Аннотация
Введение 4
Глава 1. Значение и изображение феномена смерти в пространстве культуры 10
1.1. Представление о смерти у народов древних цивилизаций 10
1.2. Феномен смерти как ядро религиозных учений 12
1.3. Тема смерти как лейтмотивная тема всех видов искусства 14
1.4. Осмысление смерти через призму романтического и символистского двоемирия 21
Глава 2. Жизнь и творчество Александра Вертинского 33
Глава 3. Семиотика смерти и принципы ее воплощения в творчестве А.Н. Вертинского 42
3.1. Феномен театральности и его связь со смертью 42
3.2. Мортальные мотивы в парадигме христианского толкования 51
3.3. Дихотомия любви и смерти в художественном мире А.Н. Вертинского 62
3.4. Мифопоэтическое понимание феномена смерти 70
3.5. Онирические и темпоральные мотивы как воплощение феноменологии смерти 77
Глава 4. Диахронный аспект репрезентации темы смерти в творчестве А.Н. Вертинского.... 89
4.1. Феноменология смерти как проявление декадентского мироощущения в
доэмиграционном периоде творчества А.Н. Вертинского 90
4.2. «Меланхолический фатализм» или «гедонистическое наслаждение»: феноменология
смерти в эмигрантском периоде творчества А.Н. Вертинского 99
4.3. Философская лирика позднего творчества А.Н. Вертинского: онтологизм смерти .... 112
Заключение 126
Список прочитанной и использованной литературы и источников 129
Тема смерти во все времена осмыслялась человечеством, на что указывает богатейшая культурная и, в частности, литературная традиция. Это во многом обусловлено трансцендентностью обозначенной категории - каждый автор стремился осмыслить неизвестное и надличностное, пытался, образно выражаясь, измерить глубины бездны; как писал Ю.М. Лотман в работе «Смерть как проблема сюжета»: «Начало-конец и смерть неразрывно связаны с возможностью понять жизненную реальность как нечто осмысленное. Трагическое противоречие между бесконечностью жизни как таковой и конечностью человеческой жизни есть лишь частное проявление более глубокого противоречия между лежащим вне категорий жизни и смерти генетическим кодом и индивидуальным бытием организма. С того момента, как индивидуальное бытие превращается в бытие сознательное (бытие сознания), это противоречие из характеристики анонимного процесса превращается в трагическое свойство жизни», а впоследствии - и в свойство искусства.
Новый виток в этом искании ответов на вечные вопросы происходит в ХХ в., когда в господствующем хаосе жизни поэты и писатели стремились утвердить новое мировоззрение вместо существующего, пошатнувшегося на рубеже веков. А потому и смерть начала приобретать новые оттенки значения в текстах. Примером тому может служить творчество Ф. Сологуба, именовавшегося «певцом смерти», или онтология смерти в прозе И.А. Бунина, или ахматовское понимание этого феномена - и художественные системы еще множества авторов начала прошлого столетия. Сама эпоха располагала к тому, чтобы человек взглянул в лицо смерти, чему способствовала вереница трагических событий: кровавые революции (1905-го года, Февральская и Октябрьская) и войны (русско-японская, Гражданская и Первая мировая), повлекшие множество человеческих жертв. А поскольку литература всегда стремится осмыслить реальность тем или иным образом, то закономерным является тот факт, что смерть оказывается константной категорией в искусстве (не только словесном). Исключением не становится и творчество А.Н. Вертинского.
Творчество этого артиста, в данной работе обозначенного как поэт (акцент ставится исключительно на словесной грани творчества), нельзя назвать полностью исследованным хотя бы в силу того, что литературоведческих трудов, посвященных жизни и творчеству А. Вертинского, не так много - по количеству они явно уступают трудам по изучению творчества А. Блока, В. Маяковского и т.д. Однако обращают на себя внимание исследования А. Макарова, Р. Коломиец и В. Бабенко, представляющие собой материалы к биографии, где местами авторы прибегают к литературоведческому и культурологическому анализу текстов. Собственно интерпретации поэтики текстов, художественных приемов и лейтмотивных образов посвящены работы А.А. Плотниковой, образной символике посвящен труд М.Г. Лежневой. Жанровая специфика становится предметом изучения в диссертационной работе Е.А. Тарлышевой. Связь с творчеством современников в лице И. Северянина и М. Кузмина, а также особенности синкретизма в наследии указанных поэтов обозначает Э.Н. Зиновьева. Однако ни одна из этих работ не проблематизирует категорию смерти как одну из важнейших составляющих поэзии А.Н. Вертинского (при том, что в некоторых исследованиях феномен смерти актуализируется).
А потому актуальность данной работы обусловлена необходимостью наметить пути исследования, чтобы дать представление о феномене смерти в творчестве А.Н. Вертинского. Помимо прочего, актуальность видится в том, что артист был представителем массовой культуры, а это дает основания для особого взгляда на его поэзию. Примечательно, что актуальность непосредственно творчества самого артиста определено и самой современной культурой. Так, известный рок-музыкант Борис Гребенщиков является поклонником творчества Вертинского и потому записал в 1993 г. альбом, состоящий из песен артиста. Также в музыкальной индустрии существует группа «Псы Вертинского», творчество которой хотя и не получило широкого распространения, но все же ознаменовало новый виток интереса к личности и творчеству изучаемого нами автора. Но особенно важным в настоящее время представляется вышедший в конце 2021 г. сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский», где консультантами сценаристов выступили дочери артиста - Марианна и Анастасия Вертинские. Конечно, сериал полон художественных режиссерских интерпретаций, выдуманных эпизодов жизни шансонье, однако важно другое - решиться экранизировать жизнь той или иной фигуры можно только в том случае, если это вызывает неподдельный интерес и сополагается с запросами культуры; значит, Вертинский нужен XXI в., несмотря на то, что, по выражению Анастасии Вертинской, творчество ее отца относится к «малым тропам русской поэзии».
В качестве объекта исследования выступают непосредственно тексты А. Вертинского. Предметом исследования стали особенности поэтики этих произведений, рассматриваемых в аспекте мортальности. Исследование проводилось на материале текстов, вошедших в наиболее полное собрание сочинений под названием «Дорогой длинною...» (1991).
Исходя из этого, цель работы можно определить как изучение текстов эстрадного артиста А.Н. Вертинского, вошедших в сборник «Дорогой длинною.», в синхроническом и диахроническом аспектах, чему сопутствует выделение мортальных мотивов, исследование феномена смерти через призму выделяемых аспектов и определение дальнейших перспектив исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть творчество Вертинского в синхронии, выделив основные концепты, репрезентирующие феноменологию смерти.
2. Проанализировать символику, составляющую лейтмотивную систему творчества Александра Вертинского, внутри каждого аспекта.
3. Выделить основные этапы творческого пути А. Вертинского и проследить изменение авторской мысли в отношении темы смерти.
4. Систематизировать результаты исследования и сделать выводы.
Методология. При написании работы были использованы описательный, биографический, синхронический, диахронический и семиотический методы, а также применялся мотивный анализ. Описательный метод сводится к попытке привести характеристику исследуемого творчества; биографический метод позволил обозначить связь поэтики текстов с реальными событиями из жизни поэта. Семиотический метод в совокупности с мотивным анализом представляет собой понимание текста как знаковой системы. Синхронический и диахронический методы позволили рассмотреть творчество автора с разных позиций: в ситуации реализации того или иного концепта вне зависимости от времени написания текста и, в совершенно обратной логике, с точки зрения того, когда мотивы и образы последовательно раскрывают феноменологию смерти. Основу теоретикометодологической базы составили прежде всего труды Ю.М. Лотмана, среди которых выделим «Внутри мыслящих миров», а также работы И.В. Силантьева («Поэтика мотива»).
Промежуточные результаты исследовательской деятельности были представлены в виде докладов в рамках семинара, на конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения 2021», «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения 2022» ТГУ, а также на XXIV Открытой конференции студентов-филологов, итогом чего стала настоящая работа, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка прочитанной и использованной литературы.
Структура работы
Во введении прописываются объект, предмет и материал исследования, обосновывается его актуальность, определяются цель и задачи.
В первой главе актуализируется значение концепта смерти в мировой и отечественной культуре, исследуются истоки актуальности темы смерти со времен архаики до наших дней, что находит отражение в разных видах искусства: живопись, музыка, литература и кино.
Вторая глава нацелена на обозначение наиболее важных биографических событий, оказавших влияние на творческий путь Вертинского. Здесь представлена общая характеристика жизни и творчества с момента становления Вертинского как артиста и вплоть до момента смерти.
Третья глава предполагает исследование творческой системы А. Вертинского в синхронии и включает в себя пять параграфов, каждый из которых репрезентирует отдельный аспект реализации темы смерти.
Первый параграф третьей главы посвящен исследованию феномена театральности в соположении с мортальными мотивами. Театральность реализуется как на сюжетном уровне, так и на уровне поэтики текстов, что позволяет говорить о концептуальной значимости этого аспекта.
Во втором параграфе феномен смерти рассматривается через призму христианских мотивов и образов. Определяются цели их использования в логике понимания мортальности.
Третий параграф включает в себя исследование любовной лирики, в которой также выделяется мотивно-образный комплекс, восходящий к теме смерти.
В четвертом параграфе уделяется особое внимание лейтмотивному образу весны, который явлен в большинстве текстов творческого наследия Вертинского. Однако неоднозначная семантика образа и его особая авторская интерпретация проблематизируют понимание феномена смерти. Также исследуются образы других времен года в логике мортальности.
Пятый параграф посвящена двум аспектам - образу сна и темпоральным мотивам, которые исследуются более локально, но также являются воплощением темы смерти.
Четвертая глава направлена на изучение творчества А. Вертинского в диахронии. В связи с этим представлена попытка деления художественной системы автора на периоды в соответствии с ключевыми моментами биографии, спровоцировавшими изменение картины мира, а как следствие, изменение отношения к феномену смерти. Глава включает в себя три параграфа, каждый из которых посвящен отдельному периоду творчества.
Так, первый параграф четвертой главы посвящен определению концепции смерти в доэмиграционном периоде творчества.
Во втором параграфе рассматривается самый продолжительный период творчества Вертинского, который пришелся на годы эмиграции, и предпринимается попытка проследить изменения в авторском отношении к феномену смерти.
Третий параграф охватывает все тексты, написанные с момента возвращения артиста в СССР. Здесь феномен смерти рассматривается в онтологическом его значении, поскольку этот период определяется философской лирикой и последними текстами артиста.
В заключении подводятся итоги работы, делаются общие выводы о феноменологии смерти в творчестве А.Н. Вертинского, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Творчество Александра Вертинского стало во многом неоднозначным явлением в русской культуре: с одной стороны, безжалостная критика современников, обвинения в низкопробном искусстве и прозвище шантанного певца, а с другой стороны - истинный восторг публики, большое количество воспоминаний, подчеркивающих талант артиста, и, конечно, культурное бессмертие. Но даже самые хлесткие выражения в публицистике не могли противостоять тому, что Вертинский был нужен эпохе, что люди в нем нуждались, а потому заполняли концертные залы до отказа и тайно покупали запрещенные на территории СССР пластинки певца во время его эмиграции. «Нет, это - не только будуарное творчество. Это - интимные исповеди. Это - я, это - вы, это - мы в наших жаждах ухода от повседневности, от буден, от опрощения жизни, и песни Вертинского не только эстетически ценны, но, может быть, еще и общественно важны и нужны».
Петер Пильский неслучайно подчеркивает обобщающий характер творчества артиста, так как Вертинский очень остро чувствовал умонастроения своей эпохи, а потому темы его творчества произрастали из самой жизни. Одной из таких тем стала и исследуемая тема смерти, которая может называться художественной константой, ибо не утратила свою актуальность за все время творчества артиста (1915-1957).
В процессе работы были предприняты попытки не только обозначить формы воплощения этой темы, но и наметить причины обращения к ней. Если двигаться по траектории от общего к частному, то первое, что стоит сказать, это значение темы смерти для ХХ в. в целом. Войны и революции, охватившие весь мир и Россию в частности, ужасали своей беспощадностью, и на хаос, в котором господствовала смерть, искусство просто не могло не обращать внимания - это требовало осмысления. Оттого художественный мир Вертинского раскололся надвое: «сущий и постигаемый», где границей стала смерть. Как и любого художника, феномен смерти артиста интересовал не только как закономерное жизненное явление, но и как загадка бытия, как явление одновременно физического и метафизического мира.
Так, в результате работы были выделены ключевые аспекты, через призму которых раскрывается авторское понимание смерти, и хотя они существуют в творческой системе в синкретичном единстве, каждый из аспектов расширяет тему танатологии и придает новые оттенки значения.
Исследование репрезентации смерти через мотивы театральности позволило взглянуть на художественный универсум артиста с точки зрения модели мира, определив при этом значение образов кукол, масок, актеров и актрис. Безусловно, особое отношение к театру спровоцировано не только авторской установкой, но и вовлеченностью артиста в театр, средой, в которой на протяжении многих лет Вертинский существовал. Но что особенно важно, больший интерес и феномену театральности прослеживается в раннем творчестве, что определяется эстетическими веяниями эпохи и авторским отношением к смерти. Театральность, таким образом, становится моделью существования, релевантной самой смерти, обусловленной потерей своей идентичности.
Христианские мотивы и образы в совокупности с мифопоэтическим образом Царства Весны определяют утопическое, сказочное, райское (здесь эти понятия могут выстраиваться в синонимический ряд) пространство загробной жизни души. Эта модель прекрасного мира существовала в противовес, с одной стороны, пошлой жизни, а с другой стороны, самой смерти: необходимость верить в лучшее не покидала не только самого Вертинского, но и его современников, именно поэтому надежда - сквозной мотив творчества.
Тема смерти, обусловливающая любовную лирику, также имеет не одно значение. Гибель, расставание - неизбежные последствия человеческих взаимоотношений, и это детерминировано самим мироустройством, однако эта тема характерна исключительно для ранних текстов. В других - смерть противопоставляется любви, тождественной самой жизни. И обозначение того, что важнейшая для Вертинского любовная лирика и ее соотношение со смертью видоизменялись с течением времени, позволяет говорить об эволюционном характере творчества поэта.
Так, ранняя лирика Вертинского, ориентированная на постижение жизни через призму культуры и сопровождавшаяся декадентским мироощущением, демонстрирует «положительное» восприятие смерти. «В хаосе страшного мира» смерть видится избавительницей, дарующей надежду на спасение. И потому для первого периода творчества актуальны темы физической смерти, потери, разлуки, искусственности. Второй период творчества определяется смещением акцента в сторону осмысления и принятия жизненного начала, поскольку внезапный отъезд и столкновение с самой жизнью привело к поиску новых опор. В связи с этим меняется характер любовной лирики (как меняется он и на протяжении периода: от мрака - к свету), в тексты вплетаются строки современников артиста, особое значение приобретает тема поэта и поэзии, а ближе к концу периода центральным становится образ Родины - экспликация чувства горечи и утраты, отмеченного
неизбывной надеждой на возвращение. Все это знаменует приоритет жизни и постепенное смещение концепта смерти на периферию творческой системы. В третий же период тенденция, наметившаяся во втором, реализовывается в полной мере, поскольку проявления жизни становятся главным объектом изображения: даже в годы войны Вертинский изображает не господство смерти, но торжество жизни. Однако и внутри периода отношение к смерти несколько видоизменяется. Так, небольшие штрихи (напоминание о собственной старости, смерти) в начале периода к концу превращаются в целые стихотворения, апогеем чего и являются предсмертные тексты. Ощущение близкой смерти, как бы ни была прекрасна жизнь, вносит свои коррективы: изменяются поэтика и тональность текстов, образная и мотивная система.
Все рассмотренные тенденции позволяют говорить о большом значении феномена смерти и мортальных мотивов в творчестве эстрадного исполнителя и поэта ХХ в. Александра Николаевича Вертинского.
Намечая дальнейшие пути исследования, необходимо сказать, что выделяемые аспекты и способы их реализации могут быть изучены на более глубинном уровне. Так, например, репрезентация смерти через временные формы и образы представляется темой, содержащей множество перспектив для работы. Помимо прочего, исследование проводилось на материале авторских произведений, и только тех из них, которые вошли в сборник «Дорогой длинною...», однако, чтобы расширить поле исследования, можно обратиться другим стихотворениям, сочиненным самим Вертинским, но не вошедшим в указанное собрание, или же к тем произведениям других поэтов (А. Ахматова, Г. Иванов и др.), на тексты которых Вертинский писал музыку и которые включал в свой репертуар.
1. Вертинский А.Н. Дорогой длинною... / Сост. и вступ. ст. Ю. Томашевского; Послесл. К. Рудницкого М.: Правда, 1991. 576 с.
2. Вертинский А.Н. За кулисами: Сб. / Сост. и вступит. статья Ю. Томашевского. М.: Советский фонд культуры, 1991. 304 с.
3. Вертинский А.Н. Четверть века без родины: Страницы минувшего. К.: Муз. Украша, 1989. 140 с.
Биографии, мемуары и труды по исследованию творчества А.Н. Вертинского
4. Бабенко В.Г. Александр Вертинский: Материалы к биографии. Размышления. Свердловск: Из-во Урал. ун-та, 1989. 114 с.
5. Барах А.В. По памяти, по записям. Литературные портреты // Концерт Сарасате. Paris: La Presse Libre, 1980. С. 200-204.
6. Братухин А.Ю., Братухина Л.В. Церковные образы в творчестве А.Н. Вертинского // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов межд. конф. Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2017. 624 с.
7. Брызгалова Е.Н. Игра как способ изображения мира в поэзии А.Н. Вертинского // Вестник российского университета дружбы народов. Тверь, 2018. С. 151-158.
8. Вертинская Л.В. Синяя птица любви. М.: Вагриус, 2004. 462 с.
9. Зиновьева Э.Н. Синкретизм творчества А.Н. Вертинского и формы его художественной реализации. Ульяновск: УлГТУ, 2016. 173 с.
10. Коломиец Р.Г. Александр Вертинский. М.: OMIKO, 2015. 69 с.
11. Лежнева М.Г. Образная символика в поэзии Александра Вертинского // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2003. № 1-2. С. 96-108.
12. Макаров А.С. Александр Вертинский: Портрет на фоне времени. М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. 448 с.
13. Плотникова А.А. К вопросу о фольклорных элементах в творчестве А.Н. Вертинского // Lingua mobilis. 2015. № 2(53). С. 20-26.
14. Плотникова А.А. Смерть и ее атрибутика в творчестве А.Н. Вертинского // Науковi записки Бердянського державного педагопчного ушверситету. 2014. Випуск III. С. 228-235.
15. Плотникова А.А. Традиции театра Дель-Арт в творчестве А.Н. Вертинского // W kr^gu problemow antropologii literatury: W strong antropologii niezwyklosci. Bialystok, 2013. С. 471-481....68