Введение 3
Глава 1. Особенности сюжетостроения и композиции в травелоге А. Иличевского «Город заката» 12
1.1 «Путешествие» и «странствие» в травелоге А. Иличевского «Город заката» 12
1.2 Особенности композиции травелога «Город заката» 17
1.2.1 «Прогулки по Стене» 20
1.2.2 «Фотоувеличение» 27
1.2.3 «Праотцы» 35
1.2.4 «Прибытие» 39
Глава 2. Образ Иерусалима в травелоге «Город заката» 46
Глава 3. Поэтика травелога «Город заката» 55
3.1 «Город заката» А. Иличевского в аспекте онтологической поэтики. 55
3.2 Метафороцентризм травелога «Город заката» 65
3.2.1 Философия метафоры 65
3.2.2 Метафора как способ конструирования смысла в травелоге «Города заката» 68
Глава 4. Интертекстуальность как текстопорождающий принцип в травелоге «Город заката» 74
4.1 Понятие интертекстуальности в современном литературоведении 74
4.2 Интертекст русской и мировой культуры в травелоге «Город заката» 78
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 90
Приложение 97
Работа посвящена анализу травелога А. Иличевского «Город заката» (2012) как травелога культуры. «Город заката» - это произведение о путешествии автобиографического героя по Израилю и Иерусалиму, включающее отдельные эссеистические зарисовки страны и города, соединенные с авторской рефлексией о мировой истории и культуре. Актуальность темы обусловлена обращением к современному литературному процессу, в котором творчество А. Иличевского является важнейшей его составляющей. Предметом исследовательских интересов в основном становилось романное творчество писателя, а также изучение таких ключевых сюжетов его прозы, как сюжет странствия, бродяжничества, «поколенческий» сюжет и друге особенности его произведений. Подробное же изучение травелога «Город заката» почти не привлекало внимание отечественных литературоведов.
Научную базу исследования составили труды отечественных литературоведов и критиков, посвященные изучению разных аспектов прозы А. Иличевского. Среди них работы А.Н. Латыниной, С.С. Белякова, А.А. Голубковой, В.Е. Пустовой, Н.А. Томиловой, Т.Л. Рыбальченко, Т.А. Рытовой, О.С. Сухих, М.В. Селеменевой и др. Также значимыми для нашего исследования стали работы И.С. Скоропановой, М.Н. Липовецкого, И.В. Ащеуловой, М.В. Безрукавой, посвященные анализу современного литературного процесса.
В травелоге «Г ород заката» А. Иличевский обращается к изображению философии пространства и странствий главного героя. Важнейшие особенности поэтики этой книги связаны с базовыми положениями эстетики писателя. Так, критик А.Н. Латынина, анализируя романы А. Иличевского «Ай-Петри» и «Матисс», отмечает тягу главных героев этих произведений к стремлению «победить обыденность через путешествия, найти вход в иной мир в некоем «отдаленном пространстве» . Говоря о странничестве главного героя романа «Матисс» Королеве, критик пишет: «... это путь, которым шли мудрецы и бродячие проповедники, основатели религий и сект, святые и юродивые» . Останавливаясь на блуждании Королева по московским подземельям, А.Н. Латынина замечает, что в этом случае автор отсылает читателя «к мифологии лабиринта и подземелья в мировой культуре. Место обиталища Минотавра, подземелья готических романов, парижская клоака, по которой блуждал Жан Вальжан, нора, которую рыл герой рассказа Кафки, - вот первый приблизительный круг ассоциаций, который возникает у комментатора романа» .
В статье известного критика С. Белякова «Память ландшафта» важнейшая особенность прозы писателя видится в его «особенном взгляде» на мир, сочетающем взгляд художника и взгляд ученого одновременно. Отсюда цель его прозы видится не столько в изображении, сколько в познании мира. По мнению критика, ключевое понятие в прозе А. Иличевского - ландшафт, а содержание многих его произведений можно определить как «вглядывание в ландшафт» . Раскрывая значение образа известняка, давшего название одному из сборников прозы писателя «Пение известняка» (2008), критик пишет, что известняк «выступает у А. Иличевского в качестве символа ландшафта», в котором проявляется важнейшая его особенность - «содержать в себе концентрированную историю», хранить «не только воспоминание о прошлом, но и само прошлое, которое, кажется, можно оживить, стоит только плеснуть на него живой водой» .
В статье А. Голубковой речь идет о романе А. Иличевского «Матисс», в котором критик выделяет наличие, помимо внешнего, внутреннего сюжета. Особенность его видится в том, что он рассматривается «как ряд метафор, плавно перетекающих одна в другую и каждый раз заново перестраивающих общий смысл текста» . Также критик отмечает и такие особенности романа писателя, как «доминирование изображения над действием», «приоритет визуального, вневременного изображения», «адаптация классических сюжетов». А. Голубкова пишет о наличии «модернистских тенденций» в творчестве писателя, отмечая, что «построение образов в его прозе <...> - модернистское: именно этой эстетике свойственно пристальное вглядывание в реальность и разложение ее на мельчайшие детали, каждая из которых приобретает самостоятельное значение» .
Исследовательница творчества писателя В.Е. Пустовая пишет о том, что путешествие является сверхсюжетом его прозы . И, действительно, многие герои его романов - это герои-странствователи. К ним можно отнести героев таких романов писателя, как «Ай-Петри» (2006), «Матисс» (2007), за который автор получил российскую Букеровскую премию и премию «Большая книга», «Перс» (2010), «Математик» (2011), «Анархисты» (2011) и др. Как отмечает исследовательница, психологически путешествие в прозе А. Иличевского становится бегством от несвободы обыденной жизни, однако когда герой оказывается за пределами своего дома, вектор душевного движения его меняется: «бегство от...» становится «странствием к...». «Перемещения тут же приобретают совсем не географическую логику: цель героя можно было бы обозначить как жажду Откровения. <...> Парадокс прозы Иличевского: герой, воспевающий зрение, на деле ищет незримого.
Таков изначальный смысл его путешествий: не увидеть больше, а увидеть - Иное» . В один ряд с героями перечисленных произведений встает и путешественник травелога «Город заката», путь которого составляет не только путешествие по Иерусалиму, но и обретение собственной онтологической и экзистенциальной значимости.
Н.А. Томилова считает «странничество в поисках Бога, сути мира и себя самого» «преимущественным способом жизни героев Иличевского» . На материале романа «Ай-Петри» она рассматривает феномен дервишества в современной русской литературе «как путь героя, ищущего Бога в странствии», как особую линию «духовного бродяжничества главного героя, поиска им истины в странничестве, в отказе от социальных связей и бегстве из города на лоно природы - в поисках себя и Бога» . Через анализ системы образов и мотивов романа Н.А. Томилова выходит к авторской философии пространства, бродяжничества, а также к мотиву внутренней свободы человека. Сам же феномен дервишества получает более сложную трактовку в другом романе писателя «Перс», где он трактуется «и как социально - историческое явление, и как индивидуальный духовный опыт, и как ипостась литературного бытия (образ Хлебникова)» .
Специальная статья посвящена Н.А. Томиловой травелогу А. Иличевского «Город заката». В ней автор также выделяет сюжет путешествия и сюжет странствования. Она отмечает: «Основополагающим в путешествии <...> является не физическое перемещение героя в пространстве, а его духовное метафизическое содержание». Главным же героем травелога является, по мнению исследовательницы, Иерусалим и возникающая в сюжете «любовная линия - между рассказчиком и городом, его диалог с историей и мировой культурой» .
В статье Т.Л. Рыбальченко «Вербальный, визуальный и звуковой языки познания онтологии в романе А. Иличевского «Матисс» Т.Л. Рыбальченко рассматривает роман в аспекте раскрытия «сюжета сознания» в ситуации кризиса цивилизации и реальности. Сюжет романа - поиск языка для оформления нового сознания, возникающего в человеке в связи с обращением к его антропологической сущности. «Сюжет сознания» в романе «Матисс» разворачивается в такой последовательности: эмпирический контакт с материей жизни; осознание смыслов (знаковости) материальных феноменов; собирание знаков в абстрактные схемы, проявляющие законы Целого; приход к слову, как фиксирующему реалии, так и возводящему к Целому бытия» . «Сюжет сознания», представленный в романе «Матисс», по-своему преломляется почти в каждой главе путешествия-странствия героя в травелоге «Город заката».
Изучая сюжет бродяжничества в современной русской литературе, Т.Л. Рыбальченко в специальной статье противопоставляет паломничество и путешествие, с одной стороны, и бродяжничество - с другой. «Паломничество и путешествие, - пишет она, - отличны от бродяжничества наличием направленности движения и предусмотренного возвращения; в них предполагается обретение нового знания или опыта и внесения этого знания в пространство своей жизни. Между собой они различаются характером цели: сакральное место и сакральное знание - в паломничестве; потребность познании просто другой реальности - в путешествии» . Основываясь на этом противопоставлении, можно сказать, что сюжетной основой травелога «Город заката» являются сюжет путешествия и сюжет странствия, которые взаимно «прорастают» друг в друге. При этом странствие героя воспринимается как поиск им сути мира и самого себя.
В еще одной статье Т.Л. Рыбальченко «Роман А. Иличевского «Матисс» в контексте романа А. Платонова «Счастливая Москва»: антропологический аспект» отмечается, что в главном герое романа «Матисс» Королеве «реализована способность человека раскрывать сокрытое бытие» . Этой же способностью наделен и автобиографический герой - путешественник в травелоге «Г ород заката», являясь внутренне родственным Королеву.
Т.А. Рытова рассматривает «поколенческий» сюжет как «сюжет жизни» в романе А. Иличевского «Математик». Этот сюжет обусловлен двумя целями главного героя Максима Покровского: одна из них связана с поиском героем своего места не в социуме, а в бытии, вторая - с внутренней устремленностью героя «к новой жизненной и профессиональной цели - воскрешению связей с умершими поколениями» . Можно сказать, что в несколько трансформированном виде обе эти линии присутствуют и в травелоге «Город заката». В нем автор пытается описать место Иерусалима и Святой Земли в географическом, биографическом и метафизическом аспектах. Одновременно в травелоге присутствует и «поколенческий» сюжет, который раскрывается на основе «коммуникации поколений на уровне «со¬бытия» . Не случайно сюжет третьей главы романа «Математик» «Отец и дед» посвящен посещению героями белорусской деревни Печищи, где был похоронен дед главного героя, погибший во время Великой отечественной войны. Этому же событию в «Городе заката» посвящена глава «Обретение памяти» в части под названием «Праотцы» Можно предположить, что в текстах А. Иличевского формируются «сквозные» метасюжеты, формирующие характерные особенности системы образов, мотивов, сюжетостроения, нарративных стратегий этого автора.
В статье О.С. Сухих рассматривается философская проблематика романа А. Иличевского «Перс», восходящая, по мысли автора статьи, к наследию Достоевского и философа Николая Федорова, и к восточным духовным практикам главного героя. В контексте нашей темы О.С. Сухих подчеркивает, что Истина для главного героя этого романа Хашема Сагиди соотносится с некими географическими центрами мира, одним из которых является Святая Земля . В интервью по поводу этого романа, которой использует в своей статье О.С. Сухих, А. Иличевский определяет «Перса» как «книгу о месте», которое обладает способностью «поглощать время». «Вот почему вышло так, что Каспий и ландшафт — тоже герои романа» . Размышляя над «портретом ландшафта» в этом романе, А. Иличевский говорит о методе своей работы: «Вообще же метод таков — сначала ты едешь в те места, которые тебе интересны, проводишь разведку боем, затем возвращаешься домой, изучаешь все, что ты видел, и, если требуется, возвращаешься для уточнения уже полностью вооружённым» . Можно заключить, что «портрет ландшафта» Святой Земли во многом создавался автором в соответствии с этим творческим принципом.
В работе М.В. Селеменевой, также посвященной роману «Матисс», Москва рассматривается как сакральный центр вселенной, который лишен эсхатологической составляющей и в котором герой ищет его первозданную сущность . Первозданную сущность Иерусалима ищет и герой- путешественник в «Городе заката». И все повествование в этом травелоге выстраивается как цепь встреч героя с городом. От судьбы этого города во многом зависят и судьбы цивилизации. Иерусалим, как и Москва, в восприятии героя-путешественника не наделяется эсхатологическими коннотациями, он воспринимается им как «город-феникс». Таким образом, «Город заката», будучи книгой о путешествии, об обретении сакрального центра вселенной, о странствии и поиске онтологической целостности мира, раскрывает основные особенности эстетики и поэтики А. Иличевского.
Объектом данной работы являются определяющие тенденции в отечественной прозе начала XXI века.
Предметом изучения становятся проза, эссе, интервью А. Иличевского.
Цель исследования - проанализировать травелог «Город заката» в онтологическом, структурно-семиотическом и историко-культурном аспектах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1) Изучить литературоведческие работы, посвященные творчеству А. Иличевского.
2) Осмыслить и разграничить понятия «путешествие»
«странствие» в контексте творчества А. Иличевского и определить особенности сюжета и жанра в книге «Город заката».
3) Проанализировать композицию травелога «Город заката».
4) Рассмотреть важнейшие особенности поэтики А. Иличевского на примере данного произведения.
5) Выявить способы конструирования образа Иерусалима в травелоге «Город заката».
6) Определить место интертекста русской и мировой культуры в травелоге «Город заката».
К основным методам исследования можно отнести историко-литературный, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, культурологический, коммуникативный.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Травелог А. Иличевского «Город заката» «собирается» из отдельных впечатлений, бытовых зарисовок и размышлений автора об истории, философии, религии, культуре. Путешествие по Израилю становится основной для метафизического странствия героя, а вместе путешествие и странствие образуют сюжетную основу травелога писателя, соединяя в нем «сюжет жизни» и «сюжет сознания».
Основой травелога «Город заката» являются два сюжета: сюжет путешествия, осмысленный как «сюжет жизни» героя-путешественника, и сюжет странствия, соотносимый с «сюжетом сознания» героя- повествователя. Герой-путешественник импрессионистически описывает знаковые места Иерусалима, в его видении сплетаются современность и прошлое, сквозь настоящее проглядывает священная, древняя, средневековая, новая и новейшая история. Странствие в отличие от путешествия - это «движение духа с незримым финалом», которое создает в тексте метафизическое стремление к неизведанному. Герой -странник путешествует уже не столько по пространству города, сколько по метафизически прозреваемой Вселенной, благодаря странствию происходит преобразование действительности в сверхсобытие.
Композиция травелога выстраивается не в соответствии с логикой путешествия, а с логикой странствия. В этом плане композиция и логика развития сюжета травелога оказываются близки с разворачиванием «сюжета сознания» в романе «Матисс», начинающимся эмпирическим контактом с материей жизни и заканчивающимся приходом к слову, возводящему к Целому бытия .
Часть «Прогулки по Стене» - это прогулки по Иерусалиму, знакомство с городом и его созерцание, попытка увидеть за внешним обликом Иерусалима его внутреннюю сущность, рожденную на переплетении истории, религии и культуры. Вторая часть «Фотоувеличение» представляет собой эссеистические заметки, исследование и философское осмысление окружающей действительности. Третья часть «Праотцы» - это обращение к истории своей семьи, своего рода, «пополнение <...> собственного экзистенциального опыта» благодаря «пристальному вглядыванию в свои семейные корни» [1]. Последняя часть «Прибытие» - это логический конец странствия. Преображение и внутреннее наполнение героя происходит через преодоление физических границ пространства, герой-странник достигает своей онтологической полноты: «Явь настала, и вновь морозная тьма залила лобовое стекло, <...> но внутренне я уже был в безопасности, ибо сильный солнечный свет, захваченный с вершины Масады, вспыхнул во мне с новой силой» [1].
В травелоге образ Иерусалима представлен как город Слово, как метафизическая модель Вселенной и как культурный центр мира. А. Иличевский описывает Иерусалим как многоуровневый амфитеатр, который выстраивается вокруг Старого города. Эти духовные ярусы становятся сферой, подобием всего мира. Иерусалиму присущ метафизический сакральный двойник - Небесный град, чья божественная сущность просматривается через материальный облик города.
В пространстве Иерусалима происходит взаимное тяготение реального и идеального миров, образ Иерусалима в травелоге раскрывает единство замысла Творца о мире и его воплощение. Пространственно-временной образ Иерусалима дублирует в сознании автора модель мироздания, а Священное писание раскрывает этапы движения мира и намечает возможные направления развития человеческой цивилизации.
Характерной особенностью травелога является
автометатекстуальность, связанная с использованием сквозных образов, 87
встречающихся в «Г ороде заката» и в романах А. Иличевского, в его эссе и в интервью. К таким образам, например, относятся образы Иерусалима, пчелы, черепахи, сада. Все они воспринимаются как микросюжеты, которые образуют сюжетную основу травелога «Город заката».
Важной чертой поэтики и доминантой художественного мышления А. Иличевского является метафора. «Этот «метафороцентризм» <...> направлен на воссоздание чувства непрерывности, плотности бытия», при этом «вещественная, осязаемая плотность переживания реальности оборачивается сюжетной плотностью текстов» . Одной из ключевых метафор, которая проходит через весь травелог, является метафора пчелы. Пчела, перелетая с цветка на цветок, собирает нектар, из которого позже получается мед. Писатель, собирая текст как пространство и собирая слова с огромного поля культуры, создает свое произведение. Пчёлы и мёд олицетворяют начало высшей мудрости, что делает их «универсальными символами поэтического слова, шире - самой поэзии» . Духовное познание, таким образом, уподобляется производству мёда пчёлами. Образ пчелы становится метаметафорой, метафорой о метафоре. Подобно тому, как пчела собирает нектар с нескольких цветов, чтобы создать каплю меда, метаметафора объединяет в себе семантику двух и более объектов, в результате чего получается новый образ, не являющийся простой суммой значений его «компонентов». Пчела, таким образом, «есть воплощенная идея метафоры, сравнивающая актом творения две строчки - два цветка» [1].
Важным образом травелога является образ черепахи. Ее разрастающийся с годами панцирь с написанными на нем стихами из
«Божественной комедии» Данте и строчками из стихотворения Мандельштама «Стихи о неизвестном солдате» становится аналогом «открытого» живого текста. Панцирь черепахи с начертанными на нем строками - это метафора «самовозразрастания логоса», культурного пространства, вбирающего в себя все новые и новые тексты. Также образ черепахи становится метафорой не только «открытого» текста, который соотносится с идеальным состоянием мира, но и метафорой медленного чтения, основательного погружения в текст, а также метафорой пути персонажа, о чем свидетельствуют строчки из первой терцины «Ада», написанные автором на ее панцире.
Используя в травелоге множество цитат, отсылок и аллюзий ко всей мировой культуре, повествователь не только путешествует по Израилю, но и совершает странствие по всем эпохам мировой истории, религии и культуры. Травелог становится травелогом культуры, своего рода травелогом- «тезаурусом», стремящимся дать наиболее полное представление о русской, западноевропейской и мировой культуре.
В травелоге А. Иличевского интертекстуальность становится основой конструирования художественного текста. Благодаря аллюзиям и цитатам, «культурная память человечества <...> выводится из состояния пассивности, впрямую участвует в процессе познания, мышления, творчества» . Травелог из произведения о путешествии становится романом о странствии героя в пространстве всей мировой культуры. Реализованный в травелоге конструктивный принцип собирания географического пространства как собирания художественного текста, собирания внутреннего «я» героя - путешественника, его культурной, родовой и экзистенциальной памяти объединяет сюжет путешествия и сюжет странствия в нем, соединяет реальный и метафизический планы повествования, раскрывая отношение к культуре как медиативному феномену.
1. Скидан А. Фотоувеличение. - [Б. м.], 2006. - URL:
http://www.vavilon.ru/texts/skidan3-1.html#11 (дата обращения: 25.05.2022)
2. Бродский И. А. Новая жизнь - [Б. м.], 2022. - URL:
https://rustih.ru/iosif-brodskij-novaya-zhizn/ (дата обращения: 10.05.2022).
3. Гомер. Одиссея. - М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1953. - URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344030009 (дата обращения: 10.05.2022).
4. Иличевский А. «Быть персом - функция становления...». Интервью с Д. Бавильским // Частный Корреспондент. - [Б. м.], 2010. - URL: http://www.chaskor.ru/article/aleksandr_illichevskij_byt_persom_- _funktsiya_stanovleniya_19045 (дата обращения: 15.04.2022).
5. Иличевский А. В. Город заката. Травелог. - М., 2012 - 350 с. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=208881&p=1/ (дата обращения: 13.05.2021)
6. Иличевский А. В. Дождь для Данаи: сборник. - М., 2010. - URL:
http://rulibs.eom/ru_zar/prose_contemporary/ilichevskiy/7/j17.html (дата
обращения: 05.06.2022)
7. Иличевский А. В. Книга и сад: воображение мира // Новый Берег. 2016. - № 51. - URL: https://magazines.gorky.media/bereg /2016/51/kniga-i-sad- voobrazhenie-mira.html (дата обращения: 02.06.2022).
8. Иличевский А. В. Матисс. - М.: Время, 2008. - 347 с.
9. Иличевский А. В. Философия травелога: странствие. Разговор с Игорем Померанцевым - [Б. м.], 2021. URL: https://www.ilichevsky.com/post (дата обращения: 10.05.2022).
10. Иличевский А. рассказал в новой книге о «нетуристическом»
Иерусалиме // РИА Новости - [Б. м.], 2012. - URL:
https://ria.ru/20120710/696252037.html (дата обращения: 25.05.2022)
11. Кортасар Х. Слюни дьявола // Кортасар Х. Врата неба. - СПб., 1999. - 298 с.
12. Лорка Ф. Г. Memento - [Б. м.], 2012. - URL:
https://www.askbooka.ru/stihi/federiko-garsia-lorka/memento.html (дата
обращения: 04.06.2022).
13. Мандельштам О. Э. Возьми на радость из моих ладоней... - [Б. м.], 2013. - URL: https://www.culture.ru/poems/41736/vozmi-na-radost-iz-moikh- ladone (дата обращения: 10.05.2022).
14. Мандельштам О. Э. Стихи о неизвестном солдате. - [Б. м.],
2022. - URL: https://rustih.ru/osip-mandelshtam-stixi-o-neizvestnom-soldate/
(дата обращения: 05.06.2022).
15. Мандельштам О.Э. Голубые глаза и горячая лобная кость - [Б.
м.], 2019. - URL: https://rvb.ru/20vek/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_1/
01versus/0227.htm... 65