Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЯ ЗАГРОБНОГО ВОЗДАЯНИЯ В РИМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ BIB. ДО Н.Э.-IB. Н.Э.

Работа №187990

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы109
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Идея загробного воздаяния в традиционной римской религии и
восточных культах, распространенных в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э 17
1.1 Основные черты религиозных верований в Римском государстве
в I в. до н.э. - I в. н.э 17
1.2 Идея загробного воздаяния в традиционной римской религии 30
1.3 Идея загробного воздаяния в восточных культах, распространенных
на территории Римского государства в I в. до н.э. - I в. н.э 52
2 Идея загробного воздаяния в иудаизме и христианстве 64
2.1 Идея загробного воздаяния в иудаизме 64
2.2 Особенности раннего христианского учения 74
2.3 Специфика и значение идеи загробного воздаяния в христианстве ... 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Наследие античности имеет очень большое значение для развития европейской цивилизации. Это касается и культурной, и социальной, и политической сфер. Античное наследие - это фундамент современной культуры и политического строя современных европейских стран.
Без изучения истории античности, в том числе античной культуры, невозможно глубоко разобраться с последующей историей и культурой других периодов. Также без исследования античности нельзя достигнуть глубокого понимания тех мыслей и образов, которые были заимствованы у греков и римлян в последующие периоды истории.
Политики и историки в разные времена использовали примеры из античной истории, которые давали необходимый для них материал, а также обращались к характеристикам исторических личностей, которые были для них актуальны. Они вдохновлялись конкретными личностями, периодами в истории античности, событиями того времени.
Изучение античных философских концепций, религиозных верований и в целом, развития мировоззрения греков и римлян также имеет большое значение для понимания истории и культуры последующих периодов и современности.
Одной из идей, существующих в религиозных верованиях, является идея загробного воздаяния. Изучение данной идеи является важной не только с точки зрения религии и философии, но и с точки зрения социальных и культурных процессов, происходивших в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э. В то время религия играла важную роль в жизни римлян, ею были пронизаны все сферы их жизни. Также важно отметить, что на этот период приходится распространение восточных культов в Римской империи, которые оказали влияние на развитие идеи о загробной жизни и воздаянии.
В начале нашей эры зарождается новая религия - христианство, которая появилась как одна из сект иудаизма и в которой были очень развиты представления о загробном воздаянии. Христианство - это важная часть современной европейской культуры. Изучение процесса христианизации Римской империи представляет большой научный интерес и является важным для понимания особенностей глобального исторического перехода человечества от античности к средневековью.
В настоящее время христианство - самая распространенная религия в мире. Христианство зародилось в I веке в Палестине, а в IV веке оно стало государственной религией Римской империи. С древности до сегодняшнего дня идеи христианства остаются актуальными, и религия имеет огромное количество последователей. За два тысячелетия христианство оказало огромное влияние на мировую культуру и на сознание миллионов людей.
В современном мире религия продолжает оставаться актуальной и значимой для немалой части общества. Для верующих она является утешением и опорой, а также дает систему ценностей, которая регулирует поступки человека. Религия выполняет некоторые социальные функции, такие как мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная, культурная и т.д. Одной из важнейших функций большинства религий является регулятивная, а морально-поведенческие аспекты - это важный элемент религии, в частности, христианства, в этом один из ее основных смыслов - предписание моральных норм, выполнение которых регулируется системой наказаний, которые будут осуществлены в загробной жизни. Таким образом, это регулирует поведение людей.
Изучение идеи загробного воздаяния в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э. может помочь раскрыть некоторые аспекты римской жизни и истории, помочь лучше понять происходившие на территории страны социальные и религиозные процессы, а также разобраться в том, было ли готово римское общество I века н.э. к восприятию идей христианства.
Историография представлена многочисленными работами
отечественных и зарубежных авторов. Некоторые исследования, использованные в работе, сосредоточены именно на особенностях римской религии, восточных культов или иудаизма, или же только на особенностях христианства, но есть и такие исследования, где прослеживается взаимосвязь между традиционной римской религией, восточными культами, иудаизмом и христианством.
Особенности римского язычества рассматривают такие авторы, как Н. В. Санчурский, Ф. Кюмон, П. Гиро, С. А. Токарев, Дж. Франчози, В. Блезель и др.
Н. В. Санчурский в своей работе «Римские древности» и Ф. Кюмон в книге «Восточные религии в римском язычестве» пишут о причинах упадка традиционной римской религии, о действиях Августа, направленных на ее возрождение, и о том, почему для императора было важно восстановить значимость римского язычества. П. Гиро в работе «Частная и общественная жизнь римлян» повествует о жизни римлян и о значимой роли религии в их повседневности. С. А. Токарев в книге «Религия в истории народов мира» уделяет внимание таким особенностям римского язычества, как связь с культом героев и предков и с коллективной памятью и идентичностью народа. Дж. Франчози в книге «Институционный курс римского права» анализирует понятие «mos maiorum», а В. Блезель в своем исследовании обращается к истокам данного понятия.
Идеи загробного воздаяния в римском язычестве касаются исследователи Ж. Дюмезиль, Г. Буассье, Ю. С. Обидина, В. Б. Мейстер, Дж. Тойнби.
Ж. Дюмезиль в своей работе «Религия древнего Рима» рассматривает особенности римской религии, а также пишет о представлениях римлян о жизни после смерти, о взаимодействии живых с умершими, о тех периодах, в которые живые специально занимались умершими. Г. Буассье в книге «Римская религия от Августа до Антонинов» рассматривает особенности традиционной римской религии, а также проводит анализ источника «Энеида» Вергилия. В статье Ю.С. Обидиной «Взаимотношение мира мертвых и мира живых в древнегреческой и древнеримской традициях: сравнительный анализ» проводится сравнение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы Вергилия «Энеида», показано взаимоотношение мира живых и мертвых в двух традициях - греческой и римской. В. Б. Мейстер в работе «...И воздастся им...» : посмертное воздаяние: к истории идеи» пишет о популяризации идеи загробного воздаяния в римском обществе, о том, что наибольшее распространение данной идеи произошло в период Империи, и что связано это было с угнетением народа. Дж. Тойнби в исследовании « Death and Burial in the Roman World» рассматривает, какими были взаимоотношения живых и мертвых в римском обществе.
Тему идеи загробного воздаяния в восточных культах затрагивают уже упомянутые исследователи: В. Б. Мейстер, Г. Буассье, Ф. Кюмон. Также на данную тему пишут работы и другие исследователи: П. В. Иванов, Д. Юланси, М. Й. Вермасерен, Э. Ренан, Я. А. Ленцман.
Многие исследователи уделяют внимание проблеме отсутствия источников, рассказывающих о восточных культах, или их возможному существованию. Вторая проблема, которая поднимается исследователями - происхождение восточных культов, в частности, культа Митры. П. В. Иванов в работе «Мифологические представления италийских митраистов» пишет, что священные тексты митраистов могли существовать, так как существуют неписьменные источники, подтверждающие это. В другом своем исследовании «Что такое митраизм?» автор рассуждает о происхождении культа Митры и высказывает свою теорию, которая схожа с теорией Д. Юланси, но отлична от теории Ф. Кюмона. Д. Юланси высказывает свою теорию о происхождении митраизма в работе «Загадки митраизма» , а также рассказывает о таких неписьменных источниках, как митреумы и иконография, а также о том, что письменных источников по митраизму не существует по причине необходимости сохранить тайны культа. М. Й. Вермасерен в своей работе «Monumentorum. Corpus Inscriptionum et.
Religionis. Mithriacae» собрал римские и греческие надписи, а также данные других источников, связанные с культом Митры. Э. Ренан в книге «Марк Аврелий и конец античного мира» противопоставляет митраизм христианству и высказывает мнение, что если бы христианство не распространилось по какой-либо причине, то распространился бы митраизм. Я. А. Ленцман в работе «Как возникло христианство» пишет о том, на что были ориентированы восточные культы, что именно привлекало последователей этих культов. Наиболее обширные работы, посвященные восточным культам, написаны Ф. Кюмоном. Это книги «Восточные религии в римском язычестве» и «Мистерии Митры» . Исследователь дает общую характеристику восточных культов, а также пишет о том, в зависимости от чего определялось положение человека после смерти по представлениям последователей данных верований.
Историография, затрагивающая проблему идеи загробного воздаяния в иудаизме, представлена работами таких авторов, как Ю. Максимов, К. Смоляр, А. Б. Ранович, К. Каутский, Ю. Велльгаузен, Н. В. Пигулевская, М. Гудман.
Ю. Максимов и К. Смоляр, авторы книги «Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм» пишут об особенностях
иудаизма, о существовании ветхозаветного и позднего иудаизма и их различии. А. Б. Ранович в работе «Очерк истории древнееврейской религии» анализирует источники, автором которых является Иосиф Флавий, а также происхождение некоторых понятий, например, «фарисеи». К. Каутский в книге «Происхождение христианства» высказывает мнение о том, что фарисеи и саддукеи - это не религиозные школы, а политические партии, демократическая и аристократическая. Ю. Велльгаузен в исследовании «Die Pharisaer und die Sadducaer: Eine Untersuch. zur inneren judischen Geschichte» опровергает теорию К. Каутского и рассматривает саддукеев и фарисеев как представителей разных школ иудаизма. Н. В. Пигулевская в работе «Ближний Восток, Византия, славяне» пишет об особенностях учений фарисеев, саддукеев, ессеев, их влиянии на иудейское общество. Также автор анализирует данные таких источников, как апокрифы рубежа эр и обращает внимание на то, что означало быть праведным для иудея в этот период. М. Гудман в своей книге «История иудаизма» анализирует источники, автором которых является Иосиф Флавий, указывает на отсутствие книг саддукеев, из-за чего наиболее полно и объективно нельзя рассказать о мировоззрении представителей данной философской школы.
Исследования об особенностях раннего христианского учения и идее загробного воздаяния в нем написаны такими авторами, как К. Маркс, Ф. Энгельс, Р. Ю. Виппер, Ж. Гийон, Г. Воскресенский, М. В. Шаронов, Ф. Янг, А. Робертсон. Также данной теме посвящали свои работы и те авторы, которые уже упоминались: В. Б. Мейстер, Я. А. Ленцман, А. Б. Ранович.
Ф. Энгельс посвятил научному изучению истории раннего христианства две работы: «Бруно Бауэр и раннее христианство» и «К истории первоначального христианства» . В этих работах Энгельс рассматривает общественные перемены, которые подготовили возникновение христианства. По мнению Энгельса, корни христианства нужно искать в изменении политического порядка и экономических условий жизни средиземноморских стран, вошедших в состав Римской империи. Ф. Энгельс и К. Маркс отмечали, что раннее христианство еще не осознало себя как отдельную религию и было ориентировано на традиции иудаизма.
Р. Ю. Виппер принадлежал к группе советских учёных, разрабатывавших мифологическую теорию происхождения христианства. Он отвергал существование Иисуса Христа, датировал возникновение христианства не I, а II веком. В своей работе «Рим и раннее христианство» не уделял большого внимания влиянию на раннее христианство восточных религий, делал акцент на изучение его корней в греческой и римской идеологии и в иудейском сектантском движении.
В работе Ж. Гийон «Соборное послание Святого апостола Иакова» содержится анализ источника «Послание Иакова». Г. Воскресенский в книге «Послание св. Апостола Павла к коринфянам 1-е» анализирует источник «Послание Павла к Коринфянам». М. В. Шаронов в работе «Христианство и римская империя в IV веке: К вопросу о религиозно-политическом развитии» затрагивает тему развития христианства, становление данной религии более рациональной и интеллектуальной с течением времени. Ф. Янг в книге «Апокалиптика и основания христианства» пишет об особенностях веры христиан в загробное воздаяние, о поиске смысла в страданиях при жизни. А. Робертсон в работе «Происхождение христианства» пишет про распространенность революционных движений христиан, и что позже лидеры данных движений стали лояльны к римской власти, а народ стал верить уже в восстановлении справедливости не при жизни, а после смерти.
Уже упоминаемый исследователь Я. А. Ленцман в книге «Как возникло христианство» указывает на то, что последователи раннего христианства верили, что справедливость настанет на земле, при их жизни, а не после смерти. Также автор делает акцент на представлениях первых христиан о Страшном Суде. В. Б. Мейстер в своем исследовании также пишет о том, что первые христиане надеялись на воздаяние при их жизни, а не после смерти. Ранович в работе «О раннем христианстве» пишет о борьбе ранних христиан и об их отказе от борьбы по причине ощущения бессилия, их вере в то, что после смерти они получат то, что заслужили за свои страдания при жизни.
В данных исследованиях чаще всего акцент делается на каком-либо одном веровании, на его основных чертах и особенностях, в некоторых работах - на представлениях о загробной жизни и воздаянии в какой-либо конкретной религии. В данной работе рассмотрена идея загробного воздаяния в распространенных на территории Римского государства верованиях в довольно узкий период - I в. до н.э. - I в. н.э. В работе прослеживается взаимосвязь между представлениями о загробной жизни и воздаянии в разных религиях, а также развитие этой идеи в данный период. В ходе работы был дан ответ на вопрос, было ли готово римское общество I в. н.э. к восприятию идей христианства через рассмотрение идеи загробного воздаяния.
В работе был использован ряд источников. Авторами работ, которые рассказывают об особенностях римского язычества, являются Марциал, Корнелий Тацит, Октавиан Август, Светоний, Цицерон, Плутарх, Овидий.
Марциал в эпиграммах указывает на божественность римского императора. Корнелий Тацит в своих сочинениях пишет о распространенном в народе мнении о том, что богам все равно на людей, и из-за этого жизнь хороших людей тяжела и лишена счастья. Октавиан Август в произведении «Деяния Божественного Августа» рассказывает о своих действиях для возрождения язычества. Светоний в источнике «Жизнеописание двенадцати цезарей» также пишет о том, что делал император Октавиан Август для того, чтобы вернуть значимость римской религии. Цицерон в своих речах и философских трактатах указывает понятия «mos maiorum» - обычай предков и «pietas» - благочестие, которые важны для понимания особенностей традиционной римской религии. Также Цицерон пишет о влиянии философии на религию, на уничтожение суеверий из-за распространения учений философских школ. В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха есть упоминание государственного праздника Луперкалий, который был связан с римским язычеством и праздновался очень широко. В произведении Овидия «Фасты» присутствует подробное описание праздника Луперкалий, а также таких периодов в году, как Паренталии и Лемурии, когда живые занимались умершими, проводили для них специальные обряды.
На существование или отсутствие идеи загробного воздаяния в традиционной римской религии указывают следующие авторы: Вергилий, Плиний Старший, Саллюстий, Ювенал, а также уже упоминаемые авторы: Марциал, Светоний, Овидий, Цицерон.
Вергилий в VI книге «Энеиды» очень подробно рассказывает о том, куда отправляется душа человека после смерти, за какие поступки при жизни она получает благоприятное воздаяние, а за какие - мучения. Но вопрос в том, отражало ли это произведение представления о загробной жизни и воздаянии, распространенные в римском обществе. Светоний пишет о поэме Вергилия и о самом поэте в своей работе , подчеркивает значимость данного произведения. Также Овидий пишет об «Энеиде», называет ее любимым произведением императора.
Плиний Старший в работе «Естественная история» полностью отрицает веру в бессмертие души и загробную жизнь, а также объясняет, когда тело хоронят, а когда сжигают. Марциал в эпиграммах тоже затрагивает тему сожжения тела и захоронения праха.
Саллюстий в работе «О заговоре Катилины» передает выступление Цезаря перед Сенатом, в котором он отрицает загробное существование. Цицерон в произведении «Тускуланские беседы» передает диалог о страхе смерти, из которого становятся ясны представления, что верить в то, что описывал Вергилий в своей поэме, считается глупым. В то же время, Цицерон не отрицает полностью идею бессмертия души и находит истоки этой идеи в том, что люди видят сны о своих умерших близких. В сатирах Ювенала есть строчки, которые высмеивают веру в описанные Вергилием представления о загробной жизни.
Письменные источники, рассказывающие о восточных культах, не сохранились, но существуют упоминания культа Митры в произведении Плухарха «Сравнительные жизнеописания» , а также в трактате «Исида и Осирис» описываются данные древнеегипетские культы. В произведении Овидия «Искусство любви» упоминаются храмы египетских божеств.
Основным источником, рассказывающим о представлениях иудеев, их вере в загробную жизнь и воздаяние, является Еврейская Библия - Танах. В ней изложены основные положения иудаизма. Апокриф «Псалмы Соломона» передает информацию о том, что происходит с грешниками после смерти, а также то, какой человек может считаться праведником. Иосиф Флавий, автор источников «Иудейская война» и «Иудейские древности» повествует о трех школах иудаизма и их представлениях о загробной жизни и воздаянии.
Главным источником по изучению раннего христианского учения является Библия - Ветхий и Новый Завет. В «Апокалипсисе» описывается Страшный Суд, в Евангелии от Матфея содержится Нагорная проповедь, в которой Иисус изложил свое моральное учение. В Логиях Христа прослеживается связь раннего христианского учения с иудаизмом.
Цель работы: выявить особенности идеи загробного воздаяния в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э.
Задачи:
1. Определить основные черты религиозных верований в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э.;
2. Определить специфику и значение идеи загробного воздаяния в традиционной римской религии и восточных культах, распространенных в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э.;
3. Выявить специфику и значение идеи загробного воздаяния в
иудаизме;
4. Выявить специфику и значение идеи загробного воздаяния в
раннем христианском учении;
5. Сравнить идеи загробного воздаяния в раннем христианском
учении и других религиях, распространенных в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э.
Объектом исследования являются религиозные верования,
распространенные в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э.
Предметом исследования являются особенности идеи загробного воздания в религиозных верованиях, распространенных в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э.
Хронологические рамки: I в. до н.э. - I в. н.э.
В работе используются методы, такие как историко-сравнительный и историко-генетический. Историко-сравнительный метод был использован для того, чтобы сравнить и увидеть сходства и различия между представлениями о загробном воздаянии в разных религиях, рассматриваемых в работе. Историко-генетический метод применялся для выявления истоков идеи загробной жизни и воздаяния, этапов развития этих представлений и выявления причинно-следственных связей при изменении данных идей в ходе исторического развития.
Также в работе применялись общенаучные методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Данная работа разделена на две главы. Первая глава посвящена особенностям традиционной римской религии, идее загробного воздаяния в ней, а также этой идее в восточных культах, распространенных на территории Римского государства в I в. до н.э. - I веке н.э. Вторая глава посвящена особенностям раннего христианского учения и идее загробного воздаяния в христианстве и иудаизме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанной работы можно сделать выводы. Религия, так или иначе, связана с моралью. В языческом римском обществе и в обществе христианском нормы морали очень различались. У римлян существовал набор нравственных представлений, которые лежали в основе поведения людей в обществе, а само общество было очень консервативным. В основе римского «обычая предков» лежало понятие «pietas» - «долг», «преданность», «верность». В христианском обществе внимание моральным нормам уделялось значительно больше, и они были основаны на индивидуальной совести, которая регулирует нравственную жизнь человека. В данном обществе сама религия - христианство - определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
В случае римским язычеством, мораль и религия находились очень далеко друг от друга, вопросами морали у римлян языческая религия не занималась. Например, чтобы участвовать в религиозных ритуалах, обязательным условием была ритуальная чистота, которая включает в себя, например, отсутствие контакта со смертью, а моральная чистота была необязательна.
В религии мораль связана с регулятивной функцией, и одной из идей, которая соответствует данной функции, является идея загробного воздаяния. Специфика данной идеи в римском язычестве, восточных культах, иудаизме и раннем христианстве существенно различается.
Римское язычество охватывало все сферы жизни, оказывало большое влияние на людей, но идея загробного воздаяния не была распространена и не влияла на их поведение и на стремление совершать правильные поступки с точки зрения морали.
Христианство имеет ряд сходств с восточными культами. В некоторых из них присутствует идея загробного воздаяния, но она не близка к христианской. В основном, последователи восточных культов, выполняя религиозные обряды, надеялись не на загробное блаженство и спасение души, а на избавление от земных проблем, на благополучие и здоровье при жизни. В христианстве же идея загробного воздаяния достигла наибольшего развития и связана с моральными нормами, которые регулируют поведение людей.
В иудаизме изначально идея загробного воздаяния не была распространена, но были развиты эсхатологические идеи. Также на рубеже эр праведностью стало считаться следование законам, а не каким-либо моральным установкам и правилам. В раннем христианском учении же акцент делается на моральном облике человека, в Нагорной проповеди Иисус отразил свое моральное учение, то, каким должен быть праведник, как он должен поступать.
Говоря о вере самих христиан в загробную жизнь и воздаяние, стоит отметить, что в начале формирования религии данные идеи были чужды для них, ведь ни римское язычество, ни восточные культы не имели представлений о жизни после смерти, которые появились в христианстве. На рубеже двух эр иудаизм разделился на несколько течений, и не во всех существовали представления о жизни после смерти. Представления о загробном воздаянии наиболее близкие к христианским были у одного течения иудаизма - ессеев. Также у христианских представлений о загробном воздаянии есть сходства с идеями стоицизма, в котором существовали представления, что после смерти праведники возносятся на небо и получают вечное блаженство. Сначала последователи Иисуса Христа надеялись на то, что справедливость установится на земле и они получат воздаяние за свои страдания еще при жизни, но по мере развития христианства, его заимствованию некоторых идей из других верований и философских направлений, все большего угнетения народа, угасанию революционных движений, дававших христианам надежду на лучшую жизнь, последователи Иисуса перестали надеяться на то, что на земле, при их жизни воцарится справедливость. Теперь у них оставалась надежда лишь на то, что после смерти они получат награду за свои мучения на земле.
Таким образом, развитие представлений о загробной жизни и воздаянии после смерти в христианстве обусловлено происходившими событиями, а также тем, что христианство - это синкретическая религия, и в ней содержатся черты разных верований и философских школ, которые существовали на территории Римского государства в I в. до н.э. - I в. н.э. Христианское учение заимствовало некоторые представления, идеи из этих верований и философий, развивало их, и из этого получилось очень продуманное, глубокое религиозное учение с развитой идеей загробного воздаяния, которая способна влиять на поступки людей, регулировать их поведение в обществе.
Можно сделать вывод о том, было ли готово римское общество I в. н.э. к восприятию идей христианства через рассмотрение идеи загробного воздаяния. В период зарождения новой религии, в начале I в. н.э. идея загробного воздаяния, характерная для христианства, была чужда римлянам. Представления о существовании после смерти и воздаянии присутствовали в других верованиях, распространенных в Римском государстве в I в. до н.э. - I в. н.э., но сильно отличались от христианских представлений, за исключением стоицизма и учения ессеев. В раннем христианстве изначально существовала идея о воздаянии при жизни, но со временем обстоятельства менялись, а христианское учение обогащалось, развивалось, заимствовало идеи и представления у других религий и философских направлений. Так в христианстве появилась идея о воздаянии после смерти, которая развивалась в последующие периоды. Новое учение с его идеей загробного воздаяния было принято обществом, стало актуальным для него - к этому располагали исторические обстоятельства - тяжелое экономическое положение большой части населения и кризис традиционной системы ценностей.



1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - Москва : Российское Библейское Общество, 1995. - 1372 с.
2. Библия. Танах. - Москва : Книжники, 2012. - 1287 с.
3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Н. А. Старостина. - Москва : Художественная литература, 1979. - 550 с.
4. Гай Саллюстий Крисп. Записки Юлия Цезаря. Сочинения / В. О. Горенштейн. - Москва : Ладомир, 1999. - 750 с.
5. Гай Светоний Транквилл. Жизнеописание двенадцати цезарей / А. М. Малецкий. - Москва-Ленинград : Academia, 1933. - 463 с.
6. Гомер. Илиада / А. И. Зайцев. - Ленинград : Наука, 1990. - 572 с.
7. Гомер. Одиссея / И. И. Толстой. - Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1953. - 320 с.
8. Евангелие от Фомы / М.П. Пучкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 254 с.
9. Иосиф Флавий. Иудейская война / Я. Л. Черток. - Санкт-
Петербург : Типо-лит. А. Е. Ландау, 1990. - 560 с.
10. Иосиф Флавий. Иудейские древности : в 2 т. / Г. Г. Генкель. - Москва : Ладомир, 2002. - Т. 1. - 784 с.
11. Корнелий Тацит. Сочинения : в 2 т. / А. С. Бобович. - Москва : Ладомир, 1993. - Т. 1. - 445 с.
12. Логии Христа. - Москва : Сфера, 2002. - 176 с.
13. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Ф. А. Петровский. - Санкт- Петербург : Комплект, 1994. - 448 с.
14. Марк Туллий Цицерон. Избранные сочинения / М. Гаспаров. - Москва : Художественная литература, 1975. - 456 с.
15. Марк Туллий Цицерон. Речи : в 2 т. / В.О. Горенштейн. - Москва : Издательство АН СССР, 1962. - Т. 1. - 452 с.
..85


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ