Введение 3
1 Понятие цифровой трансформации бизнеса 5
1.1 Цифровая экономика и цифровая трансформация: понятия и взаимосвязь 5
1.2 Сквозные цифровые технологии как основа цифровой трансформации бизнеса 11
1.3 Практика цифровой трансформации в России и зарубежных странах 27
2 Бизнес-процессы ретейла 34
2.1 Основные бизнес-процессы в торговле 34
2.2 Предпосылки применения сквозных технологий в торговле 38
2.3 Перспективы внедрения сквозных технологий в деятельность торговых организаций 46
3 Цифровая трансформация бизнес-процессов в торговле на примере ИП Думнов Н.К. ...49
3.1 Краткая характеристика ИП Думнов Н.К 49
3.2 Основные бизнес-процессы ИП Думнов Н.К 52
3.3 Разработка и внедрение плана мероприятий по цифровой трансформации бизнеса .55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы
Цифровая трансформация представляется главной составляющей стратегией трансформации бизнеса, имеющая решающее значение для побед или неудач. Адаптация организации к возможным сбоям, удовлетворение новых и возрастающих потребностей клиентов, поощрение будущего роста и инноваций всевозможными способами — это критерии реальных технологий в сочетании с человеческим фактором.
Данная тема актуальна, поскольку на сегодняшний день внедрение цифровой трансформации бизнес-процессов в ретейле способствует увеличению производительности труда и оптимизации расходов, повышению качества планирования работ, улучшению результатов управления, повышению качества обслуживания клиентов, улучшению репутации компании. Цифровизация бизнеса помогает увеличить скорость принятия решений благодаря адаптации к текущим реалиям и внедрению новых технологий. Это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность компании на рынке и улучшает качество обслуживания. Чтобы цифровизация была эффективной, компания должна понимать, какие технологии она применяет наиболее активно и как они влияют на ее работу. Спрос на инструменты цифровизации постоянно увеличивается.
Цель работы - разработка и оценка плана мероприятий по внедрению цифровой трансформации в бизнес-процессы ретейлера (ИП Думнов Н.К).
Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:
1. Определить понятие цифровой трансформации бизнеса;
2. Проанализировать бизнес-процессы ретейла;
3. Выделить перспективы внедрения сквозных технологий в деятельность торговых организаций;
4. Рассмотреть возможности внедрения цифровой трансформации в бизнес- процессы ретейла.
В последние годы внимание к проблеме цифровизации растет и затрагивает практически все сферы. Цифровая трансформация бизнеса активно изучается как в России, так и в зарубежных странах. Однако, процессы цифровизации бизнеса прогрессируют и меняются с очень большой скоростью, в следствие чего можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день данная тема также актуальна и полностью не изучена.
Объект исследования: цифровая трансформация бизнес-процессов.
Предмет исследования: цифровая трансформация бизнес-процессов в ретейле (ИП Думнов Н.К.).
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации существующих зарубежных и отечественных практик цифровой трансформации, реализуемых в сфере бизнеса.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанного плана цифровизации в практике других торговых организаций.
В ходе исследования были применены качественные методы, такие как метод сравнительного анализа, метод синтеза, позволяющий обобщить всю найденную информации, логический метод, причинно-следственный анализ
В ходе исследования было выявлено понятие цифровой трансформации и ее роль в бизнес-процессах ретейла, рассмотрена практика внедрения цифровизации в России и зарубежных странах. Также были проанализированы сквозные цифровые технологии, предпосылки их применения и перспективы внедрения в бизнес. На основе этого был сделан вывод о том, что цифровая трансформация бизнес-процессов в ретейле играет ключевую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности компаний. В результате чего компании становятся более гибкими, адаптивными и реагируют на быстро меняющиеся требования рынка. Стоит отметить, что для достижения поставленных целей важно также обучить сотрудников работе с новыми технологиями, обеспечить поддержку и мотивацию для успешной реализации проекта. Проведенный анализ дал основание для утверждения, что успешная реализация цифровой трансформации способствует улучшению взаимодействия с потребителями, оптимизации производственных процессов и увеличению прибыли компании.
Также был разработан план мероприятий по внедрению цифровой трансформации в бизнес-процессы ретейлера. Мною было подробно изучена система и организация бизнес- процессов ИП Думнов Н.К., в ходе чего было выяснено, что цифровизация данного ретейлера должна быть направлена на сохранение расходов, поскольку сам франчайзи представляет собой закрытый рынок. Таким образом, был разработан план мероприятий по внедрению торгового парсера в деятельность ИП Думнов Н.К., проанализированы затраты, рассчитана экономическая рентабельность и выдвинуты предполагаемые результаты, которые будут достигнуты после его внедрения.
Подводя итог, мы делаем вывод о том, что в современном стремительно развивающемся обществе все сферы жизни общества все чаще подвергаются цифровизации. Данный процесс является инновационным и требует к себе особого внимания. Цифровая трансформация в розничной торговле имеет ряд преимуществ и может быть ключевым фактором успеха для компании, поскольку это помогает ретейлерам улучшить свой бизнес, стать более конкурентоспособными на рынке, автоматизировать бизнес-процессы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017. № 1632-р.
3. «Цифровая экономика РФ» // Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации. - URL:
https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/(дата обращения: 04.05.2023).
4. 10 лучших примеров цифровой трансформации // Plerdy. - URL: https://www.plerdy.com/ru/blog/digital-transformation/(дата обращения: 07.05.2023).
5. Абдрахманова Г. И. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты / Г. И. Абрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К. О. Вишневский К. // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 4. - С. 118.
6. Абдрахманова Г. И. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.
7. Авдеева И. Л. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: Российский и зарубежный опыт // Вопросы управления. - 2017. - № 6. - С. 22-29.
8. Авилкина С. В. Цифровая экономика: управление, бизнес, образование / Под ред. С. В. Авилкина, М. А. Бакулева, И. И. Горских и др. М: Кнорус, 2019. - 218 с.
9. Александров Р. О. Цифровая компетентность как инструмент в информационном обществе для осуществления контроля и распространения информации / Р. О. Александров, В. С. Киреев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 54-58.
10. Ананьин В. И. Реальное время управления предприятием в условиях цифровизации // Бизнес-информатика. - 2019. - № 13. - С. 7-17.
11. Анохина Л. В. Перспективные направления регуляторной среды цифровой экономики России / Л. В. Анохина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 5-7.
12. Аренков И. А. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике // Российское предпринимательство. - 2018. - № 5. - С. 56-64.
13. Асалиев А. М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вест. Российского экономического ун-та им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 6 (102). - С. 67-76.
14. Асанов Р. К. Формирование концепции "цифровой экономики" в
современной науке // Социально-экономические исследования. - 2012. - № 15. - С. 143-148.
15. Барыбина А. З. Цифровая платформа как новая технологическая бизнес- модель / А. З. Барыбина // Всероссийская весенняя школа по цифровой экономике: Сборник научных трудов Всероссийской весенней школы по цифровой экономике, Тюмень, 14-15 марта 2020. - С. 60-62.
16. Бетелин В. Б. Цифровая экономика: навязанные приоритеты и реальные вызовы // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2008. - № 3-4. - С. 22-25.
17. Вахабова М. Х. Цифровая трансформация бизнес-процессов / М. Х. Вахабова, Л. Р. Эльбиева, Л. Х. Вахабова // Журнал прикладных исследований. Экономика и бизнес.
- Грозный, 2022. - № 11. - С. 553-558.
18. Гелисханов И. З. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития / И. З. Гелисханов, Т. Н. Юдина, А. В. Бабкин // Научно -технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. - Т. 11. - № 6. - С. 22-36.
19. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. - 2019 - № 1 - С. 54-59.
20. Депутатова Е. Ю. Аспекты изучения потребительского поведения в условиях инноваций в ритейле / Е. Ю. Депутатова, М. А. Перельман // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 1- 1 (59). - С. 101-104.
21. Доржиева В. В. Россия в процессе цифровой трансформации мировой экономики / В. В. Доржиева // Россия и современный мир. Экономика и бизнес. - М., 2022.
- № 4. - С. 28-39.
22. Евсеева С. А. Возможности цифровизации российского малого и среднего бизнеса на региональном уровне / С. А. Евсеева, О. А. Евсеева, О. А. Кальченко // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2019. - № 1 (39). - С. 28-32.
23. Евтянова Д. В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. - 2008. - Т. 10. - № 3 (38). - С. 54-57.
24. Ермакова М. Ю. Инновационные процессы и новая экономика: понятие и определяющие факторы развития // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2012. - Т. 8. - № 2-1. - С. 86-107.
25. Ефремова Н. А. Особенности цифровизации российский предприятий в современных условиях // Вестник СГСЭУ. - 2018. - № 3 (72). - С. 20-22.
26. Жанасов Т. Б. Пути развития экономики Российской Федерации в условиях цифровизации / Т. Б. Жанасов // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: Омега Сайнс, 2017 - С. 79-81.
27. Жаргалсайхан Н. Особенности цифровой трансформации зарубежных компаний: анализ опыта компании General Electric // Стратегии бизнеса. - 2021. - T. 9, № 2.
- C. 42-48.
28. Зайченко И. М. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определение / И. М. Зайченко, П. Д. Горшечникова, А. И. Лёвина, А. С. Дубгорн // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 2. - C. 205-212.
29. Золотова Л. В. Бережливое производство: содержание понятия / Л. В. Золотова, О. Н. Конюченко, С. С. Уманский // ЕГИ. - 2022. - №40. - С. 117.
30. Иванов В. В. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива / В. В. Иванов, Г. Г. Малинецкии ; Рос. акад. наук. - Москва: ООО «Нюанс», 2017. - 64 с.
31. Информационные технологии в КамАЗ // TAdviser. - URL:
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационные_технологии_в_КамАЗ (дата
обращения: 09.05.2023).
32. Казаков В., Лапидус Л., Светлов И. Интеллектуальные ресурсы сферы услуг в эпоху электронной экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.
- 2016. - № 1. - С. 280-283.
33. Китова О. В. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. - 2017. - № 9. - С. 31-39.
34. Кобилов А. У. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / А. У. Кобилов, И. В. Ольховская // Экономика и бизнес теория и практика. - № 1-1 (71). - 2021. - С. 117-121.
35. Кокурхаева Р. М. Цифровая экономика - экономика будущего / Р. М. Кокурхаева, Е. Х. Газдиева // Журнал прикладных исследований. Экономика и бизнес. - Магас, 2022. - № 4. - С. 12-15.
36. Куликова О. М. Экосистема: новый формат современного бизнеса / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 1(42). - С. 200-205.
37. Лукьянова А. В. Тенденции и возможности цифровизации малого и среднего бизнеса // Евразийское научное объединение. - 2019. - № 7-1. - С. 20-30.
38. Минашкин В. Г. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект / В. Г. Минашкин, П. Э. Прохоров // Статистика и экономика. - 2018. - Т. 15. - № 5. - С. 51-62.
39. Мухопад В. И. О современной роли цифровых технологий в управлении экономикой и промышленностью / В. И. Мухопад, Л. Н. Устинова // Экономика и менеджмент в условиях цифровизации: состояние, проблемы, форсайт. Труды научно - практической конференции с международным участием / Под ред. А.В. Бабкина, 2017. - С. 99-119.
40. Нобатов А. М. Информация цифровой экономике / А. М. Нобатов, А. И. Маткаримов // Вестник науки. Экономика и бизнес. - Ашгабад, 2023. - № 3. - С. 287-290.
41. Нуреев Р. М. Три этапа становления цифровой экономики / Р. М. Нуреев, О. В. Карапаев // Journal of Economic Regulation. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 6-27.
42. Ольховская И. В. Цифровая трансформация бизнеса / И. В. Ольховская, К. Т. Очилов // Проблемы современной науки и образования. Экономика и бизнес. - Чирик, 2022.
- № 3. - С. 33-35.
43. Панфилова Е. Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и модели / Е. Е. Панфилова // Московский экономический журнал. Экономика и бизнес. - М., 2019. - № 11.
- С. 20-28.
44. Паскова А. А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии / А. А. Паскова // Новые технологии. - 2020. - С. 124.
45. Перельман М. А. Аспекты качества и культуры торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях / М. А. Перельман // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. - 2019. - С. 217.
46. Перепечаева Д. М. Перспективные направления использования цифровых технологий в розничной торговле РФ / Д. М. Перепечаева, В. А. Матосян, Р. Р. Арсланов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - С. 161.
47. Пирогова О. Е. Укрепление конкурентоспособности компаний сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода / О. Е. Пирогова, Т. М. Сморчкова // Перспективы науки. - 2018. - № 2 (101). - С. 77-81.
48. Плахотникова М. А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях / М. А. Плахотникова, О. А. Крыжановская // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2017. - № 1 (31). - С. 45-50.
49. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике / В. А. Плотников // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2018 - № 4 (112). - С. 16-24.
50. Потапова Е. Г. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Е. Г. Потапова, П. М. Потеева, М. С. Шклярук // М. : РАНХиГС, 2021. - 184 с.
51. Пряников М. М. Блокчеин как коммуникационная основа формирования цифровои экономики: преимущества и проблемы / М. М. Пряников, А. В. Чугунов // International Journal of Open Information Technolo- gies. - 2017 - Т. 5, No 6 - С. 49-55.
52. Рубаева Л. М. Зарубежный опыт цифровой трансформации бизнеса / Л. М. Рубаева, А. А. Датиева // Вестник университета. Экономика и бизнес. - Владикавказ, 2022.
- № 2. - С. 146-150.
53. Семернина С. А. Цифровая трансформация бизнеса: зарубежный опыт / С. А. Семернина, И. В. Сомина // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. Экономика и бизнес. - Самара, 2018. - № 2. - С. 25-30.
54. Соловьев Е. Н. Цифровая трансформация как модель управления бизнеса / Е. Н. Соловьев // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2019. - № 37. - С. 275-279.
55. Соложенцев Е. Д. Цифровое управление государством и экономикой // Управление и планирование в экономике. - 2018. - № 1 (17). - С. 136-153.
56. Суворова С. В. Цифровая трансформация бизнеса / С. В. Суворова, М. О. Куликова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Экономика и бизнес. - СПб.: Питер, 2022. - № 2. - С. 54-59.
57. Сударушкина И. В. Цифровая экономика / И. В. Сударушкина, Н. А. Стефанова // Азимут научных исследований: экономика и управление. Экономика и бизнес.
- Самара, 2017. - № 1. - С. 182-184.
58. Сухоруков А. И. Цифровая трансформация бизнес-процессов / А. И. Сухоруков, Е. А. Захарова // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: сборник тезисов докладов национальной научнопрактической конференции: в двух томах.
- М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2020. - С. 54-57.
59. Сызыкина М. С. Понятие цифровои экономики в России // Достижение науки и образования. - 2018 - № 6 (28). - С. 25-28.
60. Сысоева Е. А. Цифровая трансформация социальной сферы в России // В сборнике: Инновационное развитие экономики. Будущее России материалы и доклады VI Всероссииской (национальной) научно-практической конференции. - 2019. - С. 108-111.
61. Хлопцов Д. М. "Экономика глазами молодых", посвященной 120-летию экономического образования в Сибири, Томск, 20-21 апреля 2018 г. / Д. М. Хлопцов. - 24.
- Томск : Издательский Дом Томского гос. ун-та, 2018. - С. 87.
62. Ценжарик М. К. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели. / М. К. Ценжарик, Ю. В. Крылова, В. И. Стешенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - СПб.: 2020. - № 3. - С. 391.
63. Цзюнь Л. Актуальность внедрения процесса цифровизации в деятельность предприятий / Л. Цзюнь, Ю. Шуанюань // Universum: экономика и юриспруденция. Экономика и бизнес. - Аньшан, 2021. - № 11. - С. 13-17.
64. Цифровая трансформация в России // Leanvector. - URL:
https://leanvector.ru/blog-eksperta/tsifrovaya-transformatsiya-v-rossii/(дата обращения: 06.05.2023).
65. Чалова М. В. Малый и средний бизнес: проблемы цифровизации и новые возможности / М. В. Чалова, З. В. Брагина, Е. В. Игнатьева, Н. Б. Харчина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 10-1. - С. 131-145.
66. Язханова Х. Д. Особенности и важность цифровой экономики / Х. Д. Язханова // Ceteris paribus. Экономика и бизнес. - Ашгабад, 2022. - № 12. - С. 148-151.