Актуальность. Центральным вектором данного исследования обозначается феномен «сериальности», явивший себя как один из значимых феноменов постсовременной социокультурной парадигмы. Феномен сериальности кратко можно охарактеризовать как новая парадигмальная форма культуры и сознания человека. Образность универсума сериальности транслируется как чувственно-эмоциональная составляющая онтологического фундамента феномена сериальности, который, являясь особым способом конструирования целостности мировосприятия, схватывает культурные модальности в своей сфере. Те образы и смыслы, которые содержательно конституируют область сериальности, обрели огромную значимость в огромное значение в социокультурном пространстве. В первую очередь важной ремаркой будет тот факт, что сериальность охватывает такие культурные явления как сериалы, комиксы, видеоигры и серийную литературу. Степень популярности этих явлений, охватываемых сериальностью весьма велика. Этот факт давно уже успел стать трюизмом. Популярность, как комиксов, так и сериалов с видеоиграми велика. Следовательно, сама сфера серальности, образуемая вышеупомянутыми партикулярными культурными явлениями, и представляющая собой культурную почву для возникновения новых проявлений современной культуры, а также их восприятия. Кроме этого, более важным замечанием будет даже актуальность «фандомов», неких сообществ, которые объединяют в себе индивидов на основании образно-эстетических переживаний, страсти и аффектов по отношению к тому или иному комиксу, видеоигре, сериалу. Конкретизация энергийной вовлеченности в поле сериальности находит свое проявление в фан-сообществах, сериальных сообществах. Сфера сериальных сообществ может быть конкретизирована как сфера интеграции, коммуникации, всеобъемлющей способности раскрытия смыслообразований, партикулярные случаи генезиса и трансляции этих смыслов.
Стоит отметить, что на данный момент исследования в области фандомов, гик- сообществ, фанатских практик не должным образом реализованы в научной среде. В первую очередь они относятся к сфере, которую можно было бы обозначить как Anglo- Saxon background . Сюжеты, которым на данном исследовательском этапе уделяется большее внимания, относятся к англоязычным фанатским структурам. Это упущение объясняется тем, что повестка фан-сообществ, хоть и имеет достаточно внушительную историю, уходящую в прошлое столетие, в горизонте философского исследования актуализировалось достаточно недавно. Принять во внимания следует также тот аспект, который касается стремительных конфигураций и лишенности внутренней опоры у социокультурных модальностей. Содержательное ядро fan-studies наполнено внутренней свободой и отсутствием контроля со стороны внешних метанарративов, что позволяет более легкую вовлеченность. Следовательно, актуальность данного исследования может быть представлена в призме того, что область исследований фан-сообществ, сериальности, гик-событий оказывается проблематичной и открытой. Необходимость не только в более углубленном осмыслении данных частных феноменов, но и разворачивания общего базиса частных практик сериальных сообществ с позиции различных культурных контекстов, оказывается злободневной.
Центральную проблему данной работы можно обозначить следующим образом. Каким образом выражается актуализация и спецификация формирования экзистенциональной идентичности в сериальных сообществах?
Гипотеза. Способность к формированию и констекстуализации экзистенциальной идентичности проявляется: в символической целостности виртуального мира, как целостности смыслов, в «переживании» тех нарративов, которые репрезентируются в данной культурной среде, в мифологичности сериальных сообществ, рассматриваемая как онтологическое основание для приобщения и мировчуствования.
Цель. Цель дипломной работы заключается в исследовании постсовременных комьюнити в контексте их способности формирования синкретической целостности экзистенции человека в ракурсе феномена «сериальность».
Задачи.
1) Актуализация сериальных сообществ как целостных смысловых сфер
2) Обращение к интерпретации знака, текста в концепциях постструктурализма
3) Проблематизация значимости дефиниции мифа в культурной парадигме
4) Рассмотрение феноменологического аспекта мифологического основания сериальных сообществ
Описание и обоснование методологии. Применяемые фундаментальные философские категории будут направлены на осмысление сериальных сообществ как смысловых, символических сфер, осуществляемых коммуникативные фанатские практики внутри данного сообщества. Проблематизация фан-сообществ в ракурсе философской рефлексии оказывается сравнительно новой. Проработка специфики экзистенции фан-сообществ, фандомов можно отнести к таким авторам как Кристина Буссе, Дерек Компаре, Луиза Эллен Стейн. Полнота исследования будет предоставлена за счет раскрытия таких понятий, как сериальность, миф, экзистенция, знак, метанарратив и т.д. Это не полный список тех сущностей, которые будут актуализированы и концептуализированы в рамках исследования сериальных сообществ. Выбор вектора тематизации центрального понятия исследования обусловлен тем, что феноменолого - экзистенциальная и семиотико-герменевтическая методологии являются базисными для философско-рефлексивного подхода в изучении социокультурных феноменов, а также, что немало важно, учитывают культурное, языковое, контекстуальное разнообразие предмета, что позволяет сделать более полное рассмотрение текучего процесса формирования локальных сообществ. Обращение к традиции в понимании знака в лице таких философов, как Пирс, Барт, Соссюр обеспечит теоретический каркас для концептуализации сериальных сообществ как модуса семиотической жизни. Проработанность понятия мифа можно соотнести с трудами Лосева, Пятигорского, Леви- Стросса, Кассирера.
В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения сферы сериальных сообществ как целостной смыслообразовательной структуры, которая способна к конструирующей интенциональности человеческой самости. Смыслообразовательная компетенция сериальных сообществ имеет свое основание в феномене «сериальности» как специфической культурной парадигмы постсовременности. Актуализированы фан-сообщества или же фандомы в своих частных проявлениях, выраженные как модальности сериальности. Аффективность и эмоциональность, которые рождают чувство вовлеченности и соучастия, воздействуют на человеческое сознание не рефлексивно, околдовывая и благоприятствуя к восприятию образно-символической реальности.
Поставленные задачи вначале разрешаются в ходе исследования с опорой на терминологическую базу, взятую в данном исследовании как необходимый вектор. Оформилось представление о сериальных сообществах посредством раскрытия частных их проявлений. Выявлена их внутренняя сущность как целостных смысловых сфер, символическую нагруженность и имманентную силу к интеграции и коммуникации людей внутри сообщества. Проиллюстрированы концепции в определении знака, как единицы смыслового каркаса любого повествования, текста. В призме этих терминов рассмотрены нарративы, лежащие в основании сериальных сообществ, транслирующих и фундирующих образы. Конституируется проблема постановки значимости мифа, как самодавлеющей сущности в культурном пространстве. Определяется фундаментальная и онтологическая сущность мифа как то, что способно оформлять и констеллировать партикулярный образный мир, доводя его до единого целого. Оформление мифологических структур имеет сущностную взаимосвязь с мифологическим фоном сознания, который представляется в виде первичных актов переживания окружающей действительности. Актуализация феноменологического аспекта переживаний направлена на осуществление деятельности по обнаружению оснований для самоопределения человека. Делается вывод, что мифологическая, символическая и коммуникативная составляющие сериальных сообществ воздействуют на специфику выстраивания экзистенциальной идентичности человека. Феноменологический подход в рассмотрении внутренней природы сериальных сообществ продемонстрировал, что оформление экзистенции человека, его собственной самости происходит на основании ситуации выхода за свои пределы, ситуации «столкновения» и восприятия окружающей реальности.
Истинность реальности, воспринятая со всей очевидностью, понимается посредством переживаний.
В основной части работы раскрываются такие понятия, как экзистенция, фандом, текст, знак, рассматриваются термины постсовременность и метанарратив. За основание в раскрытие данных сущностей взяты основные подходы философской традиции: герменевтический, семиотический, экзистенциальный, феноменологический.
Рассмотрение трудов великих философов дало исчерпывающее и полное представление о глубинных сущностных структурах основополагающих понятий философской мысли. Работы Хайдеггера, Гадамера, Лосева, Хабермаса представляют собой традицию, базис которой положен в основание костяка данного исследования. При изучении сериальных сообществ были вовлечены пассажи современных зарубежных исследователей, рассматривающие проблемное поле фем-повестки, zerowaste, интернет-платформ.
Главная цель работы, представленная в виде изучения сериальных комьюнити, в их компетенциях по формировании синкретичсности человеческой экзистенции, была достигнута через обозначение онтологических и экзистенциальных черт сознания современного человека.
Из вышеперечисленного можно заключить, что сериальные сообщества, являясь продуктом постсовременной социокультурной сферы, взятой в ее сегментированной и секуляризованной природе, имеют внутреннюю интенцию к оформлению индивидуальной экзистенции человека, помещенного в сериальное сообщество. Символическая среда, которая обеспечивает парадигматическое разнообразие, создается и воспринимается активной конструктивной деятельностью вовлеченного сознания. Восприятие этих смыслов обеспечивается на нерефлексивном уровне. Феноменологический подход к изучению сериальных сообществ обозначил моменты эмоциональности переживаний, которые воздействуя на сознания, внушают абсолютную достоверность и реальность внутреннего мира сериальных сообществ.
1) Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ.ст. и коммент. С. Зенкина. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2014. - 351с.
2) Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
3) Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000.
4) Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - 3-е изд. - М.: «Добросвет», «Издательство “КДУ”», 2009. - 387 с.
5) Гадамер Х. -Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704с.
6) Голосовкер Я. Э. Логика мифа Избранное. Логика мифа - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 499 с.
7) Гуссерль Э. Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464с.
8) Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М. : Гнозис, 1994. - С. 162.
9) Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / отв. ред. И.Т. Левыкин. М. : Наука, 1984. 268 с.
10) Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие. - М.: Логос, 1996. - 280 с.
11) Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. - СПб., 1999. С.360.
12) Кассирер Э. Понятийная форма в мифологическом мышлении. Стр. 183 -240. // Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке - М.: Гардарика (Лики культуры), 784., 1998.
13) Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 338с.
14) Куренной В. Унылая субстанция и доставляющие лулзы «Теория большого взрыва» и культура исследовательского университета // Логос. - 2013. №3. - С. 75-83.
15) Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // Логос. - 2013. №3. - С. 9-20... 49