Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Отношения между Россией и США в переходный период (1992-2012 гг.) 11
1.1 Эволюция военно-политических связей 11
1.2 Трансформация экономических отношений 28
Глава 2. Отношения между Россией и США в эпоху напряженности (2012-2020 гг.) 38
2.1 Эскалация напряженности в военно -политической сфере 38
2.2 Экономическое измерение американо-российских отношений: санкционная
политика США в отношении России 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Американо-российские отношения являются одним из важнейших аспектов международных отношений, определяющих мировую политику на протяжении последних десятилетий. Не поддается сомнению тот факт, что с момента окончания холодной войны, распада СССР и впоследствии возникновения Российской Федерации как независимого государства взаимодействие между Россией и США претерпело значительные изменения. Завершение холодной войны для всего мира обозначало только одно: СССР одержал поражение в конфронтации сверхдержав за мировое господство. Так, США, как победители, достигли своей цели: установление однополярной системы международных отношений во главе с США не подвергалось сомнению. Вследствие этого создавалось впечатление, что теперь США вправе творить на международной арене всё, что им вздумается. Таким образом, ряд ранее упомянутых событий привел к существенным изменениям не только в рамках американо-российских отношений, но и в глобальном мироустройстве.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения американо - российских отношений после распада биполярной системы международных отношений, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию потенциала конфликтности в современном мире. В настоящее время Российская Федерация и Соединенные Штаты играют крайне важную роль в международных отношениях, оказывая значительное влияние и на весь мир. Несмотря на то, что официально холодная война была окончена, в действительности США и не думали прекращать её. Политические деятели Соединённых Штатов часто высказываются о том, что Россия является самым первым врагом страны, что необходимо пресекать все её попытки увеличения своего влияния на международной ар ене. Американо-российские отношения являются одной из острых внешнеполитических проблем, которую нельзя рассмотреть однозначно. Именно поэтому внимание многих международных экспертов, правительственных и неправительственных организаций обращено на взаимоотношения именно этих двух стран.
Цель исследования: выявить факторы, препятствующие взаимодействию России и США.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проследить процесс развития американо-российских отношений в военно-политической и экономической сферах;
2. Дать оценку состояния отношений между Россией и США в перечисленных выше направлениях;
3. Определить факторы, влияющие на американо-российские отношения.
Объектом исследования являются американо-российские отношения.
Предметом исследования являются американо-российские отношения в военно-политической и экономической сферах.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2020 г. Нижняя хронологическая граница определена распадом СССР, что поставило финальную точку в холодной войне, и началом политики президента Б. Ельцина по сближению с Соединенными Штатами. В качестве определяющей верхней границы было взято окончание президентского срока полномочий Д. Трампа.
Методы исследования. В основе исследования лежит историко-генетический метод, с помощью которого удается последовательно раскрыть изменения изучаемой реальности. По логической природе этот метод является аналитически -индуктивным, а по форме выражения - описательным. Стоит отметить, что использование данного метода также позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. Таким образом, основной целью использования этого метода является объяснение фактов, выявление причин их появления, особенностей развития и последствий. Метод контент-анализа использовался для анализа содержания документов с целью выявления различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Правомерность использования контент-анализа определяется тем, что текст документа, являющийся для контент-анализа реальностью первого порядка, есть всегда продукт человеческой деятельности личности. Поэтому он несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов. Таким образом, целью применения контент-анализа является постижение более глубокой внетекстовой реальности, что позволяет делать выводы о реальности исторических событий. Более того, контент-анализ позволяет подтвердить и уточнить результаты исследования, проведенного историко-генетическим методом. Ивент-анализ применялся для анализа динамики взаимодействий определённых факторов с точки зрения роста и снижения уровня напряжённости между ними, основываясь на обработке публичной информации.
Исходя из поставленных задач, были использованы различные виды источников.
Непосредственно законодательные акты, отражающие характер американо¬российских отношений:
Кэмп-Дэвидская декларация 1992 г. гарантировала окончание холодной войны и установила тот факт, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников, а их отношения отныне будут характеризоваться дружбой и партнерством . В этом же году была подписана «Хартия российски -американского партнёрства и дружбы», в которой была достигнута договорённость о продолжении процесса сокращения вооружений, а также о новых направлениях развития между державами .
В сфере сокращения вооружений были рассмотрены Договоры «СНВ-2» и «СНВ- 3» , а также Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов .
В 2002 г. была издана Римская декларация о координации действий в обеспечении международной безопасности «Отношения Россия — НАТО: новое качество» . Ее целью являлось укрепление способности работать вместе в областях, представляющих общий интерес, и совместно противостоять общим угрозам (борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия).
Для того чтобы проследить процесс развития отношений России и США в экономической сфере были рассмотрены: «Соглашение о торговых отношениях» (введенное в действие в 1992 г.); «Договор между РФ и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений» , «Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» 1992 г. заложили основы американо-российского сотрудничества в области налогообложения и в сфере защиты и поощрения иностранных инвестиций; «Совместное заявление по российско-американской экономической инициативе» 1997 г. было направлено на стимулирование инвестиций и экономического роста в России, углубление экономических связей, а также на ускорение интеграции России в мировую экономику 1; «Совместное заявление о новых российско-американских отношениях в экономической сфере» 2001 г. и «Совместное заявление В.В. Путина и Дж. Буша о развитии российско- американских отношений» 2002 г. отмечали, что страны формируют тесные связи, воплощающиеся и в новых возможностях для инвестиций и торговли, в заявлении о развитии к тому же упоминалось о временном выводе России из-под Поправок Джексона- Вэника, о приоритетном значении приёма России в ВТО на стандартных условиях; «Соглашение 123» о сотрудничестве в ядерной области способствовало расширению коммерческих возможностей для российской и американской промышленности ; «Соглашение между правительствами России и США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров в рамках российско- американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» ; закон 2017 г. «О противодействии противникам США посредством санкций», подразумевавший введение нового пакета санкций против России, а также лишение президента права самостоятельно снимать санкции без согласования с Конгрессом .
Среди источников особо важными являлись официальные документы Совета национальной безопасности США, отражающие основные направления внешней политики, цели и задачи, которые администрации американских президентов ставили перед собой, а также формы и методы ее осуществления в рассматриваемый период. К ним относились Стратегии национальной безопасности США 1991, 1993, 1994, 1998, 2002,
2006, 2018 гг. Схожую направленность имели ядерная стратегия США , доклад
«Стратегические намерения России» , стратегия развития американской системы ПРО , в которых часто прослеживались антироссийские настроения. С российской стороны можно отметить Концепции внешней политики России
Немаловажную роль в исследовании играют средства массовой информации, позволяющие узнать о некоторых деталях рассматриваемого периода, подтвердить и раскрыть какую-либо информацию. Так, были использованы сайты таких новостных изданий, как Ведомости, newsru.com, Kommersant, ТАСС, а также Reuters,Washingtonpost, CNN, The New York Times.
В исследовании также была использована литература, следует отметить, что существуют работы по отдельным аспектам рассматриваемой темы, крайне мало трудов охватывают периоды в более чем 10 лет, из -за чего бывает довольно сложно обнаружить предпосылки, последствия, влияния каких-либо событий и явлений. Рассмотрение американо-российского вопроса проводилось следующими исследователями:
Труд Н.В. Злобина затрагивает проблемы, связанные с характером и особенностями отношений между Россией и США. Очевидно, что однозначной оценки причин обострения американо-российских отношений в современном мире не существует. Тем не менее, большинство российских политологов отмечают в качестве основной причины экспансионистский характер внешней политики Соединенных Штатов. Так, например, С.А. Семенов особое место в своих исследованиях уделяет анализу причин агрессивности американской политики. Коллективная работа О.И. Ющенко, Е.В. Лукова и Д.Н. Шевелева включает в себя материалы по истории внешней политики России, необходимые для понимания сложных исторических процессов, происходивших на международной арене. Пособие скорее помогает сформировать целостную картину происходящих событий. Т.А. Шаклеина исследует концептуальное обеспечение международной стратегии США и политики в отношении РФ. Труд Савойского А. Г. рассматривает, как развивались экономические отношения между Россией и США.
В статье Д.А. Ланко продемонстрировано, как благодаря личной дипломатии Дж. Буша-младшего изменился контекст американо-российских отношений в самих США, делается вывод о том, что представления американского президента о России, о значимости двусторонних отношений и личных отношений между ним и В. Путиным не изменились за весь период его президентства. В статье О.К. Рыбалко рассмотрены основные встречи президентов США и России в период с 2001 по 2008 гг., на основе чего автор дает оценку эффективности использования американским президентом тактики персональной дипломатии. О.А. Колобов и Ю.В. Тумина провели анализ доктринальных основ внешней политики Соединенных Штатов во время президентских сроков Дж. Буша- младшего и Б. Обамы. Строкань С. , Безруков А.О., Сушенцов А.А. изучали контекст правления Д. Трампа во внутренней политике и политические ограничения, с которыми ему пришлось столкнуться.
Косов А.П. рассматривал влияние сирийского конфликта на развитие американо - российские отношений. М. С. Барабанов, А.Д. Васильев, А.С. Денисенцев также уделяли внимание сирийскому вопросу, рассматривая в целом кризис в Сирии, его причины, ход событий и участие России и США в данном процессе. В контексте рассмотрения американо-российских отношений не обошлось без изучения украинского фактора. Н. Работяжев и Э. Соловьев в своей работе писали о причинах, приведших к кризису 2014 г., г., а также акцентировали внимание на противоречиях Запада и России вокруг данного вопроса. Изучением конфликта в том числе занимался С.И. Чернявский .
Среди иностранных исследователей можно выделить следующие работы: Бжезинский З. , являясь бывшим советником по национальной безопасности американского президента в 1977-1981 гг., проводит анализ геополитической ситуации преимущественно в Евразии, рассматривал Россию как наиболее беспокойное государство, называя ее при этом «черной дырой». Кофман М. писал о российско- грузинской войне и ее влиянии на отношения между Россией и США, акцентируя внимание на том, что историческое значение конфликта крайне недооценено. Кулаи Э. в своей работе предпринимает попытку ответить на вопрос, какие внутренние, региональные или международные факторы изменили отношения России и США во время президентства Д. Медведева, для чего он изучал позиции российских экспертов. Румер Э. и Сокольский Р. рассматривали период после окончания холодной войны вплоть до президентства Д. Трампа, однако, в общих чертах, без углубления. Миршаймер Дж. утверждал, что вина за украинский кризис лежит не только на российской стороне, а на Соединенных Штатах и их европейских союзниках. По его мнению, Запад гораздо более ответственен за разразившийся кризис. К примеру, он писал, что корень проблемы лежит в расширении НАТО, центрального элемента более масштабной стратегии, направленной на то, чтобы вывести Украину из -под российского влияния.
Структура работы: во введении представлены цели, задачи и актуальность выбранной темы, выделены объект и предмет исследования, описана степень разработанности темы исследования. В первой главе рассматриваются события в отношениях России и США в эпоху Б. Ельцина и первых двух президентских сроков В. Путина, даётся оценка состояния двусторонних отношений в военно-политической и экономической сферах. Вторая глава посвящена исследованию развития американо-российских отношений в тех же сферах в период с 2012 по 2020 гг. В заключении работы подводятся итоги исследования.
Важнейшим вопросом американо -российских отношений в начале 1990-х гг. стала проблема статуса двух держав, как на международной арене, так и в двусторонних отношениях друг с другом. Россия после распада СССР не могла претендовать на статус «сверхдержавы», когда США являлись единственной доминирующей державой, имеющей значительный отрыв от конкурентов в области военных вооружений, пытавшейся установить новый мировой порядок с учетом своих интересов, а именно достичь установления мирового господства. Соединенные Штаты, признав Россию правопреемницей СССР, стремились закрепить за ней статус проигравшей стороны в почти полувековом противостоянии сверхдержав, объявляя себя выигравшей стороной и, следовательно, пытаясь диктовать свои условия на мировой арене. В то же время они забывали о многих факторах, как ядерный потенциал, геостратегическое положение, ресурсы и технологические возможности России, а также её дипломатический престиж, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника ОБСЕ. Однако, с другой стороны, США, сохраняя статус сверхдержавы и стремясь воспользоваться какими-либо выгодами в связи с этим, осознавали, что не могут полностью игнорировать интересы России. Именно поэтому Соединённые Штаты были первым государством, признавшим Россию.
Таким образом, американо-российские отношения в 1990-е гг. отличались высокой степенью влияния США на Россию, осуществление её внутренней и внешней политики. Рассмотрение американских программ по оказанию помощи позволяет сделать вывод, что эти программы не сыграли значительной роли в восстановлении России и стали политическим инструментом США для получения определённых выгод от России. Проведённый анализ отношений подтвердил политику экспансии центра, США, в периферию, Россию, для захвата новых рынков сбыта собственной продукции. Поворотным моментом в их взаимоотношениях стал экономический кризис 1998 г., вызванный неравноправием американо-российских отношений.
Исторический анализ показал, что встречи президентов России и США приобрели регулярный характер, оживились межпарламентские контакты, взаимодействие государственных учреждений и ведомств, что вывело отношения между странами на качественно новый уровень. Активное развитие наблюдалось и в сфере сокращения военного арсенала. С одной стороны, в отношениях России и США снижался уровень военной конфронтации, была снижена угроза развития мировой ядерной войны. С другой стороны, США не воспринимали Россию как равноправного союзника и не учитывали её интересы. В отличие от СССР, Россия не располагала достаточными возможностями для того, чтобы оказывать влияние на американскую внешнюю политику, чему поспособствовали многочисленные уступки со стороны России при подписании Договоров о сокращении вооружений.
Смена руководства в США и России в 2000 г. дали надежду на улучшение двусторонних отношений. Более того, эти надежды усилились после террористических актов 11 сентября 2001 г. Началось американо-российское сближение на фоне общей борьбы с международным терроризмом, вследствие чего отношения между странами заметно улучшились. Впервые после Второй мировой войны державы находились в одной коалиции и боролись против общего врага. Однако, несмотря на это, политика США в отношении России на практике не изменилась.
Обострение отношений можно выделить после принятия «доктрины Буша». Руководство России и США смотрели на процессы, происходящие в мире, сквозь призму своих собственных интересов, в связи с чем возникало непонимание друг друга. Так, например, согласно внешнеполитической концепции США 2002 г., в основе реализации курса внешней политики лежит военное превосходство и идея превентивной войны. При этом если достижение государственных целей станет невозможным посредством взаимодействия с другими странами, США готовы действовать самостоятельно. В то время как концепция внешней политики России 2000 г. являлась противоположностью в этом отношении, поскольку она закрепляла приверженность модели многополярного мироустройства.
Так, реалиям XXI в. соответствовала новая повестка дня в сфере американо - российских отношений, включающая борьбу с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, а также укрепление стабильности на Евразийском континенте.
Во внешнеполитической области США подтвердили свое нежелание считаться с интересами России. Ухудшение двусторонних отношений в 2000-х гг. происходило шаг за шагом: вторжение США в Ирак в 2003 г. в обход СБ ООН, принятие в 2004 г. в НАТО семи восточноевропейских стран, «Оранжевая революция» на Украине в 2004 г.,
«Вильнюсская речь» вице-президента США Р. Чейни, очередная волна расширения НАТО в 2009 г. Несмотря на то, что американо-российские отношения претерпели значительные изменения, окончание холодной войны не поспособствовало снижению уровня. Так, например ряд ранее перечисленных событий даже спровоцировал разговоры в политических кругах о наступлении новой «холодной войны».
Период с 2013 по 2014 гг. характеризовался стремлением обоих государств осуществить «перезагрузку» своих отношений, символический старт которой состоялся еще во время первого президентского срока Б. Обамы в 2009 г. Итогом двусторонних стремлений стали совместные заявления о готовности развивать сотрудничество, а также начать переговоры о сокращении стратегических ядерных вооружений. Однако в действительности перезагрузка американо-российских отношений не состоялась. Здесь можно выделить несколько причин: во -первых, это намерение США сохранить за собой лидерство на международной арене, служившее фундаментом внешнеполитической концепции государства, и следование идеям американского миссионерства в деле распространения американского варианта демократии; во-вторых, стремление России вернуть себе статус великой державы, которое приводило к тому, что она активизировала свою деятельность по противодействию гегемонистических устремлений США, стремясь отстоять свои традиционные сферы влияния на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Кроме того, улучшению отношений между Россией и США препятствовала «политика американской истины»: во-первых, политика двойных стандартов, к примеру, хорошо прослеживаемая в отношении событий в Сирии; во- вторых, уверенность в универсальности американской демократии и её составляющих, что в совокупности с цивилизационным максимализмом порождает трактовку и оценку действий любого субъекта внешней, часто и внутренней политики с позиций американских цивилизационных ценностей.
События 2014 г. можно охарактеризовать как период углубления кризиса в американо-российских отношениях. По мнению западных политиков и аналитиков, действия России в отношении Украины значительно повредили порядок, установленный в 1975 г. Хельсинкскими соглашениями. Более того, российские действия вызвали обеспокоенность и у своих соседей, включая Грузию, Латвию, Молдову, Эстонию и у других стран со значительными этническими русскими меньшинствами. Кр изис на Украине возобновил прежнюю напряженность в отношениях с Россией по поводу взаимодействия США и Европы с постсоветским пространством.
Дальнейшее ухудшение американо-российских отношений произошло после начала военно-воздушной операции российских войск в Сирии. Это вмешательство существенно нанесло ущерб планам США по свержению президента Сирии Б. Асада и установлению своего контроля в данном регионе. Успех действий Военно-воздушных сил России, который вынуждены были признать и на Западе, сильно подорвал политический авторитет Б. Обамы и ослабил позиции США в регионе.
Начало следующему этапу американо-российских отношений положило избрание в ноябре 2016 г. Д. Трампа новым президентом США. Руководствуясь его политическими обещаниями, в России предполагали видоизменение двусторонних отношений в сторону улучшения: решение украинского вопроса на условиях, приемлемых для России; отмена санкций, введенных США после событий в Крыму; возобновление сотрудничества Москвы и Вашингтона на равной основе в Сирии и Афганистане. Впрочем, период надежд оказался в этот раз слишком коротким.
Август 2017 г. стал месяцем, когда отношения между Россией и США вступили в новую фазу, так как ведение политики США в отношении России перешло из рук Белого дома под контроль Конгресса, решительно настроенного на усиление политики давления на Россию. Для многих демократов «наказание» России было способом помешать президенту-республиканцу «распродать» интересы своей страны иностранному государству. Республиканцы же проводили жесткий курс по отношению к России, стремясь освободиться от любых обвинений в сговоре Белого дома с Кремлем. Эту же позицию по существу занял и Д. Трамп. Итогом стало обострение американо-российских отношений, которое в очередной раз достигло уровня холодной войны .
Рассмотрение процесса развития американо-российских отношений подтверждает, что отношения между двумя этими государствами развивались по одной схеме: активно велись переговоры и некоторые практические достижения, а затем следовала неизменная стагнация, на которую Кремль реагировал выражением надежды на позитивные перемены при следующем президенте Соединенных Штатов.
В силу своей истории, геополитического положения и обладания статусом ядерной державы Россия призвана быть великой державой, оставаясь единственным соизмеримым с США ядерным субъектом на мировой политической арене. Именно поэтому существующие противоречия должны быть использованы руководствами двух государств как основание для конструктивной дискуссии и поиска путей выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Россия должна стремиться к налаживанию и поддержанию адекватных, не конфронтационных отношений с США, а также к расширению сотрудничества и взаимодействия в различных сферах, но без ущерба для своих национальных интересов. Помимо этого, Россия совместно с другими странами призвана не допустить того, чтобы решение важнейших международных вопросов превратилось в монопольное право США и их союзников. Задача восстановления России - это задача жизненной необходимости. Для страны с такими геополитическими характеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжает стоять так: либо быть одним из центров мировой цивилизации, либо быть расчлененной на несколько частей, из чего следует уход с карты мира в качестве самостоятельного и целостного государства. Для того чтобы сохранить такую обширную территорию в целостности и неприкосновенности, страна должна стать достаточно могущественной в международном плане - сохранение целостности и соответствующей мировой роли оставляет стране принципиальный шанс для будущего процветания.
На основании вышеизложенного, в период с 1992 по 2020 гг. в отношениях между США и Россией имели место периоды как сотрудничества, так и конфронтации. Однако, общее состояние отношений можно охарактеризовать как достаточно напряженное, сложное и непостоянное. Американо-российские отношения осложнялись в данный период следующими факторами:
1. Наследие холодной войны. Период глобального геополитического противостояния оставил глубокий след в отношениях между Россией и США, который продолжает оказывать влияние после ее официального завершения. Холодная война была эпохой интенсивной конкуренции и взаимного недоверия между СССР и США, разделив мир на два противостоящих лагеря, данное соперничество можно проследить и после. СССР и США придерживались разных идеологий, и эти разногласия сохранились: Россия часто воспринимается как автократическая держава, в то время как США рассматриваются как демократическая. Наследие холодной войны создает серьезные препятствия на пути к улучшению отношений между Россией и США, подпитывая недоверие, военную напряженность и геополитическое соперничество.
2. Восприятие Соединенными Штатами и Западом в целом России как проигравшей стороны в холодной войне, ввиду чего американская сторона считала Россию неспособной проводить самостоятельную политику и всерьез угрожать единому Западу. Отсюда полное игнорирование ее интересов, в результате чего выстраивание конструктивного взаимодействия между странами на такой основе становится крайне затруднительным.
3. Разногласия по поводу международного порядка. Руководство России и США смотрели на процессы, происходящие в мире, по-разному, в связи с чем возникало непонимание друг друга. Так, к примеру, согласно внешнеполитической концепции США 2002 г., в основе реализации их курса внешней политики лежит военное превосходство и идея превентивной войны. При этом если достижение государственных целей станет невозможным посредством взаимодействия с другими странами, США готовы действовать самостоятельно. В то время как концепция внешней политики России 2000 г. являлась противоположностью в этом отношении, поскольку она закрепляла приверженность модели многополярного мироустройства.
4. Расширение НАТО. Российское руководство не раз высказывалось против данной инициативы, особенно учитывая, что альянс расширялся за счет стран постсоветского пространства. Это вызывало обеспокоенность в России, которая рассматривала это как угрозу своей безопасности. Тем не менее, в рассматриваемый период можно было наблюдать 5 волн расширения альянса, в результате которых количество стран -участниц увеличилось на 14: в 1999, 2004, 2009, 2017, 2020 гг.
5. Украинский кризис. Кризис на Украине, начавшийся в 2014 г., стал одной из основных причин напряженности между Россией и США. Россия и США были вовлечены в конфликт, поддерживая разные стороны, обостряя и без того сложные отношения. В США считали, что без участия Украины Россия не сможет восстановить «свою империю», будь то на основе СНГ или на базе евразийства.
6. Гражданская война в Сирии. В данном конфликте позиции России и США также значительно различались, российское руководство поддерживало правительство Б. Асада, в то время как американская сторона оказывала поддержку оппозиции. Несмотря на ситуационное сотрудничество, которое имело место в рамках данного вопроса, выступая медиаторами в сирийском конфликте, страны стремились к урегулированию кризиса с учетом своих собственных интересов, что также препятствовало налаживанию сотрудничества.
7. Обвинения России во вмешательстве в президентские выборы в США 2016 г. Россия подверглась обвинениям американской стороной во вмешательстве в выборы посредством кибератак и распространением дезинформации. Данные обстоятельства усилили напряженность между двумя странами, вызвав взаимное недоверие и подозрительность. К тому же, это подорвало доверие к Д. Трампу, который стал заложником данной ситуации, вынужденному проводить не ту политику в отношении России, которую активно анонсировал перед выборами.
Ряд перечисленных выше факторов привел к нарастающему напряжению между Россией и США в рассматриваемый период, что затруднило налаживание их взаимодействия.
Таким образом, в результате проведенного исследования удалось подтвердить гипотезу о том, что окончание холодной войны не поспособствовало качественному снижению уровня конфронтации между Россией и США ввиду указанных выше факторов.
1. Глава Пентагона приказал открыть каналы коммуникации с РФ по Сирии. 2015.
[Электронный ресурс]. - URL:
https://web.archive.org/web/20171107030521/http://www.interfax.ru/world/470110 (дата обращения: 10.02.2024).
2. Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений. 2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/supplement/3964 (дата обращения: 03.12.2023).
3. Дипломатическая война США и России. Хроника. 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://web.archive.Org/web/20211025195609/https://www.kommersant.ru/doc/4928289 (дата обращения: 02.03.2024).
4. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о
дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. 1993. [Электронный ресурс]. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1902063 (дата обращения: 08.10.2023).
5. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений. 1992. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1901203 (дата обращения: 08.10.2023).
6. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о
мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. 2010. [Электронный ресурс]. - URL:
https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10947115@morfNPAChapter (дата обращения: 25.11.2023).
7. Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных
потенциалов. 2002. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_29832.html (дата
обращения: 05.11.2023).
8. Гулиева Э. Инициативы России и США по урегулированию сирийского конфликта.
2016. [Электронный ресурс]. - URL:
https://web.archive.org/web/20180115001342/http://tass.ru/info/3675016 (дата
обращения: 11.02.2024).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации. 2000. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 28.10.2023).
10. "Кремлевский доклад" Минфина США. 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://web.archive.Org/web/20180130172820/http://www.interfax.ru/business/597689 (дата обращения: 26.03.2024).
11. Курт Волкер заявил о необходимости ликвидации ДНР и ЛНР. 2018. [Электронный
ресурс]. - URL:
https://web.archive.Org/web/20190302024703/https://www.kommersant.ru/doc/3565965 (дата обращения: 18.03.2024).
12. Кэмп-Дэвидская декларация Президента США Дж. Буша и Президента РФ Б.Н. Ельцина о новых отношениях. 1992. [Электронный ресурс]. - URL: https://avalon- law.ru/2019/11/06/1992-kemp-devidskaya-deklaratsiya/ (дата обращения: 01.10.2023).
13. Медведев: санкции, подписанные Трампом, - полноценная торговая война.
[Электронный ресурс]. 2017. - URL:
https://web.archive.org/web/20170803012245/http://www.vedomosti.ru/politics/news/2017 /08/02/727742-medvedev-trampom (дата обращения: 24.03.2024).
14. Меморандум по безопасности полетов в Сирии между РФ и США вступил в силу.
2015. [Электронный ресурс]. - URL:
https://web.archive.org/web/20180117052324/http://www.interfax.ru/world/474597 (дата
обращения: 10.02.2024).
15. Об одобрении предложения о продлении срока действия Соглашения между
правительствами России и США о порядке таможенного оформления и
беспошлинного ввоза товаров в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
2017. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/26785/ (дата
обращения: 24.03.2024)... 123