведена лекция для студентов «Развитие современного проекта: от выставки до городского масштаба «Фантастические твари Тёмных веков»» в первом в Сибири образовательном кафе «Кафедра».
В первой главе дипломной работы мы сопоставили образ «водной девы» в славянской традиции с берегинями, облачными девами, опираясь в своих рассуждениях на созданные ранее труды фольклористов и исследователей по смежным темам. В европейской культурфилософской традиции, сформировавшейся в Германии, мы изучили традиционные образы водных духов, одним из которых выступали ундины. Глава включила в себя рассмотрение функций, которыми народное сознание наделяло женских водных духов, их специфики в зависимости от региона и национально - этнической принадлежности. Мы проанализировали историко-культурное развитие, метаморфозы «водной девы» в поздних мифопоэтических персонажах славянского мира и в европейской культуре конца XIX - начала XX века. Данный период времени был выбран по нескольким причинам: 1) совпадает с развитием поэзии, литературы Серебряного века. 2) в это время окончательно разделяется вымысел и реальность. 3) в мифологии происходит появление новых персонажей и актуализация прежних образов. Европейская культура оказывала влияние на позднее формирование мифопоэтических представлений в России, но развитие славянской мифологии оставалось самобытным (Снегурочка не имела аналогов в европейском пространстве). По этой причине особенно важно было изучить появление новых мифологических персонажей (Весны и Снегурочки) в конце XIX - начала ХХ веков. Исследуя корреляции образа «водной девы» в славянском мире, мы выявили, что он послужил прототипом для двух персонажей - Весны (унаследовала черты «водной девы» как стихийного духа) и Снегурочки (потусторонние черты русалки). В европейской традиции он преобразовался из мифологического создания в образ роковой красавицы. Автор выстроил последовательность смыслового изменения образа «водной девы» в сознании представителей славянского мира и европейского пространства.
С периода романтизма в произведениях немецких писателей начал активно фигурировать образ ундины. Предпосылками его формирования в литературе принято считать средневековые легенды, фольклорных представителей различных стихий, проникновение восточных литературных произведений, традиционных элементов народной жизни. Через авторскую переработку этих сведений появились удивительные интерпретации образа ундины, закрепившиеся в классике и дошедшие до наших дней. Из того как легко это создание из народной мифологии перешло в художественную литературу, оставаясь привычным и легким для понимания и переходящим меж поколениями, некоторые исследователи приходят к осознанию его проработанности и глубины, а значит важности. Обращаются к нему во все времена, но в этом не ощущается чрезмерности, оно лаконично вписывается в пространство и время.
Во второй главе мы обратились к исследованию водного символизма богинь красоты и «земных» женщин в представлениях мира, провели историко-культурный и мифологический анализ. Рассмотрели образ женского водного духа (ундины), как мифологический способ трактовки человеческих темпераментов средневековым алхимиком Парацельсом. Автор дипломной работы выявил культурно-символические характеристики элементов, связанных с образом русалки в работах Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и современных психологов. Начиная с работы «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах» средневекового алхимика Парацельса, изучения бессознательного и сознательного в трудах Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, трактовок образа ундины и его компонентов в современных психологических практиках, мы приходим к общему выводу. Рассмотренные представления, стремящиеся объяснить мифологический образ ундины с психологической точки зрения охватывает традицию более, чем в полтысячелетия, в то время как мифологическая, культурная традиция уходит к племенному строю европейских народов, ранним языческим воззрениям на природу. По работам Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Карла Юнга, можно сделать вывод о том, что вода в сновидениях отражает глубинные слои нашей личности. Вода соотносится в культурно - символической практике с существованием человека в материнской утробе. Вода находит отражение в мифологии, как животворящая субстанция, соотносимая с женским началом, жизнью и смертью, переходом между мирами и населяется в сознании человека мифологическими существами. Проекция материнского образа на воду, таким образом, наделяет ее характерными для матери чертами. На этом материале мы можем убедиться в том, что перечисленные представления, связанные с русалками находятся в нашем подсознании, продуцируются на особенности восприятия, взаимоотношения и поведение. Сознание требуется демифилогизировать, чтобы снизить влияние иррациональных установок («русалочьи отношения»), связанных с этим образом, для этого нужно: изучать мифологию, культуру, проявление компонентов образа русалки в поведенческой среде, подвергать все вышеперечисленное анализу. Основываясь на этом, можно утверждать, что актуальность возникших однажды фольклорных образов, претерпевших метаморфозы, остается неизменной, а лишь усиливающейся со временем.
Все подобные легенды древности открывают исследователям синтез водной стихии и женского начала в одном существе, наделенном в некоторых вариациях признаками рыб или водных змей. Элементы рыбы и змеи являются одними из самых древних и мистических на планете. Таинственный, неоднозначный образ русалки оказывает притягивающее и завораживающее воздействие на людей во всех культурах. Собирательное представление о магических существах женского пола наделяет их неземной красотой и разнообразными функциями - от первоначала мира, связи с материнством и плодородием, до женщин помощников или даже опасных хтонических существ. Время, общественные тенденции, художественные задачи и индивидуальный стиль сделали данный образ глубоко личным для каждого автора.
В третьей главе мы обратились к практическому применению результатов исследования мифологического образа русалки в прикладной культурологии. На примере выставки «Фантастические твари Тёмных веков»; фотовыставки «Фантастические твари Тёмных веков в Российско- Немецком доме»; проекта «Скульптурная экспозиция мифологических существ в Сибирском ботаническом саду и Университетской роще» нам удалось отразить актуальность мифологических образов, в частности водных дев, в современной культуре, обосновать их привлекательность и значение в эмоциональном восприятии человека.
Выводы:
1) Мифологический образ русалки обладает глубокой культурной традицией, уходящей к ранним языческим воззрениям на природу у европейских народов. Сегодня ее можно наблюдать на готических соборах, кораблях, русских избах, средневековых фонтанах, современной рекламной продукции.
2) Многообразие видов женских водных духов и отличие мифологического образа русалки от поздних литературных версий отображает устойчивый интерес к данному персонажу. Образ русалки (в европейской традиции) разделился в конце XIX века на два: первый - унаследовал общие характеристики из мифологии и средневековых легенд, закрепился в качестве символа, второй (художественная версия) - отдалился от мифологии, наделил очарованием, загадочностью человеческих женщин, закрепился в феномене «роковой красоты». В конце XIX века образ водной девы в славянском мире послужил прототипом для формирования поздних мифопоэтических персонажей (Весны и Снегурочки).
6) Символизм образа русалки проявляет себя, в контексте феномена «удвоения реальности» в том, что от образа природного духа, совмещающего функции благоподателя и нежити, он перешел в романтического персонажа, связанного с мотивом «несчастной любви», при сохранении в народной культуре исконного образа, праздников, примет.
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Советский писатель, 1995. - 479 с.
2. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Издательство: Художественная литература, 1990. - 545 с.
3. Бенуэлл Г. и Во А. Дочери моря. Из русалок, нереид, сирен и тритонов. Издательство: Марион фон Шредер, Гамбург, 1962. -262 с.
4. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. - 382 с.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 179 с.
6. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Ad Marginem, 2000. - 319 с.
7. Болохова, М. В. Физическая привлекательность женщины: особенности современных представлений. // Женщина в российском обществе. 2006. - №3. - С. 69-74.
8. Брайн Ф., Алан Ли Феи. Коллекционное издание. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 208 с.
9. Брандт Г. А. Природа женщины. - Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2000. -С. 102-151.
10. Будур Н., Панкеев И. Мифы и легенды народов мира Средневековая Европа М.: Олма-пресс, 2000. - 589 с.
11. Буланин Д. В поисках сексуальности. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. - СПб, 2002. - С. 128-172.
12. Буравцова Н. В. Мужские и женские харизматические образы: взгляд сквозь призму архетипов / Н. В. Буравцова, Н. В. Дмитриева // СМАЛЬТА. - 2014. - №1. - С. 30-33.
13. Буткевич О. В. Красота: природа, сущность, формы. Ленинград, «Художник РСФСР» 1979. - 438 с.
14. Вагнер Р. Кольцо Нибелунга. М.: Планета музыки, 2017. - 428 с.
15. Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение М.: Наука, 2007. -232 с.
..108